Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусствоведческий анализ изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры эпохи/региона (по выбору аспирантов).

Вопросы к экзамену по специальности 17.00.04.

Для аспирантов кафедры художественного образования и декоративного искусства

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВОЗНАНИЯ.

1. Изобразительное искусство и архитектура в системе искусств (историческая и современная классификация искусств)

2. Искусствоведение как наука. Предмет и задачи искусствоведения.

3. Основные этапы формирования и развития искусствознания.

4. Зарождение и развитие искусствознания в эпоху античности. Теория архитектуры Античности (Витрувий).

5. Средневековые представления об изобразительном искусстве и архитектуре.

6. Ренессансная наука о живописи и архитектуре. Теоретики архитектуры Ренессанса. Ренессансная теория живописи как «свободного искусства». Дж. Вазари и его роль в становлении исторического искусствознания.

7. Искусствознание в странах Западной Европы XVII века.

8. Художественная критика и искусствознание в странах Западной Европы эпохи Просвещения (XVIII век). И.И.Винкельман: просветительский этап в развитии искусствознания. Д.Дидро и становление профессиональной художественной критики.

9. Западноевропейская наука об искусстве и художественная критика в эпоху Позитивизма (XIX век).

10. Основные направления развития западноевропейского искусствознания на рубеже XIX-XX вв.

11. Методология зарубежного искусствознания в XX веке.

12. Теория «новой архитектуры» в XX веке.

13. Зарождение искусствоведения в России и его развитие в XVIII-XIX вв.

14. Отечественная художественная критика XIX-XX веков.

15. Отечественное искусствознание в XX веке: основные этапы и направления.

16. Отечественное искусствознание и художественная критика об искусстве модернизма и постмодернизма.

17. Проблемы психологии искусства (Л.Выготский, Р.Арнхейм).

18. Типологический и сравнительно-исторический методы в искусствознании (Д.В.Сарабьянов).

19. Творческое наследие М.Алпатова: темы, идеи, образы. В.Лазарев: его творчество и школа.

20. Ведущие представители отечественного архитектуроведения. Отечественное и зарубежное архитектуроведение в XX веке.

 

ВТОРОЙ ВОПРОС.

Искусствоведческий анализ изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры эпохи/региона (по выбору аспирантов).

Ответ на вопрос должен включать историографический обзор, информацию об культурно-историческом контексте, историко-персонологический анализ, характеристику основных произведений (стилистический, композиционный анализ) и музейных коллекций, в которых представлены наиболее значительные произведения эпохи/региона.

Ответ на вопрос должен сопровождаться презентацией с подборкой слайдов (наиболее значительные произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры эпохи/региона) и обязательным указанием основных работ по искусству рассматриваемого периода (оформленных в соответствии с правилами библиографического описания).

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС.

Представление плана-проспекта диссертации, включающего положения об актуальности темы, степени изученности проблемы, структуре исследования. Объем плана-проспекта: 2-3 страницы. Для обсуждения плана-проспекта аспирант представляет также список публикаций по теме диссертационного исследования и список конференций, на которых были представлены результаты диссертационного исследования.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ I ЧАСТИ ВАК

по специальности 17.00.04 –

изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Цель экзамена состоит в проверке знания аспирантом важнейших этапов истории искусств и исторического развития искусствознания, способности ориентироваться в разнообразии современных научных методологических установок и принципов искусствоведческого исследования.

Общие требования к уровню освоения программы.

Аспирант (соискатель) должен представлять общую логику развития искусствознания и особенности современного состояния искусствоведческой науки, должен быть знаком с основными трудами, имеющими этапное значение для истории науки об искусстве, уметь охарактеризовать их содержание, выявить методологические установки авторов и историческую обусловленность этих установок. Аспирант должен свободно ориентироваться в истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

 

Основные идеи и ключевые понятия.

Основные идеи и ключевые понятия, представленные в программе, включают:

ü теорию и историю искусствознания: идеи и понятия, отражающие цели, задачи и функции искусствознания как науки, логику его исторического развития;

ü методологии искусствознания: методологические теории и принципы научного искусствоведческого исследования, понятия, отражающие своеобразие исследовательских установок ведущих отечественных и зарубежных искусствоведов. В связи с этим в программе выделяется два раздела: теория и история искусствознания; методология искусствознания (историко-персональный аспект);

ü историю изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

 

Аспиранту (соискателю) предлагается ответить на три вопроса экзаменационного билета. Первый вопрос направлен на проверку знаний по теории, методологии и истории искусствознания. Второй вопрос позволяет аспиранту (соискателю) самостоятельно выбрать историческую эпоху и/или регион и продемонстрировать владение комплексом методов искусствоведческого анализа и знание основных этапов историко-искусствоведческого исследования. Ответ на третий вопрос демонстрирует степень готовности диссертационного исследования и понимание актуальности, научной и практической значимости диссертации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...