Определение уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка
Стр 1 из 2Следующая ⇒ А. Г. Ковалев выделяет в воспитании три этапа: 1) Анализ личности, выявление качеств, которые надо развивать, и тех, от которых надо избавляться; 2) Постановка цели и разработка программы воспитания; 3) Осуществление воспитания, которое поводится путем регуляции деятельности, поведения, включая контроль и самоконтроль [27, 77]. Мы солидарны с ним и поэтому экспериментальную работу начали именно с выявления начального уровня нравственной воспитанности школьников – констатирующего эксперимента. Объектом явились учащиеся третьего класса. Для того чтобы определить точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, диагностические методики. Наблюдение. Сущность применяемого в нашем исследовании наблюдения заключается в том, чтобы точно и полно фиксировать факты, которые позволяют судить о нравственном воспитании учащихся. Метод наблюдения давал возможность фиксировать конкретные события, факты, позволяющие определить внутренние психические процессы. Так, основными объектами нашего выступления выступили характер предметной деятельности учащихся, их отношение к ней, общение в процессе деятельности. Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам. Диагностические методики. Нами были использованы следующие методики: Методика 1. «Ранжирование понятий» (авторская). Эта методика направлена на выявление личной значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека. Необходимо проранжировать по степени личной значимости такие понятия, как друзья, слава, семья, богатство, здоровье, общение, родина, любовь. (Приложение 1) Методика 2. «Пословицы» (на основе методики, разработанной кандидатом психологических наук С. М. Петровой) [5]. В данной методике учащимся необходимо выбрать из предложенных вариантов продолжение пословицы. Пословицы представлены в приложении 2. Методика «Пословицы» используется нами для оценки личностного роста и конечной цели воспитания. Она показывает уровень нравственного развития учащихся и ценностные ориентации. На первых местах в ранжировании понятий по личной значимости оказались такие понятия, как друзья, семья, богатство. Такие понятия, как здоровье, Родина оказались второстепенными. Такой вариант ранжирования показывает высокий уровень нравственного воспитания учащихся; сформированности у них представлений о главных человеческих ценностях. Для продуктивной оценки результатов работы над темой исследования определены следующие критерии сформированности нравственных качеств младших школьников: критерий нравственного сознания, критерий нравственных отношений, критерий нравственного поведения.
На основе выделенных критериев выделили уровень воспитанности исследуемых нравственных качеств у младших школьников: высокий, средний, низкий. Высокий уровень: характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях; сформированность нравственных мотиваций. Средний уровень: неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации. Низкий уровень: несформированность нравственных понятий, неустойчивое, импульсивное поведение, отсутствие навыков совместного сотрудничества. В диагностике уровня сформированности нравственных качеств приняли участие 25 учащихся младшего школьного возраста. Их работы оценивались по трем уровням: высокий, средний и низкий. Основным показателем являлось количество ошибок в выполнении работы. Результаты диагностики приведены в таблице: Таблица 1
Также мы можем рассмотреть данные результаты на диаграмме «Уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников»
Полученные результаты свидетельствуют о нравственной ориентации; высокой культуре поведения, о сформированности у младших школьников представлений о духовных и нравственных ценностях; а также о сформированности у них нравственной мотивации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|