Основана ли она на личном опыте?
Никки Гамбл. Как излагать материал беседы.
Еще до того как я стал христианином, я случайно попал на проповедь на служении, проводимом христианской миссией в Кембридже. Помню, как я в начале посмотрел на часы, решил для себя не слушать и продолжал на них смотреть, удивляясь, как долго тянется эта беседа и как мне скучно. Другие, казалось, получали от нее удовольствие и смеялись. Но я сказал себе, что не буду слушать ни одного слова. Когда мы говорим с христианами, логично предположить наличие интереса с их стороны. Мы ожидаем, что в церкви люди жаждут узнать больше о христианской вере, пытаются понять учение и изучают Библию. В отношении же нехристиан мы не можем делать таких предположений. Разумнее признать, что они задаются вопросом: «Почему я должен слушать?», и поэтому им нужно сказать что-либо интересное для них. Это необходимо учитывать. Сначала нужно сказать, почему им следует слушать. Истина сама по себе не всегда является интересной. Если мы начнем, сказав: «Сейчас я хочу изложить доктрину оправдания по вере», то они скорее всего заснут. В целом, люди не заинтересованы в богословии или исторических фактах, пока они не увидят, что это относится к их жизни. Мы должны заинтересовать их с самого начала: первые несколько секунд крайне важны. Они должны подумать: «А это интересно?» Подобно Иисусу, нам нужно обращать внимание, прежде всего, на их нужды, на их боль, на то, что может «затронуть их за живое». Юмор также может подготовить их к восприятию той истины, которую мы хотим передать. Людям нравится слушать истории: и смешные, и серьезные. Все это, должно привести к теме актуальной для слушающих: работа, стресс, одиночество, отношения, брак, семейная жизнь, страдание, смерть, вина или страх.
В этой главе я хочу рассмотреть основные принципы выступления перед неверующими (такими, как гости Альфа курса) и особенно я хочу обратить внимание на выступление во время Альфа обеда в конце курса. Я думаю, что многие могут этому научиться. Основным требованием для этого является сильное желание говорить людям о Христе. При подготовке темы следует обратить внимание на семь важнейших вопросов. Рассмотрим каждый из них по порядку. Основана ли она на Библии?
Епископ Вейкфилдский Н. МакКулок однажды во время отпуска попал на проповедь, о которой сказал, что она только «позорит церковь». «Проповедник говорил долго, но сказал мало. Центральной темы не было. Когда я посмотрел на окружавших меня верующих, я увидел спящих пожилых и ерзающих молодых, которым, как и мне, было скучно. Проповедь не вдохновляла нас и не имела к нам никакого отношения. Какая потеря времени! В действительности, какой позор». Он не рассказал, о чем была проповедь, но заметил: «Прихожанам не нужны низкосортные комментарии последних событий в мире, им нужна настоящая проповедь, которая делает Библию живой... Если бы апостола Павла спросили, что делать англиканской церкви сегодня, он сказал бы нам то же, что сказал Тимофею. С каждой кафедры, в каждой церкви, на каждом служении «проповедуй Слово», Это не означает, что разговор с людьми, которые не посещают церковь, должен обязательно быть изложением Библии. Просто нужно основываться на библейской истине и вплетать в свой материал стихи из Библии. Когда мы читаем тему на Альфа обеде в конце курса, у нас всегда звучит евангелизационная проповедь, и я всегда стараюсь включить в нее несколько конкретных мыслей. Павел написал коринфянам: «...Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (2 Коринфянам 2:2). Я стараюсь сделать Иисуса центром повествования. Во-первых, я говорю о том, Кто такой Иисус, о том, что христианство — историческая вера, основанная на Его жизни, смерти и воскресении; я говорю, что Этот Самый Иисус жив и сегодня и что мы можем иметь с Ним личные отношения. Во-вторых, я говорю о Его распятии, о том, что Иисус совершил на Кресте, когда умер за нас, и как Он сделал возможным прощение наших грехов и избавление от вины. В-третьих, я объясняю, каким образом любой человек может обрести общение с Богом через покаяние, веру и принятие Святого Духа.
