Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) организации




ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

(пособие по подготовке к экзамену)

Вопросы к экзамену

 

1. Система финансовых взаимоотношений организации.

2. Финансовые ресурсы организации.

3. Денежный оборот организации.

4.Формирование денежных доходов и фондов организации.

5. Принципы организации финансов организаций.

6. Задачи финансового менеджера.

7.Задачи и обязанности финансовых служб организаций.

8. Стратегические и тактические цели управления финансами.

9. Экономическое содержание и классификация расходов и издер­жек организации.

10. Классификация затрат, относимых на себестоимость про­дукции (работ и услуг).

11. Доходы организаций, их классификация.

12. Прибыль организации, ее содержание. Формирование прибыли.

13. Рентабельность, показатели, методы исчисления.

14. Порог рентабельности (точка безубыточности). Анализ безу­быточности.

15. Запас финансовой прочности.

16. Собственный капитал и его роль в формировании капитала организации.

17. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

18. Заемный капитал и характеристика его составляющих.

19. Цена заемного капитала.

20. Влияние заемных средств на рентабельность собственного капитала.

21. Понятие и виды стоимости капитала.

22. Оптимизация структуры капитала.

23. Инвестиции и инвестиционная деятельность организации.

24. Инвестиционная политика организации.

25. Источники финансирования инвестиций в основные фонды.

26. Формирование и использование выручки от реализации про­дукции (работ и услуг).

27. Лизинг как форма финансирования инвестиционной деятель­ности организации.

28. Содержание оборотных средств, их классификация.

29. Эффективность использования оборотных средств.

30. Понятие и классификация финансовых инвестиций.

31. Типы портфелей ценных бумаг.

32. Состав и структура денежного оборота организаций.

33. Управление денежным оборотом организаций.

34. Прямой и косвенный методы расчета денежных потоков организаций.

35. Содержание и принципы финансового планирования.

36. Методы финансового планирования.

37. Особенности финансового мошенничества.

38. Финансовый контроль и предотвращение финансовых злоупотреблений.

 

ВОПРОС 1. Система финансовых взаимоотношений организации.

ОТВЕТ

В процессе формирования и использования денежных ис­точников средств организаций (капитала, доходов, резервов и т. п.) возникает широкий спектр денежных отношений, вы­ражающих экономическое содержание сферы финансов организаций и, соответственно, финансовых отношений. Эти отношения возникают между:

♦ организациями и его инвесторами (акционерами, участ­никами, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

♦ организациями, поставщиками и покупателями по пово­ду форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплата неус­тойки, передача залога);

♦ организациями-инвестором и другими организациями по поводу его краткосрочных и долго­срочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;

♦ организациями, финансовыми (кредитными) институ­тами и другими организациями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получе­ния и погашения кредитов, займов, страховых плате­жей и страховых возмещений, получения финансиро­вания под уступку денежного требования, платежей в частные пенсионные фонды и т. п.);

♦ организациями (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств;

♦ организациями и учредителями доверительного управ­ления имуществом, а также выгодоприобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное уп­равление, и передачи прибыли от такого управления;

♦ организациями и другими организациями по поводу вкладов в соответствии с договорами простого товарищества и распределением прибыли, полученной этими организациями в результате их совместной деятельно­сти;

♦ организациями и правообладателями по поводу выпла­ты вознаграждения по договору коммерческой концес­сии;

♦ организациями и его наемными работниками по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления;

♦ организациями и государством по поводу формирова­ния налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей;

♦ организациями и его работниками при удержании по­доходного налога, взносов единого социального налога, а также других удержаний и вычетов;

♦ организациями и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и отчислений во внебюд­жетные фонды;

♦ организациями и государством при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмот­ренные действующим законодательством.

В условиях рынка появляются и принципиально новые виды финансовых отношений, связанные с несостоятельнос­тью (банкротством) организаций, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфичес­кая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами отношений, возникающих при слиянии, поглощении и разделении организаций (корпораций).

