Пашкевич А.Р. учитель-дефектолог «Островецкий районный ЦКРОиР»
Примерная схема анализа дефектологического занятия (оформляется в развернутом письменном изложении) Самоанализ пишется по такой же схеме 1.Дата, тип занятия (индивидуальное, групповое) 2. Характеристика контингента детей, количество детей. 3.Тема и цель занятия 4. Основные задачи занятия (коррекционные, обучающие, развивающие, воспитывающие.) 5. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.) 6. Лексико-грамматический материал 7. Ход занятия (инструкций дефектолога, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов). Оценка положительных и отрицательных моментов занятия дефектолога, реплики детей 8. Общая характеристика занятия: 1) тема занятия, связь с предшествующим и последующим материалом; 2) анализ содержания занятия: соответствие теме, сочетание новизны для детей и знакомого материала, учет исходного уровня знаний, умений и навыков детей; 3) постановка задач занятия: соответствие теме, сочетание обучающих и коррекционных задач, анализ их выполнения. 4) структура и основные этапы занятия: - соответствие структуры занятия поставленным задачам; - целесообразность распределения времени на отдельные этапы занятия; - характеристика основных этапов занятия, какие задачи решались, подбор методов и приемов, использованные средства обучения, виды и мотивация деятельности детей; - анализ взаимосвязи разных этапов занятия. 5) анализ использования наглядного материала и пособий 6) анализ примененного речевого материала 7) активность детей на занятии. 8) психологический портрет дефектолога, стиль его взаимоотношений с детьми. 9) итоги занятия: достижение прогнозируемых результатов, типичные затруднения детей и их коррекция со стороны дефектолога.
Приложение Алгоритм анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога (для студентов-практикантов - таблицу НЕ ЗАПОЛНЯЕМ, БАЛЛЫ НЕ СТАВИМ (только для себя при посещении занятия), можем ориентироваться на эти критерии и порядок написания при составлении анализа/самоанализа)
Итого баллов за занятие
|
Обработка результатов анализа. Каждый критерий анализа занятия оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее количество баллов. Для выражения результатов в трехуровневой системе оценок, необходимо соотнести полученный показатель с таблицей: Высокий уровень (12 - 14) = 3 балла, средний уровень (10-12) = 2 балла, низкий уровень (5-10) = 1 балл
ХОРОШИЙ АЛГОРИТМ, РЕКОМЕНДУЮ ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ ПРИ НАПИСАНИИ АНАЛИЗА/САМОАНАЛИЗА
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИ
Пашкевич А.Р. учитель-дефектолог «Островецкий районный ЦКРОиР»
1. Форма занятия (индивидуальное, групповое, подгрупповое)
2. Возраст, количество детей
3. Этап логопедической работы (ЕСЛИ ПОСЕЩАЕМ ИЛИ ПРОВОДИМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ)
4. Правильность определения темы занятия и его место в общей системе коррекционно-педагогической работы по преодолению того или иного речевого нарушения. Соответствие материала занятия программным требованиям, возрастным и речевым особенностям детей. Доступность материала, его объем.
5. Соответствие цели и задач занятия его теме и содержанию, правильность постановки цели и определения задач. Адекватность предлагаемого речевого материала задачам занятия.
6. Мастерство учителя-логопеда в организации и проведении занятия: умение управлять поведением детей, сочетать групповые и индивидуальные формы работы, грамотно использовать качественно подготовленные наглядные пособия и дидактический материал.
7. Структура занятия: выделение основных этапов в их логической последовательности и композиционной стройности, четкость и плавность перехода от одного этапа к другому, продолжительность этапов и занятия в целом; соотношение времени, затраченного на групповую и индивидуальную работу, соотношение по количеству и затраченному времени речевых и неречевых заданий; соответствие фактического хода занятия запланированному, причины отступления от материала конспекта.
|
|
8. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к переходу от одного этапа к другому. Реализация в ходе занятия общедидактических и специальных принципов обучения. Соответствие используемых приемов и методов целям занятия, их разнообразие, обоснованность, взаимосвязь и грамотное использование. Знание учебного материала, реализация коррекционных приемов обучения, использование дидактического материала. Характеристика применяемых методических приемов (активизации познавательной деятельности, привлечения внимания и др.), способов поддержания коммуникативной активности детей, поддержания интереса. Использование индивидуального подхода в процессе занятий для активизации познавательной деятельности, его сочетание с групповыми формами работы. Исправление допущенных детьми речевых ошибок. Адекватность предъявляемых требований речевым возможностям и личностным особенностям каждого ребенка. Доступность и четкость предъявленных детям инструкций и поставленных вопросов. Включение в занятие элементов логоритмики, логопедического массажа, рациональной психотерапии, психогимнастики и других методов работы. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей. Содержание домашнего задания, инструктаж по его выполнению, индивидуальные задания.
9. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: проявление интереса, активность, степень сформированности структуры деятельности, устойчивость внимания на начальном и последующих этапах занятия, переключаемость внимания с одного задания на другое, причины отклонений в поведении и практической деятельности детей, качество полученных или закрепленных детьми на занятии знаний, умений и навыков.
10. Характеристика деятельности учителя-дефектолога (учителя-логопеда): умение организовать детей для работы и владеть их вниманием, использовать приемы повышения и поддержания активности, интереса; проявление настойчивости в достижении цели и педагогического такта; доступность, логичность, эмоциональность и интонационная выразительность речи учителя-дефектолога (учителя-логопеда).
|
|
11. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия. Температурный режим, освещенность и др. Создание здоровьесберегающей среды.
12. Результаты занятия: достижение цели и реализация поставленных задач, качество выполнения намеченного плана и эффективность использованных методов и приемов.
13. Выводы и рекомендации по совершенствованию занятия. Недостатки занятия: диагностика причин, предложения по их устранению.
ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ АНАЛИЗА/САМОАНАЛИЗА (НЕ БЕЗУПРЕЧНО, НО КАК ВАРИАНТ, ДЛЯ ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА СТОИТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА КРИТЕРИИ ИЗ ТАБЛИЦЫ ИЛИ ПРЕДЫДУЩЕГО АЛГОРИТМА)
Анализ подгруппового занятия учителя-дефектолога Шенгелая Марины Дмитриевны.
1. Место данного занятия в системе занятий по теме:
Подгрупповое занятие «Русские былины» с детьми со сложными интеллектуальными и речевыми нарушениями 6-7 лет, группы IV года обучения.
2. Место данной темы в общей системе работы дефектолога:
Занятие соответствовало плану индивидуальной коррекционной работы дефектолога, тематическому плану в ДОУ и требованиям программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей».
3. Подготовленность занятия, связь с предыдущим и последующим обучением:
Данная тема запланирована в общей системе дефектологической работы на период одной недели по всем разделам программы.
Анализ целей и задач занятия: ознакомление с творчеством художника В.М. Васнецова (картина «Три богатыря»), расширение знаний об окружающем мире, которые достигались путем решения следующих задач:
коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-воспитательные задачи:
Цель занятия была доведена до детей, была понятна и соответствовала содержанию занятия, единству целей и задач.
|
|
4. Анализ структуры и реализации занятия:
Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и подгруппы, подобраны с учетом индивидуальных особенностей и медицинского заключения.
Продолжительность занятия 30 минут, что соответствует требованиям программы, учебному плану учреждения и возрастным нормам.
Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и четко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речесмыслительной деятельности посредством применения наглядных опор, элементарных словесных инструкций.
В ходе занятия четко соблюдена структура построения НОД: организационный момент, сообщение изучаемой темы, основная часть, закрепление и подведение итогов занятия. Логически правильный и плавный переход этапов занятия.
5. Анализ этапов занятия:
Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Фактический ход занятия соответствовал запланированному ходу НОД, грамотное подведение итогов деятельности ребенка.
С целью формирования знаний у детей на занятии использовались: дидактическая игра, рассматривание картины, соотнесение отдельных видов старинного оружия с изображением на иллюстрации.
6. Оценка коррекционной направленности занятия:
На протяжении занятия сменялись виды деятельности, поддерживался интерес детей.
Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов, это способствовало развитию внимания, восприятия и мышления.
7. Анализ поведения и работы ребенка.
Дети с интеллектуальными и речевыми нарушениями. На занятиях дети были активны, на всех этапах дефектологу удавалось удерживать внимание и интерес к учебному материалу. Дефектолог «вытаскивал» речь детей вспомогательными вопросами, помогал правильно выстраивать высказывания. При общении использовался метод «лицо в лицо», тактильные прикосновения, что помогало детям справляться с поставленными задачами. Дети старательно, с интересом выполняли задания, применяли имеющиеся знания в решении практических задач, принимали помощь взрослого.
8. Личность дефектолога на занятии:
Дефектолог знает материал занятия, владеет методами и приемами коррекционной работы, умело использует методические пособия.
На занятии была эмоционально благоприятная обстановка. Речь дефектолога ясная, выразительная, эмоциональная.
9. Результаты занятия:
Занятие было насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.
10. Общие выводы:
На занятии я познакомилась с основными методами работы с детьми, узнала много интересного, в дальнейшем смогу использовать в работе.
|
|