Ответственность за нарушения налогового законодательства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Ответственность за нарушение Налогового законодательства регулируется соответствующими законодательными актами. 1. Уплата пени. Начисление пени на сумму просроченного налогового обязательства, применяется в размере, установленном Налоговым законодательством, действующим в день уплаты этих сумм. 2. Стабильность налогового режима. 2.1 Условия налогообложения, определенные в контрактах на недропользование, могут быть скорректированы в связи с изменением налогового законодательства по соглашению сторон. В случае улучшения условий налогообложения недропользователя, являющихся результатом изменений в налоговом законодательстве, в контрактах на недропользование производится корректировка условий налогообложения с целью восстановления экономических интересов Республики Казахстан. 2.2 В случае отмены отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных контрактом, недропользователь продолжает производить их уплату в бюджет в порядке и размерах, установленных Контрактом, до внесения соответствующих изменений в контракт в порядке, определенном пунктом 16.11.1 настоящего Контракта. 3. Доступ к информации. 3.1. Подрядчик признает, что налоговые органы Республики Казахстан имеют право доступа к банковским счетам в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3.2. Подрядчик обязан представлять работникам органов налоговой службы информацию, относящуюся к деятельности, осуществляемой в рамках Контракта в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 3.3. В случаях и порядке, установленных налоговым законодательством Подрядчик представляет информацию по финансово-хозяйственной деятельности уполномоченному органу, осуществляющему мониторинг налогоплательщиков";
Налоговые системы зарубежных стран Налоговая система Франции Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %. Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %. Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22%. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет. Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.
Налоговая система Германии Полезным для Казахстанской налоговой системы может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройтсва, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка. В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет _ 28 %. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.
Налоговая система Швеции Особый интерес для работников налоговых служб представляет опыт Швеции, т. к. в начале создания налоговой службы РК разработчики посчитали, что высокий жизненный уровень, социальные гарантии шведов может быть тем ориентиром, который приведет Республику Казахстан к богатству и процветанию (по программе 2030г.). Каковы же особенности налогообложения Швеции? Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органамивласти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налогообложение ориентировано на потребление. Налоги на личные налоги граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги. НДС взимается в бюджет по ставке 25 % (ставка самая высокая в мире), для продовольственных товаров - до 21 %, для гостиничных услуг - 12 %. Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, образование и др. Отчетный период для НДС - 2 месяца. Занижение НДС карается штрафом - 20 % от суммы занижения налога. В Швеции налог на корпорации составляет 28 %, но до 1991 года он был на уровне 52 %, до 1994 г. - 30 %. Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда. Приведем пример начислений на заработную плату работников наемного труда.
Начисления на заработную плату На пенсионное обеспечение 13 На медицинское страхование 8,43 На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет) 5,86 На пенсионную страховку 0,2 На страхование от производственного травматизма 1,38 На превентивную защиту сотрудников 0,17 На выплату пособий по безработице, финансирование переквалификации потерявших работу 2,12 На гарантию заработной платы при банкротстве компании 0,2 На страхование жизни 0,61 На групповую страховку 0,95 На пособие при увольнении 0,28 На дополнительную пенсию 3,1 На страховку от травматизма 1,0 В гарантийный фонд 0,06 Налог на пенсионные платежи 0,6 Общая сумма начислений 38% Если речь идет не о наемном работнике, а о владельце фирмы, то структура платежей меняется, а сумма начислений - 39,3% Если привести расчеты отчислений от зарплаты казахстанского работника, которые составляют 20 %, и тот уровень социальных гарантий, которые предлагают шведскому работнику, то перевес не на нашей стороне. Однако до начала 90-х годов Швеция считалась мировым лидером как по ВВП, так и по размерам налоговых ставок. От такого жесткого налогового бремени стали падать темпы экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, сокращение инвестиций и перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому власти в 90-е годы провели реформу и были вынуждены принять серьезные меры по снижению налоговых ставок. Исходя из анализа опыта западных стран по организации налоговой системы, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, играют огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях казахстанской действительности.