 

 

ВОПРОС 2. Финансовые ресурсы организации.

 

ОТВЕТ

Финансовые отношения возникают в процессе формирова­ния и движения (распределения, перераспределения и ис­пользования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств организации, т. е. его финансо­вых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресур­сы являются непосредственными объектами управления фи­нансами организации.

Финансовые ресурсы организации — это все источники денежных средств, аккумулируемые организацией для фор­мирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступ­лений.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осу­ществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в нату­ральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинает­ся только на стадии распределения, когда стоимость реализо­вана и из выручки от продажи товаров выделяются отдель­ные элементы стоимости (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе сто­имостного распределения.

Финансовые ресурсы являются источником образования целевых денежных фондов организаций (потребления, на­копления и резервного).

Важное значение имеет структура источников формирова­ния финансовых ресурсов, в первую очередь доля собствен­ных средств в их общем объеме, удельный вес заемных средств (свыше 50%) усложняет финансовую деятельность организации за счет дополнительных выплат банкам (заимодавцам), акционерам и пайщикам (дивидендов, процентов и др.) и часто делает баланс неликвидным. Поэтому финансис­ты организаций обязаны каждый раз рассчитывать выгод­ность привлечения в оборот заемных средств.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах предопределяет финансовое благополучие организации, т. е. его финансовую устойчивость и платежеспособность в любой период года.

По источникам формирования финансовые ресурсы де­лятся на собственные и заемные. Собственные — это средства организации, сформированные в момент его создания в виде уставного капитала. Данные средства находятся в распоряже­нии организации на всем протяжении его существования. Собственными источниками пополнения финансовых ресур­сов организации является нераспределенная прибыль отчет­ного года и прошлых лет, фонды специального назначения, эмиссионный доход, а также средства новых инвесторов (соб­ственников). Источниками пополнения, приравненными к собственным, является кредиторская задолженность, посто­янно находящаяся в распоряжении организации (устойчивые пассивы), целевое финансирование из бюджета и вышестоя­щих организаций.

В случае недостатка средств собственных источников организации могут привлекать заемные средства в виде дол­госрочных и краткосрочных кредитов и ссуд банков, бюджет­ных ссуд и займов юридических и физических лиц.

Финансовые ресурсы организаций направляются на сле­дующие цели:

♦ финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

♦ реальные и финансовые инвестиции;

♦ образование денежных фондов специального назначе­ния;

♦ платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

♦ погашение кредитов и ссуд;

♦ благотворительные цели.

 

ВОПРОС 3. Денежный оборот организации.

ОТВЕТ

Финансовые отношения, возникающие в процессе образова­ния и использования финансовых ресурсов организации, формируются в процессе кругооборота его средств, что в свою очередь опосредствуется денежными потоками по различным видам его деятельности.

1. Текущая деятельность — движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продук­ции, товаров, работ, услуг и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы, уплатой по счетам поставщиков, выплатой зара­ботной платы, расчетами с бюджетом и фондами соци­ального назначения, получением и возвратом крат­косрочных кредитов и займов на цели, связанные с те­кущей деятельностью, уплатой процентов по указан­ным кредитам и займам, оплатой и получением неусто­ек, залогов и т. п.

2. Инвестиционная деятельность — движение денежных средств, связанных с капитальными вложениями в свя­зи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных акти­вов и других внеоборотных активов, а также их прода­жей; с осуществлением долгосрочных финансовых вло­жений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.

3. Финансовая деятельность — движение денежных средств, связанных с формированием и использовани­ем уставного капитала, добавочного капитала, распре­делением и использованием прибыли, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями, прода­жей корпоративных ценных бумаг, получением дол­госрочных и краткосрочных кредитов, займов, пога­шением дебиторской и кредиторской задолженности нетрадиционными способами (перемены лиц в обязательстве, новация, отступное и т. п.), получение и ис­пользование целевого финансирования и поступлений, а также расчеты по операциям, связанным с договора­ми доверительного управления имуществом, простого товарищества (совместной деятельности) и т. п.

