Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клиническая психология как профессия (функции, задачи в здравоохранении, образовании, социальной помощи и т. д.)




 

a. Считается, что клинические психологи могут работать в различных областях, как, например: в психиатрических больницах, общественных консультативных службах (воспитательных, семьи и брака, профилактики наркоманий, профилактики суицидов), школах, тюрьмах, реабилитационных учреждениях.

b. По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования, клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

 

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой, клинические психологи выполняют все расширяющийся круг функций:

· Диагностические,

· коррекционные,

· экспертно-консультативные,

· профилактические,

· реабилитационные,

· научно-исследовательские,

· учебно-педагогические и др.

 

1. В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с онкологической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стоматологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.

2. Клинические психологи активно включаются в решение круга задач охраны психического здоровья Подрастающего поколения, работая в детских дошкольных учреждениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства и др.

3. Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службах Социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в службах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.

 

Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.

Общей задачей клинического психолога в лечебно-профилактических учреждениях является его участие в проведении патогенетической и дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и социально-трудовом приспособлении больных. Конкретные задачи могут быть определены следующим образом: участие в решении задач дифференциальной диагностики; анализ структуры и установление степени психических нарушений; диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения; характеристика личности и системы ее отношений; оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение экспертных задач, участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными.

 

Поведенческая модель клинической психологии

Поведенческая терапия за довольно короткое время заняла значительное место, как в научном исследовании, так и в клинической практике. Под обозначением «поведенческая терапия», с одной стороны, понимается в узком смысле психотерапевтические приемы, с другой – в широком смысле - это общая клинико-психологическая теоретико-поведенческая модель. Поскольку теоретико-поведенческая модель включает в себя большое число подходов, предложенных различными лицами, то иногда говорят во множественном числе о «поведенческих терапиях».

Каждая из ниженазванных моделей – это, скорее, обозначение «теоретической семьи», члены которой близки друг другу, но не во всех существенных признаках. Отделить их друг от друга еще и потому нелегко, что имеют место нередко взаимные заимствования понятий, концепций и практик и их ассимиляция.

 

Методологиями следующих клинико-психологических моделей являются:

  • -Психоаналитичкой модель
  • -Гуманистической модель.
  • -Теоретико-поведенческой моделью.
  • -Когнитивной моделью.
  • -Интерперсональной (межличностной) моделью.
  • -Системно-семейная модель.

 

 

Литература

 

Основная

Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. – М., 2008.

Тюльпин Ю.Т. Медицинская психология: учебник – М.: Медицина, 2004. Торохтий, Владимир Свиридович. Психологическое здоровье семьи: учеб.-метод. пособие / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - СПб.: КАРО, 2009. - 160 c.

Клиническая психология: учебник /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2011.

Дополнительная

Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб., 2000.

Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. – СПб., 2003.

Зейгарник Б.В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008

Исурина Г.Л. Задачи и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в свете разработки интегративной модели // Клиническая психология: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – С. 250-261.

Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004.

Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб., 2002.

Клиническая психология: Словарь/Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2006.

Клиническое руководство по психическим расстройствам / Д. Барлоу. – 3-е изд. – СПб., 2008.

Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология, -М., Академия, 2007.

Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М., 1991.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М., 2005.

Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. – СПб., 2005.

Смулевич А.Б. Расстройства личности. – М., 2007

Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М., 2002/2006

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., СПб., 1970, 2000.

Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002.

Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб., 2003.

Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть I. История Клинической психодиагностики: Учебное пособие. – СПб., 2006.

Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть 2. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: Учебное пособие. – СПб., 2007.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи – изд. 2-е, расширен., доп. – СПб., 1999.

Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...