Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПЕРИОД между войной и миром




Август 1942г.

364] Многие тысячи читавших мои предыдущие статьи и публикации настоятельно просят меня рассказать о предстоящем периоде реабилитации и о том, что можно сделать (пока продолжается война), чтобы стать полезным в этот период. Когда разразилась война, я опубликовал статью Современный мировой кризис и попытался проследить в ней происхождение конфликта и факторы, приведшие к катастрофе. Позже появилась другая статья – Грядущий мировой порядок, где я предложил страдающему миру видение материального и духовного будущего, которого давно ждут сердца людей. Так я постарался охватить как прошлое, так и будущее.

Большего тогда нельзя было сделать вследствие разобщенности наций, образующих ныне Объединенные Нации, а также взаимного непонимания и эгоистической позиции наций, в то время нейтральных. Кроме того, человечество само должно было решать свои проблемы, и невозможно было сколько-нибудь точно предсказать, как оно поступит. Даже наиболее просвещенные люди и духовные лидеры расы не могли предвидеть, какой путь предпочтет человечество и окажется ли в мире достаточно ясно мыслящих людей, способных привлечь массы к действенной оппозиции державам Оси. Тогда вопрос стоял так: возобладает ли страх и всеобщий эгоизм или же дух свободы и свободолюбия окажется достаточно сильным, чтобы сплотить народы в единое и прочное целое?

Сегодня проблема ясна, и исход неотвратим. Свободные нации и завоеванные и порабощенные малые народы субъективно и практически объединены активной духовной решимостью победить; таким образом, судьба стран Оси бесповоротно решена, хотя в данный момент, когда пишутся эти строки, кажется, что они 365] побеждают на всех фронтах. Неопределенность касается только времени торжества правды над силой, поскольку это связано с колоссальной накопленной силой агрессоров и неготовностью демократий. Эта неготовность быстро ликвидируется.

Данная статья представляет собой попытку указать проблемы (и их некоторые возможные решения), которые неизбежно и во множестве возникнут в период между окончанием войны и наступлением Нового Века. Необходимо осветить этот предмет широко и в общих чертах, так как он слишком объёмен, чтобы можно было рассмотреть его более полно и в деталях. Тем не менее, мы можем обсудить непосредственную предстоящую работу в ходе подготовки к окончанию войны и наметить первые шаги, которые можно и необходимо сделать, чтобы приступить к глубокой реконструкции. Сегодня период реабилитации и восстановления должен стать предметом глубокой озабоченности всех, кто любит своих собратьев.

Кое-кто считает обсуждение восстановительного периода преждевременным. Они справедливо полагают, что ближайшей задачей является победа в войне, с чем я полностью согласен. Воля к победе – первая и фундаментальная необходимость, ибо истинное восстановление будет невозможно, если победят страны Оси. Тем не менее сегодня задачей многих людей является не участие в сражениях, а деятельность в гражданской сфере жизни своих наций. Они могут мыслить, рассуждать и действовать в плане подготовки к будущему. Другие чувствуют, что только опытные специалисты в экономической и политической перестройке смогут заняться этой сложной проблемой с надеждой внести полезный вклад. Третьи полагают, что имеет значение только мир и что за ним должен последовать длительный период умственного покоя во всех странах; они считают, что народы планеты слишком устали и слишком подавлены, чтобы быть готовыми к восстановительной работе. Кроме того, есть люди, в своем глубоком отчаянии полностью потерявшие веру в возможность восстановления мира и скорбно ожидающие крушения всякого цивилизованного образа жизни. Во всех этих точках зрения заключена доля истины. Работа экспертов будет воистину крайне необходима, однако только понимающий интерес и стойкая сила 366] тех, чьи сердца горят любовью, могут сделать их работу возможной. Потребуется не только официальная деятельность и финансовая инициатива экономистов, социальных работников и правительственных чиновников; решение должно быть найдено прежде всего в пробуждении доброй воли в сердцах людей. Она станет правильным сострадательным побудительным фактором. Безусловно, мир может быть восстановлен из чисто коммерческих и корыстных соображений, так как торговый обмен, возможность покупать и продавать и финансовая стабильность – важные факторы возрождения. Однако это не те мотивы, которые восстановят самоуважение и безопасность человечества. Они станут движущей силой для многих людей и групп, но не тем мотивом, который сможет обеспечить конструктивную перестройку ткани человеческой жизни.