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений организаций, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде трех денежных потоков и иметь четкие стоимостные ха­рактеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса организации, его активы и пассивы и его финансовую устойчивость.

«Отток» части денежного потока организации в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэк­вивалентное изъятие этих средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток — это перераспределенная часть де­нежных потоков (первичных доходов организаций), аккуму­лированных в бюджете или во внебюджетных (централизо­ванных) фондах, т. е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия «финансовый поток» — «финансовые сред­ства». Это часть денежных потоков, прошедших процесс ак­кумуляции в различных централизованных фондах государ­ства (в бюджетной системе и во внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование.

ВОПРОС 4. Формирование денежных доходов и фондов организации.

ОТВЕТ

Определенные денежные доходы и фонды образуются на организации уже на стадии создания и распределения ВНП. Так, часть выручки от реализации продукции должна быть направлена на возмещение материальных затрат и опла­ту труда. Но уже за счет полученной выручки у организации аккумулируются денежные средства (фонды) в виде аморти­зационных отчислений по основным средствам, МБП и нема­териальным активам. В принципе, они предназначены для приобретения нового необходимого имущества, но до его при­обретения они находятся в обороте организации.

Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих рас­ходов и платежей, состав которых регламентируется соот­ветствующим нормативным документом в области бухгалтер­ского учета и учетной политикой организации. У организаций может образовываться также и ремонтный фонд, предназна­ченный для равномерного распределения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции.

Процесс распределения сопровождается и процессом перерас­пределения. Так, при выплате заработной платы происходит удер­жание подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, пе­речисляются денежные средства во внебюджетные фонды.

В общую величину оплаченной выручки организации вхо­дит и доход в форме прибыли. Нельзя сказать, что общая вели­чина прибыли «моментально» участвует в денежном обороте, так как определенная ее часть перераспределяется в форме на­логовых платежей в бюджетную систему. В результате в оборо­те организации остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму нетто-при-были (чистой прибыли), т. е. разницу между конечным финан­совым результатом (валовой прибылью)» суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

В свою очередь чистая прибыль может направляться (рас­пределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребле­ния, предназначенный для удовлетворения различных соци­альных потребностей и материальных поощрений (оба эти фонда формируются в соответствии с учредительными доку­ментами, решениями общего собрания акционеров или учет­ной политикой организации).

За счет чистой прибыли может быть образован и резерв­ный капитал (фонд). Резервный капитал (фонд) — образуется в соответствии с действующим законодательством, учреди­тельными документами или учетной политикой.

В процессе перераспределения также формируется ряд де­нежных источников средств организаци, имеющих характер фондов:

уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) — образуется при создании организации за счет взносов учредителей (участников) или за счет имуще­ства, закрепленного собственником за организаций. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капи­тал предназначен для авансирования средств во внеобо­ротные и оборотные активы;

целевое финансирование и поступление из бюджета — в случаях, предусмотренных соответствующими законами;

целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других организаций и физических лиц для осуществления ме­роприятий целевого назначения.

Кроме того, в кругообороте средств организации могут участвовать и денежные источники средств в виде эмиссион­ного дохода и безвозмездных поступлений, составляющих денежную часть добавочного капитала, а также носящие ха­рактер специальных резервов, т. е. резервов предстоящих расходов и платежей.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств организации вовлека­ются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в форме кредиторской задолженности.

 

 

ВОПРОС 5. Принципы организации финансов организаций.

 

ОТВЕТ

В условиях перехода к рыночным отношениям, получения организациями полной само­стоятельности практически во всех областях предпринима­тельства (ведения бизнеса) принципы организации финансов организаций должны обеспечивать принятие эффективных стратегических и тактических финансовых решений. На их основе разрабатывается финансовая политика организации, т. е. формирование собственного и заемного капитала, вложе­ний в активы, способов увеличения имущества и объемов про­даж, формирования и использования прибыли, оптимизации денежных потоков.

