Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основана ли она на личном опыте?

Никки Гамбл.

Как излагать материал беседы.

 

Еще до того как я стал христианином, я случайно попал на проповедь на служении, проводимом христианской миссией в Кембридже. Помню, как я в начале посмотрел на часы, ре­шил для себя не слушать и продолжал на них смотреть, удив­ляясь, как долго тянется эта беседа и как мне скучно. Другие, казалось, получали от нее удовольствие и смеялись. Но я сказал себе, что не буду слушать ни одного слова.

Когда мы говорим с христианами, логично предположить наличие интереса с их стороны. Мы ожидаем, что в церкви люди жаждут узнать больше о христианской вере, пытаются понять учение и изучают Библию. В отношении же нехри­стиан мы не можем делать таких предположений. Разумнее признать, что они задаются вопросом: «Почему я должен слушать?», и поэтому им нужно сказать что-либо интересное для них.

Это необходимо учитывать. Сначала нужно сказать, поче­му им следует слушать. Истина сама по себе не всегда явля­ется интересной. Если мы начнем, сказав: «Сейчас я хочу из­ложить доктрину оправдания по вере», то они скорее всего заснут. В целом, люди не заинтересованы в богословии или исторических фактах, пока они не увидят, что это относится к их жизни. Мы должны заинтересовать их с самого начала: первые несколько секунд крайне важны.

Они должны подумать: «А это интересно?» Подобно Иисусу, нам нужно обращать внимание, прежде всего, на их нужды, на их боль, на то, что может «затронуть их за живое». Юмор также может подготовить их к восприятию той исти­ны, которую мы хотим передать. Людям нравится слушать истории: и смешные, и серьезные. Все это, должно привести к теме актуальной для слушающих: работа, стресс, одиноче­ство, отношения, брак, семейная жизнь, страдание, смерть, вина или страх.

В этой главе я хочу рассмотреть основные принципы вы­ступления перед неверующими (такими, как гости Альфа курса) и особенно я хочу обратить внимание на выступление во время Альфа обеда в конце курса. Я думаю, что многие могут этому научиться. Основным требованием для этого яв­ляется сильное желание говорить людям о Христе. При под­готовке темы следует обратить внимание на семь важнейших вопросов. Рассмотрим каждый из них по порядку.

Основана ли она на Библии?

 

Епископ Вейкфилдский Н. МакКулок однажды во время от­пуска попал на проповедь, о которой сказал, что она только «позорит церковь». «Проповедник говорил долго, но сказал мало. Центральной темы не было. Когда я посмотрел на окружавших меня верующих, я увидел спящих пожилых и ерзающих молодых, которым, как и мне, было скучно. Проповедь не вдохновляла нас и не имела к нам никакого отношения. Какая потеря времени! В действительности, ка­кой позор». Он не рассказал, о чем была проповедь, но заме­тил: «Прихожанам не нужны низкосортные комментарии последних событий в мире, им нужна настоящая проповедь, которая делает Библию живой... Если бы апостола Павла спросили, что делать англиканской церкви сегодня, он ска­зал бы нам то же, что сказал Тимофею. С каждой кафедры, в каждой церкви, на каждом служении «проповедуй Слово», Это не означает, что разговор с людьми, которые не посеща­ют церковь, должен обязательно быть изложением Библии. Просто нужно основываться на библейской истине и впле­тать в свой материал стихи из Библии.

Когда мы читаем тему на Альфа обеде в конце курса, у нас всегда звучит евангелизационная проповедь, и я всегда стара­юсь включить в нее несколько конкретных мыслей. Павел на­писал коринфянам: «...Я рассудил быть у вас не знающим ни­чего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (2 Коринфя­нам 2:2). Я стараюсь сделать Иисуса центром повествования. Во-первых, я говорю о том, Кто такой Иисус, о том, что хри­стианство — историческая вера, основанная на Его жизни, смерти и воскресении; я говорю, что Этот Самый Иисус жив и сегодня и что мы можем иметь с Ним личные отношения. Во-вторых, я говорю о Его распятии, о том, что Иисус совершил на Кресте, когда умер за нас, и как Он сделал возможным про­щение наших грехов и избавление от вины. В-третьих, я объ­ясняю, каким образом любой человек может обрести общение с Богом через покаяние, веру и принятие Святого Духа.

