Впоследствии, в 1926 году две известные автомобильные компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт», и «Бенц», вполне благополучно развивавшиеся самостоятельно слились в новый концерн «Даймлер-Бенц».
ОБЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И НЕИСПРАВНОСТИ.
Темы
Содержание
П.2 ПДД Общие обязанности.
Об ответственности водителей Постановление Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 (об утверждении ПДД с изменениями и дополнениями № 315 от 02.04.15, №1423 0т 19.12.14, № 1197 от 14.11.14 г.)
Техническое обслуживание ТС
– прохождение государственного техосмотра (получить положительное заключение)
-ежедневный осмотр перед выездом
- содержание ТС в технически исправном состоянии
· Новые легковые а/м, чей возраст не превышает 3 лет, полностью освобождаются от прохождения технического осмотра.
· А/м в возрасте от 3 до 7 лет - раз в два года.
· А/м св. 7 лет,должны проходить ТО ежегодно.
ЕО- ежедневно и во время движения
В соответствии с регламентом, установленным производителем в зависимости от пробега и возраста ТС
· П.1 ПДД Общие положения
Категории ТС
Механические ТС – приводимое в движение двигателем (Мопеды, мотоциклы, легковые автомобили, грузовые с РММ < 3,5 тн, грузовые с РММ > 3,5 тн, большегрузные грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (микроавтобусы до 8 пассажиро-мест), автобусы св. 8 мест.Не механические ТС – не оборудованные двигателем (велосипеды, инвалидные коляски).
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЯ.
Вводная часть.
В истории начала развития человеческой цивилизации (55 000 лет), история создания автомобиля составляет примерно 1/550 часть.
Изобретению автомобиля предшествовало создание в 17 веке в Англии парового двигателя, затем паровоза в 18 веке.
(в России Первый паровоз был построен механиками отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми на Нижне-Тагильском заводе в 1833—1834. Паровоз Черепановых возил поезда с рудой весом более 200 пудов (3,2 т) со скоростью 12—13 вёрст в час (13—14 км/час).
Создание современного автомобиля во многом было определено изобретением 4-х тактного бензинового ДВС, которому предшествовало изобретение в 1864 г. газового ДВС. (Отто)
Первая модель бензинового двигателя предназначалась для промышленной стационарной установки. Работоспособный бензиновый двигатель появился только десятью годами позже. В Европе в создании бензиновых двигателей наибольший вклад внес немецкий инженер Готлиб Даймлер.
Даймлер вместе со своим другом Вильгельмом Майбахом принял смелое решение — в 1882 году они ушли из фирмы Отто, приобрели небольшую мастерскую близ Штутгарта и начали работать над своим проектом.
Первые двигатели внутреннего сгорания были одноцилиндровыми, и, для того чтобы увеличить мощность двигателя, обычно увеличивали объём цилиндра. Потом этого стали добиваться увеличением числа цилиндров.
В конце XIX века появились двухцилиндровые двигатели, а с начала XX столетия стали распространяться четырёхцилиндровые.
Первый автомобиль в миребыл запатентован Карлом Бенцемв 1886 году. Он получил общественное признание и был запущен в промышленное производство. Представлял собой трехколесное средство передвижения, с двигателем на 1.7 литра, который располагался горизонтально. С задней стороны сильно выступал большой маховик. Управлялось сие средство передвижения при помощи Т-образного руля.
Бенц начал первый выпуск автомобилей в 1888 году после того как его жена Берта Бенц показала с помощью первой междугородней поездки от Мангейма до Пфорсгейма и обратно в августе 1888 что безлошадные экипажи вполне подходят для повседневного использования. С 2008 года это событие отмечено Мемориальной трассой имени Берты Бенц.
Вскоре, в 1889 г. в Штутгарте Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах сконструировали совершенно новое средство передвижения, которое задумывалось как автомобиль, а не конная повозка, оснащенная двигателем.
Настоящую революцию в двигателестроении произвело изобретение карбюратора. Создателем его считается венгерский инженер Донат Банки. В 1893 году он взял патент на карбюратор с жиклёром, который был прообразом всех современных карбюраторов.
