Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды социального контроля в организации

Тема 4. Управление и структурирование социальных систем

Структурно-функциональный подход:

§ выделение элементов социального целого, подлежащих исследованию и определению их места и назначения (функции) в некоторой связи;

§ исследование структуры – совокупности устойчивых отношений между элементами – и равновесия – бесконфликтного состояния социальных систем, основанном на единстве базовых ценностей, четком распределении и выполнении ролей, применении социального контроля;

§ «теорема» функционального анализа: как одно явления может выполнять различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

 

Система жизнеспособна, если выполняет 4 рода функций:

1.Адаптация – приспособление к изменяющимся условиям внешней среды и возрастающим потребностям своих членов.

2.Целеустремленность – определение целей развития и поддержание процесса их достижения.

3.Поддержание устойчивости – сохранение устойчивость на основе общих норм и ценностей, усвоенных индивидами и снимающих напряженность в системе.

4.Интеграция – включение в систему новых групп индивидов.

 

Условия выживания организаций во внешней среде:

 

Источник: Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С.44.

 

Виды организационного контроля:

Технологический

Экономический и финансовый

Социальный: административный, групповой, самоконтроль

 

Контроль как составная часть функций управления

 
 

 

 


Стратегическое управление: определение проблем, формирование целей и стратегии организации Управление изменениями (инновационный менеджмент) - структурными, культурными, институциональными   Традиционные функции - оперативное планирование Организация Координация, Мотивация Контроль
Содержание
Контроль адаптации во внешней среде (контроль взаимодействия с административными структурами, и контроль поступления ресурсов (материальных, финансовых, кадровых)) Контроль соответствия функциям (а не личным амбициям), контроль обратной связи и поддержки при инновациях Контроль за поведением людей
Уровни и формы осуществления контроля
Уровень корпорации -   синоптический рационализм Организационный уровень - возрастание логики, бюрократизация Уровень рабочего места -   экспериментализм

Элементы социального контроля

нормы санкции
Нормы и санкции различаются:
· по степени жесткости (от ожиданий до табу) · по степени общности (общегосударственные законы и нормы локальных сообществ и субкультур) · по способу фиксации (формальные и неформальные) · по субъекту использования (формальные и неформальные) · по модальности (положительные и отрицательные)

Механизм социального контроля:

Действия субъектов ® шкала оценок (существующая с праве, морали, идеологии) ® социальная категоризация (как результат оценки, применения норм)® реакция сообщества, организации или группы, применение санкций ® индивидуальная шкала оценок, связанная с приведением социализированных норм и ценностей ® индивидуальная категоризация, самооценка применения санкций ® подчинением нормам или исключение из группы, организации

Виды социального контроля в организации

 

Административный "сверху вниз", профессиональная функция менеджера Взаимный Самоконтроль
  Субъекты  
субъекты высшего ранга Равные по статусу субъекты организационно-трудовых отношений   Индивиды, имеющие достаточный уровень личностного и профессионального развития, т.е. возможности и право самоконтроля
Достоинства
Официальный характер Осуществляется от лица организации и в ее интересах Связан с широкими возможностями санкций   Непосредственный характер Быстрота реакции Полнота информации (учет ситуации и индивидуальных свойств) При единой направленности с а.к. усиливает его, способствует функционированию организации Повышение возможностей творческой деятельности, Развитие самосознания, Использование достижительной мотивации Может быть защитным механизмом
Недостатки
Внешний характер Доминирование критерия исполнительности Возможная некомпетентность в частных и ситуативных вопросах Возможное снижение критичности Влияние групповых интересов Возможность противоречий с организационными целями Субъективность Непредсказуемость  

 

 


Вопросы и задания по теме 4

 

1. Используя знания о потребностях, которые побуждают людей становиться членами организации, попробуйте сформулировать мотивы их подчинения различным видам контроля

 

Мотивация подчинения
Административный контроль   Взаимный контроль Самоконтроль

 

2. Учитывая, что действие контроля разворачивается параллельно процессу институциализации, подумайте что является основой осуществления контроля?

3. Раскройте содержание понятий формальной и неформальной организации.

4. Что такое формализация и почему она необходима в организации?

5. Раскройте взаимосвязь структурирования и контроля.

6. Главным субъектом контроля в организации является менеджмент. Но можно ли сказать, что это единственный субъект контроля?

7. На основе ряда положений о задачах социального контроля, попытайтесь сформулировать условия его эффективности.

 

Социальный контроль - средство поддержания определенной меры активности членов организации.  
Социальный контроль ориентирует человека в условиях неопределенности  
Социальный контроль - проявления власти  
Подчинение нормам - условие членства в организации и группе  
Объекты контроля - люди и их объединения  

 

8. Каковы задачи PR в обеспечении эффективности социального контроля?

 


Материал для анализа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...