Искусствоведческий анализ изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры эпохи/региона (по выбору аспирантов).
Вопросы к экзамену по специальности 17.00.04. Для аспирантов кафедры художественного образования и декоративного искусства ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВОЗНАНИЯ. 1. Изобразительное искусство и архитектура в системе искусств (историческая и современная классификация искусств) 2. Искусствоведение как наука. Предмет и задачи искусствоведения. 3. Основные этапы формирования и развития искусствознания. 4. Зарождение и развитие искусствознания в эпоху античности. Теория архитектуры Античности (Витрувий). 5. Средневековые представления об изобразительном искусстве и архитектуре. 6. Ренессансная наука о живописи и архитектуре. Теоретики архитектуры Ренессанса. Ренессансная теория живописи как «свободного искусства». Дж. Вазари и его роль в становлении исторического искусствознания. 7. Искусствознание в странах Западной Европы XVII века. 8. Художественная критика и искусствознание в странах Западной Европы эпохи Просвещения (XVIII век). И.И.Винкельман: просветительский этап в развитии искусствознания. Д.Дидро и становление профессиональной художественной критики. 9. Западноевропейская наука об искусстве и художественная критика в эпоху Позитивизма (XIX век). 10. Основные направления развития западноевропейского искусствознания на рубеже XIX-XX вв. 11. Методология зарубежного искусствознания в XX веке. 12. Теория «новой архитектуры» в XX веке. 13. Зарождение искусствоведения в России и его развитие в XVIII-XIX вв. 14. Отечественная художественная критика XIX-XX веков. 15. Отечественное искусствознание в XX веке: основные этапы и направления. 16. Отечественное искусствознание и художественная критика об искусстве модернизма и постмодернизма.
17. Проблемы психологии искусства (Л.Выготский, Р.Арнхейм). 18. Типологический и сравнительно-исторический методы в искусствознании (Д.В.Сарабьянов). 19. Творческое наследие М.Алпатова: темы, идеи, образы. В.Лазарев: его творчество и школа. 20. Ведущие представители отечественного архитектуроведения. Отечественное и зарубежное архитектуроведение в XX веке.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Искусствоведческий анализ изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры эпохи/региона (по выбору аспирантов). Ответ на вопрос должен включать историографический обзор, информацию об культурно-историческом контексте, историко-персонологический анализ, характеристику основных произведений (стилистический, композиционный анализ) и музейных коллекций, в которых представлены наиболее значительные произведения эпохи/региона. Ответ на вопрос должен сопровождаться презентацией с подборкой слайдов (наиболее значительные произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры эпохи/региона) и обязательным указанием основных работ по искусству рассматриваемого периода (оформленных в соответствии с правилами библиографического описания).
ТРЕТИЙ ВОПРОС. Представление плана-проспекта диссертации, включающего положения об актуальности темы, степени изученности проблемы, структуре исследования. Объем плана-проспекта: 2-3 страницы. Для обсуждения плана-проспекта аспирант представляет также список публикаций по теме диссертационного исследования и список конференций, на которых были представлены результаты диссертационного исследования.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ I ЧАСТИ ВАК по специальности 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Цель экзамена состоит в проверке знания аспирантом важнейших этапов истории искусств и исторического развития искусствознания, способности ориентироваться в разнообразии современных научных методологических установок и принципов искусствоведческого исследования.
Общие требования к уровню освоения программы. Аспирант (соискатель) должен представлять общую логику развития искусствознания и особенности современного состояния искусствоведческой науки, должен быть знаком с основными трудами, имеющими этапное значение для истории науки об искусстве, уметь охарактеризовать их содержание, выявить методологические установки авторов и историческую обусловленность этих установок. Аспирант должен свободно ориентироваться в истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
Основные идеи и ключевые понятия. Основные идеи и ключевые понятия, представленные в программе, включают: ü теорию и историю искусствознания: идеи и понятия, отражающие цели, задачи и функции искусствознания как науки, логику его исторического развития; ü методологии искусствознания: методологические теории и принципы научного искусствоведческого исследования, понятия, отражающие своеобразие исследовательских установок ведущих отечественных и зарубежных искусствоведов. В связи с этим в программе выделяется два раздела: теория и история искусствознания; методология искусствознания (историко-персональный аспект); ü историю изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
Аспиранту (соискателю) предлагается ответить на три вопроса экзаменационного билета. Первый вопрос направлен на проверку знаний по теории, методологии и истории искусствознания. Второй вопрос позволяет аспиранту (соискателю) самостоятельно выбрать историческую эпоху и/или регион и продемонстрировать владение комплексом методов искусствоведческого анализа и знание основных этапов историко-искусствоведческого исследования. Ответ на третий вопрос демонстрирует степень готовности диссертационного исследования и понимание актуальности, научной и практической значимости диссертации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|