Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) организации
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (пособие по подготовке к экзамену) Вопросы к экзамену
1. Система финансовых взаимоотношений организации. 2. Финансовые ресурсы организации. 3. Денежный оборот организации. 4.Формирование денежных доходов и фондов организации. 5. Принципы организации финансов организаций. 6. Задачи финансового менеджера. 7.Задачи и обязанности финансовых служб организаций. 8. Стратегические и тактические цели управления финансами. 9. Экономическое содержание и классификация расходов и издержек организации. 10. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (работ и услуг). 11. Доходы организаций, их классификация. 12. Прибыль организации, ее содержание. Формирование прибыли. 13. Рентабельность, показатели, методы исчисления. 14. Порог рентабельности (точка безубыточности). Анализ безубыточности. 15. Запас финансовой прочности. 16. Собственный капитал и его роль в формировании капитала организации. 17. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). 18. Заемный капитал и характеристика его составляющих. 19. Цена заемного капитала. 20. Влияние заемных средств на рентабельность собственного капитала. 21. Понятие и виды стоимости капитала. 22. Оптимизация структуры капитала. 23. Инвестиции и инвестиционная деятельность организации. 24. Инвестиционная политика организации. 25. Источники финансирования инвестиций в основные фонды. 26. Формирование и использование выручки от реализации продукции (работ и услуг). 27. Лизинг как форма финансирования инвестиционной деятельности организации. 28. Содержание оборотных средств, их классификация. 29. Эффективность использования оборотных средств.
30. Понятие и классификация финансовых инвестиций. 31. Типы портфелей ценных бумаг. 32. Состав и структура денежного оборота организаций. 33. Управление денежным оборотом организаций. 34. Прямой и косвенный методы расчета денежных потоков организаций. 35. Содержание и принципы финансового планирования. 36. Методы финансового планирования. 37. Особенности финансового мошенничества. 38. Финансовый контроль и предотвращение финансовых злоупотреблений.
ВОПРОС 1. Система финансовых взаимоотношений организации. ОТВЕТ В процессе формирования и использования денежных источников средств организаций (капитала, доходов, резервов и т. п.) возникает широкий спектр денежных отношений, выражающих экономическое содержание сферы финансов организаций и, соответственно, финансовых отношений. Эти отношения возникают между: ♦ организациями и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов; ♦ организациями, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплата неустойки, передача залога); ♦ организациями-инвестором и другими организациями по поводу его краткосрочных и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов; ♦ организациями, финансовыми (кредитными) институтами и другими организациями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых платежей и страховых возмещений, получения финансирования под уступку денежного требования, платежей в частные пенсионные фонды и т. п.); ♦ организациями (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств;
♦ организациями и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления; ♦ организациями и другими организациями по поводу вкладов в соответствии с договорами простого товарищества и распределением прибыли, полученной этими организациями в результате их совместной деятельности; ♦ организациями и правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии; ♦ организациями и его наемными работниками по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления; ♦ организациями и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей; ♦ организациями и его работниками при удержании подоходного налога, взносов единого социального налога, а также других удержаний и вычетов; ♦ организациями и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и отчислений во внебюджетные фонды; ♦ организациями и государством при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством. В условиях рынка появляются и принципиально новые виды финансовых отношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами отношений, возникающих при слиянии, поглощении и разделении организаций (корпораций).
ВОПРОС 2. Финансовые ресурсы организации.
ОТВЕТ Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств организации, т. е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами организации. Финансовые ресурсы организации — это все источники денежных средств, аккумулируемые организацией для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.
Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе стоимостного распределения. Финансовые ресурсы являются источником образования целевых денежных фондов организаций (потребления, накопления и резервного). Важное значение имеет структура источников формирования финансовых ресурсов, в первую очередь доля собственных средств в их общем объеме, удельный вес заемных средств (свыше 50%) усложняет финансовую деятельность организации за счет дополнительных выплат банкам (заимодавцам), акционерам и пайщикам (дивидендов, процентов и др.) и часто делает баланс неликвидным. Поэтому финансисты организаций обязаны каждый раз рассчитывать выгодность привлечения в оборот заемных средств. Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах предопределяет финансовое благополучие организации, т. е. его финансовую устойчивость и платежеспособность в любой период года. По источникам формирования финансовые ресурсы делятся на собственные и заемные. Собственные — это средства организации, сформированные в момент его создания в виде уставного капитала. Данные средства находятся в распоряжении организации на всем протяжении его существования. Собственными источниками пополнения финансовых ресурсов организации является нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет, фонды специального назначения, эмиссионный доход, а также средства новых инвесторов (собственников). Источниками пополнения, приравненными к собственным, является кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении организации (устойчивые пассивы), целевое финансирование из бюджета и вышестоящих организаций.
