Глава 2. Управление персоналом в музеях г. Кемерово (социологический аспект)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для того, чтобы подтвердить достоверность теоретических данных, проводят социологические исследования. Для каждого исследования, как правило, необходимы свои методы. В данной работе был использован индивидуальный экспертный опрос, с целью получения экспертных оценок руководителей музейных учреждений г. Кемерово. В экспертную группу вошли директора следующих музеев: 1. Кемеровский областной краеведческий музей. 2. Кемеровский областной музей изобразительных искусств. 3. Природный историко-архитектурный музей-заповедник «Томская писаница». 4. Кемеровский историко-архитектурный музей «Красная Горка». Целью исследования являлось выявить критерии оценки и отбора персонала в данных учреждениях. Индивидуальный экспертный опрос проводился в один тур путем одноразового заполнения анкет. Нами было опрошено 4 человека, что составляет 100% опрашиваемых респондентов. Нам было интересно узнать как директора кемеровских музеев подходят к вопросам управления персоналом. Прежде чем проводить исследование мы разработали анкету, которая включает в себя пять вопросов (четыре закрытых и один открытый). Социально-демографические характеристики группы выглядят следующим образом: респондентов женского пола было опрошено 3 человек (75%), респондентов мужского пола - 1 человек (25%). Все опрошенные респонденты имеют высшее образование. Стаж работы в должности директора музея у 75% опрошенных – более 5 лет. Лишь директор музея «Красная Горка» приступил к своим обязанностям полгода назад. Таким образом, социально-демографические показатели свидетельствуют о том, что музеями г. Кемерово управляют в основном специалисты со значительным стажем работы. В этой связи можно предположить, что они знакомы с проблемами управления персоналом, которые им не раз за эти годы приходилось решать. Этот факт может быть рассмотрен как положительная тенденция в управлении персоналом, потому что руководитель с опытом работы должен лучше разбираться в управленческих вопросах. Исходной позицией оценки управления персоналом мы взяли видение респондентами того, какими критериями следует руководствоваться при отборе персонала. Первый вопрос анкеты касался частоты обновления персонала в музейных учреждениях. Было предложено четыре варианта ответов (Приложение 1). Полученные данные приведены в таблице 2.1. Как видно из таблицы 2.1. половина респондентов производят частоту обновления кадров в своих учреждениях не очень часто (один раз в полгода). Так ответили директора Музея-заповедника «Томская писаница» и Музея изобразительных искусств. Редко обновляется персонал в Кемеровском областном краеведческом музее. Возможно это связано с консервативной политикой управления данным музейным учреждением. Чаще других текучесть кадров происходит в музее «Красная Горка». Как выяснилось в ходе ответов на второй вопрос анкеты – «От чего зависит частота обновления персонала в Вашем учреждении?» - это связано, прежде всего, с частой сменой руководства и невозможностью в этой связи сформировать правильную политику музейного учреждения.
В остальных музеях, как отмечалось их руководителями, частота обновления персонала связана с:
Таблица 2.1.Оценка частоты обновления кадров в музеях г. Кемерово
- ограниченностью штатного расписания; - нежеланием менять устоявшийся коллектив;
- дефицитом на рынке труда специалистов в области музейного дела. Тем не менее, обновление персонала в музейных учреждениях г. Кемерово хотя бы изредка, но происходит. В этой связи нам было интересно узнать кому отдается предпочтение при обновлении персонала по таким критериям как: пол; образование; стаж работы; знание иностранного языка; знание ПК. Результаты ответов были сведены в таблицу 2.2. Анализ ответов показывает, что большинство респондентов (75%), при обновлении персонала отдают предпочтение мужскому полу. Однако, стоит заметить, что в музеях в основном работают женщины. Как отмечают специалисты, это связано, прежде всего, с низкой заработной платой в учреждения социально-культурной сферы. Руководители музеев г. Кемерово единогласно высказались за то, что бы принимать на работу специалистов с высшим образованием. Стаж работы также имеет большое значение. Здесь мнения респондентов распределились следующим образом: 50% опрошенных высказались за стаж работы от 1 до 5 лет; оставшаяся половина – от 5 до 10 лет. По этому поводу хочется заметить, что ориентация на специалистов только с опытом работы может привести к потере молодых кадров с новыми знаниями и инновационными подходами к работе. А чтобы выжить музеям в новых рыночных условиях, им необходимо обладать молодыми квалифицированными кадрами. В связи с повышенным интересом к международной интеграции современная действительность ставит вопрос о наличии в музейных учреждениях специалистов обладающих знаниями иностранного языка и ПК. Нам было интересно узнать ставят ли руководители музейных учреждений г.Кемерова задачу «заполучить» профессионалов обладающих такими знаниями.
Таблица 2.2. Предпочтения респондентов в области обновления персонала
Результаты ответов, исходя из таблицы 2.2., показали, что для руководителей кемеровских музеев большее значение имеет владение специалистом ПК, нежели знаниями иностранного языка. Это может быть связано с более прогрессирующим (по сравнению со знаниями иностранного языка) миром компьютерных технологий. Сегодня в каждом музее имеется хотя бы один компьютер, на котором, в случае необходимости, каждый должен уметь работать. И, наконец, на последний вопрос анкеты «Оцените, пожалуйста, нижеперечисленные качества, которыми должен обладать специалист, поступающий на работу в Ваше учреждение, по десяти бальной шкале (от 1 до 10)?» (Таблица 2.3.). Исходя из данных таблицы 2.3., можно заключить, что наиболее приоритетными из перечисленных качеств являются: - исполнительность; - ответственность; - усидчивость. За ними следуют стремление к инновациям и пунктуальность. Средняя степень значимости отводится: - коммуникабельности; - аккуратности; - творческому подходу; - инициативности; - уравновешенности. К сожалению, приходится констатировать, что до сих пор руководители музейных учреждений не считают нужным для специалиста обладание такими качествами, как инициативность и творческий подход. Однако в сегодняшнем быстро меняющемся мире эти качества очень важны. Каждый день музеи, как и любые другие учреждения, могут сталкиваться с различными ситуациями, которые потребуют от них быстрого и эффективного решения проблем. В этом смысле специалисты с инновационным, творческим подходом будут просто необходимы музейному учреждению.
