Раунд перекрестных вопросов
Виды дебатов Мы обычно занимаемся так называемыми дебатами по формату Карла Поппера (о них и пойдет речь), студенты - парламентскими дебатами. Правила дебатов по формату Карла Поппера В состав каждой команды входит три человека. Команды были сформированы по желанию учащихся, хотя члены команды могут назначаться и мною. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер). Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы Перед началом игры мы обязательно вспоминаем принципы игры: 1. уважение необходимо; 2. честность обязательна; Проигравших нет. В школьных дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. Например, в10 классе после изучения темы «Топливно-энергетический комплекс мира» на уроке обобщающего повторения учащиеся дискутировали на тему «Атомная энергия - наилучший источник энергии». Утверждающая команда доказывала этот тезис, а отрицающая команда - противоположный, что «атомная энергия – не самый наилучший источник энергии» т.к. атомная энергия несет угрозу здоровью людей. Далее дети доказывали свои тезисы. Для этого они выдвигали аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументы на высказывания противников. Игра проходила в течение 3-х раундов: І раунд Обязанности спикеров У1 *представляет утверждающую команду; *представляет тему, обосновывает ее актуальность; *дает определение понятиям, входящим в тему;
*представляет точку зрения утверждающей команды; *обосновывает аспекты рассмотрения данной темы; *представляет аргументы утверждающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры; *переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности); *заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды; *задает перекрестные вопросы О2. О1 *представляет отрицающую команду; *отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания; *принимает определения, представленные утверждающей стороной; *представляет позицию отрицающей стороны; *принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты; *представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры); *опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1; *заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды; *задает перекрестные вопросы У2. Дебаты начинаются с выступления команды утверждения, которая приводит веские аргументы в пользу использования атомной энергии: оптимальное использование природных ресурсов, которых становится все меньше, меньший по сравнению с тепло- и гидроэлектростанциями риск аварий, экономическая эффективность, сокращение расходов на доставку топлива. Атомная энергетика России удовлетворяет потребности национальной и международной политики, решает проблему глобального потепления климата, не осуществляя выбросы парниковых газов. Атомные энергоисточники позволяют создавать эффективные виды транспорта, работающие долгое время без дозаправки. Цивилизация идет по пути научно-технического прогресса, который становится определяющим фактором ее развития. И одним из главных направлений и факторов этого развития становится атомная энергетика. Новейшие альтернативные и космические энергоисточники, на которые человечество уповало еще 20-30 лет назад, оказались недостижимы для масштабного использования в ближайшие десятилетия, тогда как топливные ресурсы Земли будут существенно исчерпаны. Мы не должны оставаться в стороне, когда многие ведущие организации и правительства мира поворачиваются лицом к атомной энергетике.
Цель перекрестных вопросов l - внести ясность в аргументы оппонентов; l - вынудить оппонента ответить выгодно для вас; l - выявить изъяны в кейсе оппонентов; Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали; Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности». Раунд перекрестных вопросов Отрицающая сторона попыталась своими вопросами поставить под сомнение оптимизм команды утверждения: «Исчерпаемы не только углеводородные ресурсы, но и уран. Где Вы возьмете топливо для АЭС?» Но этот вопрос не застал врасплох: внедряя реакторы на быстрых нейтронах, мы обеспечим себя ядерным горючим на полторы тысячи лет. Следующий вопрос команда отрицания: « Вы говорите, что вероятность аварий на АЭС ниже, чем на ТЭС или ГЭС, но ведь и последствия аварии на АЭС, как мы видим на примере Чернобыля, могут быть гораздо тяжелее». Ответ команда утверждения: « После аварии на Чернобыльской АЭС были приняты значительные усилия, чтобы исключить аварии такого масштаба. К тому же нужно помнить, что «плановые» выбросы ТЭС постоянно наносят ущерб окружающей среде». Был подставлено под сомнение и утверждение команды утверждения об экономичности атомной энергетики: сроки ее окупаемости очень велики из-за высоких капитальных затрат, строительство АЭС занимает 10-15 лет, затем после эксплуатации в течение 30 лет происходит ее остановка и требуются значительные затраты на снятие ее с эксплуатации и утилизацию оборудования. Команда отрицающей стороны привела ряд аргументов, что атомная энергетика не самый лучший источник энергии. Атомная энергия несет угрозу здоровью людей. Они привели пример бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. У многих пострадавших людей были обнаружены раковые заболевания, вызванные облучением. Имеются сведения, что подобные заболевания часто встречаются и у работников атомных станций и их детей. У проживающих долгое время вблизи атомных станций детей наблюдаются генетические мутации и болезни легких, у проживающих около ядерных объектов людей чаще рождаются дети, имеющие уродства.
В ответ на вопрос команды утверждения: «Что вы можете предложить в качестве альтернативы атомным электростанциям?» ребята ответили: «Запустить альтернативные источники, в частности, использующие энергию солнца и ветра. В дальнейшем необходимо развивать термоядерную энергетику как реальную альтернативу энергетике атомной». Вот примерно так ребята дискутировали в течение трех раундов. У2 *восстанавливает точку зрения утверждающей стороны; *приводит новые доказательства; *повторяет важные аспекты предыдущих доказательств; *подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс; *опровергает отрицающий кейс; *не приводит новых аргументов *заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды; *отвечает на перекрестные вопросы О1. О2 *восстанавливает отрицающую позицию; *подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс; *продолжает опровергать утверждающую позицию; *приводит новые доказательства; *не приводит новых аргументов; *заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды; *отвечает на перекрестные вопросы У1. У3 *еще раз акцентирует узловые моменты дебатов; *следует структуре утверждающего кейса; *возвращается к аспектам, выдвинутым У1, и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды; *выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе; *сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны; *не приводит новых аргументов; *завершает линию утверждения; *задает вопросы О1. ОЗ *еще раз акцентирует узловые моменты; *следует структуре отрицающего кейса; *возвращается к аспектам, выдвинутым О1, и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;
*выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе; *сравнивает отрицающие аргументы с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны; *завершает линию отрицания; *не приводит новых аргументов; *задает вопросы У1. (См. схему 1). Победителя игры определяет судья (учитель соответствующего цикла). Подводя итоги дебатов, судьи отдали заслуженную победу команде утверждения. В вопросах атомной энергетики команда отрицания была заведомо менее информированной, чем команда утверждения. Хотя обе команды не смогли в полной мере ни отстоять, ни опровергнуть основной тезис. Все свелось к обсуждению достоинств и недостатков атомной энергетики. Команда отрицания, безусловно, могла бы легко победить в этой схватке, т.к. имела более широкое содержательное поле для маневра в отличие от команды утверждения, зажатой необходимостью отстаивать лишь идею развития атомной энергетики. В заключение своего выступления я хотела бы еще раз обратить внимание на плюсы данной педтехнологии: *глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам; *развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств; *развитие способности концентрироваться на сути проблемы; *развитие процессуальных навыков: умение извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотекой, конспектировать тексты и др.; *овладение навыками культуры дискуссии: умение слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимика, жесты, интонация); *развитие умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме; *обучение терпимости к различным точкам зрения, отличным от собственных.
Уважаемые коллеги, попробуйте сами провести урок по технологии «Дебаты». Я с удовольствием поделюсь опытом. Желаю успехов!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|