Глава 23. Авторское право и смежные права 5 глава
Под использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) понимается: - запись сообщения радио- или телепередачи с помощью технических средств, позволяющая осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; - воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи (изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части, в том числе путем записи в память ЭВМ); - распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи; - ретрансляция, т.е. сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации; - доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору; - публичное исполнение, т.е. любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением. Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляются в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.
Организации эфирного и кабельного вещания могут осуществлять свои права только при соблюдении прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.
7. Право изготовителя базы данных
Изготовителю базы данных принадлежат исключительное право, а также право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК) <1>. -------------------------------- <1> Положения ст. 1333 ГК соответствуют тексту Директивы N 96/9/EC "О правовой охране баз данных". Установленное Директивой N 96/9/EC право особого рода предоставляет составителю базы данных, который внес количественно или качественно существенный вклад в получение, проверку или предоставление содержания базы данных, возможность запрещать изъятие или повторное использование всего содержания базы данных или его количественно (качественно) существенной части. В рамках указанной Директивы охрана предоставляется не произведению как результату творческой деятельности, а тем инвестициям, которые были вложены в создание объекта - базы данных.
Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Изготовитель базы данных может распоряжаться указанным исключительным правом. Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя (кроме случаев, предусмотренных ГК). При этом под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме.
Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на составляющие базу данных материалы, а также на базу данных в целом как составное произведение. Лицо, которое правомерно пользуется базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в какой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц (п. 3 ст. 1334 ГК).
8. Право публикатора произведения науки, литературы или искусства
Право публикатора распространяется на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в силу творческого характера деятельности и объективной формы выражения. Оно, однако, не возникает в отношении таких произведений, находящихся в государственных или в муниципальных архивах. Публикатору принадлежат исключительное право на обнародованное им произведение и право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (п. 1 ст. 1338 ГК). Право на имя, будучи правом личным, является бессрочным и остается за публикатором даже в случае отчуждения им другому лицу (например, издательству) исключительного права на обнародование произведения. Обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.). Публикатор в течение срока действия исключительного права публикатора на произведение вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Такими же правомочиями обладает лицо, к которому перешло исключительное право публикатора на произведение.
Публикатору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение способами, предусмотренными подп. 1 - 8 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК. С учетом этих положений гражданин-публикатор наделяется исключительным смежным правом на произведение, включающим большинство правомочий по использованию произведения, которыми обладает автор. Публикатор произведения может распоряжаться указанным исключительным правом. Исключительное право публикатора на произведение признается и в том случае, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки. Исключительное право публикатора на произведение признается и действует независимо от наличия и действия авторского права публикатора или других лиц на перевод или иную переработку произведения. При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры или другого подобного произведения) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1343 ГК). В том случае, если оригинал или экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия публикатора и без выплаты ему вознаграждения.
9. Свободное использование объектов смежных прав
Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений <1>, в частности: -------------------------------- <1> Пункт 1 ст. 16 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам подтверждает применительно к объектам смежных прав так называемый трехступенчатый тест, применяемый Бернской конвенцией к ограничением авторского права. Трехступенчатый тест образует следующие правила: 1) все ограничения должны соответствовать принципу numerus clauses; 2) также ограничения не должны наносить ущерб нормальной эксплуатации произведения; 3) ограничения не должны ущемлять необоснованным образом законные интересы автора. Правила трехступенчатого теста - это правовые предписания, закрепляющие пределы, в которых законодателю дозволено вводить случаи свободного использования.
- в личных целях (ст. 1273 ГК); - в информационных, научных, учебных и культурных целях (ст. 1274 ГК); - при публичном исполнении музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК); - при воспроизведении объектов для целей правоприменения (ст. 1278 ГК); - при записи произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК); - в иных случаях, предусмотренных нормами гл. 71 ГК. Например, в том случае, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения. Однако использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускаются без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. В силу того что продаже такой фонограммы предшествовало согласие исполнителя и изготовителя фонограммы, нет оснований препятствовать ее дальнейшему широкому использованию на коммерческих началах. Сбор с пользователей вознаграждения и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Вознаграждение распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 50% - исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм. В отношении прав изготовителя базы данных действует жесткое правило, согласно которому никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя. При этом под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме. Однако лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в какой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.
Иначе обстоит дело с оригиналом или экземплярами произведения, охраняемого исключительным правом публикатора. Если оригинал или экземпляры произведения, обнародованного в соответствии с правилами ГК, правомерно введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия публикатора и без выплаты ему вознаграждения. Если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, последний вправе без согласия публикатора демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
10. Срок действия смежных прав
Срок действия смежных прав не совпадает со сроком действия авторских прав. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. Такое исполнение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность исполнения. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует также в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю. Личные неимущественные права субъектов смежных прав (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность объекта) охраняются бессрочно. Срок действия исключительного права изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки действия исключительного права возобновляются при каждом обновлении базы данных. Гражданин- публикатор наделяется исключительным смежным правом на произведение на 25 лет с момента обнародования этого произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. Исключительное право публикатора на произведение может быть прекращено досрочно в судебном порядке по иску заинтересованного лица, если при использовании произведения правообладатель нарушает требования ГК в отношении охраны авторства, имени автора или неприкосновенности произведения.
