Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. При отсутствии инфляции и ограничений со стороны производства рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятость, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства смогут приобрести покупатели. Можно вести речь и от обратного: более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Значит, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость. Дж.М. Кейнс рассматривал взаимную связь между запланированными расходами и национальным доходом как центральный вопрос макроэкономического анализа. Исходя из того, что каждый индивид весь располагаемый доход может тратить на потребление, то, соответственно, и в целом в экономике весь располагаемый доход должен быть потрачен на потребление. Целью моей работы является исследование и изучение совокупного спроса. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: ü выявить сущность понятия совокупный спрос и дать точное его определение; ü выявить особенности кривой совокупного спроса; ü исследовать факторы, влияющие на величину совокупного спроса. В макроэкономике под спросом понимается совокупный спрос. Термин «совокупный» означает, что рассматривается спрос для всех товаров и услуг, а не спрос на какой-либо отдельный товар; аналогично цена - это совокупный уровень цен, а не цена одного товара или услуги.
В структуре совокупного спроса можно выделить спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, спрос фирм на инвестиционные блага, спрос на конечные товары со стороны государства и спрос на отечественные товары со стороны иностранцев. На совокупный спрос влияют различные факторы, одни из них приводят к изменению в спросе, сдвигу его кривой (вправо или влево), другие же приводят к изменению величины спроса, то есть движению по его кривой. Для раскрытия темы курсовой работы использовались труды таких экономистов, как Селищев, Мишкин, Ивашковский и другие. Особенностью в поиске информации по данной теме было то, что некоторые авторы не придают особого значения теме «Совокупный спрос», рассматривают ее достаточно узко, ограничиваясь основными понятиями. В то же время, другие авторы данной теме придавали большое значение, и в своих трудах объясняли ее значимость. Можно отметить, что первоисточником по теме «Совокупный спрос» является труд Кейнса, изданный в 1936 году, - «Общая теория занятости, процента и денег».
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса
Спрос, в том числе и совокупный, характеризует желания и возможности покупателей. Совокупный спрос - это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, иностранные покупатели при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются: потребительские расходы домашних хозяйств (C); инвестиционные расходы предприятий (I); государственные расходы, или затраты государства на товары и услуги (G); чистый экспорт (Xn). Объем потребления (C) определяется прежде всего величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом налогов. Динамика потребительских расходов в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровня цен, характеризующихся сравнительной устойчивостью. Анализ совокупного спроса акцентируется главным образом на факторах реального потребления (номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс цен).
Инвестиционные расходы (I) включают в себя закупки недвижимости, оборудования, запасы. Объем инвестиций определяется затратами на производства, стоимостью капитала и ожиданиями будущей конъюнктуры. Государственные расходы (G) - это расходы правительства, региональных и местных органов власти с целью покупки товаров и услуг, а так же для совершения трансфертных платежей и финансируются они за счет средств налогообложения и займов. Чистый экспорт (Xn) равен разности между экспортом и импортом товаров и услуг. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объемов производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Объем экспорта определяется доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Совокупный спрос равен сумме спросов на конечную продукцию и его можно представить в формализованном виде:
AD = C + I + G + Xn Важно подчеркнуть, что в каждый данный момент величина спроса перечисленных составляющих зависит от динамики общего уровня цен (P). Сформированный закон спроса, в макроэкономике характерен и для национальной экономики в целом: уровень цен и величина совокупного спроса на национальный продукт находятся в обратной зависимости и в прямой от денежной массы и скорости обращения денег. Выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:
MV = PQ, отсюда P = MV: Q, или Q = MV: P, или AD = MV: P,
где P - уровень цен в экономике; Q - реальный объем производства, на который предъявлен спрос; M - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег. Эту зависимость также можно проиллюстрировать с помощью модели совокупного спроса (рис. 2), представленной в виде кривой AD, показывающей, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос, или какой объем их может быть куплен при различных уровнях цен.
