Коррозионные свойства. Сплав устойчив в атмосферных условиях и морской воде.
ЗАКЛЕПОЧНЫЕ СПЛАВЫ.
МАГНИЙ И ЕГО СПЛАВЫ. Магний чрезвычайно легок, и это свойство могло бы сделать его прекрасным конструкционным материалом, но, увы – чистый магний мягок и непрочен. Поэтому конструкторы используют магний в виде сплавов его с другими металлами. Ввиду того, что магний имеет весьма низкую коррозионную устойчивость, он в чистом виде как конструкционный материал не применяется. γ = 1,74 г/см3, σв= 110 МПа, tпл=651˚С, δ = 8% Достоинства магниевых сплавов: - малая плотность магниевых сплавов в сочетании с довольно высокой удельной прочностью; - деформируемые магниевые сплавы средней прочности не чувствительны к надрезу при осевом растяжении, а при растяжении с перекосом их чувствительность к надрезу примерно такая же, как у алюминиевых сплавов средней прочности. - хорошо поглощают вибрации; - обладают хорошей обрабатываемостью резанием; - немагнитны и не дают искры при ударах и трении; - некоторые магниевые сплавы, работают в интервале температур от -253 до 350-400 °С. Удельная вибрационная прочность магниевых сплавов с учетом демпфирующей способности почти в 100 раз больше, чем у дуралюмина, и в 20 раз больше, чем у легированной стали. Большую выгоду дает применение магниевых сплавов в деталях, работающих на продольный или поперечный изгиб. По удельной жесткости при изгибе и кручении магниевые сплавы превышают алюминиевые на 20 % и стали на 50 %. Недостатки: - низкая коррозионная стойкость; - магниевые сплавы неприемлемы для работы в условиях непосредственного контакта с морской водой;
- при соединении деталей из магниевых сплавов с деталями из других металлов и сплавов возможна контактная коррозия, поэтому необходимо применять рекомендуемые методы защиты контактов - низкая пластичность при нормальной температуре; - взрывоопасен. При горении развивает t =2100˚С. При механической обработке возможно возгорание. Одной из особенностей магниевых сплавов является их высокая, предрасположенность к интеркристаллической коррозии под напряжением, приводящей к постепенному растрескиванию изделий. В процессе воздействия коррозирующих окисляющих веществ в магниевых сплавах образуется оксидная пленка, которая в отличие от оксидной пленки, образующейся на алюминии, является непрочной и неплотной, почти не предохраняет магниевые сплавы коррозии. Магниевые сплавы значительно хуже обрабатываются давлением, чем алюминиевые. Магниевые сплавы принято делить на деформируемые для получения полуфабрикатов и изделий путем пластической деформации (МА) и литейные для получения деталей методом фасонного литья (МЛ).
ДЕФОРМИРУЕМЫЕ МАГНИЕВЫЕ СПЛАВЫ.
Магний плохо деформируется при нормальной температуре. Пластичность сплавов значительно увеличивается при горячей обработке давлением (360…520oС). Деформируемые сплавы маркируют МА1, МА8, МА9, ВМ 5-1.Обладают удовлетворительной свариваемостью. Сплав МА18 применяют для малонагруженных деталей, работающих при температуре -253 + 60 °С, когда требуются высокая жесткость и малая масса. Сплав МА21 применяют для средненагруженных деталей, работающих при температуре до 100-125 °С и криогенных температурах, когда требуются высокая жесткость и повышенная прочность при сжатии.
Применяют для барабанов колес шасси, штурвалов, качалок, колонок, педалей управления, арматуры и пр.
ЛИТЕЙНЫЕ МАГНИЕВЫЕ СПЛАВЫ.
Литейные сплавы маркируются МЛ3, МЛ5, ВМЛ–1. Последний сплав является жаропрочным, может работать при температурах до 300oС. Отливки изготавливают литьем в землю, в кокиль, под давлением. Необходимы меры, предотвращающие загорание сплава при плавке, в процессе литья. Новые высокопрочные коррозионностойкие литейные магниевые сплавы ВМЛ20 и ВМЛ18. Из литейных сплавов изготавливают детали двигателей, приборов.