Является ли она доброй вестью?

 

В своей первой проповеди в синагоге Иисус процитировал пророка Исайю: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим… » (Лука 4:18). Иисус пришел не осудить мир, а спасти его. Евангелие — это хорошая но­вость в мире, полном плохих новостей. Нам не следует про­сто заставлять людей чувствовать себя виновными. Возмож­но, нам надо говорить о грехе и о чувстве вины. Но мы не хотим останавливаться на этом. Мы говорим им об Иисусе, Который освобождает нас от греха, вины и зла. Вот это Бла­гая весть.

Когда Филипп говорил с евнухом ефиоплянином, он «благовествовал ему об Иисусе» (Деяния 8:35). На Альфа обеде я объясняю, что Иисус Христос удовлетворяет наши глубочайшие нужды. Я знаю, присутствующие в зале неверу­ющие люди страдают от незнания цели и смысла жизни; у них нет вразумительного ответа на вопрос о неизбежности смерти и о всеобщей проблеме вины. Ко всему прочему, они, вероятнее всего, также ощущают «вселенское одиночество» из-за того, что они живут в Божьем мире без Бога, для Которого и Которым они были сотворены.

Зная эти нужды, я пытаюсь показать, как Иисус избавил нас от вины на кресте, как Он поразил смерть Своим воскре­сением и каким образом Он сделал возможным для нас иметь отношения с Богом, Я говорю о том, что это привно­сит смысл и цель в нашу жизнь, о том, что Бог дает нам Сво­его Святого Духа, и поэтому нам больше не нужно жить в этом «вселенском одиночестве». Конечно, Благая весть Царствия Божьего включает гораздо больше, чем это. Но в двадцатиминутной речи на Альфа обеде я рассказываю толь­ко самые основные аспекты Благой вести. Готовясь к пропо­веди, я всегда спрашиваю себя: «Действительно ли хорошую новость я собираюсь сообщить людям?»

Интересна ли она?

 

Мы живем в век господства телевидения и видеоигр. Люди не привыкли к долгим речам, и удержать их внимание быва­ет трудно. На чистой теологии им трудно надолго сосредото­читься. Они предпочитают слушать разные истории, чтобы попробовать применить их в своей жизни. В качестве общего правила я нашел полезным следовать формуле: основная мысль, объяснение на примере, применение в жизни. Схе­матично это можно изобразить так:

Вступление

1. Основная мысль

— объяснение на примере

— применение в жизни

2. Основная мысль

— объяснение на примере

— применение в жизни
3,. Основная мысль

— объяснение на примере

— применение в жизни
Заключение

 

Объяснения на примерах очень важны. Я занимаюсь «кол­лекционированием» этих примеров. Большинство я беру прежде всего из собственного опыта; также они могут прий­ти из газет, радио, телевидения, фильмов, спектаклей, книг и журналов. Конечно, множество самых прекрасных иллюстраций можно найти в самой Библии или в природе. Также нам нужно тщательно продумывать применение этих истин в жизни.

Убедительна ли она?

Апостол Павел старался «вразумлять»[1] людей (см. 2 Корин­фянам 5:11). Для начала нам следует разобраться, чего мы хотим добиться каждой темой. Стараемся ли мы привести людей ко Христу, убедить их читать Библию или молиться? Сразу под заголовком запишите, в чем основная цель вашего рассказа. Если мы никуда не целимся, то вероятно, ни во что не попадем. А если намечается слишком много, мы рассеи­ваем свое внимание и усилия. Чарльз Сперджен, проповед­ник девятнадцатого века, сказал: «Один самый обычный гвоздь, крепко вбитый по самую шляпку, гораздо полезнее, чем два десятка кнопок, которые можно легко выдернуть».

Определив цель, мы строим рассказ таким образом, что­бы каждая мысль в ней поддерживала главную мысль, как колышки удерживают палатку с трех или четырех различных углов. Каждый наш аргумент должен обращаться к разуму, сердцу и воле слушателей.

Итак, должно быть обращение к разуму. Нам нужно пока­зать людям, почему они должны совершать то или иное дей­ствие. В течение всего Альфа курса мы стараемся преподне­сти людям все основные элементы Евангелия. На евангелизационном Альфа обеде мы касаемся важнейших аспектов Благой вести.

