Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потреблению табака на 2017 - 2022 годы и дальнейшую перспективу




К О Н Ц Е П Ц И Я

Осуществления государственной политики противодействия

потреблению табака на 2017 - 2022 годы и дальнейшую перспективу

I. Введение

 

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 - 2022 годы и дальнейшую перспективу (далее - Концепция) разработана в соответствии со статьей 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее – РКБТ).

В настоящее время потребление табака является ведущей причиной смерти (10% смертности взрослого населения - 5,4 миллиона смертей в год)[1] и инвалидности в мире, представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и несет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономическими последствия. В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 300 тысяч до 400 тысяч граждан[2].

С потреблением табака связано развитие тяжелых хронических заболеваний, в том числе, рака и других онкологических заболеваний, болезней органов дыхания (хронической обструктивной болезни легких, эмфиземы, бронхитов) сердечно-сосудистых заболеваний (инфарктов миокарда, инсультов, атеросклероза, гипертонии), потери слуха, слепоты, катаракты. Его потребление также приводит к бесплодию, выкидышам и импотенции, другим тяжелым последствиям, инвалидности и смерти.

Реализация направленных на снижение потребления табака мер на предыдущем этапе (2010-2015 годы) позволила выполнить большинство международных обязательств, возникших в связи с присоединением к РКБТ, и создать базовые условия для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010−2015 годы был принят Федеральный закон от 23.02.2015 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в котором осуществлен системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, заложен принцип непрерывности и последовательности их реализации.

В результате, распространенность потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации, согласно проведенным опросам, снизилась с 39 % в 2009 г. на 6% и составляет 33%[3]. По данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность курения у подростков в возрасте 15 лет, которые курят по крайней мере раз в неделю, с 2006 по 2014 г. снизилась среди мальчиков с 27 до 17%, а среди девочек – с 21% до 10%. Среди 13-летних подростков этот показатель снизился среди мальчиков с 16% до 9%, а среди девочек – с 15% до 7%[4][5]. В то же время, показатели распространенности потребления табака все еще остаются катастрофически высокими. Потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением, в среднем составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 года. С учетом потерь лет потенциальной жизни или непрожитых лет вследствие преждевременных смертей от всех причин, связанных с курением, упущенная выгода в производстве ВВП составляет около 2% ВВП[6].

В связи с этим требуется принятие дополнительных мер, направленных на снижение потребления табака и непрерывная реализация принятых.

Дальнейшему сокращению количества потребителей табачной продукции препятствуют низкие налоги и цены на табачные изделия, что связано с недостаточно эффективной реализацией ценовых и налоговых мер предыдущего этапа (2010-2015 годы). Установленные темпы роста ставок акцизов, несмотря на поэтапное повышение налога на табачные изделия, не позволили достигнуть установленного целевого ориентира – достижения среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения, который составляет не менее 2,38 доллара на пачку сигарет[7]. В 2016 г. в России минимальная ставка акциза на пачку сигарет составила 33,6 рублей (0,51 доллара США).

Кроме этого, также важна успешная реализация мер по предотвращению незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, которая зависит от внедрения механизма, предусмотренного Протоколом о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, выработанного странами-участницами РКБТ.

Таким образом, в Российской Федерации в целом созданы условия для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека, которые в настоящее время требуют своего развития.

 

II. Цель Концепции

 

Целью Концепции является снижение распространенности потребления табака среди населения до 25 процентов к 2022 году и создание условий для дальнейшего устойчивого снижения уровня распространенности потребления табака среди населения Российской Федерации, что позволит достичь ежегодного снижения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака.

 

III. Основные целевые ориентиры

 

В качестве целевых ориентиров при реализации мероприятий по снижению потребления табака в Российской Федерации на среднесрочную перспективу к 2022 году должны стать:

снижение распространенности потребления табака среди населения Российской Федерации на 5-8 процентов, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами;

поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление адвалорной и специфической ставок акцизов, с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения;

профилактика распространения новых форм и видов табачных изделий, в том числе таких, которые потребляются путем вдыхания аэрозоля или пара, введение запрета на производство, ввоз и обращение некурительных табачных изделий;

повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака, в том числе повышение заметности и эффективности предупреждений о вреде потребления табака для здоровья путем введения требований к размеру и цвету потребительской упаковки, недопущение размещения на потребительской упаковке информации, стимулирующей продажу и потребление табака;

обеспечение условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения (граждан, родившихся после 2015 года), на протяжении всей их жизни будет невозможен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...