Восстановительная работа – дело разумных людей доброй воли; их задача – обеспечить новую жизнь и благополучие человечества; именно для них я и пишу. Помните об этом. Я пишу не для технических специалистов или опытных правительственных советников, а для тех, чьи сердца исполнены доброй воли к человечеству и кто по этой причине хочет внести свой вклад в обеспечение мира и спокойствия на планете – мира, основанного на более надежных ценностях и более разумном планировании, чем прежде. В конечном счете, люди доброй воли работают не именно ради мира; их цель – упрочить дух понимания и сотрудничества; этого одного достаточно, чтобы сломать расовые барьеры, залечить раны, нанесенные войной и создать новую мировую структуру, соответствующую разумным запросам масс.

В более ранних работах я стремился (вместе с другими мыслящими людьми) показать шаги, которые могли бы предотвратить надвигавшийся катаклизм. Одним из важнейших факторов, к которым я привлекал особое внимание, был рост доброй воли в мире, ибо добрая воляактивный принцип мира. Я также стремился подчеркнуть значение взаимопонимания в мире, будущего 367] распределения планетарных ресурсов и признания общей исторически доказанной ответственности за войну, а также те идеи, которые положили бы конец эре разобщенности, если бы получили развитие.

Несмотря на все старания людей доброй воли, миротворческих организаций и прогрессивной деятельности мировых мыслителей, педагогов и лидеров, случились два события, которые можно было предотвратить. Первое – определенное и сфокусированное участие духа зла и материализма через страны Оси, использовавшего японскую агрессию как отправную фокусную точку и выразившего себя впоследствии в полную силу через Германию. Вторым фактором была неспособность нейтральных стран на ранней стадии войны предпринять необходимые шаги, чтобы объединиться с нациями, сражавшимися против тоталитаризма, и неспособность осознать весь ужас того, что ожидало человечество. Эгоизм человечества оказался более глубоко укорененным, чем предполагалось, и Объединенные Нации приступили к сотрудничеству только после двух войн и планомерного насилия над многими нейтральными странами. Слепота нейтральных наций безусловно расстроила расчеты дальновидных работников, действовавших ради блага мира, и серьезно задержала окончание войны.

Сейчас критическая точка пройдена, и гуманистическое понимание проблематики и единство Объединенных Наций являются гарантией неизбежного поражения держав Оси. Есть также и иные факторы, гарантирующие конечное торжество Сил Света и свободу в мире. Здесь не время распространяться о них, однако их можно перечислить, и люди поймут, насколько определенно они гарантируют триумф свободных народов мира. Это следующие факторы:

1. Уверенно растет воля к победе. Столь же уверенно отмирает политика умиротворения, пацифизм и неопределенность.

2. Бедственное положение человечества как следствие агрессии явно стабилизирует общественное мнение и вызывает стойкую решимость покончить со злом, развязанным и творимым Германией и Японией при не вполне добровольной помощи Италии.

368] 3. Ресурсы Объединенных Наций велики и в настоящее время мобилизуются. Их производственный потенциал практически неисчерпаем и быстро организуется для массового использования. Рабочая сила и ресурсы Германии и ее союзников достигли вершины и огромного могущества, однако наметился устойчивый спад в будущем.

4. Итоги этой войны осознаются с возрастающей ясностью; сегодня даже невежественные и предубежденные признают, что эти результаты можно сгруппировать в три позиции, что даст им возможность сделать личный выбор:

а) Демократическая позиция, подчеркивающая значение Четырех Свобод и Атлантической Хартии, гарантирующих правильные человеческие отношения и окончание агрессии.

б) Тоталитарная позиция, со своим акцентом на всемирной диктатуре и рабстве многочисленных покоренных народов, с расизмом, вопиющей жестокостью и терроризмом.