Таблица 2.3. Оценка качеств, которыми должен обладать специалист
Таким образом, исследование показало, что в основном все опрошенные эксперты не очень часто сталкиваются с проблемами обновления персонала. Однако эти проблемы не обходят их стороной. Если приходится заниматься обновлением кадров, то в основном предпочтение отдается представителям мужского пола; специалистам с высшим образованием и опытом работы не менее года. Знание ПК, по мнению респондентов, является обязательным. Владение иностранным языком в обязательные условия приема на работу не входит. В основном ценятся в сотруднике такие качества, как исполнительность, усидчивость, ответственность. Инициативность и творческий подход, к сожалению, пока находятся на втором плане. Заключение
Для проведения исследований используют методы анализа документов, метод опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. Выделяют внутренние и внешние источники информации, а также вторичное и первичное исследование. Существует три способа сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент и опрос. Главным инструментом реализации метода опроса является анкета, которая состоит из вопросов представленных в виде открытых вопросов, закрытых вопросов и вопросов со шкалой ответов. В ходе работы было выяснено, что для получения точных данных необходимо провести первичные исследования с использованием метода экспертного опроса. Таким образом исследования показали, что в 4-х музеях г. Кемерово: 1) не очень часто (один раз в полгода) происходит обновление персонала (50%); 2) при обновлении персонала 75% опрошенных отдают предпочтение мужчинам, с высшим образованием (100%), со стажем работы от 1 до 5 лет (50%) и от 5до 10 лет (50%), владеющие ПК (75%) и с не знанием иностранного языка (75%); 3) персонал должен обладать такими качествами как: исполнительность, ответственность и усидчивость, а коммуникабельности, творческому подходу и инициативности уделяется наименьшее внимание при отборе персонала. Список литературы
1. Акофф Р., Сасиени М. Основы исследования операций.-М., Мир, 1971.-236с. 2. Арман Дайан и др. Маркетинг.-М.: Экономика, 1993.-366с. 3. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки.-М.: Наука, 1973.-342с. 4. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова.-М.:Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1998.-С.17.
5. Брэддик У. Менеджмент в организации.-М.: «ИНФРА-М»,1997.-334с. 6. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов.-М.:Высш. шк.,1989.-176с. 7. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М,1998.-С.152-158. 8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.: Издательство «Финпресс», 1998.-416с. 9. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры.-М.: Дело, 1995.-384с. 10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.-М.:Экономика,1990.-С.45-87. 11. Кортис Д. Найти свой путь в менеджменте / Пер. с англ. З.А.Кукушкиной.-М.: «Полигран»,1990.-С.5-45. 12. Основы менеджмента. Учебное пособие / Под ред. А.К.Семенова.-2-е изд.-М.:Издательский Дом «Дашков и К»,2001.-176с. 13. Рабочая книга социолога.-М.:Наука,1977.-390с. 14. Роджерс Френсис Дж. Взгляд изнутри: человек – фирма – маркетинг.-М., Прогресс, 1990.-288с. 15. Семенов А.К. Современный менеджмент.-Волгоград,1997.-С.80-112. 16. Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна.-Нижний Новгород: НКУП, 1992.-С.67-86. 17. Современный словарь иностранных слов / Под ред. Е.А.Гришиной.-М.:Рус. Яз., 1993.-С.327. 18. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-М.:Дело, 1997.-С.23-54. Приложение 1
Опросный лист эксперта № ___
Уважаемые коллеги!
Кафедра управления и экономики социально-культурной сферы Кемеровской государственной академии культуры и искусств проводит опрос специалистов социально-культурной сферы. Обращаемся с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся кадровой политики в учреждениях социально-культурной сферы. Цель нашего опроса – выявить критерии оценки и отбора персонала в данных учреждениях. В каждом вопросе выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ (ы) и обведите его (их) кружочком. 1. Часто ли в Вашем учреждении происходит обновление персонала? 1.1. очень часто (один раз в месяц) 1.2. часто (один раз в квартал) 1.3. не очень часто (один раз в полгода) 1.4. редко (один раз в год и реже) 2. От чего зависит частота обновления персонала в Вашем учреждении? ______________________________________________________ _____________________________________________________________ 3. При обновлении персонала кому отдается наибольшее предпочтение? (отметьте, пожалуйста, по каждому пункту) 3.1. пол (М, Ж) 3.2. образование: - среднее - неоконченное высшее - среднеспециальное - высшее гуманитарное - среднетехническое - высшее техническое 3.3. стаж работы: - без стажа - 5-10 лет - менее года - более 10 лет - 1-5 лет 3.4. знание иностранного языка (ДА, НЕТ) 3.5. знание ПК (ДА, НЕТ) 4. Оцените, пожалуйста, нижеперечисленные качества, которыми должен обладать специалист, поступающий на работу в Ваше учреждение, по десяти бальной шкале (от 1 до 10)?
5. Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые данные: 5.1. Пол ______ 5.2. Образование ___________________ 5.3. Стаж работы в этой должности ____________
Благодарим за участие!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|