В. Русские путешественники
1. Россия становилась великой морской державой, перед географами возникли новые задачи. В 1803—1806 гг. два русских корабля «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского совершили первое в истории России кругосветное путешествие. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены новые сведения о жизни народов Сахалина и Камчатки, составлены карты. Совершен отдельный переход от Гавайских островов до Аляски. 2. В 1821 г. во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, было сделано величайшее географическое открытие ХIX в. — открыта шестая часть света — Антарктида. 3. Русские моряки во главе с капитаном Головиным обследовали Курильские острова. Головин выпустил записки о загадочней Японии (моряки и командир побывали в японском плену). Экспедиции П. К. Пахтусова, Ф. П. Литке составили описание островов Северного Ледовитого океана, Ф. П. Врангеля, Ф. Ф. Матюшкина, О. Е. Коцебу — островов Тихого океана, северо-восточных берегов Азии. В 1845 г. было основано Русское географическое общество, которое сыграло большую роль, в проведении географических и научных исследований, в изучении территории России и других стран. 4. В 1848 г. Николай I снарядил специальную экспедицию во главе с капитаном Г. И. Невельским. Ему удалось, обойдя Сахалин с севера, доказать, что это остров, открыть новые территории, выйти в низовья Амура. Купец А. А. Баранов закрепил за Россией территории Тихоокеанского побережья Северной Америки, бьш первым правителем русских поселений в Америке. Он вел поиск полезных ископаемых, налаживал связи с местным населением.
Г. Русская литература. Журналистика 1. Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений. В начале века господствующим остается классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства, природы, нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин. Но уже во втором десятилетии XIX в. господствующим становится романтизм с его устремленностью к бесконечной свободе, жаждой совершенства и обновления, пафосом личной и гражданской независимости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В. А. Жуковский. К нему же принадлежат поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. 2. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Главными принципами этого идейно-эстетического направления являются правдивое отражение объективной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведение типических характеров в типичных для них обстоятельствах. Становление реализма в русской литературе связано прежде всего с именем А. С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», по образному выражению В. Г. Белинского, — «подлинная энциклопедия русской жизни». К данному направлению относится также творчество М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Позже последователи этого метода всесторонне развили и углубили идущую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и нарождающейся буржуазной цивилизации, - это направление получило название «критический реализм». Зачинателем русской критики был В. Г. Белинский. Он выступал за утверждение в русской литературе принципов демократизма, реализма, народности.
3. Наиболее ярко критический дух этого направления проявился в произведениях Н. В. Гоголя, особенно в повести «Шинель». Богатый реалистический мир русского купечества отразил в своем творчестве драматург А. Н. Островский, вступивший в литературу в 50-х годах. В 40—50-х годах видное место в русской литературе занимает тема крепостной деревни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И. С. Тургенева, где он с сочувствием рисует жизнь крепостньк крестьян, раскрывает богатство души, талант, присущие простым людям. А. И. Герцен в романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» показал, что крепостной строй губит народные таланты и унижает человеческое достоинство. Инертное, ленивое царство русских помещиков изобразил И. А. Гончаров в своем романе «Обломов». В эти годы вступают в литературу писатели-реалисты Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. 4. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургекие ведомости». В 1823—1825 гг. в Петербурге А. К. Бестужевым и К. Ф. Рьшеевым издавался литературный альманах «Полярная звезда». В журнале печатали свои произведения А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, В. К. Кюхельбекер и др. Историк Н. А. Полевой издавал литературно-критический и общественно-политический журнал «Московский телеграф». В 1836 г. А. С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», после его смерти издание продолжили его друзья. С 1847 г. издание перешло к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1847—1848 гг. ведущую роль в «Современнике» играл В. Г. Белинский, статьи которого пропагандировали демократические идеи. В журнале печатались А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Н. П. Огарев, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. А. А. Краевский издавал журнал «Отечественные записки» — один из лучших русских журналов 40-х годов. В нем активно участвовали сначала М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский, В. А. Соллогуб, А. В. Кольцов, позже И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и др. Отдел критики возглавлял В. Г. Белинский, который опубликовал в журнале большинство своих статей. Журнал «Московитянин» под редакцией М. П. Погодина был консервативного направления; он вел полемику с западниками, с писателями-реалистами, делая исключение лишь для Гоголя.
Д. Театр и музыка 1. Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Актер-романтик П. С. Мочалов очень эмоционально играл Гамлета. На сцене того же Александрийского театра ряд героических образов создал В. А. Каратыгин. 2. Основоположником реализма на русской сцене по праву считается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского искусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание имели его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским университетом. 3. Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает с»м народ, а мы ее только аранжируем».
Е. Живопись. Архитектура
1. В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академической школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета. 2. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета романтизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портретной и пейзажной живописи. В портретах выдающегося художника-портретиста О. А. Кипренского переданы богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и переживания. Хорошо известен портрет А. С. Пушкина, созданный Кипренским. Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей, и особенно крепостных крестьян, характерны для творчества -. д. Тропинина н А.Г. Венецианова. Тропинин любил показывать человека за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Венецианов был мастером бытового жанра. В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Значительное место в русской живописи занимает творчество А. А. Иванова. Основная идея его главной картины «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился более 20 лет, — необходимость духовно-нравственного обновления человечества. 3. Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, ученик Брюллова. Он ввел в бытовой жанр драматическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатирически и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство» купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, еще ан-кор!», «Вдовушка» проникнуть! острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А. Федотов явился прямым предшественником художников-передвижников. 4. Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Архитектурное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Петербурга архитектор А. Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом. На Невском проспекте архитектор А. Н. Воронихин построил Казанский собор — огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).
5. 40 лет (с 1818 по 1858 г.) в Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А. А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами, в оформлении принимал участие Брюллов. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А. А. Монферран возвел также 47-метровую колонну на Дворцовой площади — памятник Александру I и героям войны 1812 г. По проекту К. И. Росси было построено здание Главного штаба; он же создал здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (Русского музея) с площадью искусств. 6. После пожара 1812 г. в Москве при участии архитектора О. И. Бове и др. была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Триумфальные ворота, 1-я Градская больница. Архитектор Д. И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт (ныне Театр Российской армии), Опекунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки. 7. 30—50-е годы — период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К. А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 г. храм был уничтожен большевиками, и восстановление его началось только в 1994 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|