в) Политика умиротворения и пацифизма, идеалистическая и нереалистичная, в настоящее время находящая концентрированное выражение в позиции Ганди. Он ясно демонстрирует бескомпромиссную и фанатичную установку, не имеющую практического применения и ведущую к добровольной жертве жизней, наций и будущего всего человечества ради достижения своих целей. Если бы Ганди сейчас добился своего, это развязало бы гражданскую войну в Индии, принесло бы в жертву скорое достижение свободы этой страной, позволило бы Японии легко завоевать Индию, привело бы к убийству бесчисленных тысяч людей и дало бы возможность Германии протянуть руку Японии через всю Азию, создав чудовищную перспективу победы тоталитаризма.

Эти три точки зрения ясно осознаются людьми во всем мире, облегчая им решение проблемы лояльности.

5. Дух свободы торжествует в каждой нации (даже в покоренных странах – к изрядному замешательству Германии); повсюду 369] проявляется красота человеческого Духа, как в завоеванных странах, так и в прижатых к стенке нациях, сражающихся за свободу человека.

6. Высказывания политических лидеров, лекторов и духовно ориентированных людей мира свидетельствуют об активном интересе к послевоенным условиям; о нем свидетельствуют также статьи, книги, речи и проекты, касающиеся нового мирового устройства. Силы восстановления и доброй воли быстро мобилизуют свои ресурсы; они составляют внушительную армию в каждой нации; это невидимая армия, пока только зарождающаяся, слабо понимающая методы и процессы, но ясно сознающая цели и принципы.

Эти шесть факторов – гарантия поражения Сил Зла и триумфа Сил Света; опираясь на них как на источник оптимизма, мы можем уверенно смотреть в будущее, ожидая конца войны, демобилизации армий, свободной навигации по семи морям и того времени, когда страх начнет отмирать.

Какие опасности придется тогда устранять? К чему мы должны быть готовы, когда перед нами предстанет задача восстановления? Было бы полезно перечислить некоторые опасности, к которым мы должны быть готовы. Рассмотрим их в порядке важности:

1. Опасность поспешного заключения мира. Давайте напряженно работать для продолжительного перемирия, в течение которого пожар битвы и пламя мести постепенно угаснут, излечится агония человечества и будет выиграно время для спокойного неспешного планирования.

2. Опасность возвращения к так называемой норме. Величайшим бедствием для человечества было бы возвращение к тому положению дел, которое существовало до начала войны, и восстановление старого и знакомого мира с его империализмом (политическим или финансовым), национализмом, эксплуатацией меньшинств, порочным различием и разделяющими барьерами 370] между богатыми и бедными, востоком и западом, кастами и классами, имеющимися во всех без исключения странах.

3. Опасности, связанные с необходимым урегулированием отношений между нациями. Любое урегулирование на основе исторических традиций и древних границ приведет мир только к новой войне. Урегулирование должно быть осуществлено на основе гуманизма; решающим фактором должна стать воля свободных народов, а не технических или политических экспертов, какой-либо правящей группы или класса. Выравнивание человечества займет ведущее место в будущем мире; человеческие существа будут сами решать свою судьбу в той мере, в какой это от них зависит, и определять, в каком мире они хотят жить, через выражение своей свободной воли. Они будут решать, какое гражданство они предпочитают принять, и тип правительства, которому они готовы присягать. Это неизбежно потребует времени и должно осуществляться без спешки. Это потребует планомерного просвещения масс в каждой стране; необходимо будет тщательно разъяснить принципы свободы и различие между свободой и распущенностью. Новый мир, основанный на исторически обусловленных территориальных ограничениях, не сможет положить конец соперничеству, агрессии и страху. Новый мир, основанный на человеческих ценностях и правильных человеческих отношениях, сможет основать (разумеется, медленно, но необратимо) такую новую цивилизацию, которую люди доброй воли требуют для всего человечества.