В случае недостатка средств собственных источников организации могут привлекать заемные средства в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и ссуд банков, бюджетных ссуд и займов юридических и физических лиц. Финансовые ресурсы организаций направляются на следующие цели: ♦ финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг; ♦ реальные и финансовые инвестиции; ♦ образование денежных фондов специального назначения; ♦ платежи в бюджет и внебюджетные фонды; ♦ погашение кредитов и ссуд; ♦ благотворительные цели.
ВОПРОС 3. Денежный оборот организации. ОТВЕТ Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов организации, формируются в процессе кругооборота его средств, что в свою очередь опосредствуется денежными потоками по различным видам его деятельности. 1. Текущая деятельность — движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы, уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, расчетами с бюджетом и фондами социального назначения, получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов на цели, связанные с текущей деятельностью, уплатой процентов по указанным кредитам и займам, оплатой и получением неустоек, залогов и т. п. 2. Инвестиционная деятельность — движение денежных средств, связанных с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера. 3. Финансовая деятельность — движение денежных средств, связанных с формированием и использованием уставного капитала, добавочного капитала, распределением и использованием прибыли, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями, продажей корпоративных ценных бумаг, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов, погашением дебиторской и кредиторской задолженности нетрадиционными способами (перемены лиц в обязательстве, новация, отступное и т. п.), получение и использование целевого финансирования и поступлений, а также расчеты по операциям, связанным с договорами доверительного управления имуществом, простого товарищества (совместной деятельности) и т. п.
Таким образом, вся совокупность финансовых отношений организаций, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде трех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса организации, его активы и пассивы и его финансовую устойчивость. «Отток» части денежного потока организации в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока. Финансовый поток — это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов организаций), аккумулированных в бюджете или во внебюджетных (централизованных) фондах, т. е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия «финансовый поток» — «финансовые средства». Это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и во внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование. ВОПРОС 4. Формирование денежных доходов и фондов организации. ОТВЕТ Определенные денежные доходы и фонды образуются на организации уже на стадии создания и распределения ВНП. Так, часть выручки от реализации продукции должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у организации аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам, МБП и нематериальным активам. В принципе, они предназначены для приобретения нового необходимого имущества, но до его приобретения они находятся в обороте организации. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политикой организации. У организаций может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного распределения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции. Процесс распределения сопровождается и процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, перечисляются денежные средства во внебюджетные фонды. В общую величину оплаченной выручки организации входит и доход в форме прибыли. Нельзя сказать, что общая величина прибыли «моментально» участвует в денежном обороте, так как определенная ее часть перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте организации остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму нетто-при-были (чистой прибыли), т. е. разницу между конечным финансовым результатом (валовой прибылью)» суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет. В свою очередь чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений (оба эти фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой организации). За счет чистой прибыли может быть образован и резервный капитал (фонд). Резервный капитал (фонд) — образуется в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами или учетной политикой. В процессе перераспределения также формируется ряд денежных источников средств организаци, имеющих характер фондов: ♦ уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) — образуется при создании организации за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за организаций. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы; ♦ целевое финансирование и поступление из бюджета — в случаях, предусмотренных соответствующими законами; ♦ целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения. Кроме того, в кругообороте средств организации могут участвовать и денежные источники средств в виде эмиссионного дохода и безвозмездных поступлений, составляющих денежную часть добавочного капитала, а также носящие характер специальных резервов, т. е. резервов предстоящих расходов и платежей. В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств организации вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в форме кредиторской задолженности.
ВОПРОС 5. Принципы организации финансов организаций.
