Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к оформлению читательского дневника

Вопросы к экзамену

1. Древнегреческая мифология. Особенности мифологического сознания древних греков. Агонистический характер античного мировоззрения. Метаморфоза в мифе.

2. Мифологическая картина мира. Пространство и время. Структурный анализ мифа. Архетип и мифологема.

3. Доолимпийский период греческой мифологии. Хтонические и аграрные мифы. Стадиальность в развитии мифологических образов.

4. Олимпийский период в развитии мифологии. Мифология героизма. Пантеон богов. Атрибутика, сюжеты, семантика.

5. Происхождение героического эпоса. Понятия зрение/знание в мифе и в эпосе.

6. Пространство и время в гомеровском эпосе. Боги и герои.

7. «Илиада». Художественное время. Особенности композиции, системы образов.

8. «Одиссея». Особенности композиции, системы образов.

9. Греческий эпос как энциклопедия древности. Особенности эпического стиля Гомера и поэтический язык гомеровского эпоса.

10. Происхождение древнегреческой трагедии. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

11. Творчество Эсхила. «Прометей прикованный»: проблематика, сюжет, образы.

12. Трилогия Эсхила «Орестея». Сюжет, образы, художественные особенности. Концепция рока в древнегреческой трагедии.

13. «Антигона» Софокла. Проблематика трагедии. Суть конфликтов. Понятие нормативного героя.

14. «Эдип-царь» Софокла. Образ главного героя. Специфика конфликта.

15. Миф в творчестве Еврипида. Проблема «страстей» и женские образы трагедий Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

16. «Медея» Еврипида. Особенности конфликта. Характер трагической героини.

17. «Поэтика» Аристотеля. Теория драмы.

18. Древнегреческая комедия, источники её возникновения и основные этапы развития.

19. Староаттическая комедия. Творчество Аристофана. Комедия Аристофана «Лягушки». Структура, образы и художественные особенности.

20. Новоаттическая комедия. Условия формирования, тематика, структура. Творчество Менандра. Анализ одной из его комедий (по выбору).

21. Ритмико-словесное оформление древних обрядов. Термины поэтической речи. Виды греческой лирики.

22. Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха, Феокрита.

23. Античная басня: происхождение, характеристика. Басни Эзопа и Федра.

24. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

25. Сюжет и художественные особенности романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

26. Жанровые особенности литературной биографии Плутарха.

27. Особенности древнеримской мифологии. Духи и персонифицированные божества. Собственно римские сюжеты.

28. Римская комедия. Творчество Плавта. Особенности сюжета, композиции, системы образов комедии «Хвастливый воин» (или другой, по выбору).

29. Проблематика комедий Теренция. Анализ одной комедии.

30. Древнеримские лирики. Творчество Катулла. Художественные особенности любовных элегий Катулла.

31. Творчество Вергилия. «Энеида» – римский героический эпос.

32. «Метаморфозы» Овидия. Композиция, образы поэмы.

33. Жанровое своеобразие, темы, мотивы лирики Горация.

34. «Золотой осел» Апулея. Художественное своеобразие романа. Сюжет, значение вставных новелл.

 

Дополнительная литература

NB Данный список имеет рекомендательный характер. При подготовке к экзамену можно использовать не только указанные, но и любые другие издания, а также работы исследователей, не вошедшие в этот список.

Учебники:

u Лосев, А. Ф. Античная литература: учебник для высш. шк. [Текст] / А. Ф. Лосев; под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: ЧеРо, 1997. – 541 с.

u Радциг, С. И. История древнегреческой литературы: Учебник для студентов филол. спец. ун-тов [Текст] / С. И. Радциг. – 5-е изд. – М.: Высш. шк., 1982. – 486 с.

Культура Греции и Рима:

u Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник [Текст] / В. Н. Ярхо, М. Л. Гаспаров, Д. Ю. Молок [и др.]; под ред. В. Н. Ярхо. – М.: Высшая школа, 1995. – 383 с.

u Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре [Текст] / М.Л. Гаспаров. – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – 384 с.

u Гаспаров, М. Л. Капитолийская волчица: Рим до цезарей [Текст] / М. Л. Гаспаров. – М.: Фортуна ЭЛ, 2008. – 144 с.

Мифология и мифопоэтика:

u Голосовкер, Я. Э. Логика мифа [Текст] / Я. Э. Голосовкер; АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1987.

u Литературные архетипы и универсалии [Текст] / под ред. Е. М. Мелетинского; Рос. гос. гуманитар. ун-т. – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2001. – 433 с.

u Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа [Текст] / Е. М. Мелетинский. – М.: Восточная литература, РАН, 2006. – 407 с.

u Мифология: большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 736 с.

u Тахо-Годи, А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах [Текст] / А. А. Тахо-Годи, А. Ф. Лосев; сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – СПб: Алетейя, 1999. – 720 с.

u Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности [Текст] / О. М. Фрейденберг. – М., 1978.