Если бы проповедь была обращена только к разуму, она была бы очень сухой. Нам также нужно обращаться к сердцу. Если вы, как и я, англичанин, возможно, вам это покажется трудным. Но эмоции тоже играют свою роль. Если наше по­слание будет обращено только к эмоциям, то возникает опасность излишней эмоциональности. И наоборот, обра­щаясь только к разуму, мы можем впасть в чрезмерный ин­теллектуализм.

Если мы собираемся убедить людей принять решение, нам нужно обращаться к их воле. В евангелизационной проповеди я стараюсь заранее дать понять, что нужно будет принимать решение, что не существует нейтральной зоны и что не может быть никаких «я не знаю» в Царствии Божьем. Я показываю людям, в чем заключаются возможные варианты. Они могут или отвергнуть Христа, или принять Его, или же отложить принятие решения. Все это должно делаться без какого-либо давления. Убеждать — это хорошо, но давить — неправильно.

Основана ли она на личном опыте?

Епископ Филипс Брукс определил проповедь как «донесение истины, пропущенной через личный опыт». Конечно, идея, которую мы хотим донести, является объективно истинной, и большая часть из того, что мы говорим, будет провозглаше­ние этой истины. Однако для слушателей будет огромной по­мощью, если мы сможем проиллюстрировать эти истины, ссылаясь на наш собственный опыт. Нам нужно быть чест­ными и искренними. Не нужно притворяться совершенными или делать вид, что нам никогда ни с чем не приходилось бо­роться. Это не означает, что нам обязательно нужно делать публичные признания, которые поставили бы всех в весьма неудобное положение. Необходимо просто уметь признавать, что у нас есть слабости и что мы переживали неудачи. Ис­тории, в которых мы выглядим не лучшим образом, могут быть смешными и ободряющими, если они рассказаны для укрепления веры и не оказывают негативного действия на слушателей. Например, я часто рассказываю о своих первых попытках евангелизировать и о смешных ситуациях, в кото­рые я попадал. С одной стороны, я смеюсь над собой, а с дру­гой, показываю людям, что все мы делаем ошибки.

Излагая тему, чаще говорите «мы», реже — «вы». Пред­ложение со словом «вы» звучит угрожающе и предполагает, что мы определенным образом ставим себя над своими слу­шателями. «Мы» — гораздо лучше, поскольку создает впе­чатление, что мы все находимся в одинаковом положении.

«Я» является наименее пугающим, поскольку исключает на­мек на то, что слушатели имеют те же самые проблемы. Но если слишком часто говорить «я», создается впечатление, что ты думаешь только о себе. В общем, я бы предложил ре­же использовать слова «вы» и «я». «Вы» часто эффективно в конце речи: «Чем являются для вас утверждения Христа?», «Решите ли вы сегодня?»

Понятна ли она?

Нет смысла произносить величайшую проповедь в мире, ес­ли никто не сможет ее понять. Никогда не следует переоце­нивать знание слушателей и недооценивать их интеллект. Из-за того, что знание ограниченно, нам нужно избегать церковного жаргона (привычного лишь для «своих») и спе­цифических терминов, таких, как «оправдание», «святость», «искупление» или любых других слов, которые не встреча­ются в повседневной речи. Использовать эти слова можно только в том случае, если мы объясняем их значение про­стым языком.

С другой стороны, большинство людей имеет достаточно высокий интеллектуальный уровень, и при хорошем объяс­нении их могут понять практически все. Многие богослов­ские книги и речи непостижимы для большинства людей: это вполне понятно, если это специфические книги, предна­значенные для специалистов. Я, например, замечаю за со­бой, что выражаюсь чрезмерно сложно, если сам до конца не все понимаю. Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Вы ни­чего не поймете по-настоящему, пока не сможете выразить это просто».

Безусловно, учение Иисуса было в основном очень про­стым. «Компактность» молитвы «Отче наш», в которой всего 64 слова, очень выигрывает по сравнению с опубликован­ным недавно официальным сообщением ЕЭС о продаже ка­пусты, содержащим 26 901 слово!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...