Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения основам правописания

Возрастная периодизация. Понятие кризиса. Основные возрастные кризисы

Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека,

Периодизация Выготского

· ризис новорожденности (до 2 мес.)

· младенческий возраст (до 1 года)

· кризис 1 года

· раннее детство (1-3 года)

· кризис 3 лет

· дошкольный возраст (3-7 лет)

· кризис 7 лет

· школьный возраст (7-13 лет)

· кризис 13 лет

· пубертатный возраст (13-17 лет)

· кризис 17 лет

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Кризис - это процесс перехода на более сложный возрастной этап. Причины кризиса: противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы.

2. Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

В каждом возрастном периоде из множества деятельностей есть ведущаядеятельность, которая обеспечивает решение психических противоречий и формирования психических новообразований. Выделяют следующие виды ведущей деятельности:

Младенчество –непосредственное эмоциональное общение.

Раннее детство – предметная д-ть.

Дошкольный возраст – игра.

Младший школьный возраст – учебная деятельность.

Подростковый возраст – интимно-личностная, общественно-полезная.

Юношество –учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение.

Методика обучения основам правописания

Методика орфографии — это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.

В школе формируется относительная орфографическая грамотность — умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова (слова с непроверяемыми гласными и согласными), включенные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность — умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами — фонематическим, традиционным, фонетическим.

Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90% всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения — редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением (то есть в сильной позиции), а согласные — как в сильной позиции, например позиции перед гласным.

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать — сложить), дифференцирующих написаний (ожёг — ожог), правописание гласных после шипящих и ц (шелк — шов, цирк — цыплёнок), разделительных знаков (въедливый, вьюга), мягкого знака после непарных по твердости / мягкости согласных в грамматической функции (нож — рожь).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться произношение, вызванное позиционными изменениями звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в таких орфографических правилах, как правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить — распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание — роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история — предыстория). Но даже в этих немногочисленных правилах фонетический принцип реализован непоследовательно, например: расшить [раш¯ ыт’], розыскной, сверхинтересный.

Содержание работы по орфографии в школе

В содержание работы по орфографии в школе входят орфографические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки.

Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:

1. Грамматико-орфографический разбор.

2. Списывание.

3. Диктанты.

4. Лексико-орфографические упражнения.

5. Изложения

9. Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту(посуда, мебель, ткани, игрушки)

На занятиях ДПИ развивается эстетическое восприятие, представление, чувства, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.


Виды ДПИ, с которыми знакомятся дети:

Дымковская игрушка

Тверская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

Хохломская роспись

Гжель

Методы и приёмы в работе

Игровые ситуации(слепить, украсить0

Рассматривание игрушек

Художественное слово

Обыгрывание образов

Выставки игрушек

Сравнение образов

Экскурсии, Приглашение мастеров


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...