Впоследствии, в 1926 году две известные автомобильные компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт», и «Бенц», вполне благополучно развивавшиеся самостоятельно слились в новый концерн «Даймлер-Бенц».
В 1893 году в Соединённых штатах братья англ. Чарльз и англ. Фрэнк Дюреа основали компанию Duryea Motor Wagon Company (англ.), ставшей первой американской компанией-производителем автомобилей. Однако на этом этапе производства автомобилей доминировал Рэнсом Эли Олдс (англ.) с его компанией Olds Motor Vehicle Company (позже известная как Oldsmobile). Его крупномасштабная сборочная линия была запущена в 1902 году. В этом же году Кадиллак (сформированный из англ. Henry Ford Company), Винтон (англ.) и Форд выпускают автомобили тысячами - масштабное строительство дорог.
2. Назначение и общее устройство транспортных средств категории "B ";назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем; краткие технические характеристики транспортных средств категории "B"; классификация транспортных средств по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова
Автомобиль условно можно разделить на ТРИ ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ:
1. КУЗОВ. 2. ШАССИ. 3. ДВИГАТЕЛЬ.
I. КУЗОВ
основные типы кузовов; компоненты кузова; сцепное устройство, системы очистки и обогрева стекол; очистители и омыватели фар головного света; системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида; конструктивные элементы кузова, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий; защита пешеходов; электронное управление системами пассивной безопасности;
рабочее место водителя, системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой; системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем; системы пассивной безопасности; ремни безопасности (назначение, разновидности и принцип работы); подголовники (назначение и основные виды); система подушек безопасности; системы пассивной безопасности:; шумоизоляция; остекление; люки; противосолнечные козырьки; замки дверей; стеклоподъемники;
низкозамерзающие жидкости; применяемые в системе стеклоомывателей;
Назначение Кузова:
1. Кузов л/а является несущим, так как функции рамы такого автомобиля выполняет сам кузов, где все элементы и связи кузова участвуют в воспринятии воздействующих на него нагрузок. Детали подвески, трансмиссии, ходовой части образуют шасси.«Жёсткий кузов» (ребра жесткости, лонжероны, стойки кузова) * у грузовых а/м и внедорожников нагрузка распределяется на раму.
2.Это коляска, в которой располагаются водитель и пассажиры,предназначен для обеспечения пассивной безопасности и комфорта.
3.В нём расположены органы управления а/м- руль, педаль тормоза, управление ручным тормозом, педаль сцепления, рычаг переключения КП.
4. Панель приборов контроля двигателя.
5. Управление системами комфорта.
Неисправности элементов кузова и систем пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Ремни безопасности, крепления и регулировки сидений, замки запорных устройств дверей,
Запорное устройство топливного бака (лючок, запоры горловин, пробки)
Стеклоочистители и стекломыватели лобового стекла.
Внешние световые приборы.
Тягово –сцепное устройство (Буксирное устройство), заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
Зеркала заднего вида.
Звуковой сигнал.
Светопразрачность лобового стекла и отсутствие предметов препятствующих обзору. Светопразрачность заднего и боковых стекол переднего ряда
В кузове расположены панель приборов, с помощью которых водитель контролирует работу ДВС и при неисправности которых запрещена эксплуатация ТС: (спидометр, тахограф – у коммерческих а/м),противоугонная система. устройство обогрева и обдува лобового стекла
Уход за кузовом:
Антикоррозийная обработка, целостность деталей кузова (восстановление после аварии- восстановление геометрии кузова и его жесткости), целостность лакокрасочного покрытия (мойка, обработка, покрытие защитными материалами-для новых)
ЗАДАЧИ:
По типу кузова а/м подразделяются на: седаны, хетчбэки, купе, универсалы (кроссоверы/ внедорожники), пикапы, кабриолеты.
1.
II. Шасси основание транспортного средства, связывающее агрегаты трансмиссии, агрегаты ходовой части и механизмы управления.
Основные агрегаты шасси:
1.1. Трансмиссия,
1.2. Агрегаты ходовой части
1.3. Механизмы управления
2.1. Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от колен. вала ДВС на ведущие колеса, а также для того, чтобы изменить направление крутящего момента и его величину.
