Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация собственных средств образования имущества




К собственным источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыль и резервы.

На предприятии могут быть образованы три вида капитала: уставный, резервный и добавочный.

Уставный капитал является обязательным для всех предприятий. Он образуется за счет взносов учредителей, которые создают это предприятие, а для бюджетных организаций — за счет средств, выделенных из бюджета. Взносы учредителей могут быть внесены не только в виде денежных средств, но и в виде какого-либо имущества. Уставный капитал является первоначальным стартовым капиталом предприятия.

Резервный капитал обычно образуется за счет собственной прибыли предприятия. Он представляет собой своеобразный резерв предприятия и необходим для разного рода непредвиденных обстоятельств, наприер для покрытия убытков в результате аварий, стихийных бедствий и т.д.

Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости имущества предприятия при проведении операций, не связанных с производственной деятельностью. Средства добавочного капитала используются на увеличение уставного капитала или могут быть направлены на расчеты с учредителями.

Прибыль — основной источник формирования собственных хозяйственных средств предприятия. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, направляется на пополнение хозяйственных средств, развитие производства, расчеты с учредителями и другие цели.

Резервы создаются на предприятии за счет прибыли или включения затрат в себестоимость готовой продукции. Резервы предназначаются для покрытия убытков, например при обесценении ценных бумаг, а также на проведение ремонта основных средств и т. п.

16. Классификация заемных средств образования имущества

Источниками заемных средств являются:

кредиторская задолженность–обязательства данной организации перед другими юридическими и физическими лицами (задолженность перед поставщиками, персоналом по оплате труда, бюджетом по налогам и сборам);

краткосрочные и долгосрочные займы – суммы, полученные в долг от юридических и физических лиц;

банковский кредит - предоставляется банками в денежной форме.

17. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение

 

Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки активов хозяйствующего субъекта и источников их образования на определенную дату в денежной оценке.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя - актив - отражает имущество и права организации, а нижняя - пассив - источники их образования.

Баланс в переводе с французского означает равенство, весы. В нем всегда должно присутствовать соответствие итогов актива и пассива:

Активы = Пассивы

Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства организации, а активы - имущество и права, данное равенство можно представить в следующем виде:

Имущество + Права = Капитал + Обязательства

В международной практике применяются две модели построения бухгалтерского баланса: вертикальная и горизонтальная.

Балансовое равенство при вертикальном построении баланса выражается следующей формулой:

Активы - Обязательства = Собственный капитал

При горизонтальном построении баланса статьи сгруппированы в активы и пассивы. В этом случае балансовое равенство выражается:

Актив = Пассив

 

Все активы организации представлены в балансе в сгруппированном виде.

Актив баланса состоит из двух разделов:

I - необоротные активы, состоит из нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, прочих внеоборотных активов.

II - оборотные активы, состоит из запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств, прочих оборотных активов.

Статьи пассива баланса представлены тремя разделами:

III - капитал и резервы, состоит из уставного, добавочного, резервного капитала, целевых финансирования и поступлений, нераспределенной прибыли прошлых лет, непокрытого убытка прошлых лет, нераспределенной прибыли отчетного года, непокрытого убытка отчетного года.

IV - долгосрочные обязательства, состоит из долгосрочных займов и кредитов, прочих долгосрочных обязательств.

V - краткосрочные обязательства, состоит из краткосрочных займов и кредитов, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, прочих краткосрочных обязательств.

 

18. Содержание бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

– внеоборотные активы;

– оборотные активы;

– капитал и резервы;

– долгосрочные обязательства;

– краткосрочные обязательства.

В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву – «валюта баланса».

Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.

1. Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.

2. Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

3. Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

4. Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.

Раздел 2. Оборотные активы.

1. Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

2. Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

3. Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

4. Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Раздел 1. Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Раздел 2. Долгосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

2. Прочие обязательства.

Раздел 3. Краткосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

2. Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

3. Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

 

19. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс

Каждая хозяйственная операция, происходящая на предприятии, изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и величину имущества, и его источники формирования. При этом изменения могут быть как в сторону увеличения, так и уменьшения. Валюта баланса также изменяется.

Четыре типа хозяйственных операций

Хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса делятся на четыре типа.

