История социологии труда как предпосылка формирования основы жизнедеятельности и развития личности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей. Предметом исследования является - труд как основа жизнедеятельности и развития личности. Целью работы является - исследование социологических аспектов труда, отражающих взаимосвязь системы организации трудовой деятельности с личностным развитием человека. Исходя из цели работы, задачами исследования являются анализ и оценка, во-первых, состояния традиционных и современных концепций социологии труда; во-вторых, предмета, направлений и тенденций развития данной социологической теории, которые необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с потребностями реально функционирующего производства и труда; в-третьих, соотношения трактовки понятий жизнедеятельность и развития личности, составляющих основу труда.
История социологии труда как предпосылка формирования основы жизнедеятельности и развития личности
Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых показывает, что существуют весьма разнообразные и неоднозначные подходы к трактовке предмета социологии труда, к ее структуре, логике изложения, объяснению генезиса идей и способов их взаимодействия с реальной жизнью. Анализ научных исследований, учебной литературы позволяет выделить несколько подходов. Во-первых, это концепции, которые рассматривают социальные резервы труда как имеющие отношение только (или в основном) к промышленному производству. Во-вторых, имеются работы исследователей, принявших экономическую концепцию трактовки сущности труда. По своей сути эти исследования - традиционные экономические теории с добавлением некоторых вопросов по социальным аспектам труда. Человек в них рассматривается только как технологический элемент производства наряду со средствами, предметами и орудиями труда. «В рамках этого подхода и теорию, и практику работник производства интересует как носитель профессии того или иного уровня квалификации, тех или иных производственных навыков, умений. А что думает человек о своем труде, о своем производстве, о руководителях, какие мотивы он реализует, что он принимает или отвергает в процессе трудовой деятельности - многих сторонников экономического подхода абсолютно не заботило. В-третьих, в ряде исследований, в учебниках и учебных пособиях в социологию труда включаются относящиеся к экономической социологии проблемы рынка труда, миграции, занятости, безработицы и т.д., которые невозможно решить в рамках одной организации, одного предприятия. Для этого требуются усилия и деятельность государственных и общественных организаций в рамках всей страны или, по крайней мере, региона. В-четвертых, в литературе встречаются характеристики социологии труда в философском осмыслении, когда она трактуется как специальная социологическая наука, предметом изучения которой служат труд как общественное явление со всеми его характерными чертами, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса.
В-пятых, понимая ограниченность этого подхода, еще одна группа исследователей стремится трактовать предмет социологии труда как социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении к труду, трудовом поведении в зависимости от содержания, характера и условий его труда. Таким образом, в настоящее время имеются различные трактовки сущности, и содержания и структуры социологии труда. А где та точка отсчета, которая должна быть положена в основу анализа социальных проблем труда? Как и для всей социологии, такой точкой отсчета является в широком смысле социология жизни, а в узком - социология производства и труда, их социальные грани, которые образуют и создают образ и стиль трудовой жизни. В этом случае центральным звеном социологии труда «становится человек, совокупные социальные резервы, которые скрыты в его сознании и поведении, в его социальной сущности как работника производства. Как самостоятельная отрасль социологической науки социология труда возникла в конце XIX - начале XX вв. Ее возникновению и становлению предшествовали процессы, характеризующие развитие научной мысли и реальной производственной практики. Что касается научного анализа роли человека на производстве, то первое обоснованное осмысление места работника в экономической жизни общества было осуществлено А. Смитом (1723-1790 гг.), который сформулировал одно из важнейших требований к организации труда - «не мешать» выполнять трудовые обязанности, ибо человек руководствуется двумя природными мотивами - своекорыстным интересом и склонностью к обмену. В XIX веке основоположник «моральной арифметики» Дж. Бентам (1748-1832 гг.) сформулировал принцип пользы, означающий для работника достижение наибольшего удовольствия и стремления всячески избегать страдания. Эти идеи получили развитие в трудах Дж.С. Милля (1806-1873 гг.). В его работе «О свободе» развивался и обосновывался некий идеал «экономического человека», до которого должен дорасти существующий в тот период времени обыватель. В его трудах и трудах других представителей «моральной философии» всячески осмысливался феномен блага, который должен быть, по их представлениям, использован для рациональной организации производства.
