Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной




Связи)

 

Принцип субъекта деятельности. Конкретное содержание и смысл принципа личности дляакмеологии раскрывается сравнительно с его пониманием в психологии.С.Л. Рубинштейн, выдвинув личностный принцип, противопоставил его психологии функционализма, раздробляющей человека на изолированные психические функции, способности и состояния. В.Н. Мясищев также последовательно, как и С.Л. Рубинштейн, реализовывал этот принцип в своих трудах. Нужно отметить, что реализация этого принципа в психологии еще продолжается,не закончена: с большим трудом удается вскрывать собственный личностный характер процессов восприятия,памяти, мышления, хотя на этом пути уже сделаны значительные шаги.В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии:в этом особенность личностного принципа в акмеологии.Неотъемлемаяособенность этого принципа состоит и в том,что, функционируя, личность "вписывается" в другие системы жизнедеятельности в целом – деятельности, общения, познания. Поэтому данная особенность личностного принципа заключается в том, что функционирование личности должно осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем.Если это система профессии, акмеологию

интересует личность профессионала,более конкретно – личность управленца, менеджера,
госслужащего. Акмеология рассматривает личность одновременно в психологическом качестве и

социально профессиональном с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом.

 

Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном (профессиональном – развитие в профессии,становление профессионалом), и в ситуативном (развитие личности в трудных ситуациях,содержащих противоречие, или ситуациях, требующих позитивного влияния, решающего, оптимизирующего ситуацию воздействия). Развитие личности в акмеологии рассматривается как процесс,имеющий, с одной стороны, детерминацию – субъекта (внутренняя детерминация) и акмеолога, а с другой– реализуемых им средств поддержки личности (внешняя детерминация). Суть проблемы заключается в установлении гармонизации этих детерминант, их согласовании.

 

В отличие от общего субъектного принципа,субъектно-деятельностный подход, развиваемый Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, А.А. Деркачем, Е.А. Климовым, В.Д. Шадриковым и др., образует связывающий общую и профессиональную акмеологию принцип. С одной стороны, в нем воплощена общая парадигма акмеологии.Если общее понимание субъекта дает личности ориентацию на идеал,то конкретное понимание субъекта деятельности раскрывае психологические и акмеологические механизмы реального достижения оптимума в профес, раскрывает принципы саморегуляции и самоорганизации, присущие субъекту.

 

Принцип субъекта деятельности получил многократную и многоуровневую конкретизацию психологии. Идя от определения педагогической системы и ее функциональных компонен, разработанных Н.В. Кузьминой, А.А. Деркач выделил в деятельности (уже не только педагогической) ее принципиальные функциональные макрокомпоненты: гностический, состоящий в используемой системе знаний и способности к операциональному,продуктивному применению их в деятельности; проектировочный,который связан с целевым характером деятельности,но в психологии описывался


 


скорее только через философскую систему цели,средства, результата. Представление А.А. Деркача о проектировочном компоненте позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления и т. д.

 

В числе компонентов А.А. Деркач включил конструктивный, в понимание которого уже была заложена суть акмеологического подхода: конструктивность дает оптимизацию системы деятельности и способа деятельности субъекта,она исключает стихийный,случайный характер деятельности,

минимизирует ошибки   и"отказы", снижает "цену" осуществления деятельности. В трактовке
конструктивного компонента был извлечен урок и принципиальный вывод из оптимальног
ошибочного опыта всей инженерной психологии.              
Организаторский компонент деятельности выражал методологическую тенденцию сближения
понятий "деятельности" и "организации", которая уже наметилась в теории управления.Он

одновременно указывает и на задачу у порядочивания всех составляющих, всех звеньев деятельности, и на связь прогнозирующего,проектирующего, т. е. интеллектуального способа организации деятельности с практическим осуществлением. Впервые в психологической науке было преодолено отождествление теоретической и практической деятельности, которое было оправдано лишь в рамках

философского определения, раскрыта их специфика,способы связи, практически реальная,
онтологическая сущность деятельности. Причем даже если в некоторых работах практически

компонент деятельности трактовался как исполнительский, то он фактически рассматривался лишь как реализация когнитивного, интеллектуального. Вводя понятие "организаторский", А.А. Деркач выделил радикальную, существенную задачу, которая решается именно на практическом уровне осуществления деятельности. Наконец, выделенный им коммуникативный компонент соответствовал нарастающему в психологии осознанию того, что деятельность это не только деятельность индивидуального субъекта, но и носит совместный кооперативный характер.

 

К.А. Абульханова, разработав на основе идей С.Л. Рубинштейна общеметодологическое понимание категории субъекта и раскрыв ее ключевое значение для психологии,конкретизировала принцип субъекта деятельности. Во-первых,субъект деятельности–это новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации,а не тольковключение способностей, целей и соответствие ее потребностям. Это качество субъекта возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю. Если на первых этапах развития принципа единства сознания и деятельности подчеркивался преимуществ творческий, инициируемый самой личностью ее характер и только такая деятельность считала предметом изучения психологии(А.В. Брушлинский), то, как говорилось, осмысление реальности привело не только к ограничению этой оптимистической формулы,но и к пониманию того, что и не личность задает деятельность, и не деятельность задает личность,а субъект деятельности находит соотношение внешней и внутренней детерминаций,необходимости и свободы,регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации. Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей(в данный момент осуществляемой) деятельности и на протяжении всей своей деятельностно-профессиональной жизни."Став субъектом, – пишет К.А. Абульханова-Славская, – личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности.Этот способ отвечает качествам личности,ее отношению к деятельности(целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Способ деятельности есть более или менее оптимальный интеграл, композиция этих основных параметров. Субъект является

интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю
систему своих индивидных,психофизиологических, психических , и наконец, личностных
         

возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, целостным образом". "Личность в качестве субъекта, – отмечает она, – осуществляет регуляцию деятельности в настоящем времени". Основным функциональным механизмом такой организации, которая приводит в соответствие события, требования, задачи деятельности, с одной стороны, и личностные возможности,

состояния способности – с другой, является механизм саморегуляции. Благодаря саморегуляции
купируются негативные состояния(усталости, стресса), приводятся в соответствие наивысшие

психические затраты с решающими ключевыми периодами деятельности, деятельность поддерживается

то мотивационными, то волевыми механизмами.  
Осуществление деятельности на протяжении времени(как труда, профессии) предполагает
выделение не микроструктур, а личностных квантов деятельности.Сюда включается отношение

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...