Естественно, что реализация финансовой политики в ее конкретном механизме функционирования финансов организации должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике.

Принципами современной организации финансов организаций могут являться следующие показатели.

1. Принцип плановости, который обеспечивает соответ­ствие объема продаж и издержек, инвестиций потреб­ностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т. е. возможности осуще­ствления нормальных расчетов. Этот принцип наибо­лее полно реализуется при внедрении современных ме­тодов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля.

2. Финансовое соотношение сроков — обеспечивает мини­мальный разрыв во времени между получением и ис­пользованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимается и возможность их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депози­ты и т. п.).

3. Гибкость {маневрирование) — обеспечивает возмож­ность маневра в случае недостижения плановых объе­мов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.

4. Минимизация финансовых издержек — финансирова­ние любых инвестиций и других затрат должно обеспе­чиваться самым «дешевым» способом.

5. Рациональность — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по срав­нению с достигнутым ее уровнем и обеспечить мини­мальные риски.

6. Финансовая устойчивость — обеспечение финансовой независимости, т. е. соблюдение критической точки удельного веса собственного капитала в общей его ве­личине (0,5), т. е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств.

Естественно, что реализация этих принципов должна осу­ществляться при разработке финансовой политики и органи­зации системы управления финансами конкретной организации. При этом необходимо учитывать:

♦ сферу деятельности (материальное производство, не­производственная сфера);

♦ отраслевую принадлежность (промышленность, транс­порт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т. д.);

♦ виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

♦ организационно-правовые формы предприниматель­ской деятельности.

Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно реализуются в организациях сферы матери­ального производства. Для них характерно функционирова­ние на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

 

ВОПРОС 6. Задачи финансового менеджера.

ВОПРОС 7.

Задачи и обязанности финансовых служб организаций.

ОТВЕТ

Исходя из объема и сложности решаемых задач финансовая служба организации может быть представлена финансовым управлением (в крупных организациях), финансовым отде­лом в средних организациях, либо одним лишь финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и финансовой стратегией (в малых организациях). Примерная структура финансовой службы включает, как правило, подразделения, указанные на схеме.

 

 

 

 

    Финансовый директор    
       
Бухгалтерия (финансовый учет) Аналити­ческий отдел Отдел финансового планирования Отдел оперативного управления Отдел ценных бумаг и валют
           

 

 

На финансовую бухгалтерию возлагается обязанность вес­ти бухгалтерский учет хозяйственных операций организации и формировать публичную финансовую отчетность в соответ­ствии с установленными стандартами и требованиями.

Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учета. Для того чтобы управление было эффективным, оно должно опираться на раз­нообразную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так и внешней среды, оперативно «улавливать»и предвидеть все происходящие в ней изменения. Учет должен строиться таким образом, чтобы оперативно сводить раз­розненную финансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут «управлять» ими, занимаясь именно теми показателями, которые больше всего нуждаются в улучшении. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, ры­ночная позиция, производительность, использование акти­вов, инновации.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой фи­нансового состояния организации, в том числе выполнения плановых заданий по прибыли и объемам реализации, его ликвидности и рентабельности. В задачу этой службы также входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности организаций-аналогов и организаций-контрагентов. Специалисты данного отдела мо­гут оценивать предполагаемые инвестиционные проекты.

Отдел финансового планирования (как краткосрочного, так и долгосрочного) разрабатывает основные плановые до­кументы: баланс доходов и расходов, бюджет движения де­нежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Ин­формационной основой планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб организации, а также нормативные и инструктивные материалы.

Оперативный отдел собирает счета, накладные и т. п., от­слеживает их оплату и в условиях регулирования государ­ством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличны­ми деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лимита. Оперативный отдел контролирует также взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств. Претен­зионная группа в составе оперативного отдела решает споры, возникающие между организацией и ее контрагентами (поставщиками, покупателями), государством (налоговой инспекцией, налоговой полицией) и различными внебюджет­ными и централизованными фондами по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и других мер экономи­ческого воздействия на организацию, которые вытекают из условий договоров и нормативной базы, регулирующей дея­тельность организации на конкретном историческом этапе.

