Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на кафедре

Изобразительное искусство Возрождения.Италия.

Кватроче́нто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») —эпоха итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения.

В изобразительном искусстве этот период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т. н. реализма, и, в свою очередь, ставших питательной средой для такого направления, как академизм.

Во все сферы изобразительного искусства проникают элементы научного мировосприятия, интерес к анатомии, законам оптики и перспективе.

Открытие кватроченто - прямая перспектива. Первым применил Ф.Брунеллески в двух видах Флоренции. В 1416 году ее использовал скульптор Донателло в рельефах "Битва св.Георгия с драконом", а около 1427-1428 годов Мазаччо создал в фреске "Троица" перспективное построение.

В живописи утверждаются новые принципы изобразительности: верность природе, отражение непосредственных наблюдений и зрительных впечатлений, интерес к пространственным построениям и передаче объёма (Мазаччо и др.), знаменующие разрыв с традициями интернациональной готики. Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков. Во 2-й половине 15 века появляются аллегорические и мифологические композиции на сюжеты античной и ренессансной светской литературы (С. Боттичелли).

Мазаччо (1401—1428)

Мазаччо (итал. Masaccio; устар. вариант — Мазаччьо, собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди; 21 декабря 1401, Тоскана — осень 1428, Рим) — знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.

Мазаччо родился 21 декабря 1401 года в день св. Фомы, в честь которого и был назван, в семье нотариуса. Симон, дед будущего художника (со стороны отца), был мастером художественного ремесла, изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели. Исследователи видят в этом факте семейную художественную преемственность. Учителями Мазаччо были архитектор Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло.

По словам Вазари, Мазаччо первым поставил людей на ноги, все в его композициях приобрело устойчивость.

Фрески капеллы Бранкаччи являются главным произведением, созданным Мазаччо за свою короткую жизнь. Фрески капеллы посвящены истории жизни св. Петра, но не имеют хронологически последовательного изложения его жития, а представляют собой набор разновременных сюжетов. Вероятно, это связано с тем, что сами сюжеты были взяты из трёх источников — «Евангелий», «Деяний Апостолов» и «Золотой легенды» Иакова Ворагинского. Однако начинаются они с первородного греха. В капелле Бранкаччи Мазаччо участвовал в исполнении шести фресок.

Изгнание из рая.

На фреске изображён библейский сюжет — изгнание первых людей, Адама и Евы, из рая после того, как Ева нарушила Божий запрет. Они, рыдая, удаляются из Эдема, над их головами путь на грешную землю указывает ангел на красном облаке с мечом в руке.

Чудо со статиром.

Фреска «Чудо со статиром» со времён Вазари считается лучшим произведением Мазаччо (в некоторых русских книгах её именуют «Подать»).

Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27). Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. Поскольку у них не было денег, Христос приказал Петру поймать рыбу в близлежащем озере и сотворить чудо, достав монету из её чрева. На фреске изображены сразу три эпизода. В центре — Христос в окружении апостолов указывает Петру то, что предстоит сделать; слева — Пётр, поймавший рыбу, достаёт монету из её чрева; справа — Пётр отдаёт монету сборщику налогов возле его дома. Все персонажи фрески наделены яркой индивидуальностью, в них воплощены разные человеческие характеры. Их фигуры одеты в туники на античный манер — с перекинутым через левое плечо окончанием. Позы персонажей напоминают позы греческих статуй, а также рельефы с этрусских похоронных урн.

Крещение неофитов.

Эпизод взят из «Деяний апостолов». На фреске изображён апостол Пётр, совершающий обряд крещения. На втором плане расположились фигуры неофитов, готовых принять новую веру.

Святой Пётр исцеляет больного своей тенью.

Художник поместил события на современную ему флорентийскую улицу. Мазаччо изобразил её в перспективе, уходящей за спины апостолов.

Раздача имущества и смерть Анании.

Мазаччо в этой фреске изобразил два сюжета: Пётр раздаёт имущество, пожертвованное апостолам, и смерть Анании, чьё бездыханное тело лежит возле ног Иоанна. Сцене раздачи придана некоторая эпическая торжественность.

Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на кафедре

На фреске изображено чудо, сотворённое Петром после того, как он благодаря апостолу Павлу был освобождён из темницы. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (см. выше), Пётр, придя на могилу умершего 14 лет назад сына Теофила, префекта Антиохии, смог чудесным образом оживить его. Присутствовавшие при этом тотчас уверовали в Христа, в христианство перешёл сам префект Антиохи и всё население города. В результате в городе был построен великолепный храм, в центре которого была установлена кафедра для апостола Петра. С этого престола он читал свои проповеди. Проведя на нём семь лет, Пётр отправился в Рим, где двадцать пять лет восседал на папском престоле — кафедре.

Троица

На фреске изображён Бог-отец возвышающийся над распятием, возле которого четыре фигуры предстоящих — Марии и Иоанна Богослова, и под ними — два донатора, сложившие руки в молитве. В нижней части написана гробница с мощами Адама. Своей кистью художник как бы раздвигает стены храма, создавая иллюзию углубленного пространства с соблюдением законов перспективы. Вся композиция покойна и торжественна.

 

Пье́ро де́лла Франче́ска — итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения. Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма. «Монарх живописи», как его называли современники, сочетал в своих композициях ясность и органическую геометричность с воздушностью идеально чистых тонов.

«Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца»

Это произведение — синтез флорентийской и североитальянской традиции портретного искусства середины XV века, обогащенный творческим использованием колористических достижений нидерландской живописи. Художник синтезирует медальерный принцип 2-хсторонней композиции с плэнерным изображением пространства (которое он умел создавать в свох фресках и алтарных картинах), и таким образом приходит к художественному решению, которое радикально меняет всю «медальерную» традицию живописного профильного портрета.

В этом диптихе пейзажный фон весьма важен. Человек господствует над природой, портретные образы полностью освобождены от религиозного духа, который присутствует во всех донаторских портретах Пьеро, эта картина — настоящий продукт светской гуманистической культуры. Портретные профили безраздельно господствуют над пейзажным пространством.

«Бичевание Христа» — картина итальянского художника Пьеро делла Франческа, написанная около 1455—1460 годов. Названная одним из критиков «маленькой загадочной картиной»[1], отличается сложной и необычной иконографической композицией, ставшей предметом самых разнообразных теорий. Искусствоведы отмечают мастерское использование линейной перспективы в изображении места действия, выполненного с высокой реалистичностью, геометрический порядок композиции и общую атмосферу безмолвия, переданную художником. Портрет бородатого мужчины на переднем плане рассматривается, как необычайно выразительный для живописи времён Пьеро делла Франческа. Искусствовед Кеннет Кларк назвал её «величайшей маленькой картиной в мире»

Джованни Белинни (1430-1516)— итальянский художник венецианской школы живописи. Бичевание Христа (теория, согласно которой картина должна была способствовать примирению между западной и восточной христианскими Церквами в преддверии грозящей Константинополю угрозы со стороны турок.)

Са́ндро Боттиче́лли — великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Весна Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне.По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая – как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

Рождение Венеры Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...