возникновения психологического консультирования
Предпосылки и источники
Фундамент возникновения психологического консультирования - социально-культурная матрица, в рамках которой психологическая помощь личности и обществу получила развитие как особый социальный и профессиональный институт). Это социально-экономические тенденции мирового развития -научно-технический прогресс, появление новых профессий, урбанизация и увеличение роли мегаполисов, отход от классической рациональности в научном познании. Эти условия способствовали появлению начиная с конца 19 в. и вплоть до 20-х гг 20 в. следующих тенденций и концепций, которые привели к возникновению психологического консультирования 1. Появление в 19 в. (1879 г.) лаборатории экспериментальной психологии, которую создал В. Вундт (1832-1920). Он пытался выделить «простейшие элементы» сознания (ощущения и элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы душевной жизни (например, закон «творческого синтеза»).
2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями. Ф. Пинель (к.18.в.- н.19 в.), - боролся за более гуманное обращение с душевнобольными, которых в те времена многие считали нечистыми и одержимыми злым духом, и предложил альтернативное объяснение психической болезни, связав нарушенное поведение с дисфункциями мозга (1793 г.), Ж. Шарко (французский невропатолог, (19 в.) и П.Жане (французский психолог и психиатр, 19-20 в), описавших такое психическое расстройство, как «истерия». возникновения психоанализа в н.20 в. Дж. Брейера (австрийский врач) и 3. Фрейда (австрийский психолог, психиатр и невропатолог) как предшественника всей современной научной психотерапии.
3. Новые тенденции в образовании. В 1898 году Джесс Б. Дэвис (Jess B. Davis) стал работать в качестве консультанта с учащимися средней школы в Детройте в области проблем образования и выбора профессионального пути – это условно предлагают считать началом консультативного движения (Джордж, Кристиани). Возникновение в 1908 году бюро руководства выбором профессии в Бостоне ( Фрэнк Парсонс), предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя «полезной и счастливой жизни». Это привело в 1913 году. к созданию Национальной ассоциации руководства выбором профессии. В 1914 г. бюро установило непосредственную связь со школами Бостона, связав консультирование с образованием. В этот же период многие школы экспериментировали с идеями консультирования. 4. Возникновение движения за психическое здоровье (за умственную гигиену) к.19-н.20 в. К. Бирс (американский психолог) - Книга Клиффорда Бирса «Душа, нашедшая себя» была опубликована в 1908 году и произвела глубокое впечатление на пробуждающееся общество и оказала влияние на консультативное движение: разожгла интерес к индивидуальности, прежде всего школьников. У Бирса развилось маниакально-депрессивное расстройство, и он 3 года провел в качестве пациента в различных больницах. После своего выздоровления он организовал в 1908 г. первое Общество психической гигиены, затем в 1909 году Бирсу предложили возглавить Национальный комитет психической гигиены. К движению за психическое здоровье относят деятельность, связанную с заботой о детях. В течение 20—30-х гг. научные журналы, организации, центры исследования ребенка направили свои усилия на обеспечение благополучия детей, вступающих в жизнь. Наиболее значителен вклад Стенли Холла из Университета Кларка (Clark University). Холл возглавлял исследование различных возрастных этапов психического развития, подчеркивается значимость сензитивных периодов для формирования зрелой личности; утверждается необходимость надежных, точных знаний о детях, внедрял фрейдистские понятий о развитии ребенка в американское образование и психологию.
Движение привнесло в консультирование представление о целостности, внесло в практику положение: в центре исследования находится индивидуальность.
5. Развитие психологического тестирования. деятельность Ф. Гальтона (английский психолог, один из основателей евгеники и дифференциальной психологии). Ф. Бине (французский психолог, один из основателей тестологии, создавшего первые тесты IQ. Л. Термен (американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития, Э. Торндайка (американский психолог и педагог). Появились опросники интересов, такие, как «Бланк устойчивых профессиональных предпочтений», активно проводилось и совершенствовалось тестирование специальных установок в музыке, механике и изобразительном искусстве. После Второй мировой войны появились первые тестовые «батареи». Развитие тестирования, вообще психологических измерений и других видов оценки человека оказало значительное влияние на консультирование: послужило основой для формирования первых технологий в практике консультирования, стало легче предсказывать и классифицировать личности и их поведение. 6. Возникновение и утверждение в 1940-х гг. в США «недирективной психотерапии» К. Роджерса (американский психолог, один из основателей гуманистической психологии), который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина «пациент», а взамен ввел термин «клиент» и по существу закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковой она и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.
7.Открытие Института религиозного попечительства (counselors) и социальных работников, вышедший из американских традиций и возникший до Второй мировой войны - будучи выпускниками совмещенных факультетов философии и теологии и социологии, эти специалисты были призваны оказывать непосредственно наставническую и практическую помощь лицам, попавшим в трудную эмоциональную и жизненную ситуацию.
8. Законодательное влияние на профессию консультанта. Следует отметить, что в США раньше других стран на уровне законов обеспечивалась законодательная база для развития консультирования и финансовая поддержка в становлении этой области и получении образования нескольким тысячам консультантов и непрямую поддержку еще нескольким тысячам консультантов (1954 г.). Начиная с 1917 г. в законодательстве США уделяется внимание профессиональной реабилитации, затем профориентации.
9. Влияние профессиональных организаций. Значительный вклад в становление консультирования как профессии внесла Американская ассоциация консультирования. Первоначально эта организация называлась Американской ассоциацией руководства и персонала (APGA). Она была создана в 1951 году, соединив Национальную ассоциацию профессиональной ориентации, Американскую ассоциацию персонала университетов и Национальную ассоциацию супервизоров и тренеров-консультантов. Это слияние явилось результатом осознания того факта, что деятельность этих трех групп специалистов очень похожа и что интеграция сделает профессиональное сообщество более сильным. Изменив название на «Американская ассоциация консультирования и развития», организация признала смещение акцента деятельности консультантов на индивидуальное развитие и понимание особой роли консультанта в обеспечении такого развития в здоровом, положительном направлении. Изменение названия ассоциации на современное (АСА) в 1991 г. явилось показателем признания ее членами того факта, что консультирование как профессия в настоящее время полностью принимается и признается американским обществом.
Вывод: обобщим все рассмотренные тенденции в развитии консультирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|