4. Опасности, обусловленные ненавистью, мстительностью и страданием. Этих опасностей избежать труднее всего. Постоянно растет глубокая ненависть к нацистскому режиму (и к германской нации, воплощающей этот режим), что почти неизбежно, поскольку следует из фактов нацистской деятельности. Одной из послевоенных задач Объединенных Наций будет защита немецкого народа от ненависти тех, с кем немцы так чудовищно обошлись, что окажется нелегким делом. Нельзя допустить мести, и в то же время невозможно и нельзя отказаться от справедливой платы за совершенное зло. Неизменный Закон гласит: что посеют 371] индивид или нация, то они и пожнут. Германия посеяла зло по всему цивилизованному миру, и в ближайшем будущем ее ждет тяжелый жребий; ей придется платить потом, трудом и слезами за свои злые дела. Тем не менее эта плата должна стать частью великой восстановительной работы, а не актом возмездия, и если иметь это в виду, можно будет избежать серьезных ошибок. Народ Германии должен упорно работать, чтобы исправить содеянное зло, но грядущее поколение (по крайней мере, те, кто только что родился или в настоящее время ходит в школу) не должно подвергаться наказанию. Малые немецкие дети, не виновные в злодеяниях своих отцов и братьев, не должны расплачиваться за них. Современная немецкая молодежь должна своим трудом и в поте лица своего заново отстроить то, что она так безжалостно разрушила; но безобидные и слабые пожилые люди, дети и подростки должны быть освобождены от платы; их следует научить быть гражданами новой и лучшей Германии, чем та, что существовала прежде, – Германии, являющейся конструктивной частью целого, а не угрозой и ужасом для всех правильно мыслящих людей. Пробуждение людей доброй воли в каждой нации, людей, рассматривающих человечество как целое и всех людей как братьев,это единственный путь погасить поднимающуюся волну ненависти. Ее не погасить, уговаривая пострадавших от держав Оси воздержаться от ненависти, уговаривая жертв предателей воздержаться от зломыслия по отношению к таким людям, как Квислинг и Лаваль. Ее можно сдержать проявлением практической любви и понимания со стороны Объединенных Наций – любви в форме продовольствия для голодающих, заботы о больных, восстановлении разрушенных городов и “выжженной земли”. Проблема ненависти и мести требует огромного мастерства и потребует в высшей степени мудрых действий со стороны свободных наций.

372] 5. Опасность последствий войны для детей и подростков всех наций. Нынешние дети – родители будущих поколений, пережившие разрушительный психологический опыт. Они вряд ли когда-нибудь придут в полную норму. Они видели глубины жестокости, зла, боли, ужаса и неуверенности. Их бомбили, обстреливали и расстреливали. Они не знают, что такое безопасность и не ждут безопасного будущего. Миллионам не знакомо родительское воспитание; война разлучила их с семьей, и нередко они не знают даже своих собственных имен. Даже в тех случаях, когда их семьи сохранились, их отцы находятся на фронте, в своей стране или заграницей, а матери заняты на заводах или в фермерском хозяйстве; таким образом, дети лишены семейной жизни и воспитания. Недоедание ослабило их жизненную стойкость, а безудержное зло подорвало их моральное состояние и жизненные ценности. С гуманитарной и духовной точки зрения главной послевоенной проблемой будет восстановление благополучия детей, их безопасности, нормального уровня жизни, поведения и, в какой-то мере, понимающего руководства. В сущности, это проблема образования. Воспитатели и психологи в каждой стране, обладающие видением духовной перспективы, должны мобилизоваться и разумно сформулировать для детей “модель будущего”. Это необходимо сделать в международном масштабе с мудростью, обусловленной пониманием ближайшей задачи и видением отдаленной перспективы.

