Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пашкевич А.Р. учитель-дефектолог «Островецкий районный ЦКРОиР»

Примерная схема анализа дефектологического занятия (оформляется в развернутом письменном изложении)

Самоанализ пишется по такой же схеме

1.Дата, тип занятия (индивидуальное, групповое)

2. Характеристика контингента детей, количество детей.

3.Тема и цель занятия

4. Основные задачи занятия (коррекционные, обучающие, развивающие, воспитывающие.)

5. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)

6. Лексико-грамматический материал

7. Ход занятия (инструкций дефектолога, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).

Оценка положительных и отрицательных моментов занятия дефектолога, реплики детей

8. Общая характеристика занятия:

1) тема занятия, связь с предшествующим и последующим материалом;

2) анализ содержания занятия: соответствие теме, сочетание новизны для

детей и знакомого материала, учет исходного уровня знаний, умений и

навыков детей;

3) постановка задач занятия: соответствие теме, сочетание обучающих и

коррекционных задач, анализ их выполнения.

4) структура и основные этапы занятия:

- соответствие структуры занятия поставленным задачам;

- целесообразность распределения времени на отдельные этапы занятия;

- характеристика основных этапов занятия, какие задачи решались, подбор методов и приемов, использованные средства обучения, виды и мотивация деятельности детей;

- анализ взаимосвязи разных этапов занятия.

5) анализ использования наглядного материала и пособий

6) анализ примененного речевого материала

7) активность детей на занятии.

8) психологический портрет дефектолога, стиль его взаимоотношений с детьми.

9) итоги занятия: достижение прогнозируемых результатов, типичные затруднения детей и их коррекция со стороны дефектолога.

 

 

Приложение

Алгоритм анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога

(для студентов-практикантов - таблицу НЕ ЗАПОЛНЯЕМ, БАЛЛЫ НЕ СТАВИМ (только для себя при посещении занятия), можем ориентироваться на эти критерии и порядок написания при составлении анализа/самоанализа)

№ п\п Показатели оценивания Оценка
1 Соответствие темы занятия задачам перспективного плана коррекционной работы, тема коррекционного занятия не дублирует тему урока  
2 Соответствие содержания теме и задачам коррекционного занятия  
3 Соответствие содержания возрастным и психофизическим особенностям развития учащихся  
4 Соответствие структурных компонентов коррекционному занятию  
5 Наполнение содержания занятия разнообразием приёмов и методов, их взаимосвязь, обоснованность и соответствие индивидуально-возрастным особенностям учащихся: · словесные; · практические; · наглядные; · исследовательские; · проблемные  
6 Использование на занятии различных пособий: · игрушки, иллюстрации; · модели, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий; · ТСО (технические средства обучения) ·  ИКТ (информационные коммуникативные технологии); · ЭСО (электронные средства обучения)  
7 Активность использования времени на занятии  
8 Обеспечение эмоционального комфорта на занятии: · рефлексия; · игровая деятельность; · музыкальные паузы, физкультминутки и т.д.    
9 Выполнение гигиенических требований и соответствие деятельности на коррекционном занятии нормативным требованиям  
10 Использование учителем-дефектологом приемов привлечения, сосредоточения учащихся: · педагогических; · психологических  
11 Использование приемов регуляции психофизической и интеллектуальной нагрузки учащихся  
12 Формирование коммуникативной компетенции учащихся: · включение учащихся в вопросно-ответную деятельность; · включение учащихся в диалог по теме; · работа по активизации словарного запаса  
13 Результативность коррекционной работы  
14 Этика и культура общения учителя-дефектолога  

Итого баллов за занятие

 

Обработка результатов анализа. Каждый критерий анализа занятия оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее количество баллов. Для выражения результатов в трехуровневой системе оценок, необходимо соотнести полученный показатель с таблицей: Высокий уровень (12 - 14) = 3 балла, средний уровень (10-12) = 2 балла, низкий уровень (5-10) = 1 балл

ХОРОШИЙ АЛГОРИТМ, РЕКОМЕНДУЮ ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ ПРИ НАПИСАНИИ АНАЛИЗА/САМОАНАЛИЗА

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИ

Пашкевич А.Р. учитель-дефектолог «Островецкий районный ЦКРОиР»

1. Форма занятия (индивидуальное, групповое, подгрупповое)

2. Возраст, количество детей

3. Этап логопедической работы (ЕСЛИ ПОСЕЩАЕМ ИЛИ ПРОВОДИМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ)

4. Правильность определения темы занятия и его место в общей системе коррекционно-педагогической работы по преодолению того или иного речевого нарушения. Соответствие материала занятия программным требованиям, возрастным и речевым особенностям детей. Доступность материала, его объем.

5. Соответствие цели и задач занятия его теме и содержанию, правильность постановки цели и определения задач. Адекватность предлагаемого речевого материала задачам занятия.

6. Мастерство учителя-логопеда в организации и проведении занятия: умение управлять поведением детей, сочетать групповые и индивидуальные формы работы, грамотно использовать качественно подготовленные наглядные пособия и дидактический материал.

7. Структура занятия: выделение основных этапов в их логической последовательности и композиционной стройности, четкость и плавность перехода от одного этапа к другому, продолжительность этапов и занятия в целом; соотношение времени, затраченного на групповую и индивидуальную работу, соотношение по количеству и затраченному времени речевых и неречевых заданий; соответствие фактического хода занятия запланированному, причины отступления от материала конспекта.

8. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к переходу от одного этапа к другому. Реализация в ходе занятия общедидактических и специальных принципов обучения. Соответствие используемых приемов и методов целям занятия, их разнообразие, обоснованность, взаимосвязь и грамотное использование. Знание учебного материала, реализация коррекционных приемов обучения, использование дидактического материала. Характеристика применяемых методических приемов (активизации познавательной деятельности, привлечения внимания и др.), способов поддержания коммуникативной активности детей, поддержания интереса. Использование индивидуального подхода в процессе занятий для активизации познавательной деятельности, его сочетание с групповыми формами работы. Исправление допущенных детьми речевых ошибок. Адекватность предъявляемых требований речевым возможностям и личностным особенностям каждого ребенка. Доступность и четкость предъявленных детям инструкций и поставленных вопросов. Включение в занятие элементов логоритмики, логопедического массажа, рациональной психотерапии, психогимнастики и других методов работы. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей. Содержание домашнего задания, инструктаж по его выполнению, индивидуальные задания.

9. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: проявление интереса, активность, степень сформированности структуры деятельности, устойчивость внимания на начальном и последующих этапах занятия, переключаемость внимания с одного задания на другое, причины отклонений в поведении и практической деятельности детей, качество полученных или закрепленных детьми на занятии знаний, умений и навыков.

10. Характеристика деятельности учителя-дефектолога (учителя-логопеда): умение организовать детей для работы и владеть их вниманием, использовать приемы повышения и поддержания активности, интереса; проявление настойчивости в достижении цели и педагогического такта; доступность, логичность, эмоциональность и интонационная выразительность речи учителя-дефектолога (учителя-логопеда).

11. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия. Температурный режим, освещенность и др. Создание здоровьесберегающей среды.

12. Результаты занятия: достижение цели и реализация поставленных задач, качество выполнения намеченного плана и эффективность использованных методов и приемов.

13. Выводы и рекомендации по совершенствованию занятия. Недостатки занятия: диагностика причин, предложения по их устранению.

 

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ АНАЛИЗА/САМОАНАЛИЗА (НЕ БЕЗУПРЕЧНО, НО КАК ВАРИАНТ, ДЛЯ ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА СТОИТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА КРИТЕРИИ ИЗ ТАБЛИЦЫ ИЛИ ПРЕДЫДУЩЕГО АЛГОРИТМА)

Анализ подгруппового занятия учителя-дефектолога Шенгелая Марины Дмитриевны.

1. Место данного занятия в системе занятий по теме:

Подгрупповое занятие «Русские былины» с детьми со сложными интеллектуальными и речевыми нарушениями 6-7 лет, группы IV года обучения.

2. Место данной темы в общей системе работы дефектолога:

Занятие соответствовало плану индивидуальной коррекционной работы дефектолога, тематическому плану в ДОУ и требованиям программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей».

3. Подготовленность занятия, связь с предыдущим и последующим обучением:

Данная тема запланирована в общей системе дефектологической работы на период одной недели по всем разделам программы.

Анализ целей и задач занятия: ознакомление с творчеством художника В.М. Васнецова (картина «Три богатыря»), расширение знаний об окружающем мире, которые достигались путем решения следующих задач:

коррекционно-развивающие задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

Коррекционно-воспитательные задачи:

Цель занятия была доведена до детей, была понятна и соответствовала содержанию занятия, единству целей и задач.

4. Анализ структуры и реализации занятия:

Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и подгруппы, подобраны с учетом индивидуальных особенностей и медицинского заключения.

 

Продолжительность занятия 30 минут, что соответствует требованиям программы, учебному плану учреждения и возрастным нормам.

Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и четко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речесмыслительной деятельности посредством применения наглядных опор, элементарных словесных инструкций.

В ходе занятия четко соблюдена структура построения НОД: организационный момент, сообщение изучаемой темы, основная часть, закрепление и подведение итогов занятия. Логически правильный и плавный переход этапов занятия.

5. Анализ этапов занятия:

Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Фактический ход занятия соответствовал запланированному ходу НОД, грамотное подведение итогов деятельности ребенка.

С целью формирования знаний у детей на занятии использовались: дидактическая игра, рассматривание картины, соотнесение отдельных видов старинного оружия с изображением на иллюстрации.

6. Оценка коррекционной направленности занятия:

На протяжении занятия сменялись виды деятельности, поддерживался интерес детей.

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов, это способствовало развитию внимания, восприятия и мышления.

7. Анализ поведения и работы ребенка.

Дети с интеллектуальными и речевыми нарушениями. На занятиях дети были активны, на всех этапах дефектологу удавалось удерживать внимание и интерес к учебному материалу. Дефектолог «вытаскивал» речь детей вспомогательными вопросами, помогал правильно выстраивать высказывания. При общении использовался метод «лицо в лицо», тактильные прикосновения, что помогало детям справляться с поставленными задачами. Дети старательно, с интересом выполняли задания, применяли имеющиеся знания в решении практических задач, принимали помощь взрослого.

8. Личность дефектолога на занятии:

Дефектолог знает материал занятия, владеет методами и приемами коррекционной работы, умело использует методические пособия.

На занятии была эмоционально благоприятная обстановка. Речь дефектолога ясная, выразительная, эмоциональная.

9. Результаты занятия:

Занятие было насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.

10. Общие выводы:

На занятии я познакомилась с основными методами работы с детьми, узнала много интересного, в дальнейшем смогу использовать в работе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...