Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

возникновения психологического консультирования

Предпосылки и источники

 

Фундамент возникновения психологического консультирования - социально-культурная матрица, в рамках которой психологическая помощь личности и обществу получила развитие как особый социальный и профессиональный институт). Это социально-экономические тенденции мирового развития -научно-тех­нический прогресс, появление новых профессий, урбаниза­ция и увеличение роли мегаполисов, отход от классической рациональности в научном познании.

Эти условия способствовали появлению начиная с конца 19 в. и вплоть до 20-х гг 20 в. следующих тенденций и концепций, которые привели к возникновению психологического консультирования

1. Появление в 19 в. (1879 г.) лаборатории экспериментальной психологии, которую создал В. Вундт (1832-1920). Он пытался выделить «простейшие элементы» сознания (ощущения и элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы душевной жизни (например, закон «творческого синтеза»).

 

2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к лю­дям, страдающим психическими заболеваниями.

Ф. Пинель (к.18.в.- н.19 в.), - боролся за более гуманное обращение с ду­шевнобольными, которых в те времена многие считали нечис­тыми и одержимыми злым духом, и предложил альтернативное объяснение психической болезни, связав нарушенное поведе­ние с дисфункциями мозга (1793 г.),

Ж. Шарко (французский невропатолог, (19 в.) и П.Жане (французский психолог и психиатр, 19-20 в), описавших такое психическое расст­ройство, как «истерия».

возникновения психоана­лиза в н.20 в. Дж. Брейера (австрийский врач) и 3. Фрейда (австрийский психолог, психиатр и невропатолог) как предшественника всей современной научной психотерапии.

 

3. Новые тенденции в образовании.

В 1898 году Джесс Б. Дэвис (Jess B. Davis) стал работать в качестве консультанта с учащимися средней школы в Детройте в области проблем образо­вания и выбора профессионального пути – это условно предлагают считать началом консультативного движения (Джордж, Кристиани).

Возникновение в 1908 году бюро руководства выбо­ром профессии в Бостоне ( Фрэнк Парсонс), предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя «полезной и счастливой жизни». Это привело в 1913 году. к созданию Национальной ассоциации руководства выбором профессии.

В 1914 г. бюро установило непо­средственную связь со школами Бостона, связав консультиро­вание с образованием. В этот же пе­риод многие школы экспериментировали с идеями консульти­рования.

4. Возникновение движения за психическое здоровье (за умственную гигиену) к.19-н.20 в.

К. Бирс (американ­ский психолог) - Книга Клиффорда Бирса «Душа, нашедшая себя» была опубликована в 1908 году и произвела глубокое впе­чатление на пробуждающееся общество и оказала влияние на консультативное движение: разожгла интерес к ин­дивидуальности, прежде всего школьников.

У Бирса развилось маниакально-депрессивное расстройство, и он 3 года провел в качестве пациента в различных больницах. После своего выздоровления он орга­низовал в 1908 г. первое Общество психической гигиены, затем в 1909 году Бирсу предложили возглавить Нацио­нальный комитет психической гигиены.

К движению за психическое здоровье относят деятельность, связанную с заботой о детях.

В течение 20—30-х гг. научные журналы, организации, центры исследования ребенка направили свои усилия на обеспечение благополучия детей, вступающих в жизнь.

Наиболее значителен вклад Стенли Холла из Университета Кларка (Clark University). Холл возглавлял исследование различных возрастных этапов психического развития, подчеркивается значимость сензитивных периодов для форми­рования зрелой личности; утверждается необходимость надеж­ных, точных знаний о детях, внедрял фрей­дистские понятий о развитии ребенка в американское образо­вание и психологию.

Движение при­внесло в консультирование представление о целостности, внесло в практику по­ложение: в центре исследования находится индивидуальность.

 

5. Развитие психологического тестирования.

деятельность Ф. Гальтона (английский психолог, один из осно­вателей евгеники и дифференциальной психологии).

Ф. Бине (французский психолог, один из основателей тестологии, создавшего первые тесты IQ.

Л. Термен (американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития, Э. Торндайка (амери­канский психолог и педагог).

Появились опросники интересов, такие, как «Бланк устойчивых профессиональных предпочтений», актив­но проводилось и совершенствовалось тестирование специаль­ных установок в музыке, механике и изобразительном искусстве. После Второй мировой войны появились первые тестовые «батареи».

Развитие тестирования, вообще психологических измерений и других видов оценки человека оказало значительное влияние на консультирование: послужило основой для форми­рования первых технологий в практике консультирования, стало легче предсказывать и классифицировать личности и их поведение.

6. Возникновение и утверждение в 1940-х гг. в США «недирективной психотерапии» К. Роджерса (американский пси­холог, один из основателей гуманистической психологии), который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина «пациент», а взамен ввел термин «клиент» и по существу закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковой она и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.

 

7.Открытие Института ре­лигиозного попечительства (counselors) и социальных работ­ников, вышедший из американских традиций и возникший до Второй мировой войны - будучи выпускниками совмещенных факультетов философии и теологии и социологии, эти специалисты были призваны оказывать непосредственно на­ставническую и практическую помощь лицам, попавшим в трудную эмоциональную и жизненную ситуацию.

 

8. Законодательное влияние на профессию консультанта.

Следует отметить, что в США раньше других стран на уровне законов обеспечивалась законодательная база для развития консультирования и финансовая поддержка в становлении этой области и получении образования нескольким тысячам консультантов и непрямую поддержку еще нескольким тысячам консультантов (1954 г.).

Начиная с 1917 г. в законодательстве США уделяется внимание профессиональной реабилитации, затем профориентации.

 

9. Влияние профессиональных организаций.

Значительный вклад в становление консультирования как профессии внесла Американская ассоциация консультирова­ния.

Первоначально эта организация называлась Американ­ской ассоциацией руководства и персонала (APGA). Она была создана в 1951 году, соединив Национальную ассоциацию про­фессиональной ориентации, Американскую ассоциацию пер­сонала университетов и Национальную ассоциацию супервизо­ров и тренеров-консультантов. Это слияние явилось результа­том осознания того факта, что деятельность этих трех групп специалистов очень похожа и что интеграция сделает профес­сиональное сообщество более сильным.

Изменив название на «Американская ассоциация консуль­тирования и развития», организация признала смещение ак­цента деятельности консультантов на индивидуальное развитие и понимание особой роли консультанта в обеспечении такого развития в здоровом, положительном направлении. Изменение названия ассоциации на современное (АСА) в 1991 г. явилось показателем признания ее членами того факта, что консульти­рование как профессия в настоящее время полностью прини­мается и признается американским обществом.

 

Вывод: обобщим все рассмотренные тенденции в развитии консультирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...