В состав Трансмиссии входит:
- сцепление,
- к оробка передач, -
- приводные валы, - карданные передачи
– главную передачу, (дифференциал)
2.1.1. Сцепление- служит для передачи крутящего момента от ДВС на КП и кратковременного отсоединения КП от коленчатого вала
В состав сцепления входит:педаль сцепления, усилитель,корзина сцепления, выжимной подшипник, педаль сцепления, усилитель
Схема работы сцепления (для механических КПП) (нет вопросов в билетах)
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ сцепления.
Повышенный ход педали сцепления, износ дисков сцепления (повышенный шум при выжиме сцепления, «дёргание» а/м при трогании с места, невозможность включить передачу, неприятный запах фрикционных дисков). Не герметичность вакуумного усилителя.
Причины:неправильное навыки выключения сцепления, держание ноги при движении на педали сцепления, частое использование «пробуксовки» при движении.
Контроль и обеспечение работоспособности сцепления:
При ЕО:контроль свободного хода педали сцепления.
При движении: обеспечение плавности включения передачи при трогании с места и движении.
При ТО: контроль износа дисков сцепления, привода, исправность корзины сцепления.
2.1.2. Коробка передач- служит для передачи Кр. Момента от сцепления на ведущие валы и изменения крутящего момента в зависимости от режима движения.
В состав КП входит:агрегат КП, механизм переключения КП (в салоне)
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ коробок передач
КПП: Трудность включения передачи, самопроизвольное отключение передачи, повышенные шумы в КП при движении.АКП: толчки при переключении передач, вибрация, потеря динамики при движении.
Контроль и обеспечение работоспособности КПП и АКП
ЕО:нет.
При движении:легкость включения при начале и во время движения на всех передачах.
При ТО:уровень масла в КП., периодичность замены масла (ч/з 30 000 км)
2.1.3. Приводные валы (карданные валы) -служат для перераспределения крутящего момента от КП на ведущие колёса,
В состав входят:в случае с переднеприводным а/м кр. Момент передаётся напрямую через ШРУСы, и через карданные валы на главный дифференциал- у заднеприводных а/м)
2.2. Подвеска автомобиля —совокупность деталей, узлов и механизмов, играющих роль соединительного звена между кузовом автомобиля и дорогой. Входит в состав шасси.
Основные детали подвески:поперечные и продольные рычаги подвески, реактивные тяги
2.3. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ предназначенадля
перемещения автомобиля по дороге с определенным уровнем комфорта, без тряски и вибраций. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, гасят его колебания, воспринимают и передают силы, действующие на автомобиль со стороны дороги.
Агрегаты ходовой части: - передняя и задняя ПОДВЕСКА колес (рычаги крепления подвески к кузову а/м, амортизаторы, пружины ам-ов, рессоры,),
- КОЛЕСА И ШИНЫ (колёсные и тормозные диски, шины).
5.1. Колеса и шины. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ при которых запрещена эксплуатация
Задачи: 25.9-25.13
1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более: НАИЗУСТЬ
- для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
(Мототранспортные средства мопеды, мотовелосипеды, мокики)
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4
- 1 мм;
Грузовые а/м для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн,-для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
Автомобили легковые и Пассажирские транспортные средствадо 8 пассажира мест
- для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средстваОстаточная глубина рисунка протектора зимних шин,
предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "М+S", "М&S", "М S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Неисправность/выход из строя/повышенный износ протектора шинведёт к потере устойчивости автомобиля при движении и торможении и увеличивает вероятность аварии а/м
Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
ПРИЗНАКИ:вздутия шины, частое падение давление
Опасность: потеря устойчивости на повороте, увеличенный тормозной путь.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
Опасность:разрушение диска во время движения, выход из строя шины
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
ТРЕБОВАНИЯ:для каждого ТС производителем рекомендованы свой размер и тип колёсных дисков и шин.
Опасность:Нарушение может привести к опасности ДТП.
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
ТРЕБОВАНИЕ: неукоснительно соблюдать данное правило.
Опасность:Не выполнение ведёт к потере устойчивости при движении и торможении, особенно на скользкой дороге и в зимнее время.