§ 7. Защита авторских и смежных прав
1. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Авторам и иным правообладателям предоставлен достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Защита исключительных авторских и смежных прав осуществляется, в частности, путем предъявления требований о признании права (подп. 1 п. 1 ст. 1252 ГК). К данному способу защиты прибегают, когда наличие у лица как исключительного, так и личного неимущественного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется угроза таких действий. Однако он может быть использован и в случае отрицания охраноспособности произведения как такового, например, в силу его нетворческого характера. В качестве другого способа защиты авторских и смежных прав ст. 1252 ГК называет пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данное требование предъявляется к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним. Оно может быть заявлено как в совокупности с иными средствами защиты, так и самостоятельно. Наиболее действенным и востребованным практикой является такой способ защиты авторских и смежных прав, как возмещение убытков. Требование о возмещении убытков предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. По смыслу ст. 1252 ГК основной формой компенсации причиненного потерпевшему материального ущерба является возмещение убытков, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК). В качестве примера реального ущерба можно назвать произведенные истцом расходы на устранение искажений и иного посягательства на неприкосновенность произведения либо на восстановление материальных носителей произведения, которые повреждены или уничтожены нарушителем авторского права. В сфере защиты авторских и смежных прав потерпевшие часто сталкиваются с упущенной выгодой, которая могла быть получена правообладателем в условиях нормальной реализации принадлежащих ему исключительных прав. Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, п. 3 ст. 1252 ГК предоставляет потерпевшему возможность требовать компенсации понесенных убытков. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных законом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости, либо в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемом исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом. К способам защиты авторских и смежных прав относятся также требования об изъятии материального носителя - оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Такие объекты по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации. Указанное требование предъявляется к изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю такого оборудования. К нарушителю исключительного права может быть предъявлено требование о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Такое требование может предъявляться в случае нарушения как исключительных, так и личных неимущественных прав (п. 1 ст. 1251 ГК). В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется также путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; компенсации морального вреда. Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 152 ГК. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении его мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет.
2. Правовой режим контрафактных экземпляров произведений
В том случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации (если иные последствия не предусмотрены ГК). При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение. Наиболее опасными в области авторского права и смежных прав являются действия нарушителей, связанные с распространением контрафактных экземпляров произведений науки, литературы и искусства, интеллектуальным пиратством, плагиатом. Контрафактными (от фр. contrefacon - нарушение прав интеллектуальной собственности) <1> являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с законодательством произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться. -------------------------------- <1> См.: Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М., 1999. С. 245.
Пиратство в области авторского права и смежных прав понимается как любые действия, направленные на воспроизведение, распространение или любое другое использование произведения или объектов смежных прав без согласия правообладателя или обладателя смежных прав, как правило, с целью извлечения прибыли и в коммерческом масштабе <1>. -------------------------------- <1> См.: Защита авторских и смежных прав / Под ред. И.В. Савельевой. М., 2002. С. 264 - 265.
Плагиат - присвоение лицом, не являющимся автором конкретного произведения, права авторства на это произведение или его часть <1>. При установлении факта нарушения авторских прав путем присвоения авторства (плагиата) суду надлежит иметь в виду, что указанное деяние может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, в выпуске чужого произведения в полном объеме или частично под своим именем, в издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени <2>. -------------------------------- <1> См.: Там же. С. 265. <2> Пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака".
3. Иные способы защиты авторских и смежных прав
Помимо имущественных санкций, применяемых к нарушителям авторских прав, ст. 1299 ГК предусматривает использование технических средств защиты данных прав. Таковыми признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения. В отношении произведений науки, литературы и искусства не допускается: - осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав; - изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав. В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации (ст. 1301 ГК), кроме случаев, когда законодательством разрешено использование произведения без согласия автора или иного правообладателя. Информацией об авторском праве и о смежном праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация. В отношении произведений науки, литературы и искусства не допускается: - удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве; - воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве. В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. В целях обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное ГК использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объектов смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. Суд может наложить арест на все экземпляры произведения и объекты смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.
Дополнительная литература
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. М., 2003. Дюма Р. Литературная и художественная собственность: Авторское право Франции: Пер. с фр. М., 1993. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008. Липцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002. Моргунова Е.А. Коллективное управление авторскими правами на современном этапе. М., 2005. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1955.
Глава 24. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО
§ 1. Общие положения патентного права. - § 2. Условия охраноспособности (патентоспособности) объектов патентных прав. - § 3. Оформление патентных прав. - § 4. Содержание, осуществление и защита исключительного права патентообладателя. - § 5. Право на селекционное достижение.
§ 1. Общие положения патентного права
1. Понятие патентного права
Потребность в патентном праве обусловлена невозможностью прямой охраны результатов технического или художественно-конструкторского творчества средствами авторского права. В отличие от объектов авторских и смежных прав изобретения, полезные модели и промышленные образцы как решения определенных практических задач в принципе повторимы. Они могут быть созданы независимо друг от друга разными лицами. Поэтому их охрана предполагает формализацию в законе их признаков, соблюдение специального порядка определения приоритета, проверку новизны и установление особого режима их использования. Такую охрану обеспечивает только патентное право. Патентное право выполняет те же функции, что и институт права интеллектуальной собственности в целом, только применительно к своим объектам и субъектам. В объективном смысле патентное право есть совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, наделением авторов и иных субъектов личными неимущественными и имущественными правами, а также защитой прав авторов и патентообладателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|