Широкому внедрению литейных магниевых сплавов препятствует то обстоятельство, что их литейные свойства, коррозионная стойкость значительно ниже, чем у алюминиевых сплавов. Магниевые сплавы типа электрон, применяемые в самолетостроении, содержат примерно 90% магния и 10% прочих металлов, из которых основным является алюминий, марганец и цинк. Благодаря содержанию марганца при коррозии сплава образуется поверхностный слой, предохраняющий металл от распространения коррозии в глубину. Недостатком магниевых сплавов является легкая окисляемость их под действием влажного воздуха, вследствие чего на поверхности появляется пленка окислов, разъедаемая некоторыми газами и солями. Поэтому для защиты магниевых сплавов от коррозии их погружают в ванны с двухромовокислыми солями. Кроме того, магниевые сплавы легко воспламеняются. Электрон поставляется в виде листов, лент, труб и профилей. Методы защиты магниевых сплавов оксидными пленками и лакокрасочными покрытиями обеспечивают нормальную работу изделий из них в различных эксплуатационных условиях. МЕДЬ И ЕЕ СПЛАВЫ. Медь - металл розового – красного цвета, для него характерны высокие показатели электропроводности, теплопроводности, пластичности и стойкости против окисления. γ = 8,9 г/см3, tпл=1083˚С. Мех свойства в отожженном состоянии: σв =200-250МПа, δ = 40 – 45%. Нагартованная медь: σв =400МПа, δ% = 5. (Выпускается всего 6 марок М0, М1…М5). Примеси: висмут Bi, сурьма Sb, мышьяк As, S, P. Эти примеси понижают пластичность меди и ухудшают ее электропроводность. В авиационном двигателестроении, медные сплавы широко применяются как жаропрочные сплавы, характеризующиеся сочетанием высоких значений тепло- и электропроводности, коррозионной стойкости и механических свойств. Жаропрочные медные сплавы используют при рабочих температурах до 400-600°С, для паяно-сварных конструкций (например, камер сгорания газотурбинных двигателей), различного рода теплообменников, токоведущие пружины и упругие мембраны многих авиационных приборов.
Требование сочетания повышенных механических свойств, электрической проводимости является противоречивым, легирование, которым обеспечивается повышенные прочность и жаропрочность, неизбежно приводит к понижению проводимости. Поэтому жаропрочные медные сплавы, как правило, являются низколегированными (суммарная концентрация легирующих элементов в них не превышает 5%). Основными медными сплавами являются латуни, бронзы.
ЛАТУНИ.
БРОНЗЫ.
ТИТАНОВЫЕ СПЛАВЫ.
Титан серебристо-белый легкий металл, с плотностью ρ = 4,5 г/см3, tпл = 1660…1680oС. (зависит от степени чистоты титана). Чистый титан, в котором сумма примесей составляют 0,05…0,1 %, имеет: Е=112 000 МПа, σвр≈ 300 МПа, δ=65%. Наличие примесей сильно влияет на свойства. Для технического титана ВТ1, с суммарным содержанием примесей 0,8 %, предел прочности σвр =650 МПа, а относительное удлинение δ =20 %. При температуре 882oС титан претерпевает полиморфное превращение, α – титан с гексагональной решеткой переходит в β – титан с объемно-центрированной кубической решеткой. Наличие полиморфизма у титана создает предпосылки для улучшения свойств титановых сплавов с помощью термической обработки. Особо ценными свойствами титана является то, что он обладает высокой прочностью в нагартованном состоянии σв=850 МПа (85 кг/мм2) и хорошей коррозионной устойчивостью по отношению к морской воде, кислотам и ряду щелочей, благодаря тому, что на воздухе быстро покрывается защитной пленкой плотных оксидов. Титан имеет низкую теплопроводность. При нагреве выше 500oС становится очень активным элементом. Он либо растворяет почти все соприкасающиеся и ним вещества, либо образует с ними химические соединения.
Легирование титана различными другими металлами имеет своим назначением упрочнение, однако оно достигается только в том случае, если легирующие элементы образуют с титаном твердые растворы. Все легирующие элементы, применяемые в титановых сплавах, разделяются на две группы: а) стабилизирующие α-фазу; б) стабилизирующие β-фазу. Элементы, повышающие t превращения, способствуют стабилизации α - тв. раствора и называются α - стабилизаторами, это - AL, О, N, С (алюминий, кислород, азот, углерод). Элементы, понижающие t превращения, способствуют стабилизации β - тв. раствора и называются β – стабилизаторами, это – молибден, ванадий, хром, железо.