3. Механизмы управления:
Основные:рулевое управление, тормозная система;
Вспомогательные: система управления ДВС и подвеской;
Приборы контроля: двигателя, приборов освещения, подвески (тормозной системой, состоянием шин, режимы работы
подвески и ходовой части), управления комфортом и пассивной безопасности.
3.1. Рулевое управление (п.2 Приложения ПДД по допуску ТС к эксплуатации)
Задачи: 25.2, 25.8
1.1.1.
Назначение:для регулирования движением а/м посредством изменения направления а/м при движении. Входит в систему активной безопасности управления а/м.
В состав РУ входит:рулевое колесо, рулевой вал, усилитель рулевого управления, рулевая рейка, рулевые рычаги
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ системы в рулевом управлении.
Контрольобеспечивается при ЕО, ТО и при прохождении техосмотра.
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы - 10 градусов
Автобусы - 20 градусов
Грузовые автомобили - 25 градусов
2.2. Подтекание рабочей жидкости из системы или узлов рулевого управления.
Повышенный люфт означает износ, неисправность деталей и механизмов рулевого управления (в шлицах крепления рулевого колеса, в приводе гидроусилителя/электропривода руля в рулевой рейке, в деталях, рычагах, тягах.
Опасность - потеря управления а/м при движении (особенно на повороте и экстремальных ситуациях.
НЕОБХОДИМО: Следить за уровнем жидкости в бачке г/усилителя, подтеканиях жидкости из трубопроводов и торм. цилиндров. Своевременное прохождение ТО (износ рулевой рейки- срок службы на некоторых а/м не более 50 тыс. км)
2.3. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки
Признаки:посторонний стуки, «увод» а/м при повороте, рулевое колесо имеет неконтролируемое перемещение в продольном направлении либо проскальзывает при усилии.
НЕОБХОДИМО: постараться устранить на месте либо двигаться к месту стоянки или ремонта с особой осторожностью и минимальной скоростью.
2.4. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
Признаки: требуется повышенное усилие при повороте руля
НЕОБХОДИМО: постараться устранить на месте либо двигаться к месту стоянки или ремонта с особой осторожностью и минимальной скоростью
Контроль и обеспечение работоспособности системы рулевого управления
При ЕО:люфт в соединении рулевого колеса, уровень жидкости в бачке гидроусилителя, отсутствие подтеканий жидкости.
При движении:отсутствие посторонних стуков, вибраций в рулевом колесе, лёгкость управления рулём, равномерность управления при поворотах.
При ТО и Тех. осмотре: контроль люфтов в соединении рулевого колеса и рулевых тягах. Уровень жидкости в бачке гидроусилителя, отсутствие подтеканий жидкости. Целостность и натяжка ременного привода гидроусилителя.
При выходе из строя РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ - в случае, когда даже при движении с минимальной скоростью невозможно осуществить управление ТС) - ДВИЖЕНИЕ своим ходом ЗАПРЕЩЕНО! ТОЛЬКО буксировка путём частичной погрузки.
3.2. Тормозная система предназначенадля управления а/м, входит в систему активной безопасности и предназначена для контроля скорости, остановки (экстренного торможения) а/м во время движения.
Задачи:
25.1, 25.7.- в задачнике
Б 8 (18), Б 12(18), Б13 (18) – в билетах
Основные детали и механизмы:педаль тормоза, усилитель, трубопроводы, главный и колёсные тормозные цилиндры, суппорты, тормозные диски и тормозные колодки. Ручной тормоз: рычаг, привод, колодки.
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ тормозной системы.
1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
При торможении должно обеспечиваться равномерное и одновременное распределение тормозных сил на все колёса.
Тормозной путь автомобиля не должен превышать максимальной величины установленный для каждой категории автомобиля. (обеспечивается контролем при ЕО, ТО и при прохождении техосмотра)
Не должно быть подтеканий рабочей жидкости.
Уровень тормозной жидкости в бачке должен соответствовать установленной норме (метка мах/мин).
Рабочая жидкость должна соответствовать типу (цвету) торм. системы автомобиля и периодически меняться.
3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
Не соблюдения этих норм свидетельствует о нарушении герметичности системы и может привести к «провалу» педали тормоза при экстренном торможении.
