Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методический комплект по русскому языку классической системы обучения, УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Ажогина Н.А.

ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

nataliazhogina@mail.ru

 

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗНАЧЕНИИ ЧАСТЕЙ СЛОВА

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования у младших школьников представлений о значении слова, представлен анализ трех учебно-методических комплектов по русскому языку, выявлены особенности подачи материала каждого УМК по разделу «Словообразование (морфемика)».

Ключевые слова: значение частей слова, современные УМК по русскому языку, формирование у младших школьников представления о значении частей слова.

Умения, которые приобретает младший школьник в ходе изучения морфемики, тесно связаны с орфографией и культурой речи. Изучение значения частей слова способствует расширению словарного запаса, развитию внимания и мышления, углубленному пониманию лексического значения слов, развивает умение правильно определять понятия.

В примерной образовательной программе начального образования в разделе «Состав слова (морфемика)» приведены умения, которыми должен овладеть выпускник начальной школы.

Выпускник научится:

1) различать изменяемые и неизменяемые слова;

2) различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

3) находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

1) выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

2) использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

В примерной образовательной программе начального образования отсутствует пункт, предполагающий изучение значения морфем, однако, по мнению методистов (С.И. Львовой, Л.С. Трегубовой, Е.Г. Шашковой) при изучении морфемного состава слова необходимо уделять особое внимание формированию у младших школьников представления о значении частей слова.

Исследование проблемы формирования у младших школьников представления о значении частей слова потребовало изучения возможностей современных учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку для организации соответствующей работы.

Мы провели сопоставительный анализ следующих УМК:

1. «Русский язык» УМК «Школа России» (авторы – В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);

2. Русский язык УМК «Планета знаний» (авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина);

3. Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века» (авторы – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова).

Анализ проводился по следующим направлениям:

1) выявление возможностей учебно-методических комплектов для организации работы, направленной на изучение состава слова;

2) выявление возможностей учебно-методических комплектов, направленных на формирование представления о значении частей слова.

Учебно-методический комплект по русскому языку классической системы обучения, УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Проанализировав комплект учебников по русскому языку В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого по теме «Словообразование (морфемика)», мы выяснили, что изучение данного раздела начинается со второго класса в теме «Однокоренные слова», где младшие школьники знакомятся с понятием «корень», как общей частью слова. Основной материал изучения данного раздела приходится на 3 класс в теме «Состав слова». В третьем классе ученики знакомятся с понятием «корень слова», «окончание», «приставка», «суффикс», «основа слова», а также в теме «правописание частей слова» учатся грамотно писать суффиксы и приставки в тех или иных словах. Каждая морфемы изучается отдельной темой; на странице учебника даются правила, которые объясняют значение морфемы в слове. В 4 классе учащиеся повторяют изученный материал в предыдущих классах, отрабатывают умения находить морфемы в слове, образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слово по составу. Понятия сопровождаются разнообразными упражнениями, которые помогают сформировать у младших школьников представление о составе слова, но, к сожалению, заданий, направленных на формирование у учеников представления о значении частей слова, недостаточно.

В данном УМК можно выделить следующие виды упражнений, которые помогают достичь предметных результатов:

1) формирование представления о значении корня – поиск однокоренных слов в тексте, разделение однокоренных слов по группам, подбор однокоренных слов к заданному слову;

2) формирование представлений о значении приставки – выделение приставки слове, образование новых слов при помощи заданных приставок, нахождение слов с приставками в тексте, распределение слов с приставками по группам;

3) формирование представления о значении суффикса – выделение суффикса в слове, образование новых слов при помощи заданных суффиксов, образование однокоренных слов при помощи суффиксов;

4) формирование представления о значении основы слова – выделить основу слова в словах;

5) формирование представления о значении окончания – выделение в ряде слов изменяемой части слова; поиск формы слова, выделение окончания в слове, преобразование пары слов в словосочетание;

6) умение разбирать слово по составу – соотнесение схемы слова со словами,нарисовать схему состава слова, подобрать слово к данной схеме.

Приведем примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 131. Прочитайте.

1. В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2. Мы вышли в светлый березовый лесок. (Г. Скребицкий) 3. Лесные владенья лесник бережет – листка не сорвет и зверька не спугнет. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы.

· Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех слов? / Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

2) Упр. 157. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Предпраз…ничный день, перекрасить пол в комн…те, перер…совать к…ртинку, отплыть от бер…га, поуж…натьвмест…, обм…розить щеки, доехать до ст…лицы, запустить р…кету, вырастить пш…ницу и …вес, перекопать ог…род, подпрыгнуть выс…ко, прокатить на тракт…ре, переч…тать расска…

· Найдите слова с приставками. Выделите приставки. / В каком слове и какая приставка имеет значение: а) повторить действие заново;б) направление действия снизу вверх?

3) Упр. 170. Прочитайте.

М…дведица, з…йчата, л…сенок, скв…рчиха, т…гренок, гр…чата, м…дв…жонок, л…сица, з…йчонок, т…грята, скв…рченок, гр…чиха, л…сята, з…йчиха, м…дв…жата, т…грица, гр…чонок, скв…рчата.

· Найдите однокоренные слова. От какого слова образовались слова каждой группы? / Запишите однокоренные слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят, -иц-, -их-. / Какие суффиксы образуют слова-названия детенышей животных и выражают ласковое отношение к ним?

4) Упр. 179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у нее маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

· Найдите с тексте слова с корнем -ящер-. Запишите эти слова группами: в одну – однокоренные слова, в другую – формы одного и того же слова. / Выделите в словах все значимые части слова.

Учебно-методический комплект по русскому языку классической системы обучения, УМК «Планета знаний» (авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)

Проанализировав комплект учебников по русскому языку Л.Я. Желтовской и О.Б. Калининой, мы выяснили, что основной материал по теме «Словообразование (морфемика)» предлагается к изучению во 2 классе. Данная тема представлена в виде большого раздела «Слова и его значимые части», содержащего такие темы, как «Корень слова. Однокоренные слова», «Суффиксы и приставки в слове», «Окончание слова». Для начала младшие школьники знакомятся с понятием «родственные слова», а затем переходят к понятию «корень». В разделе отсутствуют отдельные темы, посвященные значению суффиксов и приставок – этот материал включен в общие темы раздела. Понятие «основа слова» также не вынесено из материала учебника в отдельную тему, но объяснение понятия дается в учебнике в рубрике «Запомните!». Каждое понятие сопровождается упражнениями, направленными на отработку полученных знаний, однако упражнений на формирование представления о значении слова недостаточно. Так как все основные понятия вынесены во второй класс, то в 3 и 4 классе идет повторение пройденного материала, что способствует целостному представлению младших школьников о разделе «Словообразование (морфемика)».

В данном УМК можно выделить следующие виды упражнений, которые помогают достичь предметных результатов:

1) формирование представления о значении корня – подбор однокоренных слов, выделение корня в словах, подбор однокоренных слов на определенный корень, поиск однокоренных слов в тексте;

2) формирование представлений о значении приставки – выделение приставки в слове, образование новых слов с помощью определенных приставок, распределение слов по группам с разным значением приставок;

3) формирование представления о значении суффикса – образование однокоренных слов с определенным значением, выделение суффикса в словах, подбор слов с заданным суффиксом;

4) формирование представления о значении основы слова – выделение значимых частей слова, выделение основы слова;

5) формирование представления о значении окончания – выделение окончания в словах, поиск форм слова в тексте;

6) умение разбирать слово по составу – разбор слова по составу, подбор слов к графическим схемам.

Приведем примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 11. Являются ли слова в предложениях однокоренными? Выпиши глаголы. Подбери к ним однокоренные имена существительные. Запиши.

Коля колет. Поля полет. Паша пашет. Варя варит. Валя валит. Света светит.

2) Упр. 5. Почему суффиксы называют значимой частью слова? Образуй названия детенышей животных с помощью суффиксов и запиши. Обозначь в словах суффиксы.

У льва – льв ёнок, у лося – …, у тигра – …, у слона – …, у лисы – …, а у лошади –?

У белки – бельч онок, у волка – …, у медведя – …, у ежа – …, у мышки –?

3) Упр. 12. Прочитай и спиши предложения. Определи, где приставка, а где предлог.

Лодка от плыла от берега. Дети с катились с горы. Ребята по шли по тропинке.

4) Упр. 15. Запиши слова. Укажи, из каких значимых частей (морфем) состоят выделенные основы слов.

Шоколадн ая (глазурь), попутчик, пухов ой (платок), кормушк а, ножищ а, подножн ый (корм), рассвет, заед у, местн ый (говор).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...