ОТВЕТ В условиях перехода к рыночным отношениям, получения организациями полной самостоятельности практически во всех областях предпринимательства (ведения бизнеса) принципы организации финансов организаций должны обеспечивать принятие эффективных стратегических и тактических финансовых решений. На их основе разрабатывается финансовая политика организации, т. е. формирование собственного и заемного капитала, вложений в активы, способов увеличения имущества и объемов продаж, формирования и использования прибыли, оптимизации денежных потоков. Естественно, что реализация финансовой политики в ее конкретном механизме функционирования финансов организации должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике. Принципами современной организации финансов организаций могут являться следующие показатели. 1. Принцип плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т. е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля. 2. Финансовое соотношение сроков — обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимается и возможность их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т. п.). 3. Гибкость {маневрирование) — обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности. 4. Минимизация финансовых издержек — финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым «дешевым» способом. 5. Рациональность — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски. 6. Финансовая устойчивость — обеспечение финансовой независимости, т. е. соблюдение критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5), т. е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств. Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретной организации. При этом необходимо учитывать: ♦ сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера); ♦ отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т. д.); ♦ виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); ♦ организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно реализуются в организациях сферы материального производства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
ВОПРОС 6. Задачи финансового менеджера. ВОПРОС 7. Задачи и обязанности финансовых служб организаций. ОТВЕТ Исходя из объема и сложности решаемых задач финансовая служба организации может быть представлена финансовым управлением (в крупных организациях), финансовым отделом в средних организациях, либо одним лишь финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и финансовой стратегией (в малых организациях). Примерная структура финансовой службы включает, как правило, подразделения, указанные на схеме.
На финансовую бухгалтерию возлагается обязанность вести бухгалтерский учет хозяйственных операций организации и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями. Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учета. Для того чтобы управление было эффективным, оно должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так и внешней среды, оперативно «улавливать»и предвидеть все происходящие в ней изменения. Учет должен строиться таким образом, чтобы оперативно сводить разрозненную финансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут «управлять» ими, занимаясь именно теми показателями, которые больше всего нуждаются в улучшении. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации. Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния организации, в том числе выполнения плановых заданий по прибыли и объемам реализации, его ликвидности и рентабельности. В задачу этой службы также входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности организаций-аналогов и организаций-контрагентов. Специалисты данного отдела могут оценивать предполагаемые инвестиционные проекты. Отдел финансового планирования (как краткосрочного, так и долгосрочного) разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб организации, а также нормативные и инструктивные материалы. Оперативный отдел собирает счета, накладные и т. п., отслеживает их оплату и в условиях регулирования государством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лимита. Оперативный отдел контролирует также взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств. Претензионная группа в составе оперативного отдела решает споры, возникающие между организацией и ее контрагентами (поставщиками, покупателями), государством (налоговой инспекцией, налоговой полицией) и различными внебюджетными и централизованными фондами по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и других мер экономического воздействия на организацию, которые вытекают из условий договоров и нормативной базы, регулирующей деятельность организации на конкретном историческом этапе. Отдел ценных бумаг и валют формирует портфель ценных бумаг и управляет им, поддерживая его оптимальность с позиций доходности и риска. Он также принимает участие в работе валютных и фондовых бирж в целях удовлетворения текущих нужд организации в рублевых или валютных средствах. В ходе управления финансами применяют широкий круг методов, основными из которых являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, применение финансовых санкций и рычагов экономического воздействия на организацию, стимулирование, ценообразование, инвестирование, лизинг, аренда. Для осуществления перечисленных методов используются такие инструменты финансового управления, как кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконт. Любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, поступающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.
ВОПРОС 8. Стратегические и тактические цели управления финансами. ОТВЕТ Основное назначение финансового менеджмента — построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управления финансами в конкретных организациях зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера организации. В настоящее время юридически и экономически самостоятельные организации действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегическую модель управления. Стратегическое управление связано с выработкой долговременного курса развития организации и его реализацией через систему текущих хозяйственных планов. Деловая стратегия есть обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на данном рынке. Количество и формулировка стратегических целей зависят от специфики деятельности конкретной компании. Тем не менее стратегические цели управления финансами можно ранжировать следующим образом: ♦ улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач; ♦ рост объемов производства и реализации; ♦ лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыли на единицу капитала); ♦ максимизация цены компании. Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но организация всегда должна контролировать весь их комплекс. Однако следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента — максимизация цены компании как наиболее обоснованный критерий управления финансами — применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги. Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются: ♦ сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств; ♦ достаточность объемов денежных поступлений; ♦ рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне). Стало быть, первоочередной задачей оперативного управления финансами организации выступает обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращение существования организации. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли они сохранению равновесия или нарушают его. Для поддержания платежеспособности организации необходимо эффективно управлять его денежными потоками. Денежные средства — наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех организации во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств организации приобретают исключительное значение. Целью формирования тактики является определение сумм инвестиций в оборотные активы и источников их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности — от объема производства и/или продажи, и тактики управления организацией. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления организацией. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочных займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность. Таким образом, управление финансами организации предполагает контроль основных характеристик баланса: долгосрочных и краткосрочных инвестиций, долгосрочных и краткосрочных источников финансирования и увязка их с текущей деятельностью и перспективами развития организации.