6. Опасности возрождения националистического духа. В свое время активный национализм явился основной движущей силой войны, и ни одна нация не свободна от духа национальной гордости и разделяющего националистического мировосприятия. Корыстные интересы определяли причины, по которым каждая нация вступила в войну; соображения индивидуальной безопасности руководили решением даже наиболее просвещенных наций. Верно, что к этим корыстным мотивам добавилось осознание мировой необходимости и свободолюбие, что компенсирует, но не 373] устраняет эгоистические мотивы. Столь же истинно, что инстинкт самосохранения не оставлял им выбора; тем не менее остается фактом, что войны не было бы, если бы демократические нации были решающим фактором. Это само по себе требует ответа на ряд вопросов. Почему, в конце концов, могущественные демократии допустили войну, если, сразу объединившись, они могли остановить ее на самых ранних стадиях? Кроме того, существование наций-агрессоров и коллективный эгоизм заставил демократические страны вступить в войну, в то время как тот же самый коллективный эгоизм должен был побудить их предпринять шаги, гарантировавшие мир. На Земле сосуществуют национальные типы, отдельные национальные интересы, национальные культуры и цивилизации, однако вместо того чтобы рассматриваться как составляющие единого целого, они пребывали в активном противоборстве и рассматривались как особые и отличительные прерогативы отдельных наций, существующие исключительно в интересах и для блага той или иной нации. В будущем необходимо будет подчеркнуть и развить фактор вклада в общую жизнь и заменить идею блага отдельной нации или группы наций благом всей человеческой семьи. Воспитание масс в духе этого идеала вовсе не предполагает утраты национальной идентичности и культуры. Они должны сохраняться и развиваться в направлении высочайшей духовной цели в интересах обогащения и общего блага целого. Изменению подлежит только мотив выделения любой особой расовой или национальной культуры.

Семья наций, рассматриваемая как единица, ее правильное и надлежащее взаимодействие и принятие ответственности за одного, или за слабого, должно стать осознанной целью всей нации; все планетарные ресурсы должны использоваться коллективно; необходимо растущее осознание того, что все продукты и дары земли и интеллектуальное наследие наций принадлежат всему человечеству, а не исключительно какой-либо одной нации. Ни одна нация не существует ради себя самой, равно как ни один человек не может счастливо жить для себя. Нация или индивид, 374] стремящийся к такой жизни, неизбежно исчезнет с лица земли. Древняя и современная история показала, что все нации делали подобные эгоистические попытки. Их традиции, ресурсы, национальный гений, прошлая история, продукты недр и земли и стратегическое положение на планете в течение веков использовались в интересах наций, обладавших ими, и эксплуатировались ради роста могущества той или иной державы за счет страдания прочих. Этот грех совершает сейчас Германия с помощью Японии и при слабом подражании со стороны Италии. Политика силы, эксплуатация слабого, агрессия, экономический эгоизм, идеалы, основанные на голой коммерции и преследовании материалистических и территориальных целей, окрашивали прошлую историю человечества в обоих полушариях и заложили основу нынешней войны.

Некоторые нации, особенно великие демократии, такие как Британское Содружество и Соединенные Штаты Америки, осознают сегодня, что подобному положению дел и такой позиции должен быть положен конец и что надежда для мира лежит в распространении правильных человеческих отношений, экономическом взаимообмене, во всеобъемлющей, свободной от эгоизма международной политике и в росте духа сотрудничества. Они твердо верят в права индивида как в основу национальной политики, а также в то, что Государство существует ради блага индивида. К этому следует добавить, что Государство существует ради блага всех государств и человечества в целом. Другие нации, такие как страны Оси, отчаянно кристаллизуют древние убеждения, подчеркивая худшие аспекты старого и порочного порядка, и агрессивно захватывают всё, что могут. Они ни во что не ставят индивида и считают, что он существует исключительно ради Государства и что только их конкретное государство имеет значение. Они выделяют в человеческой семье одну сверхдержаву, призванную управлять Европой, и другую – для управления Азией, считая все прочие государства своими рабами; они увековечивают древнее зло силы и войны и прибегают к неслыханной жестокости, стремясь предельно расширить свое государство.

375] Старый порядок должен уйти, но опасности, которые он таит в себе, необходимо осознать. Объединенные Нации сражаются за его ликвидацию; тем не менее трудностей много, хотя духовная сила всех людей доброй воли на их стороне и хотя им помогают Силы Света. Ни в одной стране мира националистический дух пока не изжит. Ему надо помочь умереть. Меньшинства, обладающие историческим прошлым, но не правом на собственную территорию, требуют пространства, где они могли бы создать свою нацию. Малые нации в страхе спрашивают, какое место им будет позволено занять в семье народов и оставят ли в конце концов зловещие планы немцев в живых достаточно их сограждан, чтобы образовать нацию. Требование национального признания широко распространено; внимание к человечеству как к имеющей значение единице мало осознается.

