Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативный подход к обучению монологической речи




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Часть 1. Теоретические основы обучения учащихся иноязычной монологической речи

1.1 Коммуникативный подход к обучению монологической речи

1.2 Монологическая речь как вид речевой деятельности

1.3 Цели и задачи обучения иноязычной монологической речи в общеобразовательной школе

Часть 2. Методика обучения монологической речи с использованием коммуникативного подхода

2.1 Приемы коммуникативного подхода

2.2. Способы обучения монологической речи

2.3 Комплекс упражнений для обучения монологической речи

2.4 План-конспект урока по обучению монологической речи учащихся общеобразовательной школы

Заключение

Библиография

Приложения

 

 

Введение

В современном мире знание иностранного языка является острой необходимостью. В практике обучения иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Во время изучения языка большинство учащихся сталкиваются с рядом трудностей: языковой и психологический барьер, трудности понимания сути и особенностей языка. [3, с.23]

Зачастую высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо чисто формальное, хронологическое перечисление каких-то действий. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен уметь правильно выражать на данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Учитель иностранного языка призван обучить детей не только умению пользоваться иным языковым кодом, но и самому общению. Действительно, мы изучаем язык для того, чтобы общаться с другими людьми, возможно носителями языка, высказывать свою точку зрения, мнение по определенной проблеме, участвовать в спорах и дискуссиях, переговорах. Актуальность работы связана с тем, что с расширением международного сотрудничества возникает необходимость в выступлениях (сообщениях, докладах) на иностранном языке специалистов из разных областей знаний. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня − парного, группового, массового. Для монологической речи характерны такие качества как ясность, логическая стройность, информативность, а также выражение собственного отношения к проблеме. Обучение монологической речи на среднем этапе приобретает несколько иное значение для учащихся. Совершенствование навыков общения дает возможность самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации. [5, с.170]

Это возможно лишь в том случае, если он обладает наряду с профессиональными знаниями и умениями культурой педагогического общения. Именно на психологических особенностях учащихся строится обучение иностранному языку в целом и монологической речи, в частности. В данной курсовой работе будут рассмотрены коммуникативный подход к обучению монологической речи, цели и задачи обучения монологической речи, приемы коммуникативного подхода, способы обучения монологической речи, комплекс упражнений по обучению монологической речи, а также психолого-педагогические особенности старших школьников,

Цель исследования – теоретически обосновать основы обучения монологической речи в средней школе.

Объект исследования – обучение монологической речи

Предмет исследования – монологическая речь как аспект говорения.

 

Основные задачи:

1) Рассмотреть коммуникативный подход к обучению монологической речи;

2) Охарактеризовать монологическую речь как вид речевой деятельности

3) Рассмотреть основные цели и задачи обучения монологической речи;

4) Охарактеризовать способы обучения монологической речи;

5) Разработать комплекс упражнений для обучения монологической речи и план урока по обучению монологической речи учащихся общеобразовательной школы.

6) Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей средней школы;

7) Составить план-конспект урока по обучению монологической речи на среднем этапе

 

В процессе работы был использован метод критического анализа литературы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Для написания работы были использованы монографии выдающихся ученых-лингвистов, учебные пособия по методике преподавания иностранного языка, статьи журнала «Иностранные языки в школе»

Часть 1. Теоретические основы обучения учащихся иноязычной монологической речи

Коммуникативный подход к обучению монологической речи

Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации. Коммуникативный подход к обучению обозначает, в первую очередь, что обучение должно иметь общую коммуникативную ориентацию, направленную на конечный результат. Особенности коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам наиболее четко выражается в положениях, отражающих существенные закономерности учебной деятельности и служащих направлением для построения теории обучения. Результатом в данном случае является овладение мотивированными речевыми действиями для того, чтобы решать коммуникативные задачи, направленные на установление контакта, на сообщение или запрос информации и т.д.