4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
Отсутствует возможность контроля водителем исправности тормозной системы.
5.Стояночная тормозная система
НЕ обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой* - на уклоне
до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии** - на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.
**Масса транспортного средства в снаряженном состоянии –это масса без водителя, пассажиров и груза, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными веществами...
Вероятность самопроизвольного движения ТС при постановке на уклоне. Затруднение при трогании а/м с места на крутом подъёме, эстакаде и т.п.
*с полной нагрузкой/ в снаряженном состоянии**-
с учётом полной загрузки пассажиров и груза согласно требований завода производителя
При выходе из строя (в случае, когда даже при движении с минимальной скоростью невозможно осуществить остановку ТС) -ДВИЖЕНИЕ своим ходом ЗАПРЕЩЕНО. ТОЛЬКО буксировка на жесткой сцепке или путём частичной погрузки.
Контроль и обеспечение работоспособности тормозной системы
При ЕО: уровень тормозной жидкости в бачке. Подтекание жидкости из системы (следы под а/м, колёсами после стоянки). «Провал» педали тормоза, увеличенный свободный ход. Износ тормозных колодок (скрип, скрежет при торможении, загорание датчика износа (при наличии), сопровождаемое зв. сигналом.
При движении: неравномерность торможения (занос).
При ТО: визуальный и инструментальный осмотр износа колодок и тормозных дисков, следы подтеканий торм. жидкости и не герметичности системы (гл. торм. цилиндр, колёсные цилиндры, трубопроводы). «Эффективность торм. системы» (на стенде при ТО или прохождения Тех. осмотра)- равномерность и достаточность усилия торможения на всех колёсах.
Тормозная система
· рабочей тормозной системы и контроль рабочей тормозной жидкости
Не должно быть «провала» педали при работе ДВС либо повышенного свободного хода.
Жидкость контролируется по метке на щупе бачка торм. жидкости.Доливать жидкость той же марки. Ехать в сервис для выяснения утечки. ОПАСНО, т.к. может привести к отказу тормозов.
4. ДВИГАТЕЛЬ.
Задачи: 25.16, 25.17, 25.23, 25.24,
Двигатель - агрегат преобразовывающий энергию сгорания топлива в механическую, передающуюся через трансмиссию на ведущие колёса. ДВС состоит:
Из пяти систем: зажигания; питания, смазки, охлаждения, выпуска отработанных газов.
И двух механизмов: кривошипно шатунный и газораспределительный.
4.1. Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении;
По виду используемого топлива:
Бензиновые, дизельные, газовые, гибридные, электроприводные
По количеству и расположению цилиндров:
рядные, V-образные, оппозитные
4.2. Назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания;
ДВС предназначен для преобразования тепловой энергии от сгорания топлива в механическую и передачи поступательного движения поршней ДВС в крутящий момент, образующийся на колен. вале ДВС.
4.3. Назначение. Устройство. Принцип работы механизма газораспределения;.
ГРМ предназначендля регулирования работы клапанной группы, обеспечивающей своевременную подачу топливной смеси и вывода отработавших газов в соответствии с циклами работы ДВС.
ГРМ состоит из:
- распределительно вала, приводимого в движение от коленчатого вала через шестеренчатую или ременную передачу:
- клапанной группы, приводимой в возвратно поступательное движение от распредвала.
Возможные признаки неисправности механизма газораспределения;
Выгорание клапанов - повышенный стук клапанов уменьшение мощности ДВС, черный дым из глушителя.
Облом клапана - стук, остановка ДВС)
Неправильная установка распред. вала - невозможность старта ДВС, снижение мощности, хлопки в гушителе.
Значительный износ распред. вала (распределительных кулачков и шейки вала)- повышенный стук, уменьшение мощности.
4.4. Устройство, принцип работы и системы охлаждения;
тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости; виды охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства; ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей; назначение и принцип работы предпускового подогревателя;
Возможные признаки неисправности системы охлаждения: перегрев ДВС(не герметичность системы, выход из строя водяного насоса, вентилятора, повреждение радиатора, износ прокладки блока ДВС и попадание охлаждающей жидкости в блок цилиндров ДВС). Недостаточная рабочая температура ДВС в зимнее время (выход из строя термостата).