Операции первого типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

+А -А

Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т.е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

+П -П

Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. Причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину:

+А +П

Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину:

-А –П

 

20. Виды бухгалтерских балансов

1. Классификация балансов по источникам составления

1.1. Инвентарный баланс – баланс, составляемый на основе данных инвентаризационной описи.

1.2. Книжный баланс – баланс, составляемый на основе данных счетов Главной книги.

1.3. Актуарный баланс – баланс, составляемый на основе статистических данных.

2. Классификация балансов по срокам составления

2.1. Вступительный баланс – самый первый баланс, который составляет организация на день своего создания. Он формируется после регистрации учредительных документов организации (получения свидетельства о регистрации) и внесения учредителями активов в уставный капитал. С этого баланса начинается хозяйственная деятельность организации.

2.2. Промежуточный (периодический) баланс – баланс составляется на заданный отрезок времени.

2.3. Ликвидационный баланс – баланс, составляемый при ликвидации организации ликвидационной комиссией на дату прекращения деятельности организации.

2.4. Разделительный баланс – баланс, составляемый в момент разделения крупной организации на более мелкие или при выделении отдельных структурных единиц.

2.5. Объединительный баланс – баланс, составляемый при объединении или слиянии одной или нескольких структурных единиц.

3. Классификация балансов по объему информации

3.1. Самостоятельный баланс – баланс организации, обладающей правами юридического лица.

3.2. Отдельный баланс – баланс хозяйствующего субъекта, входящего в состав юридического лица.

3.3. Сводный баланс – баланс, составляемый управляющим Органом на основе самостоятельных балансов юридических лиц, подчиняющихся ему в административном порядке.

3.4. Консолидированный баланс – баланс финансовой группы, объединяющий полностью самостоятельные балансы дочерних фирм.

3.5. Единичный баланс – баланс, характеризующий деятельность только одной организации.

4. Классификация балансов по полноте включения показателей (статей)

4.1. Баланс-нетто – баланс организации, из которого исключены регулирующие статьи. К таким статьям, в частности, относятся:

 амортизация основных средств;

 амортизация нематериальных активов.

В этом случае в балансе показывается уже очищенная от амортизации стоимость основных средств и нематериальных активов, т.е. их остаточная стоимость.

4.2. Баланс-брутто – баланс организации, включающий в себя регулирующие статьи. Форма такого баланса применялась в период советской власти. Регулирующие статьи увеличивали валюту баланса, что приводило к искажению показателей отчетности как по отдельным предприятиям, так и в целом по стране.

5. Классификация балансов по форме (формуле составления)

5.1. Вертикальный баланс – баланс, при составлении которого используется балансовая формула: Активы – Обязательства = Капитал.

5.2. Горизонтальный баланс – баланс, при составлении которого используется балансовая формула: Активы = Капитал + Обязательства.

6. Классификация балансов по реформированию

6.1. Реформированный баланс – баланс, в котором прибыль, полученная за данный отчетный период, уже распределена. В этом случае в балансе отражается остаток нераспределенной прибыли, если на конец отчетного периода он имеется. Распределение прибыли в балансе отдельной строкой не показывается.

6.2. Нереформированный баланс – баланс, в котором прибыль, полученная за данный отчетный период, еще не распределена и показывается в балансе отдельной строкой.

7. Классификация балансов по содержанию

7.1. Пробный баланс – опись дебетовых и кредитовых оборотов по счетам.

7.2. Сальдовый баланс – опись остатков (сальдо) по счетам на определенную дату. В сальдовом балансе указываются сводные значения на начало и конец отчетного периода без указания движения (оборота) средств по счетам. Сальдовый баланс самый распространенный.

7.3. Оборотный баланс (оборотная ведомость) – опись дебетовых и кредитовых оборотов и остатков (сальдо) по счетам. В основу построения данного баланса положен сальдовый баланс, но введены дополнительные колонки, в которых указываются еще и сведения о движении (оборотах) средств по счетам.

8. Классификация балансов по формату

8.1. Двусторонний баланс – баланс, в котором актив расположен слева, пассив – справа или наоборот.

8.2. Односторонний баланс – баланс, в котором актив расположен сверху, пассив – под активом или наоборот.

8.3. Разделенный баланс – баланс, в котором по центру указывается название статей, а слева и справа от них числовые значения показателей актива и пассива.

8.4. Сводный баланс – баланс, в котором слева приводятся названия статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу (первая колонка) и пассиву (вторая колонка).