Нации, живущие памятью о своей прошлой истории и прошлых границах, воспоминаниями о своем национальном или имперском господстве над слабыми и озирающиеся на то, что они называют “славным прошлым”, препятствуют прогрессу. Как ни жестко это звучит, но националистический дух является смертельной угрозой миру; будучи увековечен в любой форме, кроме той, в которой он способствует благу человечества как целого, он (по окончании войны) отбросит мир назад в темные века и оставит человечество не в лучшем состоянии, чем прежде, несмотря на двадцатилетние муки и агонию.

Можно было бы рассмотреть по очереди каждую нацию и проследить, как националистический разделяющий дух изоляционизма, проистекающий из исторического прошлого, расовых комплексов, территориального положения, протеста и обладания материальными ресурсами, привел к нынешнему мировому кризису, расколу и глобальному конфликту интересов и идеалов. Однако проку в этом немного. Мыслящий исследователь истории, свободный от национальных предрассудков, прекрасно знает факты и глубоко озабочен процессом, который может позволить покончить с соперничеством в мире. Он знает, что попыткам добиться национального превосходства, места под солнцем, “жизненного про­странства”, финансового приоритета, экономического господства 376] и силы необходимо положить конец. В то же время он отдает себе отчет в том, что, если человечество намерено освободиться от этих порождений эгоизма, необходимо сохранить некоторые фундаментальные ценности. Прошлые и современные культуры и цивилизации представляют собой огромную ценность; специфический гений каждой нации необходим для обогащения всей человеческой семьи; новая цивилизация должна быть укоренена в старой и вырастать их нее; должны появиться и осознаться новые идеалы, и именно к этому подготовят людей события и культура прошлого. Все человечество, а не конкретная нация или империя, должно стать объектом интересов и устремлений. Всё это должно осуществляться в практической, реалистической манере, вне связи с мечтательным, мистическим и не имеющим практического значения визионерством; вся работа должна основываться на фундаментальном признании человеческого братства, выраженного в правильных человеческих отношениях.

Столь широко распространенный протест против “туманного визионерства” гуманистических мечтателей обязан своим появлением тому факту, что хаос слов и обилие планов породили слишком мало практически ценного и ничего достаточно значительного, чтобы положить конец прежнему ужасному образу жизни. До войны не было сделано ничего действительно ценного, чтобы устранить очевидное, вопиющее зло. Ради сохранения прибегали к полумерам и компромиссам; тем не менее сохранялось основное зло национальных амбиций, экономического неравенства и опасных противоречий, наследственных и финансовых. Свирепствовали религиозные разногласия, широко распространенная расовая ненависть; продолжалось разложение экономического и политического порядка, порождая партийное, социальное и национальное соперничество.

Теперь война очистила атмосферу. Проблематика прояснилась, и мы по крайней мере знаем, что было не так. Продемонстрировав высшую степень эгоизма, национальной амбициозности, расовой ненависти и крайнего варварства и жестокости, а также полное отсутствие чувства гуманности, державы Оси сослужили службу человеческой расе в том смысле, что показали, чего нельзя допустить. Демократии пробудились к осознанию своих слабостей и того, что истинной демократии еще нет, и виной тому широко распространенная политическая коррупция, невежество и 377] неготовность масс к истинному самоуправлению. Империалистические державы, такие как Великобритания, публично отказываются от прежних взглядов и устремляются навстречу задаче перестройки мира. Консервативная реакция более не популярна. Малые нации сознают свою беспомощность и полную зависимость от более крупных соседей, которые, в свою очередь, признают свою ответственность перед слабыми и беззащитными. Люди пробуждаются и начитают думать, и никогда более они не вернутся к прошлому негативному состоянию. Повсюду преобладает вера в возможность и даже вероятность нового и лучшего мирового порядка.