Является ли она доброй вестью?
В своей первой проповеди в синагоге Иисус процитировал пророка Исайю: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим… » (Лука 4:18). Иисус пришел не осудить мир, а спасти его. Евангелие — это хорошая новость в мире, полном плохих новостей. Нам не следует просто заставлять людей чувствовать себя виновными. Возможно, нам надо говорить о грехе и о чувстве вины. Но мы не хотим останавливаться на этом. Мы говорим им об Иисусе, Который освобождает нас от греха, вины и зла. Вот это Благая весть. Когда Филипп говорил с евнухом ефиоплянином, он «благовествовал ему об Иисусе» (Деяния 8:35). На Альфа обеде я объясняю, что Иисус Христос удовлетворяет наши глубочайшие нужды. Я знаю, присутствующие в зале неверующие люди страдают от незнания цели и смысла жизни; у них нет вразумительного ответа на вопрос о неизбежности смерти и о всеобщей проблеме вины. Ко всему прочему, они, вероятнее всего, также ощущают «вселенское одиночество» из-за того, что они живут в Божьем мире без Бога, для Которого и Которым они были сотворены. Зная эти нужды, я пытаюсь показать, как Иисус избавил нас от вины на кресте, как Он поразил смерть Своим воскресением и каким образом Он сделал возможным для нас иметь отношения с Богом, Я говорю о том, что это привносит смысл и цель в нашу жизнь, о том, что Бог дает нам Своего Святого Духа, и поэтому нам больше не нужно жить в этом «вселенском одиночестве». Конечно, Благая весть Царствия Божьего включает гораздо больше, чем это. Но в двадцатиминутной речи на Альфа обеде я рассказываю только самые основные аспекты Благой вести. Готовясь к проповеди, я всегда спрашиваю себя: «Действительно ли хорошую новость я собираюсь сообщить людям?»
Интересна ли она?
Мы живем в век господства телевидения и видеоигр. Люди не привыкли к долгим речам, и удержать их внимание бывает трудно. На чистой теологии им трудно надолго сосредоточиться. Они предпочитают слушать разные истории, чтобы попробовать применить их в своей жизни. В качестве общего правила я нашел полезным следовать формуле: основная мысль, объяснение на примере, применение в жизни. Схематично это можно изобразить так: Вступление 1. Основная мысль — объяснение на примере — применение в жизни 2. Основная мысль — объяснение на примере — применение в жизни — объяснение на примере — применение в жизни
Объяснения на примерах очень важны. Я занимаюсь «коллекционированием» этих примеров. Большинство я беру прежде всего из собственного опыта; также они могут прийти из газет, радио, телевидения, фильмов, спектаклей, книг и журналов. Конечно, множество самых прекрасных иллюстраций можно найти в самой Библии или в природе. Также нам нужно тщательно продумывать применение этих истин в жизни. Убедительна ли она? Апостол Павел старался «вразумлять»[1] людей (см. 2 Коринфянам 5:11). Для начала нам следует разобраться, чего мы хотим добиться каждой темой. Стараемся ли мы привести людей ко Христу, убедить их читать Библию или молиться? Сразу под заголовком запишите, в чем основная цель вашего рассказа. Если мы никуда не целимся, то вероятно, ни во что не попадем. А если намечается слишком много, мы рассеиваем свое внимание и усилия. Чарльз Сперджен, проповедник девятнадцатого века, сказал: «Один самый обычный гвоздь, крепко вбитый по самую шляпку, гораздо полезнее, чем два десятка кнопок, которые можно легко выдернуть». Определив цель, мы строим рассказ таким образом, чтобы каждая мысль в ней поддерживала главную мысль, как колышки удерживают палатку с трех или четырех различных углов. Каждый наш аргумент должен обращаться к разуму, сердцу и воле слушателей.