8.5. Шахматный баланс – матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива или наоборот.

9. Классификация балансов по времени

9.1. Провизорный баланс – баланс, который составляется в конце месяца (года) с использованием прогнозных данных.

9.2. Перспективный баланс – баланс на будущие периоды, показатели которого исчисляются с использованием статистических методов.

9.3. Директивный баланс – баланс, показывающий оптимальную структуру использования ресурсов организации.

10. Классификация балансов по видам

10.1. Статический (сальдовый) баланс – баланс, сформированный на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату.

10.2. Динамический (оборотный) баланс – баланс, отражающий данные об имуществе организации и источниках его формирования не только по моментальным показателям, но и в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период).

 

 

21. Понятие о счетах бухгалтерского учета

Счета – это средство формирования и хранения учетной информации, необходимой для составления отчетности и принятия управленческих решений.

Счета открываются на экономически однородный вид имущества в соответствии с классификацией объектов учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.

Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит», отсюда:

– дебитор – должник или заемщик;

– кредитор – заимодатель, лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу.

По дебету счета отражают поступление средств, по кредиту – их расходование.

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

Активные счета предназначены для учета имущества организации. Пассивные счета – для учета обязательств организации.

Сальдо – остаток средств или источников их образования на начало или конец периода.

Запись на счетах начинают с указания начального остатка (начального сальдо) имущества или источников его формирования. В активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных – по кредиту.

Существуют активно-пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть дебетовым и кредитовым.

 

22. Назначение и строение активных счетов

Все счета для учета хоз. средств являются активными. Эти счета не могут иметь кредитового сальдо (т.е. отрицательного остатка по счету).

Основные правила для активных счетов:

• Остаток по активному счету (сальдо начальное) всегда дебетовый и либо больше, либо равен нулю;

• Дебетовый оборот (т.е. оборот по дебету) для активных счетов означает поступление (приход) средств;

• Кредитовый оборот (т.е. оборот по кредиту) для активного счета означает выбытие (расход) средств;

• Сальдо конечное у активного счета всегда дебетовое и либо больше, либо равно нулю.

Сальдо конечное (Ск) для активного счета вычисляют по формуле: Ск=Сн +Од – Ок,

где Сн – сальдо начальное, Од – оборот по дебету, Ок – оборот по кредиту.

 

23. Назначение и строение пассивных счетов

Все счета для учета источников средств являются пассивными счетами. Эти счета являются зеркальным отображением активных счетов.

Основные правила для пассивных счетов:

• Остаток по пассивному счету (сальдо начальное всегда кредитовый и либо больше, либо равен нулю;

• Кредитовый оборот (т.е. оборот по кредиту) для пассивного счета означает увеличение источников средств (капитала, обязательств);

• Дебетовый оборот (т.е. оборот по дебету) для пассивного счета означает их уменьшение (сокращение капитала, возврат долгов, т.е. погашение обязательств);

• Сальдо конечное у пассивного счета всегда кредитовое и либо больше, либо равно нулю.

Сальдо конечное (Ск) для пассивного счета вычисляют по формуле: Ск = Сн + Ок – Од,

где Сн – сальдо начальное, Ок –оборот по кредиту, Од – оборот по дебету.

24. Назначение и строение активно-пассивных счетов

Кроме активных и пассивных счетов в практике бух. учета используются и активно-пассивные счета, которые бывают двух видов:

• С односторонним сальдо (дебетовым или кредитовым);

• С двусторонним сальдо (дебетовым и кредитовым одновременно).

В качестве примера счета первого вида можно привести счет “Прибыли и убытки”, в котором прибыль показывается по кредиту счета, а убыток – по дебету. В соответствии с этим либо в пассиве баланса (IV раздел) показывается прибыль, либо в активе баланса (III раздел) показывается убыток.

Примером счета второго вида может служить счет “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, когда по расчетам с разными организациями возникают одновременно и дебетовые и кредитовые обороты и сальдо. Заметим, что сальдо на таких счетах категорически запрещено сворачивать, так как остатки дебиторской и кредиторской задолженности в подобных счетах обычно относятся к разным субъектам.