ВОПРОС 9. Экономическое содержание и классификация расходов и издержек организации. ОТВЕТ Необходимость изучения классификации расходов и издержек вытекает из того факта, что в конечном итоге совокупность затрат оказывает решающее влияние на формирование практически всех финансовых показателей, они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб организации. Все затраты организаций условно можно разделить на три основных направления: ♦ затраты капитального характера, т. е. инвестиционные затраты (затраты на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала), в основном связанные с расширением производства и приростом оборотных активов; ♦ затраты, связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (затраты на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг); ♦ затраты на социально-культурные мероприятия. Затраты по формированию и воспроизводству основного капитала связаны с созданием, реконструкцией и расширением основных производственных фондов. Увеличение объема производства также требует дополнительных затрат (инвестиций) на формирование запасов товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства, готовой продукции, т. е. дополнительного авансирования капитала в оборотные активы. Источником финансирования капитальных затрат являются: средства фонда накопления, амортизационные отчисления, кредиты, займы, бюджетные средства и ряд других источников. Затраты на социально-культурные мероприятия связаны с тем, что многие организации имеют значительное количество социальных объектов (столовые, санатории, дома культуры и отдыха, пионерские лагеря и т. п.). Кроме того, к этому виду затрат относятся: некоторые затраты по повышению квалификации работников, улучшение бытовых условий, инвестиционные затраты на непроизводственные нужды. Источником финансирования этих затрат в основном является чистая прибыль организаций. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают значительный вес в общей сумме затрат организаций. Они полностью возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции. Расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). При этом с точки зрения бухгалтерского учета не признается расходами организации выбытие активов в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов; вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи; в погашение кредита, займа, полученных организацией и т. п., так как эти расходы (выбытия) регулируются другими нормативными документами в области бухгалтерского учета. Классификация расходов организации рассматривается следующим образом: ♦ расходы по обычным видам деятельности; ♦ прочие расходы; — операционные расходы; — внереализационные расходы; — чрезвычайные расходы. Далее следует дать характеристику перечисленных расходов. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним также относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. К операционным расходам относятся: ♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; ♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; ♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; ♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; ♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); ♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; ♦ прочие операционные расходы. Величина операционных расходов является важнейшим фактором формирования финансового результата, именно по этому элементу расходов отражается значительная часть финансовых издержек, связанных с выплатой процентов за кредит, вследствие чего во многих организациях прибыль, полученная от реализации продукции, в значительной степени поглощается операционными расходами, а зачастую приводит и к убыточной деятельности в целом. Внереализационными расходами являются: ♦ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; ♦ возмещение причиненных организацией убытков; ♦ убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; ♦ суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; ♦ курсовые разницы; ♦ сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов); ♦ прочие внереализационные расходы. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. д.). Необходимость регулирования системы отнесения затрат на себестоимость обусловлена тем, что на базе себестоимости продукции (работ, услуг) определяется валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, исчисляется налог на прибыль организаций. В связи с этим производится разделение всех затрат, включенных в себестоимость, на затраты, учитываемые в целях налогообложения прибыли в полной их величине, и затраты, которые в целях исчисления налога на прибыль учитываются в пределах норм и нормативов. К таким затратам, например, относятся затраты по уплате процентов за банковский кредит, командировочные расходы, затраты по рекламе и представительские затраты, страхование и др.
ВОПРОС 10. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (работ и услуг). ОТВЕТ Все затраты организации можно классифицировать по различным направлениям в зависимости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|