Д. Военно-морские действия на Балтике
1. Однако после Полтавской битвы война продолжалась еще 12 лет. Петр предложил Швеции мир на своих условиях, но Карл XII отказался. Под его давлением турецкий султан в конце 1710 г. объявил войну России, которая стала воевать на два фронта. Русские войска вступили в Молдавию, перешли Днестр и подошли к реке Прут. 9 июля 1711 г. состоялось генеральное сражение, 180-тысячная армия турок и татар окружила 38-тысячную армию русских. Сражение продолжалось три часа, все атаки противника были отбиты. Но положение русских войск было очень тяжелым. Петр созвал военный совет, на котором решался один вопрос: как избежать плена и выйти из окружения. К туркам был направлен вице-канцлер П. П. Шафиров, которому удалось подписать мирный договор. По договору пришлось вернуть туркам Азов, срыть Таганрог и Каменный Затон, не вмешиваться в дела Польши и обеспечить безопасный проезд Карла XII в Швецию. Таким образом, Прутский поход закончился провалом, но Россия сохранила армию и завоевания в Прибалтике. Теперь Петр мог сосредоточить силы на борьбе против шведов. 2. В 1712 г. русские войска вошли в шведскую Померанию, а в 1713 г. высадились в Финляндии. В битве у Таммерфорса Петр разгромил шведов и овладел почти всей Финляндией. Практически шведы были изгнаны из континентальной Европы, но у них оставался очень сильный флот, который господствовал на Балтийском море. 3. Первую большую морскую победу Россия одержала у мыса Гангут. Петр хитрым маневром, устроив в узкой части полуострова ложную «переволоку» из бревен для перетаскивания легких судов на противоположный берег, ввел противника в заблуждение и заставил его разделить свою эскадру на две части. 27 июля произошло морское сражение. Блокированный отряд шведов под командованием контр-адмирала Эрншильда был атакован русскими моряками, все его корабли стали трофеями русских, сам Эрншильд пытался бежать, но был взят в плен. Гангутская победа была первым боевым крещением русского флота, знаменательной вехой в его истории.
4. Летом 1720 г. русский флот под командованием генерала Голицына добился новой крупной победы у острова Гренгам: после упорного сражения русские галеры захватили 4 шведских фрегата, 104 пушки, 400 пленных. Была осуществлена высадка десанта в районе Стокгольма. Это заставило Швецию пойти на подписание мира.
Е. Ништадтский мирный договор (1721). Значение победы 1. В финском городе Ништадте 30 августа 1721 г. был подписан договор, по которому Россия получала: > Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию, часть Карелии и часть Финляндии с Выборгом; > первоклассные морские порты — Ригу, Ревель; > города —Дерпт, Нарву, Кексгольм; > острова — Эзель и Даго. За Лифляндию Швеция получала компенсацию 2 000 000 ефимков. 2. Таким образом, Россия получила надежный выход в Балтийское море, стала морской державой. Создались условия для дальнейшего экономического и культурного развития страны. 3. 22 октября 1721 г. царь Петр I принял титул «Петра Великого, отца отечества и императора Всероссийского». Россия стала империей. 4. Вскоре после завершения Северной войны Петр приступил к завоеваниям в Закавказье. В 1722—1723 гг. Петр совершил Каспийский поход: русские взяли Дербент, Баку, прикаспийские области Дагестана и Азербайджана. По русско-иранскому договору 1723 г. к России отошли западный и южный берега Каспийского моря. Но на войну с Турцией сил не было, поэтому Западное Закавказье оставалось во владении турецкого султана.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Какие основные внешнеполитические задачи стояли перед Россией в первой четверти XVIII в.? Почему именно эти?
Назовите причины поражения русской армии под Нарвой? Считаете ли Вы Полтавскую битву генеральным сражением Северной войны? Почему? Какие меры Петра Великого позволили русскому флоту одержать победы в морских баталиях периода Северной войны? Каковы, на Ваш взгляд, основные причины победы России в войне со Швецией? Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре 1 ПЛАН ОТВЕТА: А. Наука и просвещение. Б. Архитектура. Искусство. Литература. В. Изменения в дворянском быту. А. Наука и просвещение 1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки.Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди. 2. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных — солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. 3. Появились новые учебники, самый знаменитый — «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.
4. При Петре I началось создание первого в России музея — Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева. 5. Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.
Б. Архитектура. Искусство. Литература 1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2—3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.
2. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля — 112 м, выше колокольни Ивана Великого. 3. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный — церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга. 4. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника — «Автопортрет с женой». 5. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы. 6. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой — смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском». 7. Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|