2.2. Проблемы и недостатки налоговой системы На рубеже ХХ и ХХI веков Казахстан стал независимым государством. Перед страной встала задача построения эффективной рыночной экономики. Немаловажным фактором развития реформ является налоговая политика. В начале 1999 года в Казахстане произошли важные события: прошли выборы президента страны, сформировано правительство. Одним из важнейших направлений в развитии экономики Казахстана признано проведение комплекса мер по предотвращению финансового кризиса и обеспечению экономического роста, для этого необходимо усилить работу по выполнению доходной части государственного бюджета, укреплению налоговой дисциплины. Несомненно, разразившийся мировой кризис оказал негативное влияние и на экономику Казахстана. Падение цен на нефть, цветные металлы, зерно привело к снижению поступлений от экспорта. В создавшейся обстановке правительство планирует компенсировать негативные факторы увеличением доходов от приватизации и увеличением налоговых поступлений. Необходимость грамотного проведения антикризисных мер тем более очевидна, что кризис вынуждает принять непопулярные меры по изменению бюджета, причем основное сокращение государственных расходов произойдет в социальной сфере. (Необходимость принятия заведомо нереального бюджета в конце 1998 года -вопрос особый.) Уровень жизни большей части населения снизится, что приведет к росту социальной напряженности и создаст угрозу стабильности государства. Оптимизация государственных расходов происходит за счет сокращения ассигнований на социальные нужды и роста налогов, предоставление максимальных льгот иностранным инвесторам и крупным национальным компаниям.
Невозможно ждать роста отечественного производства, если только прямые налоги составляют 50% от заработанного, в то время как бюджетные расходы непрозрачны. Повышение таможенных пошлин для защиты отечественного производителя скорее полумера. Несомненно важно поддержать малый и средний бизнес в начале пути, ведь это приведет к активизации легального предпринимательства и появлению новых рабочих мест, росту внутреннего производства и снижению импорта, росту ВВП, устойчивости национальной валюты. Но кроме таможенного регулирования и не таможенных барьеров требуются субсидии и льготы, ”налоговые каникулы“ для защищаемых отраслей и производств. Конечно, в отличие от тарифов, немедленно приносящих доходы, субсидии и льготы -это дополнительные расходы в условиях кризиса, но эти меры позволили бы местным производителям встать на ноги и насытить рынок товарами. О неэффективности одной только ограничительной политики говорит и такой факт: в России в конце 1996 года были введены 25% импортные пошлины на сахар, однако результатом было снижение поступлений в бюджет в 2 раза, спад производства не был преодолен, а цена на сахар выросла в 2 раза. Введение таможенных пошлин в Казахстане в конце 1998 года привело к росту цен на потребительские товары и услуги только в январе 1999 (по сравнению с декабрем 1998) на 0.9 %, дальнейший рост цен отразится на уровне жизни населения. Снижение налогов позволило бы сделать местный рынок привлекательным для отечественного производителя, создать условия инвестирования средств в казахстанскую экономику. Отрицательным фактором для формирования четкой налоговой системы является коррупция. (От лат.Corruptio – подкуп) Коррупция - преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения. Коррупция - в РК - совокупность ряда должностных преступлений: взяточничество, злоупотребление служебным положением и др. Это связано с низкой зарплаты, или корыстным злоупотреблением полномочий в пользу личного блага Если была бы нормальная заработная плата, четкие нормы законодательства и открытость всех процедур, то коррупция фактически была бы незначительна. Образцовым обслуживанием налогоплательщиков является система приема декларации по итогам года США. Она представлена приемом декларации через почту и Интернета. Декларация обрабатываются в специальных операционных залах, оборудованных большим количеством компьютеров (до 5000). На период приема и обработки декларации (январь по июнь) принимаются временно операторы (пенсионеры, студенты), имеющий определенную квалификацию. Это позволяет обеспечить отсутствие контакта между налогоплательщиком и инспектором-оператором и соответственно, созданию условий для коррупции. Эту систему необходимо внедрять в Казахстане.