Как наиболее просто и ясно выразить цель этого вожделенного нового мирового порядка и как кратко сформулировать задачу каждого человека и каждой нации по окончании войны, когда благоприятная возможность представится всем и каждому? Не подлежит сомнению, что каждая нация, великая или малая (включая меньшинства, которым будут предоставлены соответствующие равные права), должна следовать своим особым культурным путем и добиваться спасения тем способом, который ей предоставляется наилучшим; однако все нации должны развивать сознание того, что каждая из них является неотъемлемой частью единого сложного целого и что все должны вносить свой вклад в это целое всем, что имеют и чем являются. Эта идея уже присутствует в сердцах бесчисленных тысяч людей, неся в себе заряд огромной ответственности. Будучи разумно развиты и применены, эти осознания приведут к введению правильных человеческих отношений, экономической стабильности (основанной на духе отдачи) и к новой ориентации в отношении человека к человеку, нации к нации и всех к той Высшей Силе, которую мы называем Богом.

Такова перспектива, которая твердо удерживает бесчисленные тысячи людей на пути долга и ради которой многие в каждой нации готовы работать. Несмотря на преступное прошлое, несмотря на нынешнюю всемирную бойню, на почти непреодолимые проблемы, стоящие перед человечеством, несмотря на политические махинации и отжившую дипломатию, на ничтожную вероятность близкого успеха, тысячи людей готовы приступить к подготовительной работе. Число людей, обладающих видением 378] перспективы и доброй волей, сейчас столь значительно (особенно среди Объединенных Наций), что есть шанс конечного успеха, и сегодня уже можно приступить к работе. Контуры будущей мировой структуры уже смутно видны; общепризнана неудача старого порядка и старого мира, полная, очевидная и необратимая. Растет воля-к-добру. Любопытно и полезно осознать, что эту перспективу яснее видят простые люди и интеллигенция, чем привилегированные классы. Благодаря материальным трудностям жизни и вызванным ими мыслительным процессам, люди понимают необходимость и безальтернативность изменения условий жизни.

Предстоящая задача включает два направления: во-первых, направление мысли и энергии масс в нужное русло, с тем чтобы благой мотив и мудрое действие могли инициировать желанную эру справедливых человеческих отношений и окончательного мира; во-вторых, перевоспитание тех, чья апатия и отсутствие видения перспективы мешают прогрессу. Эта фаза работы идет полным ходом, и небольшая, но сильная группа мировых лидеров высказывает сейчас некоторые общие предложения, которые должны будут рассматриваться как обязательные, когда начнется перестройка мира. Они требуют введения нового руководящего принципа в политике и образовании, основанных на всемирно признанных правах человека, на потребности в духовном единстве и на необходимости отбросить все разделяющие теологические установки и догмы в каждой сфере мысли. Нарастает требование не только международного понимания и сотрудничества, но и классового взаимопонимания. Эти требования звучат со всех трибун и выходят из-под каждого пера во всех странах, кроме тех несчастных, где запрещена свобода слова.

Видя это, средний человек нередко бывает потрясен величием предстоящей задачи, разнообразием высказываемых мнений, обилием предложений, планов и схем улучшения мира, а также чувством своей незначительности и бесполезности перед лицом этого гигантского человеческого предприятия. Он задает себе множество вопросов. На что я гожусь? Что я могу сделать? Как может быть услышан мой слабый голос, и на что он будет нужен, когда будет 379] услышан? Какую роль я смогу сыграть на грандиозной мировой арене? Как мне доказать свою полезность? Как я могу бороться с невежеством, незнанием истории, общества и экономической ситуации в своей собственной стране, не говоря уже о других странах? Человечество так велико, многочисленно, нации столь разнообразны, что он ощущает себя беспомощной и никчемной единицей. У него нет ни академического, ни общего образования, которое позволило бы ему охватить эти проблемы и внести свой вклад в их решение. Чем же может помочь миру простой человек, предприниматель, домохозяйка, средний гражданин? Ведь я пишу именно для этих людей.

Я хочу начать с напоминания широкой общественности об одном важном факте, а именно о том, что сфокусированное, непреклонное, просвещенное общественное мнениесамая могущественная сила в мире. У нее нет равных, но она мало используется. Хорошо известно легковерие среднего человека, его готовность принять всё, что ему говорят достаточно громко и напористо. Стройная фразеология опытного политика, сосредоточенного на своих эгоистических целях, аргументация сладкоречивого демагога, обкатывающего свою любимую теорию за счет публики, или напыщенные речи своекорыстного человека легко завоевывают аудиторию. Массовая психология и решимость толпы эксплуатировалась в течение многих веков, так как неспособных мыслить эмоциональных людей с легкостью увлекают в любом направлении те, кто при достижении собственных целей отнюдь не преследует интересы человечества. Эти качества использовались в корыстных и зловещих целях гораздо чаще, чем в благих. Беспомощный негативизм немецкого народа в условиях нацистского режима – типичнейший пример этой тенденции.

