Гигиеническая оценка урока
Анализ урока 3.1. 1. Принципы анализа урока Психологический анализ урока должен строиться на основе следующих принципиальных положений развивающего обучения: 1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждения) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности. 2. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренним побуждением самих ребят. 3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока. Все элементы урока должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средств, форм и методов урока должна быть конкретная психологическая цель. 4. Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.
Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания. 5. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних условий - индивидуально-психологических особенностей учащихся. При анализе урока необходимо учитывать и подготовленность учителя, и его рабочее настроение, и контакт с классом, и способность к быстрой ориентировке в неожиданной педагогической ситуации, и умение сочетать фронтальную работу с различными видами групповых и индивидуальных занятий и т.д. В той же мере следует учитывать и организованность учащихся - уровень умственного развития, отношение к учебе, особенности самоорганизации, учебные способности. Нельзя согласиться с формулой: «Нет плохих учеников, но есть плохие учителя», но можно и должно ставить вопрос: «Все ли возможности использовал учитель для развития личности каждого своего ученика?» Схема анализа урока А. Оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами 1. Тема, цели и задачи урока. 2. Структура урока и его целесообразность. Б. Оценка содержания урока Качество учебного материала. Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала? Какие эмоции были вызваны? Соответствие данного материала учебно-возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний. Как учитель делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным?
Каково воспитательное воздействие данного материала? На сколько оптимально учитель реализует воспитательные возможности учебного материала? В. Управление познавательной деятельностью и ее проявления на уроке 1. Организация внимания: а) пути организации внимания на всех этапах урока; б) виды внимания, имевшего место на уроке и форма их проявления у отдельных школьников; в) способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую; г) сложные виды деятельности, предложенные учителем, где требовалось распределение внимания учащихся. 2. Организация восприятия и его характер: а) объект восприятия учащихся, качество материала восприятия; б) использование наглядных средств, их функция на уроке; в) осмысленное воспроизведение материала. 3. Активизация памяти и ее развитие: а) обращение учителя к памяти школьников, цель обращения; б) виды памяти, имевшие место на уроке; в) приемы лучшего запоминания материала, использованные учителем на уроке; г) проявление у отдельных учеников процессов памяти на уроке. 4. Активизация мыслительной деятельности учащихся. а) формирование научных понятий, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация) у школьников; б) установление связей между понятиями, формирование суждений; в) обучение приемам логической, смысловой обработки учебного материала, умению выделять главное в изучаемом материале; г) использование на уроке проблемных заданий, проблемного изложения, различных видов творческих работ, наглядных средств; д) создание на уроке творческой атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам. Г. Стиль урока 1. Соответствие содержания и структуры урока принципам развивающего обучения: а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска; г) звенья проблемно-эвристического обучения, выполняемые учителем и учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает и т.д.);
д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.). 2. Особенности самоорганизации учителя: а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению); б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость т др.); в) педагогический такт учителя (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности); г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения). Д. Учет возрастных особенностей учащихся Как учитываются учителем возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществлении: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения. Более подробно анализ познавательных процессов на уроке рассмотрим на примере внимания. Анализ внимания на уроке может осуществляться по нескольким направлениям, учитывающим особенности свойств внимания, индивидуальное и коллективное проявление внимания, этапы и формы организации урока и действия учителя, направленные на активизацию внимания учащихся.
Примерная схема анализа внимания на уроке. 1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащихся. Скорость установления внимания в начале урока. Особенности внимания при опросе, при восприятии нового материала, при повторении, при проверке домашних заданий. 2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся и учителя на различных этапах урока. Причины отвлечения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся. 3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при переходе от одного этапа урока к другому. Скорость переключения (длительность переходного интервала), ошибки переключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока. 4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем). 5. Учет преподавателем возрастных особенностей объема внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов задания, условий, обозначений и т.д.). 6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). 7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учителя, а также во время припоминания формулы, стихотворения, размышления и в других ситуациях. 8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конкретной учебной ситуации. 9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллективного внимания. Причины, обусловливающие эту форму внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредоточения учащихся). 10.Причины отсутствия синхронности внимания (несоответствие между индивидуальным и заданным темпами; отсутствие единства оценки, понимания, усвоения; неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.). 11.Зависимость внимания учащихся на уроке от содержания материала - его образности, доступности, эмоциональности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося; от контроля учителя; от отношения учащихся к учителю и к уроку; от осознания ими значимости учебных задач, поставленных на уроке; от умения учителя психологически грамотно использовать демонстрационный материал. Гигиеническая оценка урока 1. Как эффективно использует учитель наиболее продуктивное время урока для организации мыслительной деятельности учащихся?
2. В какое время урока повышается двигательная активность отдельных учащихся, класса в целом? Чем она вызывается? 3. В какое время урока появляются признаки реакции торможния (расслабление, зевота, потягивание, сонливость, замедленные ответы учащихся)? Чем они вызваны? 4. Возникали ли на уроке посторонние разговоры? В какое время урока они возникали и чем могли быть вызваны? 5. Отмечались ли на уроке случаи нарушения дисциплины учащимися? Чм они были вызваны? 6. Какие приемы использовал учитель в целях преодоления процесса развивающегося торможения: для класса в целом, для отдельных учащихся; 7. Гигиеническая оценка классного помещения во время проведения урока: а) достаточно ли проветрен класс, б) как освещены рабочие места у учащихся, в) удобно ли сидят дети (соответствует ли школьная мебель их росту), г)соответствует ли норме наполняемость классной комнаты, д) не мешали ли работе учащихся на уроке дополнительные раздражители?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|