Кроме α – и β – стабилизаторов различают нейтральные упрочнители: олово, цирконий, гафний
Рис.15.1. Влияние легирующих элементов на полиморфизм титана.
В соответствии с влиянием легирующих элементов титановые сплавы при нормальной температуре могут иметь структуру α или α+β. α-сплавы не упрочняются термической обработкой и применяются в отожженном состоянии. Сплавы с цирконием наиболее технологичны, но это самые дорогие из α-сплавов. В горячем состоянии сплавы, прокатывают и штампуют. Двухфазные сплавы α+β упрочняются с помощью термической обработки — закалки и старения. В отожженном и закаленном состояниях они имеют хорошую пластичность, а после старения — высокую прочность и жаропрочность. Чем больше β-фазы содержится в структуре сплава, тем он прочнее в отожженном сост-ии и сильнее упрочняется при термической обработке. Сплавы на основе титана можно подвергать всем видам, химико-термической и термомеханической обработке. Упрочнение титановых сплавов достигается легированием, наклепом, термической обработкой. Часто титановые сплавы легируют алюминием, он увеличивает прочность и жаропрочность, уменьшает вредное влияние водорода, увеличивает термическую стабильность. Для повышения износостойкости титановых сплавов их подвергают цементации или азотированию. Преимущества титановые сплавов: - сочетание высокой прочности (σв=800…1000МПа) с хорошей пластичностью (δ=12…25%); - малая плотность, обеспечивающая высокую удельную прочность; - удельная прочность (отношение прочности и плотности) лучших титановых сплавов достигает 30-35 и более, что почти вдвое превышает уд. прочность легированных сталей.
- хорошая жаропрочность, до 600…700oС; - высокая коррозионная стойкость в агрессивных средах; - хорошая свариваемость, а так же титан и его сплавы парамагнитны (не сохраняют намагничивания в отсутствие внешне прикладного магнитного поля).
Недостатки титановых сплавов: - высокая стоимость производства, титан значительно дороже железа, алюминия, меди, магния; - плохие антифрикционные свойства, обусловленные налипанием титана на многие материалы, титан в паре с титаном не может работать на трение; - активное взаимодействие со всеми газами составляющими атмосферу при высоких температурах, особенно в жидком состоянии, в результате чего титан и его сплавы можно плавить лишь в вакууме или в среде инертных газов; Основным недостатком титановых сплавов является плохая обрабатываемость режущим инструментом, аналогичная обрабатываемости нержавеющих сталей аустенитного класса. По способу производства деталей различаются деформируемые (ОТ4, ВТ9, ВТ22, ВТ23) и литейные (ВТ 21Л, ВТ 31Л) сплавы. Литейные сплавы обладают более низкими механическими свойствами, чем соответствующие деформируемые. Упрочняющая термическая обработка не применяется, так как резко снижает пластичность сплавов.
Химический состав в %
Сплав ОТ4 Титановый деформируемый сплав (среднепрочный), γ = 4550кг/м3, σвр= 700 – 900 МПа (70-90кг/мм2); σ0,2 =600-650МПа. Коррозионные свойства. Сплав устойчив в атмосферных условиях и морской воде. Термическая обработка. Сплав не упрочняется термической обработкой и применяется в отожженном состоянии. Сплавы с цирконием наиболее технологичны, но это самые дорогие из α-сплавов.
Сплав ВТ6 Титановый деформируемый сплав, класс по структуре α+β. γ = 4430кг/м3, σвр = 835-1100 МПа. Сплав обладает оптимальным соотношением прочности и пластичности. Алюминий, содержащийся в ВТ6, усиливает его прочность и жароустойчивость, а ванадий повышает не только прочность но и пластические свойства материала. Сплав гораздо менее восприимчив к водороду, в отличие от ОТ4 и ОТ4-1, практически не поддается солевой коррозии, т.е. обладает хорошими технологическими свойствами. Термообработка: Закалка и старение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|