Разработкой коммуникативного направления в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты (А.А.Леонтьев, В.Г.Костомаров, А.Н.Щукин, Г.В.Рогова, П.Б. Гурвич, Г.А.Китайгородская, В.П.Кузолев, А.А.Миролюбов D.Wilkins, J.Richards, Y.Yalden, C.Weir, T.Rogers, D.Nunan и другие [11, с.3]

Коммуникативность рассматривается не как принцип, пусть даже и ведущий, а как принцип методологический, который определяет,с одной стороны методические принципы обучения, а с другой-выбор общенаучных методов познания, исходных для построения процессы обучения [5, с.170] По мнению Е.И. Пассова сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения, а также, предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столь к том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь в этой цели есть само пользование языком.

Создать процесс обучения обучения как модель процесса общения означает - смоделировать лишь основные, принципиально важные, сущностные параметры общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, взаимоотношения и взаимодействия речевых партнеров, ситуации как формы функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств[5, с.170]

Как любая модель процесс обучения в каких-то аспектах упрощен по сравнению с реальным процессом коммуникации, но по основным параметрам (по крайней мере по принципиально важным) он ему адекватен.

Выделяют следующие принципы коммуникативного подхода:

1. Принцип речемыслительной активности

Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Учащийся постоянно вовлечен в процесс общения на языке(условный или реальный),т.е.в процесс практического пользования языком на основе речемысления. Все это создает у учащихся ощущение постоянной занятости речевой деятельностью. Все упражнения должны основываться не на проговаривании, а на говорении, а также использование коммуникативно ценного речевого материала. Использование каждой фразы должно быть оправдано соображениями коммуникативной ценности для предполагаемой цели.

2. Принцип функциональности

Учитывается при организации обучения языковым единицам. При организации коммуникативного обучения грамматические структуры и лексические единицы выступают в качестве речевых единиц, так как, во-первых, имеют значение, которое раскрывается в деятельности; а во-вторых, - речевую функцию, т.е. используются в говорении для запроса информации, подтверждения или отрицания, выражения просьбы, удивления, сомнения, совета, одобрения, осуждения, порицания, похвалы и т.п. Функция не отрывается от языковой стороны, а является ведущей; именно на функцию направлено, в основном, сознание учащегося, форма же усваивается непроизвольно. Чтобы обеспечить функциональность обучения, в установках используются все те речевые задачи, которые используются в общении, например, информировать, сообщить, объяснить, охарактеризовать, рекомендовать, возразить, опровергнуть, расспросить и т.п.

2. Принцип новизны

Как явление, новизна может касаться формы речевого высказывания, содержания высказывания, приемов обучения(сюда также входят речевые задачи), условий обучения, содержания обучения.

Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности, способности перефразировать, механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и стратегии говорящего. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций. Самым важным достоинством вариативности является то, что она способствует уничтожению противоречий между автоматизмом и сознанием, так как совершенствуется взаимодействие навыков и умений (их синтез), развивается до необходимого уровня механизм дискурсивности и качество динамичности.

При коммуникативном подходе ведущим критерием успешности акта общения с позиции говорящего и слушающего должно быть достижение цели общения, а также достижение учащимся коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция есть владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, а также компенсаторными и учебно-познавательными умениями, позволяющими выпускнику школы осуществлять межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед ним коммуникативные, образовательные, познавательные и иные задачи. Коммуникативная компетенция включает в себя:

 

1) совокупность навыков и умений речевой деятельности (говорение, восприятие речи на слух, чтение и письмо), знания норм речевого поведения; приобретение ни этой основе опыта их использования для построения логичного и связного по форме и содержанию собственного высказывания, а также для понимания и интерпретации высказываний других лиц.

2) совокупность знаний о правилах, функционирования языковых (фонетических, орфографических, лексических и грамматических) средств в речи и навыков их использования в коммуникативных целях.

3) совокупность знаний о национально-культурной специфике стран изучаемого языка, умений строить речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой[14, с.74]

Коммуникативное обучение языку подчёркивает важность развития способности учащихся и их желание использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...