Перечень активных, пассивных и активно-пассивных счетов дан в Плане счетов и инструкции по его применению.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки средств, источников хозяйственных операций в бух. учете. План счетов содержит наименование счетов, код или номер счета, номер и наименование субсчета. Все счета сгруппированы в 9 разделов. Существуют забалансовые счета.

Субсчет – это счет 2-го порядка, который открывают в развитие счета основного или счета 1-го порядка, он объединяет информацию отдельных групп аналитических счетов, но сами субсчета объединяются синтетическим счетом. Т. о. субсчет – промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами.

 

25. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

 

Исходя из объема детализации информации счета бух. учета делят на две основные группы:

Синтетические счета;

Аналитические счета.

На синтетических счетах представлена обобщенная (укрупненная) информация об объектах бух. учета. Например счет “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.

На аналитических счетах отражается детальная (подробная) информация. Например, к синтетическому счету “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” могут быть открыты аналитические счета по каждому дебитору и кредитору. Отражение хоз. операций и процессов на синтетических счетах принято называть синтетическим учетом, а на аналитических – аналитическим учетом.

Синтетический учет всегда ведется в стоимостном (денежном) выражении, в то время как в аналитическом учете допускаются и другие показатели (чаще всего натуральные). Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно проследить на примере счета “Материалы”. В дополнение к этому синтетическому счету открывают следующие субсчета:

1. Сырье и материалы;

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

3. Топливо;

4. Тара и тарные материалы;

5. Запасные части;

6. Прочие материалы;

7. Материалы, переданные в переработку на сторону;

8. Строительные материалы.

В практике бух. учета принято использовать три уровня счетов:

Счета I порядка – синтетические счета;

Счета II порядка –субсчета;

Счета III порядка – аналитические счета.

 

26. Понятие и сущность двойной записи на счетах

 

Сущность использования в бухгалтерского учете двойной записи состоит в том, что каждая учитываемая хоз.операция отражается в одинаковой сумме, проходящей одновременно по дебету и по кредиту разных счетов. Т.о. происходят равновеликие изменения соответственно в двух различных статьях баланса, при этом равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается.

 

Взаимная связь между счетами, отражающими данную хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

 

Запись на счетах бух.учета производят на основании первичных документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергаются специальной бухгалтерской обработке –контировке, под которой понимается указание на первичном документе связанных с данной операцией корреспондирующих счетов. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов, а также сумму отражаемой хоз. операции, называется бухгалтерской проводкой (либо бухгалтерской статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью).

Для облегчения ведения бух.учета каждому счету присваивается определенный номер (код, шифр). Для синтетических счетов этот номер определяется Планом счетов, а для субсчетов обычно указываются номер синтетического счета, в который они входят, и, после точки, номер счета в группе.

Различают простые бухгалтерские проводки, в которых корреспондируется с несколькими счетами.

Или сложные:

Д 51 4 900 000 руб.

К 47 4 500 000 руб.

К 48 400 000 руб.

Бухгалтерские проводки могут отражаться:

• На самом первичном документе, которым оформляется хоз.операция;

• В журнале (книге, ведомости), куда записывается хоз.операция;

• На отдельном специальном бланке – мемориальном ордере (используется только при мемориально-ордерной форме бухучета).

Значение двойной записи состоит в том, что она обеспечивает:

• Взаимосвязанное отражение фактов хозяйственной деятельности организации;

• Дополнительный контроль, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записи на счетах.

 

27. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета

 

Данные синтетических и аналитических счетов обобщаются в конце отчетного периода. Это необходимо для составления отчетности, контроля и анализа хозяйственной деятельности, поэтому полученная на счетах информация должна быть правильной и достоверной. В течение месяца в учетных записях могли быть допущены ошибки. Для проверки правильности ведения бухгалтерского учета и получения достоверной информации необходимо ее обобщение. Такое обобщение проводится в конце месяца путем составления оборотных ведомостей синтетического и аналитического учетов.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета – это свод оборотов и остатков по этим счетам. Она составляется по данным синтетических счетов.

