Глава 2. Практическое использование метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере 8-го класса общеобразовательной школы)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Социометрия как практический метод социологии и социальной психологии широко используется при изучении отношений в школьных классах. Поэтому в качестве демонстрации использования социометрии для изучения отношений в малой группе я избрала пример исследования, проведенного в 8-м классе средней школы № 27 г.Иркутска. Данный класс насчитывает 25 учащихся, из них 10 мальчиков и 15 девочек. Я поставила учащимся вопросы. Причем учащиеся не были ограничены количеством выборов, т.е. я использовала непараметрическую социометрию. В результате обработки полученных данных я получила социометрическую матрицу На основе этой матрицы (по выше указанным формулам) можно вычислить индивидуальные индексы социометрического статуса учащихся (они представлены в нижней строке матрицы), индексы экспансивности (представлены в последней колонке матрицы). Социоматрица
Социограмма
Вывод
На основе полученных данных можно назвать членов группы, занимающих позиции лидеров по признаку симпатий - антипатий (Горюнов Александр, Демкина Светлана, Иванов Андрей) и членов группы, которые отвергаются классом (Петров Руслан, Гвоздев Дима, Дудина Оксана). Лидерами группы по параметру “экспансивность” являются Кузнецова Света, Потапова Олеся, Сухарев Сергей, Чайкина Ася. Наиболее низкий индекс экспансивности у Гвоздева Димы, Деминой Светы, Михайловой Оли, Дудиной Оксаны, Минаковой Оксаны, Клопиной Елены. Групповой индекс сплоченности для данного класса равен 0,04, индекс конфликтности равен 0,003, индекс экспансивности равен 0,44. В классе выделяются несколько подгрупп с той или иной степенью сплоченности: 1. Романов, Иванов, Леонова, Горюнов; 2. Коновалова, Лучникова, Демкина; 3. Кузнецова, Чайкина, Михайлова; 4. Карасев, Потапова, Шалагина; 5. Сухарев, Грицких; 6. Клочкова, Клопина. Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезды” умеют устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали. Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся. Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Список используемой литературы 1.Методы психологической диагностики. - М., 1993 Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990 .Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 1990 .Смелзер Н. Социология, - М., 1994. .Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. .Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, - Ленинград, 1979. .Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, М.Е.Зеленова и др.; Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1987. .Социология., Учебное пособие / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова - Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1998. .Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. .Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. .Экспериментальная психология., Вып. 1 и 2. Пер. с франц. / Ред.-сост. Поль Фресс, Жан Пиаже. / Предисл. и общ. ред. А.Н.Леонтьева. - М.: Изд-во Прогресс, 1966.
.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М. . Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990.
Приложения
Приложение 1
Социометрическая карточка Инструкция: Дорогие ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы в карточке. В столбце «Выборы» укажите номера ваших одноклассников. Напишите внизу листа свою фамилию и имя. Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|