P
P* C+I+G+Xn AD
Y - реальный ВВП Р - уровень цен Рисунок 1.Кривая совокупного спроса
Нисходящая кривая совокупного спроса (AD) указывает на то, что чем ниже уровень цен (P), тем больше национального продукта (Y) смогут купить потребители и сокращаются реальные запасы денежных средств. И, наоборот, с повышением уровня цен, совокупный спрос на товары и услуги падает. С формальной точки зрения, здесь заметна аналогия с индивидуальным спросом на отдельный товар. В какой-то мере эта закономерность проявляется и во взаимосвязи совокупного спроса и уровня цен. Так, если уровень цен растет, то покупатели больше средств расходуют на приобретение того же количества товара и, по логике, должен уменьшится реальный совокупный спрос. Однако не следует забывать, что в масштабах общества расходы одних становятся доходами других. В этой связи рост уровня цен не только увеличивает расходы на приобретение того же количества товара, но и приводит к росту доходов, а следовательно, может не повлиять на совокупный спрос. Нельзя объяснить вид кривой совокупного спроса (AD) и эффектом товаров - субcтитутов (товаров - заменителей). Анализ индивидуального спроса показывает, что при повышении цен происходит переориентация покупательского выбора с одних товаров на приобретение других, в той или иной мере способных заменить первые. Если же анализировать национальную экономику в целом, то уменьшение спроса на одни товары и увеличение его на другие не изменит совокупный спрос. Эффект дохода и эффект замещения связаны с отклонением спроса на отдельный товар в условиях конкурентного рынка, но неприемлемы для агрегированных (совокупных) величин. Таким образом, можно утверждать, что убывание кривой совокупного спроса (AD) вызвано совершенно иными эффектами, а не убыванием кривой индивидуального спроса (D). К ним относятся эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки
В национальной экономике в каждый момент обращается определенное количество денег. Потребность в них определяется, прежде всего объемами реализуемых товаров и ценами на них. Увеличение цен при постоянной денежной массе увеличивает потребность в деньгах для осуществления покупок, выплаты заработной платы предпринимателями. Увеличение спроса на деньги приводит к тому, что цена за их использование (процентная ставка) возрастает. Рост процентной ставки сразу по всем каналам экономики повлияет на совокупный спрос. Уменьшаются, прежде всего, инвестиционные расходы. Часть из них окажется экономически невыгодными, и поскольку предпочтительнее будет не инвестировать деньги под невысокую прибыль, а предоставить ссуду под возросший процент. Некоторые покупатели откажутся от потребительских расходов, особенно связанных с приобретением товаров длительного пользования, поскольку значительная часть этих покупок предполагает получение кредита, а он в условиях возросших ставок становится невыгодным. Таким образом, эффект процентной ставки заключается в том, что более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги, повышая тем самым процентную ставку, а это вызывает уменьшение спроса на реальный объем производства, и наоборот. Эффекту процентной ставки особое значение придавал Дж. Кейнс и поэтому его иногда называют эффектом Кейнса.
Эффект богатства
Богатство населения страны определяется реальной стоимостью (покупательной способностью) накопленных финансовых активов (срочных вкладов, облигаций, акций). Рост цен снижает реальную стоимость всех накопленных финансовых активов, что делает их владельцев беднее. Следствием этого является уменьшение совокупного спроса, прежде всего на товары длительного пользования, т.к. инфляция значительно снижает покупательную способность активов населения. При снижении общего уровня цен потребители понимают, что их богатство возрастает и это подталкивает их к увеличению расходов, более высокому спросу на товары и услуги. Следовательно, эффект богатства заключается в том, что в зависимости от повышения или понижения общего уровня цен реальная стоимость богатства населения понижается или повышается, что (при прочих равных условиях) приводит к падению или росту совокупного спроса на экономические блага. Эффекту богатства особое значение придавал А. Пигу и поэтому его называют еще эффектом Пигу.
Эффект импортных закупок
Практически у каждого товара есть товар - субститут, способный его в этой или иной мере заменить, так и у валового внутреннего продукта может быть заменитель. Это ВВП другой страны. К примеру, если общий уровень цен в Республике Беларусь растет, то многие покупатели отдают предпочтение импортным товарам. В то же время иностранные покупатели также могут отказаться от приобретения белорусских товаров. В таком случае уменьшение экспорта и увеличение импорта сократит объемы реализованного валового внутреннего продукта, т.к. все большая часть потребностей населения будут удовлетворяться за счет ВВП других стран.
Таким образом, существует обратная связь между чистым объемом экспорта страны и существующим в ней уровнем цен в сравнении с ценами в других странах, а также прямая связь между чистым объемом экспорта и совокупным спросом. Уменьшение совокупного спроса на товары и наращивание импорта способствует сокращению объема реального ВВП. Также этот эффект называют «эффект Манделла-Флеминга».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|