Особенности оборотных ведомостей по счетам синтетического учета:

– наличие трех пар равных итогов, т.е. сальдо на начало месяца по дебету и кредиту, дебетовые и кредитовые обороты и остатки на конец месяца. Первая и третья пара итогов объясняется характеристикой имущества организации (по использованию и размещения и по источникам их образования и назначению); вторая пара обусловлена двойной записью хозяйственных операций на счетах;

– использование только денежных измерителей;

– первая пара итогов представляет собой входящую информацию, т.е. данные начального баланса;

– третья пара итогов – основа составления сальдового баланса.0

 

28. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию: счета для учета хозяйственных средств

29. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию: счета для учета источников хозяйственных средств

30. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию: счета для учета хозяйственных процессов и их результатов

Классификация счетов бухгалтерского учета - это система счетов, объединенных в группы по наиболее существенному признаку (экономическому смыслу, назначению, структуры).

Классификация счетов по экономическому смыслу объединяет счета, имеющие экономическую однородность объектов учета.

По экономическому содержанию счета делятся на 3 группы:

1я - счета хозяйственных средств;

2я - счета хозяйственных процессов;

Зя - счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов.

Счета хозяйственных средств аккумулируют информацию о составе и размещении имущества организации движении денежных средств, финансовых вложений и средств в расчетах.

Первая группа счетов подразделяется на счета:

• Денежных средств и финансовых активов (50, 51, 52, 55, 57, 58);

• Средств в расчетах (60, 62, 71, 73, 76);

• Оборотных средств (10, 14,41,43);

• Нематериальных активов (04, 05);

• Основных средств (01, 02, 03, 07, 08).

 

Схема хозяйственных процессов отражает информацию о процессах реализации готовой продукции (работ и услуг), заготовление материальных ценностей. Вторая группа включает следующие счета процессов:

• Процесса реализации (90);

• Процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 46);

• Процесса заготовления (11, 15, 16).

 

Счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов это счета, которые отражают состав и движение собственных и заемных средств, результаты финансово хозяйственной деятельности организации.

Счета источников хозяйственных средств подразделяются на:

• Счета заемных источников формирования имущества;

• Счета собственных источников формирования имущества;

 

В свою очередь, счета заемных источников формирования делятся на:

• Обязательства по распределению (68, 69, 70);

• Обязательства организации (60, 62, 66, 67, 76).

Счета собственных источников формирования имущества формируются из:

• Счета прибылей и убытков (80);

• Счетов бюджетного финансирования (86, 98);

• Счетов капитала, фондов и резервов (63, 80, 82, 83, 9);

• Счета финансовых результатов включают в себя счета 84, 91, 99.

 

31. 31.Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре: основные счета

Основные счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для отражения активов и их источников. Они применяются для контроля за наличием и движением имущества по составу и размещению и по источникам его образования. Основными они являются, потому что учитываемые объекты служат основой хозяйственной деятельности предприятия. Группу основных счетов выделяют при классификации счетов бухгалтерского учета по их назначению и структуре.

 

Основные счета подразделяются на три подгруппы.

 

Основные активные счета применяются для учета и контроля нематериальных активов, основных средств, денежных и материальных средств, а также расчетов с дебиторами (01, 04, 07, 08, 10, 43, 41, 50, 51, 52, 55). К этим счетам относятся: инвентарные счета, используемые для учета имущества, подлежащего инвентаризации, и контроля за его наличием и движением, на которых учет ведется как в денежных, так и в натуральных единицах (01, 04, 07, 10, 43, 41);

Основные пассивные счета используются для учета изменения фондов, капиталов, полученного финансирования, займов и кредитов, обязательств предприятия и расчетов с кредиторами (63, 66, 67, 80, 82, 98). К этим счетам относятся счета капитала и частично – счета расчетов. Сальдо данных счетов может быть только кредитовым (или нулевым). Оно показывает наличие собственных и заемных источников и долга другим организациям и лицам. По кредиту этих счетов отражаются наличие источников и задолженности и их увеличение, а по дебету – соответствующее уменьшение

Основные активно-пассивные (расчетные) счета предназначены для учета и контроля за расчетами данной организации с разными юридическими и физическими лицами. На данных счетах учитываются расчеты одновременно с дебиторами и кредиторами или с одним предприятием, которое, являясь дебитором после нескольких операций, может превратиться в кредитора или наоборот (60, 62, 68, 69, 70, 71, 75, 76). Один и тот же активно-пассивный счет может быть и активным, и пассивным. При этом: по дебету счетов учитывается формирование дебиторской и погашение кредиторской задолженности, а по кредиту – формирование кредиторской и погашение дебиторской; дебетовое сальдо находится в активе, кредитовое – в пассиве баланса.