Во второй половине XIX века получила большое распространение теория маржинализма, взявшая на вооружение принцип полезности, которые руководствуется человек с целью реализации своего потребительского спроса. У К. Маркса (1818-1883 гг.) человек также не является субъектом хозяйственной жизни: он обезличен и лишь олицетворяет производственные отношения, которые функционируют объективно, независимо от воли и намерений людей. Таким образом, научные поиски объяснения роли и места человека в производственном процессе в течение всего периода становления и укрепления капиталистических общественных отношений так и не вышли за пределы рассмотрения работника производства как объекта воздействия, хотя в их ходе уже формулировались некоторые догадки об активной роли человека, о значении моральных и духовных принципов деятельности. Аналогичным образом развивалась и реальная практика, когда работнику отводилась роль исполнителя, желательно беспрекословного, за которым надо иметь глаз да глаз. Кроме того, в этот период капиталист (работодатель) руководствовался больше заботами о своих интересах (прибыли), практически полностью игнорируя аналогичные заботы работающих у него людей. В условиях, когда на промышленных предприятиях стали сосредотачиваться сотни и тысячи людей, требовались иные методы и средства но рационализации их труда, чем это применялось при мануфактурном производстве. Однако их поиск на протяжении всего XIX в. шел за счет экстенсивных факторов. Если проанализировать этот процесс. направленный на повышение производительности труда, его эффективности, то можно назвать несколько способов воздействия на человека с целью максимизации прибыли и рациональной организации производства.
Во-первых, в этот период были осуществлены меры по максимальному увеличению рабочего дня. На многих производствах продолжительность рабочего дня достигала 16-18 часов. Во-вторых, капиталистическое производство в XIX в. положило начало использованию женского и детского труда. В-третьих, великие технические нововведения XIX в., которые стали внедряться в производство для повышения эффективности и результативности труда, практически мало были сориентированы на то, чтобы состыковать машину и возможности человека: работники были обречены на приспособление к технике. Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за трудом работников, совершенствованием [приемов и методов надзора. Все рассмотренные факторы были направлены на такой поиск резервов производства, при помощи которых пытались выкачать из работника максимум возможного не считаясь с «человечностью» средств и методов достижения прибыли. Таким образом, XVIII и особенно XIX вв. обозначили растущее противоречие между методами достижения эффективности производства и роста производительности труда и социальным положением работника, которое отражало назревшую необходимость считаться с ним, с его запросами, потребностями и интересами. Это была объективная потребность в русле общей тенденции превращения каждого человека в субъект исторического процесса, а соответственно - в субъект социально-экономических отношений. Именно эта тенденция привела к тому, что к концу XIX - началу XX века объективно вызрела идея - обратиться к тем резервам, которые кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эффективной и результативной деятельности. Это был поистине революционный шаг, кардинально меняющий всю ситуацию на производстве. Открытие (научное и практическое) роли сознания и поведения людей как субъектов экономической деятельности позволило понять, осмыслить, а затем и использовать личные возможности работника для повышения эффективности производства. Это открытие собственно и положило начало возникновению социологии труда как самостоятельной социологической дисциплины, в которой отражались как общие черты, присущие всей социологии - изучение общественного сознания и поведения людей в определенный исторический период, так и специфические, ибо рассматривалось их функционирование в процессе трудовой деятельности.
Итак, в полном объеме принципиально иной подход - поиск резервов эффективности труда в самом человеке, в самом работнике - обозначился только на границе ХX-ХХ вв. Начало революции во взглядах на сущность и предназначение работника связано с именем Ф. Тейлора (1856-1915 гг.), успешно сочетавшего в себе научный подход и гений организатора производства. В середине 90-х гг. Тейлор опубликовал работу «Как оплачивать труд рабочих на предприятии», в которой он поставил вопрос: нельзя ли создать такие условия для каждого работника, чтобы он мог более эффективно трудиться, руководствуясь своими побудительными мотивами, потребностями и интересами, без мелочного и внешнего контроля за процессом и результатами его труда? Отвечая на этот вопрос утвердительно, он обосновал и продемонстрировал на практике возможность такой организации труда, при которой работник без штрафов, без принуждения был нацелен на раскрытие своих сущностных сил. Это было началом новых научных поисков и их практической реализации по использованию потенциальных, побудительных импульсов, заложенных в человеке-работнике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|