4.5. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы смазки двигателя;
контроль давления масла; классификация, основные свойства и правила применения моторных масел; ограничения по смешиванию различных типов масел;
Возможные признаки неисправности системы смазки: низкое давление масла (неисправен масленый насос, недостаточный уровень масла в ДВС, износ поршневой группы и попадание в систему охлаждающей жидкости, применяемое масло не соответствует типу ДВС или условиям эксплуатации, выход из строя масленого фильтра); высокое давление масла (высокий уровень масла, применяемое масло не соответствует типу ДВС или условиям эксплуатации, выход из строя масленого фильтра).
Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе);
В зависимости от вида применяемого топлива ДВС различаются по типу смесеобразования: Бензиновые (газовые), дизельные.
В ДВС поступает топливная смесь-это смесь топлива с воздухом в определённой пропорции, регулируемой с помощью электронной системы управления работой ДВС. Чем больше мощность тем «богаче» смесь (больше топлива и меньше воздуха), чем меньше мощность, тем «беднее» смесь. Экономичность работы ДВС достигается за счёт работы ДВС на средних оборотах на прямой передаче (это 4-6 передачи)
Виды и сорта автомобильного топлива: низкооктановое топливо –А92
высокооктановое топливо-Аи95, Аи98, Экстра.
Зимние и летние сорта дизельного топлива-применяются в зависимости от сезона имеют различные коэффициенты вязкости для нормальной работы дизеля в при низких и высоких температурах;
В дизельных ДВС тепловая энергия в камере сгорания образуется за счёт высокого давления (сжатия) и впрыска под большим давлением через форсунки смеси дизельного топлива. Высокое давление и подача топлива производится ТНВД (насосом высокого давления).
Система состоит: из топливного бака, подающего насоса, фильтра тонкой очистки, ТНВД, форсунки)
В бензиновых ДВС топливная смесь в камеру сгорания ДВС подаётся также через форсунки инжекторной системы, управляемых электронным блоком, а затем воспламеняется от искры высокого напряжения от свечи зажигания.
Система состоит: из топливного бака, подающего насоса, фильтра тонкой очистки, инжекторной системы.
Возможные признаки неисправности системы питания: не поступает (или поступает, но недостаточно) топливо в систему (неисправен подающий насос, фильтр, засорен или несправен инжектор, повреждён топливопровод).
Высокий расход топлива (в систему поступает «переобогащённая» смесь топлива, неправильный выбор передачи при движении, использование частых разгонов и остановок)
4.6. Назначение, принцип работы и основные неисправности электронной системы управления двигателем;
Электронная система управления двигателя предназначена для автоматического управления топливной системой и электронной системой зажигания в зависимости от нагрузки ДВС, режимов движения и погодных условий эксплуатации.
Система состоит:из электронного блока управления, датчиком подачи воздуха, положения распред. вала, блока управления дроссельной заслонкой, датчика на выпуске отработавших газов и др. систем, блоков и датчиков.
Возможные признаки неисправности системы:перебои в работе ДВС, повышенный расход топлива, затруднённый пуск ДВС, ДВС не развивает необходимой мощности.
Обслуживание, ремонт ДВС.
Система смазки ДВС
· проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя
а/м должен стоять на ровной поверхности, проверка осуществляется на неработающем ДВС как минимум после 10-15 мин после его остановки с помощью спец. щупа в моторном отсеке. Масло доливается той же марки, которое залито в ДВС
Система охлаждения ДВС
· контроль охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения ДВС
Контролируется по метке в расширительном бачке (в мот. Отсеке) перед выездом. Доливать антифриз той же марки и цвета, которое используется в ДВСи только убедившись, что ДВС достаточно охладился. ОПАСНО!
Уменьшение уровня возможно в жаркое время года в виду испарения. Если доливать приходится чаще –ехать в сервис, возможно либо внешняя утечка через неплотности (прокладки) в системе, в насосе либо внутренние (через прокладки в системе и попадание ОЖ в картер ДВС, что опаснее)
Система выпуска отработавших газов
Содержание СО-бензиновые ДВС, СН-дизельные ДВС в отработавших газах (из глушителя) превышает установленные нормы. В Европе стандарт не ниже ЕВРО 5-6, В США не ниже 4-5, В РФ –не ниже Евро 3.
