Основные понятия и термины в радио-дозиметрической практике
Стр 1 из 5Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
Казанский государственный медицинский университет
Кафедра общей гигиены с курсом экологии и радиационной гигиены
РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (Раздел - 1).
Основные понятия и термины в радио-дозиметрической практике
Учебное пособие для студентов и врачей ГСЭН.
/Радиационная гигиена/
Казань - 2011 УДК: 613:
Чупрун В. Ф. Радиационная безопасность (Раздел 1). «Основные понятия и термины в радио-дозиметрической практике»
Даются определения и раскрывается содержание таких понятий как: " радиационная гигиена" и " радиационная безопасность", " радиоактивность" (как физическое явление), " ионизирующая радиация", " источники" ионизирующих излучений, " радиационный фон" планеты, " виды" лучевых воздействий и (схема) развития патологических изменений, наблюдаемые эффекты радиационных воздействий на человека, отдельные группы лиц, население в целом. Приводится характеристика отдельных (основных) физических констант и их размерности, а также, ряда понятий и терминов, широко применяемых в официально принятой отечествен- ной и международной документации по радиационной гигиене и радиологической защите. Пособие составлено с учетом современных принципов регламентации радиационного воздействия, на базе Федерального закона " О радиационной безопасности населения" (№3 ФЗ от 09. 01. 96), Норм радиационной безопасности (НРБ-99) и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). Предназначено для студентов медицинских вузов, работников служб радиационной безопасности, врачей отделов радиационной гигиены ЦГСЭН и других специалистов, интересующихся действием источников ионизирующих излучений.
Издание 3-е, дополненное и переработанное.
Тираж: 400 экз.
Казань – 2011 " Знание - лучшее противоядие от страха и неуверенности" Использование источников ионизирующей радиации в практических целях общества - неотъемлемая часть современной жизни. Однако, живые организмы всегда испытывали воздействие определенного количества энергии ионизирующей радиации, исходящей из естественных природных источников: космос, солнце, почва, вода, воздух, пищевые продукты, стройматериалы. Искусственно созданные человеком источники, включающие медицинское и промышленное использование рентгеновских и гамма лучей, радиоактивных веществ, атомную энергию, привели к дополнительному воздействию энергии ионизирующей радиации, зачастую, превышающую воздействие природных источников. Применение радиоактивных веществ (РВ) и других источников ионизирующей радиации (ИИИ) в промышленности, медицине, других отраслях народного хозяйства, несомненно несет огромную пользу обществу, однако оно же может приводить и к развитию катастрофических последствий. Ионизирующая радиация, напоминающая " палку о двух концах", способна не только помогать в установлении диагноза, лечить, давать тепло, свет, но, в состоянии вызывать целый ряд патологических изменений в тканях, в организме, приводя и провоцируя развитие многих заболеваний. Часто ее применение становится областью неопределенности и сомнений. Действительно, как оценить соотношение между риском, создаваемым ионизирующей радиацией и пользой от ее применения? Какую величину риска мы готовы принять в качестве платы за приносимую пользу? Какую дозу лучевого воздействия следует считать неоправданной, чрезмерной, а какую - нет?
Ответ на эти и другие вопросы, связанные с обеспечением радиационной безопасности (РБ), дает относительно молодая, но бурно развивающаяся отрасль гигиенической науки - «радиационная гигиена». Наука, которая ставит перед собой и обосновывает решения таких важнейших проблем, как защита людей, среды их обитания от поражающего воздействия, применяемых в народном хозяйстве страны, источников ионизирующих излучений, создания надлежащих санитарно-гигиенических условий для любых форм контакта с источниками радиации (как в условиях профессиональной деятельности, так и в быту). Преподавание гигиены (в вузах страны) включает в себя (в качестве обязательного элемента) и проработку вопросов обеспечения радиационной безопасности персонала и населения. Основы необходимых знаний студенты получают на кафедре медицинской и биологической физики с информатикой и медицинской аппаратурой, а также, целого ряда смежных и профильных дисциплин: медицинская биология и генетика, общая и биоорганическая химия, биологическая химия, фармакология с общей токсикологией, патологическая физиология, патологическая анатомия, внутренние и профессиональные болезни, акушерство, дерматовенерология, глазные болезни, биология, рентгенология, гигиена общая, коммунальная, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, социальная гигиена и организация здравоохранения, а затем лишь углубляют, полученные знания, при изучении специального предмета – «радиационной гигиены». И врачам ГСЭН (в настоящее время) все чаще приходится сталкиваться с необходимостью осуществления проверок правильности соблюдения мер радиационной безопасности (на предприятиях, в учреждениях) при использовании радиоактивных препаратов или других источников ионизирующих излучений; рекомендовать методы защиты, приводить образцы расчета толщины соответствующих защитных экранов и др. Для этого необходимы знания не только общих закономерностей взаимодействия излучений с веществом (как происходит передача и поглощение энергии ионизирующего излучения, какие эффекты сопровождают эти процессы, к каким последствиям может приводить воздействие энергии ионизирующих излучений на живой организм... ), но и многого другого. Измерения же, которые приходится выполнять в практической деятельности, требуют помимо знакомства с устройством аппаратуры и правилами работы, знаний определенного круга физических явлений, понятий, правильного применения специальных терминов и др.
Всему этому и посвящено данное пособие.
" Прежде чем сжечь за собой мосты, оглянись - на том ли ты берегу! "
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|