Греческая и римская литература:

u Аверинцев, С. С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра [Текст] / С.С. Аверинцев; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1973. – 276 с.

u Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст] / М. М. Бахтин // Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи. – М., 1986.

u Гаспаров, М. Л. Античная литературная басня: (Федр и Бабрий) [Текст] / М. Л. Гаспаров; отв. ред. Ф. А. Петровский; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1971. – 279 с.

u Гаспаров, М. Л. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика [Текст] / М. Л. Гаспаров. – СПб.: Азбука, 2000. – 477 с.

u Дуров, В. С. Римская поэзия эпохи Августа [Текст] / В. С. Дуров. – СПб, 1997.

u Дуров, В. С. Жанр сатиры в римской литературе [Текст] / В. С. Дуров. – Л., 1987.

u Лосев, А. Ф. Эллинистически-римская эстетика [Текст] / А. Ф. Лосев – М.: Изд-во МГУ, 1979.

u Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа [Текст] / Е. М. Мелетинский; отв. ред. Ю. Б. Виппер; Ин-т мировой литературы АН СССР. – М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1986. – 320 с.

u Чистякова, Н. А. Эллинистическая поэзия: Литература, традиции и фольклор [Текст] / Н. А. Чистякова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

u Шталь, И. В. Художественный мир гомеровского эпоса [Текст] / И. В. Шталь; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983. – 294с.

u Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса [Текст] / В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2004. – 355 с.

u Ярхо, В. Н. Собрание трудов: Древнегреческая литература [Текст] / В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2000. – (Античное наследие Мифология. Литература).: История древнегреч. лит. в новых папирусных открытиях. [4]: Обретенные страницы. – 2001. – 254 с.

u Ярхо, В. Н. Собрание трудов: Древнегреческая литература: Греческая и греко-римская комедия [Текст] / В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2002. – 253 с.

u Ярхо, В. Н. Собрание трудов: Древнегреческая литература: Трагедия [Текст] /В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2000. – 350 с.

Сборники:

u Александрийская поэзия: Пер. с древнегреч. [Текст] / сост., вступ. ст. М. Е. Грабарь-Пассек – М.: Худож. лит., 1972. – 429 с.

u Античная лирика: Пер. с древнегреч. и лат. [Текст] / вступ. ст. С. В. Шервинского; сост.: С. К. Апт, Ю. Ф. Шульц. – М.: Худож. лит., 1968. – 622 с.

u Античная драма: Пер. с древнегреч. и лат. [Текст] / авт. вступ. ст. и сост. С. К. Апт. – М.: Худож. лит., 1970. – 764,[1] с.

u Античная литература. Рим: антология [Текст] / сост.: Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 717 с.

u Античная драма: пер. с древнегреч. [Текст] / [пер. с древнегреч. И. Анненского и др.]. – М.: ЭКСМО, 2005. – 878, [1] с.

u Античный роман: Пер. с древнегреч. и лат [Текст]. – М.: Худож. лит., 2001. – 748 с.

u Античные гимны [Текст] / сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 359 с.

u Античная поэзия [Текст] / сост. Т. А. Мирошниченко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 414 с.

u Античная поэзия [Текст] / [сост, авт. предисл. и коммент. А. Марков]. – М.: ЭКСМО, 2005. – 478 с.

u Голосовкер, Я. Э. Антология античной лирики в русских переводах [Текст] / Э. Я. Голосовкер. – Томск; М.: Водолей Publ., 2004-2006. В 3 томах.

u Греческий роман: Пер. с древнегреч. [Текст] / сост., вступ. ст. и примеч. М. Томашевской. – М.: Правда, 1988. – 525 с.

u Древнегреческая трагедия: сборник: пер. с древнегреч. [Текст] / коммент.: С. А. Апт, Ф. А. Петровский, В. Н. Ярхо. – М.: Худож. лит., 2000. – 428,[1] с.

u Древнегреческая трагедия: [Эсхил, Софокл, Еврипид] [Текст] / [пер. с древнегреч.: Вяч. Иванова и др.; пер. с фр. Н. Лихаревой]. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 633 с.

u Римская сатира: Пер. с лат. [Текст] / состав и науч. подгот. текста М. Гаспарова. – М.: Худож. лит., 1989. – 541 с.

u Эллинские поэты, VIII – III вв. до н. э: Эпос, элегия, ямбы, мелика [Текст] / изд. подгот. М. Л. Гаспаров, О. П. Цыбенко, В. Н. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – 515 с.

 

Требования к оформлению читательского дневника

 

NB Читательский дневник заполняется в течение семестра. Сдается на проверку не позднее 20 декабря (для нечетных семестров) и 20 мая (для четных семестров) [1]. После указанной даты дневники на проверку не принимаются и не допускаются для использования во время сдачи экзамена/зачета.

В случае соблюдения всех требований дневником разрешается пользоваться на экзамене/зачете (тексты произведений, конспекты научной литературы, шпаргалки, телефоны и прочие средства «спасения» использовать нельзя).

Структура дневника:

1. Название прочитанного произведения (если у поэтического произведения нет заглавия, то в качестве названия указывается первая строчка), автор (если оно не анонимно).

2. Цитаты из текста, отражающие суть произведения (небольшие по объему лирические тексты – до 8 строк – можно цитировать целиком).

3. Имена основных действующих лиц, их характеристики, тезисно отметить последовательность развития событий (для драматических и эпических произведений). Характеристика лирического героя (для лирики).

4. Цитаты из исследовательской литературы и учебников по данному автору или произведению[2] (обязательны ссылки на источник цитирования с полным указанием библиографических данных, оформленных по стандарту). Количество и объем цитат определяется здравым смыслом и начитанностью автора дневника.

Википедия, Рефераты.ру и т.п. не считаются ни исследовательской, ни учебной литературой!

5. Характеристика произведения с точки зрения его жанра (определить жанр и указать его признаки в этом произведении).

6. Характеристика произведения с точки зрения его принадлежности к одной из эстетических парадигм[3]: определить литературное направление (художественный метод) и указать его признаки в поэтике произведения.

  1. (Опционально) Собственные размышления по поводу прочитанного произведения (размышления и рассуждения, но не оценка произведения!).

 

Примечания: для нескольких небольших по объему поэтических произведений одного автора, относящихся к одному жанру, пункты 4–6 могут быть общими.

Тексты, выделенные в списке литературы курсивом, обязательны для прочтения, но в дневнике не описываются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...