ПРИЗНАКИ:повышенная задымлённость, чёрный дым вместе с остатками топлива из глушителя, повышенный уровень масла, потеря мощности ДВС.
5.2. Нарушена герметичность системы питания.
Подтекание топлива -опасность воспламенения, загрязнение окружающей среды (нарушение экологии).
ПРИЗНАКИ:ДВС теряет мощность и обороты, запах топлива в салоне а/м.
5.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.
Нарушение норм экологии и СН проживания граждан, повышенная дымность.
ПРИЗНАКИ:повышенный шум ДВС, посторонние шумы, запах
5.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.
Содержание СО-бензиновые ДВС, СН-дизельные в отработавших газах (из глушителя) превышает установленные нормы.
ПРИЗНАКИ: посторонние шумы, дымность, повышение уровня масла в ДВС, выдавливание масла через соединения в ДВС.
5.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004
Нарушение санитарных норм проживания граждан, повышенная дымность, неисправность/выход из строя глушителя..
ПРИЗНАКИ: повышенный шум работы ДВС, дымность,
Контроль и обеспечение работоспособности ДВС
ЕО:контрольуровня масла, отсутствие подтеканий масла под картером ДВС, быстрый старт, отсутствие посторонних шумов при старте и стуков в ДВС;
При движении:отсутствие повышенной «дымности» (черного и белого цвета), развитие ДВС необходимой мощности и динамики, контроль необходимого уровня температуры и давления масла, герметичность системы выхлопа и глушителя.
При ТО:периодичность замены масла и фильтра,диагностика мощности ДВС и экономичности расхода топлива, отсутствие повышенных стуков в ГРМ, поршневой группе, целостность и натяжка приводных ремней и роликов.
Тех. осмотре: уровень СО и СН в выхлопе, герметичность системы выхлопа и глушителя.
Электронные системы помощи водителю:
- системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля; (антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала);
- дополнительные функции системы курсовой устойчивости; системы
- ассистенты водителя (ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, - адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки.
Приборы находятся в салоне а/м, в основном на приборной доске, позволяют контролировать водителю работу ДВС, подвески, руководить приборами освещения и комфорта а/м.
Источники и потребители электрической энергии:
Контроль и уход.
Назначение системы зажигания обеспечение бесперебойной подачи электроэнергии в систему зажигания ДВС (на стартер, генератор-подпитка, свечи зажигания)
АКБ-аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка;
правила эксплуатации аккумуляторных батарей; состав электролита и меры безопасности при его приготовлении;
уровень электролита и межсезонная подзарядка, контроль работы системы подзарядки от генератора во время работы ДВС. Смена АКБ раз в 3-6 лет (в зависимости от режима эксплуатации). Правильная эксплуатация АКБ (особенно в зимнее время). Соблюдения правил «прикура» др. АКБ.
Генератор- назначение, общее устройство и принцип работы генератора; признаки неисправности генератора;
контроль включения/выключения, уровень вырабатываемого напряжения, натяжение и смена приводного ремня.
Стартёр- назначение устройство и принцип работы стартера; признаки неисправности стартера;
контроль необходимой для старта мощности, отсутствие скрежета при старте, обеспечение зацепления втягивающего устройства с маховиком и автоматическое отключение при начале работы ДВС
Приборы контроля систем ДВС и систем регулирующих работу подвески и систем безопасности, приборы обеспечивающие комфорт-
ДВС: Контрольная лампа низкого давления масла, датчик температуры охлаждающей жидкости, тахометр.
Системы регулирующие работу подвески и систем безопасности:стабилизатор курсовой устойчивости, антипробуксовочная система и др., датчики ABS, датчики натяжения ремней безопасности и датчики подушек безопасности
Приборы обеспечивающие комфорт: вентиляция, кондиционирование, подогрев сидений, музыка и др..
Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов;
корректор направления света фар; система активного головного света; ассистент дальнего света
Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства
меры безопасности при выполнении работ по ежедневному