2.3. Возможные пути совершенствования налогообложения в РК Совершенствование налоговой системы и четкое функционирование механизма налоговых отношений – вопросы очень важные для любого государства. Для решения новых, сложных задач, прежде всего, нужна преемственность, нужны новые кадры, новая энергия и знания. Создание налоговой (затем финансовой) полиции стало необходимым условием формирования эффективной налоговой системы. Деятельность финансовой полиции должна осуществляться им как принцип у совмещения административных и процессуальных функций в действиях ее сотрудников. Они выступают и как специалисты по производству документальных ревизий и иного рода проверок (налоговые инспектора), и как лица, производящие дознание. Такой подход зафиксирован в действующем законодательстве. Круг полномочий органов финансовой полиции затрагивает основные направления деятельности правоохранительных органов – административную, оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную. В марте 2005 года Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) выведено из состава Правительства Республики Казахстан и в настоящее время подчиняется непосредственно Президенту Республики Казахстан. Такая мера видится нам своевременной, поскольку направлена на пресечение возможности вмешательства в процесс уголовного расследования крупных дел в сфере экономики.
Налоговым кодексом Республики Казахстан предусмотрены определенные прогрессивные меры, направленные на совершенствование системы налогового регулирования деятельности малых предприятий. Наиболее важными из них являются дифференцированный подход к предоставлению льготного режима налогообложения субъектам малого предпринимательства в зависимости от организационно-правовой формы, уровня дохода, а также введение особого режима для сельхозтоваропроизводителей. «Одним из ключевых факторов совершенствования работы налоговых органов является существенное улучшение качества менеджмента. Как вы знаете, руководством страны поставлена задача внедрения лучшего мирового опыта корпоративного управления в государственном аппарате», - заявил председатель комитета. Уже в 2006 году были введены некоторые формы совершенствования налогового администрирования. Так, одним из таких моментов является введение рейтинговой системы оценки деятельности территориальных органов «В целях совершенствования налоговой системы Центральным аппаратом Налогового комитета также ведется работа по управлению человеческими ресурсами, IT-проектами, делегирование прав и ответственности нижестоящему звену по принципу обратной связи, - Мы намерены повысить уровень работы налоговиков, чтобы население чувствовало это». Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан поставил цель реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан, и озвученных Главой государства в Послании к народу Казахстана 1 марта 2006 года, в том числе:
Заключение. С удовлетворением можно отметить, что за последние годы Казахстан достиг качественного роста по совершенствованию налоговой системы. Что можно отнести к достоинствам организации современного налогового процесса в Казахстане? Это, прежде всего, ответственная государственная политика, согласованная с политическими и экономическими реальностями. Подведя итог всему вышесказанному в этой работе можно сделать вывод, что налоговая политика — один из главных элементов рыночной экономики. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Республики Казахстана была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Пересмотр ставок налога (НДС, ИПН, КПН, Социальный налог) в сторону снижения, сокращения их количества, льгот и т. д. несомненно, играет положительную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям. Все это создает благоприятные условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиции в сферу производства и для увеличения в целом налоговой базы. Новый, недавно принятый, составленный с учётом предыдущих ошибок и неудач, Налоговый кодекс 2007, разработан Правительством РК. Несомненно, он является прогрессивным законодательным актом, по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством, и создал более благоприятный правовой режим для налогоплательщиков. Однако уже с первых дней действия нового Налогового кодекса встал вопрос о внесение в него дополнений и изменений. Улучшения в налоговой системе, такие процедуры, как налогоплательщики имеют возможность представлять всю налоговую отчетность в электронном виде и получать результаты ее приема и обработки в налоговом органе, в том числе: Необходимо обмениваться знаниями, отправлять налоговых служащих на стажировку в Зарубежье, изучать зарубежные налоговые кодексы, что бы принять самые лучшие меры в области налоговой системе. Признавая необходимость восприятия опыта налогообложения на Западе, следует, однако, соблюдать баланс интересов и государства и тех кто платит налоги. Можно надеяться, что с принятием ежегодно более совершенного налогового кодекса налоговая система Казахстана выйдет на более высокий уровень и тем самым будут созданы благоприятные условия для развития нашей экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" 2007 г (с и изменениями и дополнениями). 2. "Налоги" по редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г. 3. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 2004-№6 4. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета – 2005 г. - 17 июля. 5. Вестник МГД Республики Казахстан № 5 2006 г. 6. Дуканич Л. В.«Налоги и налогообложение». Ростов-на-Дону. Феникс.2000 г. 7. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана – 2004 - № 4. 8. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 2006 - 9 июля. 9. Журнал " Финансы и кредит" № 11 2005 год. 10. Поиск с Интернета ссылки: www.google.ru, www.nalog.kz
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|