Тем не менее эту негативную восприимчивость (не заслуживающую того, чтобы называться общественным мнением) столь же легко обратить на благие и созидательные цели, как и на дурные и разрушительные. Планомерная деятельность и мудро составленная программа могут привести и приведут к необходимым 380] переменам, превратив трезвое и разумное общественное мнение в основной фактор мировой перестройки. Одной из наиболее интересных особенностей нашего военного времени являются прямые контакты некоторых политических лидеров мира с простыми мужчинами и женщинами на улицах, например, выступления Рузвельта и Черчилля. Аналогичные выступления лидеров стран Оси принадлежат к совершенно иной категории, так как они рассчитаны на юношей и солдат своих стран. Только меньшие немецкие лидеры обращаются к простому человеку, и то для того лишь, чтобы отдать приказ или возбудить ненависть и исказить истину. Как бы то ни было, во всех этих случаях признается ценность общественного мнения и необходимость направлять его, либо подчиняя воле вождя типа Гитлера, либо воспитывая его на принципах, направленных на благо целого.

Второе, что должен осознать средний гражданин, – это то обстоятельство, что массы состоят из индивидов и что каждый из нас как индивид является определенной интегральной частью целого. Этот фундаментальный факт очень важен в контексте нашего предмета. Первый предстоящий шаг в процессе реконструкции – обращение к индивиду, с тем чтобы показать ему его ценность, указать ему его вполне реальную сферу влияния и затем поручить ему работу в этой сфере, которую он может проделать доступными ему средствами. Тогда исчезнет это естественное чувство бесполезности, и он постепенно осознает, что он нужен и в состоянии многое сделать. Осознав это, он может впоследствии передать свою конструктивную позицию окружающим, с тем чтобы и они поступили подобным же образом.

Я хочу подчеркнуть, что ценность индивида безусловно основана на неотъемлемой божественности человеческого духа и единстве целого. Она покоится также на том знании, лежащем в основе будущей восстановительной работы, что в центре вселенной находится божественная Сила, как бы вы ее ни называли, а также на вере в то, что Любовь – это сам закон жизни, несмотря на видимость и хроники минувших лет.

381] Существенно важна практичность в подходе кэтому предмету. Планы восстановления должны включать шаги, доступные рядовому человеку. Первым практическим шагом должно стать устранение ненависти как неконструктивного чувства, препятствующего работе. Она сковывает видение перспективы и искажает суждения, а также питает чувство страха и ужаса, но Любовь, которая требуется от нас, не эмоциональна и не сентиментальна. Она абсолютно практична и выражает себя в служении и сотрудничестве. Она стремится помочь всем движениям, действующим на благо человечества в соответствии с задачами Нового Века. Многие люди полагают, что эмоциональная реакция и громогласное выражение ужаса по поводу того, что постигло мир, является выражением любви и духовной чувствительности. Гораздо более вероятно, что такая реакция указывает на эгоцентризм и личностный дискомфорт. У истинной любви нет времени на подобные реакции, так как она полностью поглощена стремлением облегчить страдание. Тот, кто любит своих собратьев, ментально уравновешен и действует разумно; он мобилизует все свои ресурсы на служение, требуемое временем. Истинно сострадательное сердце свободно от эмоций.

Таким образом, нашим вторым шагом после осознания индивидуальной ответственности будет замена эмоций практической любовью, выражающейся в бескорыстном служении. Третий шаг – такая реорганизация нашей жизни, чтобы у нас оставалось время для требуемого служения. Многие люди по ряду причин не реализуют максимальных возможностей в своей повседневной жизни. Фактически, они нередко не хотят приносить требуемую служением жертву и пребыва

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...