Отдел ценных бумаг и валют формирует портфель ценных бумаг и управляет им, поддерживая его оптимальность с по­зиций доходности и риска. Он также принимает участие в работе валютных и фондовых бирж в целях удовлетворения текущих нужд организации в рублевых или валютных сред­ствах.

В ходе управления финансами применяют широкий круг методов, основными из которых являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, применение финансовых санкций и рычагов экономического воздействия на организацию, стимулирование, ценообразова­ние, инвестирование, лизинг, аренда. Для осуществления пе­речисленных методов используются такие инструменты фи­нансового управления, как кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконт.

Любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и кончая ведом­ственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управле­ние подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, посту­пающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.

 

ВОПРОС 8. Стратегические и тактические цели управления финансами.

ОТВЕТ

Основное назначение финансового менеджмента — построе­ние эффективной системы управления финансами, направ­ленной на достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управления финансами в конк­ретных организациях зависит от ряда факторов: формы соб­ственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера организации.

В настоящее время юридически и экономически самостоя­тельные организации действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно опреде­ляя собственную стратегическую модель управления. Стра­тегическое управление связано с выработкой долговременно­го курса развития организации и его реализацией через систему текущих хозяйственных планов.

Деловая стратегия есть обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на данном рынке. Количество и формулировка стратегических целей зависят от специфики деятельности конкретной компании. Тем не менее стратеги­ческие цели управления финансами можно ранжировать сле­дующим образом:

♦ улучшение финансового положения, избежание банк­ротства и финансовых неудач;

♦ рост объемов производства и реализации;

♦ лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается пока­зателем рентабельности капитала, т. е. прибыли на еди­ницу капитала);

♦ максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но организация всегда должна контролировать весь их комплекс.

Однако следует иметь в виду, что цель финансового менедж­мента — максимизация цены компании как наиболее обосно­ванный критерий управления финансами — применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограниче­ний и какой-либо дискриминации в установлении цен на цен­ные бумаги.

Тактическими целями, достижение которых должно обес­печивать управление финансами, являются:

♦ сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

♦ достаточность объемов денежных поступлений;

♦ рентабельность продаж (конкурентоспособность на опе­ративном уровне).

Стало быть, первоочередной задачей оперативного управ­ления финансами организации выступает обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания лик­видности служат такие опасные последствия неплатежеспо­собности, как объявление о банкротстве и прекращение суще­ствования организации. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли они сохранению равновесия или нарушают его.

Для поддержания платежеспособности организации необ­ходимо эффективно управлять его денежными потоками. Де­нежные средства — наиболее ограниченный ресурс в услови­ях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех организации во многом определяется эффективностью их ис­пользования. Поэтому задачи планирования и контроля по­токов (движения) денежных средств организации приобрета­ют исключительное значение.

Целью формирования тактики является определение сумм инвестиций в оборотные активы и источников их фи­нансирования. Размер оборотных активов зависит от масшта­бов текущей деятельности — от объема производства и/или продажи, и тактики управления организацией. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления организацией. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосроч­ных займов и кредитов банков, а также всех видов кредитор­ской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

Таким образом, управление финансами организации предполагает контроль основных характеристик баланса: долгосрочных и краткосрочных инвестиций, долгосрочных и краткосрочных источников финансирования и увязка их с те­кущей деятельностью и перспективами развития организации.

 

ВОПРОС 9. Экономическое содержание и классификация расходов и издер­жек организации.

ОТВЕТ

Необходимость изучения классификации расходов и издержек вытекает из того факта, что в конечном итоге совокупность затрат оказывает решающее влияние на формирование практически всех финансовых показателей, они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб организации.