Итак, должно быть обращение к разуму. Нам нужно показать людям, почему они должны совершать то или иное действие. В течение всего Альфа курса мы стараемся преподнести людям все основные элементы Евангелия. На евангелизационном Альфа обеде мы касаемся важнейших аспектов Благой вести. Если бы проповедь была обращена только к разуму, она была бы очень сухой. Нам также нужно обращаться к сердцу. Если вы, как и я, англичанин, возможно, вам это покажется трудным. Но эмоции тоже играют свою роль. Если наше послание будет обращено только к эмоциям, то возникает опасность излишней эмоциональности. И наоборот, обращаясь только к разуму, мы можем впасть в чрезмерный интеллектуализм. Если мы собираемся убедить людей принять решение, нам нужно обращаться к их воле. В евангелизационной проповеди я стараюсь заранее дать понять, что нужно будет принимать решение, что не существует нейтральной зоны и что не может быть никаких «я не знаю» в Царствии Божьем. Я показываю людям, в чем заключаются возможные варианты. Они могут или отвергнуть Христа, или принять Его, или же отложить принятие решения. Все это должно делаться без какого-либо давления. Убеждать — это хорошо, но давить — неправильно. Основана ли она на личном опыте? Епископ Филипс Брукс определил проповедь как «донесение истины, пропущенной через личный опыт». Конечно, идея, которую мы хотим донести, является объективно истинной, и большая часть из того, что мы говорим, будет провозглашение этой истины. Однако для слушателей будет огромной помощью, если мы сможем проиллюстрировать эти истины, ссылаясь на наш собственный опыт. Нам нужно быть честными и искренними. Не нужно притворяться совершенными или делать вид, что нам никогда ни с чем не приходилось бороться. Это не означает, что нам обязательно нужно делать публичные признания, которые поставили бы всех в весьма неудобное положение. Необходимо просто уметь признавать, что у нас есть слабости и что мы переживали неудачи. Истории, в которых мы выглядим не лучшим образом, могут быть смешными и ободряющими, если они рассказаны для укрепления веры и не оказывают негативного действия на слушателей. Например, я часто рассказываю о своих первых попытках евангелизировать и о смешных ситуациях, в которые я попадал. С одной стороны, я смеюсь над собой, а с другой, показываю людям, что все мы делаем ошибки. Излагая тему, чаще говорите «мы», реже — «вы». Предложение со словом «вы» звучит угрожающе и предполагает, что мы определенным образом ставим себя над своими слушателями. «Мы» — гораздо лучше, поскольку создает впечатление, что мы все находимся в одинаковом положении.
«Я» является наименее пугающим, поскольку исключает намек на то, что слушатели имеют те же самые проблемы. Но если слишком часто говорить «я», создается впечатление, что ты думаешь только о себе. В общем, я бы предложил реже использовать слова «вы» и «я». «Вы» часто эффективно в конце речи: «Чем являются для вас утверждения Христа?», «Решите ли вы сегодня?» Понятна ли она? Нет смысла произносить величайшую проповедь в мире, если никто не сможет ее понять. Никогда не следует переоценивать знание слушателей и недооценивать их интеллект. Из-за того, что знание ограниченно, нам нужно избегать церковного жаргона (привычного лишь для «своих») и специфических терминов, таких, как «оправдание», «святость», «искупление» или любых других слов, которые не встречаются в повседневной речи. Использовать эти слова можно только в том случае, если мы объясняем их значение простым языком. С другой стороны, большинство людей имеет достаточно высокий интеллектуальный уровень, и при хорошем объяснении их могут понять практически все. Многие богословские книги и речи непостижимы для большинства людей: это вполне понятно, если это специфические книги, предназначенные для специалистов. Я, например, замечаю за собой, что выражаюсь чрезмерно сложно, если сам до конца не все понимаю. Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Вы ничего не поймете по-настоящему, пока не сможете выразить это просто». Безусловно, учение Иисуса было в основном очень простым. «Компактность» молитвы «Отче наш», в которой всего 64 слова, очень выигрывает по сравнению с опубликованным недавно официальным сообщением ЕЭС о продаже капусты, содержащим 26 901 слово!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|