 

32 Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре: регулирующие счета

Регулирующие счета предназначены для регулирования (корректировки) и уточнения оценки хозяйственных средств, получения дополнительных показателей о состоянии этих средств, а также для уточнения их источников (объектов имущества и его источников, которые учитываются на основных счетах). Регулирующие счета выполняют особую роль в бухгалтерском учете, сохраняя на основных счетах неизменной оценку объектов и уточняя ее. Самостоятельного значения они не имеют и применяются только вместе с основным счетом для корректировки его показателей. При этом сумма уточнения складывается с суммой основного счета или вычитается из нее.

Необходимость применения регулирующих счетов обусловлена установленными правилами оценки хозяйственных средств. Однако в текущем бухгалтерском учете иногда необходимо иметь данные в двух оценках (например, первоначальную и остаточную стоимость основных средств, НМЛ фактическую себестоимость материалов и их стоимость по оптовым или друпш ценам и т. д.). Для этого нужны счета по учету амортизации, отклонений фактической себестоимости и т. д.

По способу уточнения оценки все регулирующие счета подразделяются на контрарные, дополнительные и контрарно-дополнительные счета.

2. Регулирующие счета, данные которых вычитаются из сумм основных счетов, называются контрарными. Они уменьшают остаток имущества на основных счетах на сумму своего остатка. В зависимости от этого они делятся на контрактивные и контрпассивные счета.

Контрактивные счета используются для уточнения остаточной стоимости основных активных счетов (уменьшают сальдо основного активного счета на сумму своего сальдо). Здесь участвуют два счета - основной и регулирующий.

33. Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре: операционные счета

Операционный счет – это счет, дебет которого отражает размер затрат на финансовую операцию, а кредит – доход от произведенной операции. Операционные счета нужны для учета денежных поступлений и списаний по хозяйственным операциям за отдельный временной период. Обычно они предназначаются для расчета средств, вырученных и затраченных на производство, поддержание материально-технической базы.

Классификация операционных счетов

Выделяют три основные категории операционных счетов. Их делят по отображаемым на счете средствам, назначению и принципу организации счета. Выделяют калькуляционные счета, предназначенные для определения стоимости выпущенного товара или произведенных работ, собирательно-распределительные счета, необходимые для группировки и анализа расходов и бюджетно-распределительные счета, контролирующие распределение средств.

 

34. Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре: финансово-результатные счета

Финансово-результатные счета предназначены для отражения финансовых результатов деятельности предприятия в виде положительных результатов — доходов и прибыли, а также отрицательных результатов — расходов и убытков.

К финансово-результатным относятся следующие активно-пассивные счета:

99 «Прибыли и убытки»;

91 «Прочие доходы и расходы».

Для каждого предприятия можно выделить две сферы его деятельности, которые позволяют получать доходы и вести учет расходов:

основная или обычная деятельность, которая явилась целью создания предприятия и приносит ему основной доход, например, производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

прочие сопутствующие виды деятельности, связанные с другими источниками получения доходов и прибыли, например, операции с ценными бумагами, арендные отношения, продажа различных активов и т.д.

 

35. Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре: забалансовые счета

Забалансовые счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в пользовании или распоряжении предприятия, но ему не принадлежат. Кроме того, на этих же счетах ведется учет условных прав и обязательств. Эти счета используются и для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Перечень забалансовых счетов с 001 по 011 приведен в типовом Плане счетов в конце списка основных синтетических счетов и имеет трехзначное обозначение:

001 «Арендованные основные средства»;

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;

003 «Материалы, принятые на переработку»;

004 «Товары, принятые на комиссию»;

005 «Оборудование, принятое для монтажа»;

006 «Бланки строгой отчетности»;

007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»;

008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;

009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»;

010 «Износ основных средств»;

О11«Основные средства, переданные в аренду».

Средства, учет которых ведется на забалансовых счетах, в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом.

Особенностью забалансовых счетов является то, что для учета средств применяется простая система учета, т. е. для ведения учета на этих счетах не применяется двойная запись. При поступлении средств их стоимость отражается только в дебете забалансового счета, а при выбытии средств их сумма списывается с кредита того же счета.

 

36. План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...