Все затраты организаций условно можно разделить на три основных направления:

♦ затраты капитального характера, т. е. инвестиционные затраты (затраты на воспроизводство основного и увели­чение оборотного капитала), в основном связанные с рас­ширением производства и приростом оборотных активов;

♦ затраты, связанные с текущей деятельностью, относи­мые на себестоимость продукции (затраты на производ­ство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг);

♦ затраты на социально-культурные мероприятия.

Затраты по формированию и воспроизводству основного капитала связаны с созданием, реконструкцией и расширени­ем основных производственных фондов. Увеличение объема производства также требует дополнительных затрат (инвес­тиций) на формирование запасов товарно-материальных цен­ностей, заделов незавершенного производства, готовой про­дукции, т. е. дополнительного авансирования капитала в оборотные активы. Источником финансирования капитальных затрат являются: средства фонда накопления, амортизационные отчисления, кредиты, займы, бюджетные средства и ряд других источников.

Затраты на социально-культурные мероприятия связаны с тем, что многие организации имеют значительное количе­ство социальных объектов (столовые, санатории, дома куль­туры и отдыха, пионерские лагеря и т. п.). Кроме того, к этому виду затрат относятся: некоторые затраты по повышению квалификации работников, улучшение бытовых условий, ин­вестиционные затраты на непроизводственные нужды. Ис­точником финансирования этих затрат в основном является чистая прибыль организаций.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают значительный вес в общей сумме затрат организаций. Они полностью возмещаются после завершения кру­гооборота средств за счет выручки от реализации продукции.

Расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капи­тала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

При этом с точки зрения бухгалтерского учета не призна­ется расходами организации выбытие активов в связи с при­обретением (созданием) внеоборотных активов; вклады в ус­тавные капиталы других организаций, приобретение акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи; в погашение кре­дита, займа, полученных организацией и т. п., так как эти рас­ходы (выбытия) регулируются другими нормативными доку­ментами в области бухгалтерского учета.

Классификация расходов организации рассматривается следующим образом:

♦ расходы по обычным видам деятельности;

♦ прочие расходы;

— операционные расходы;

— внереализационные расходы;

— чрезвычайные расходы.

Далее следует дать характеристику перечисленных расходов.

Расходами по обычным видам деятельности являются рас­ходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приоб­ретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним также относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых акти­вов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

К операционным расходам относятся:

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во вре­менное пользование активов организации;

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышлен­ные образцы и других видов интеллектуальной соб­ственности;

♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), то­варов, продукции;

♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кре­дитными организациями;

♦ прочие операционные расходы.

Величина операционных расходов является важнейшим фактором формирования финансового результата, именно по этому элементу расходов отражается значительная часть фи­нансовых издержек, связанных с выплатой процентов за кре­дит, вследствие чего во многих организациях прибыль, полу­ченная от реализации продукции, в значительной степени поглощается операционными расходами, а зачастую приво­дит и к убыточной деятельности в целом.

Внереализационными расходами являются:

♦ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий дого­воров;

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

♦ суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

♦ курсовые разницы;

♦ сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

♦ прочие внереализационные расходы.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. д.).

Необходимость регулирования системы от­несения затрат на себестоимость обусловлена тем, что на базе себестоимости продукции (работ, услуг) определяется валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, исчисляется налог на прибыль организаций. В связи с этим производится разделение всех затрат, включенных в себестоимость, на затраты, учитыва­емые в целях налогообложения прибыли в полной их величине, и затраты, которые в целях исчисления налога на прибыль учи­тываются в пределах норм и нормативов. К таким затратам, на­пример, относятся затраты по уплате процентов за банковский кредит, командировочные расходы, затраты по рекламе и пред­ставительские затраты, страхование и др.

 

ВОПРОС 10. Классификация затрат, относимых на себестоимость про­дукции (работ и услуг).

ОТВЕТ

Все затраты организации можно классифицировать по раз­личным направлениям в зависимости

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...