Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Елена Мотыжева «Сказки, мифы и легенды Примиусья»




Текст 31

АЛЫЕ ПАРУСА

Напишите подробное изложение. Расскажите Грею и Ассоль о нашем времени и о себе в форме письма от школьника XXI века.

 

Здравствуйте, мои дорогие Ассоль и Грэй, милые люди прекрасного XIX века!

Знаете, для меня ваши имена – символичны. На языке североамериканских индейцев Ассоль означает «Преданная Мечте», Грэй – «Подаривший Чудо». Вы не могли не встретиться, потому что такая любовь, как ваша, действительно способна творить чудеса, преодолеть все трудности и мелочи, потому что она – настоящая.

А пишу вам я – школьница из совершенно другого, не похожего на ваш, XXI века. Какой он – мой век?

В нынешнее время не каждый сможет поверить в сказку, как это сделала ты, Ассоль. Ты верила в нее на протяжении долгих и долгих лет, несмотря на все насмешки односельчан. Ты так наивна и чиста! Грэй именно поэтому и смог осуществить твою мечту, что почувствовал в тебе детскую непосредственность и душевную красоту. И поэтому он не поверил словам трактирщика о полоумии понравившейся ему девушки. В наше время трудно встретить такую искреннюю веру в любовь. Современная девушка не способна мечтать и ждать, ей нужно все сразу и все самое лучшее - модную одежду, дорогие телефоны и возлюбленного с деньгами и машиной. Искренность чувств сейчас не столь важна, и это страшно огорчает. А если молодому человеку наших дней "друзья" расскажут о его возлюбленной нелицеприятную историю из прошлого, то вряд ли он будет разбираться, насколько это соответствует действительности, правда это или клевета. Сегодня чаще верят безоговорочно тому, что говорят, а не тому, что сами видят.

Мой век – эпоха космических наук и компьютерных технологий, эпоха суперскоростей и нанооткрытий. Мне кажется, что стремительность технического прогресса затормозила процесс духовного и душевного роста. А как иначе объяснить постигшие человечество войны, ядерную угрозу, терроризм, борьбу за мировое господство, непримиримые политические разногласия, экологические катастрофы, информационные битвы? В суете дней легко потерять собственное внутреннее «я», внимание к слову и делу, душевность к близким и незнакомым, чувство ответственности за свои поступки и мысли.

Я верю в мечту. Верю по-настоящему, несбыточно и высоко! Ведь мечта и преданность ей рождают благородство помыслов и поступков. А благородство и рыцарство – первый шаг на пути сотворения чуда. Как справедливо сказал ты сам, Грэй: «Чудо надо делать своими руками».

Я верю, что в наше непростое время встречаются люди, способные видеть радость в мелочах и не гоняться за призрачным счастьем. И поэтому, мои милые Ассоль и Грэй, я могу уверенно сказать: мой век не менее прекрасен, чем ваш!

Текст 32

БАЙКАЛ

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Какие легенды, мифы, притчи и др., связанные с реками и озёрами, вы знаете? Расскажите одну из них или составьте описание, рассказ, рассуждение самостоятельно.

 

Множество преданий и сказаний дошло до нас из глубины веков от наших славянских предков. Среди них – думы, легенды и мифы о появлении донбасских озер и рек. На мой взгляд, особенно интересны предания, изложенные в книгах И. Костыри («Думы о Донбассе») и Е. Мотыжевой («Сказки, мифы и легенды Примиусья»). Об истории наших Славянских, или Голубых, озерах и хотелось бы мне поведать.

Иван Костыря «Думы о Донбассе»

Дума о Торских озерах

Такого дива, сотворенного самой природой на севере Донецкого края, пожалуй, и во всем мире не сыщешь!

На огромном расстоянии от моря, средь пресных речек и естественных водоемов, лежат соленые озера, именуемые по-старинному Торскими, а по-нынешнему — Славянскими. И более мелкие, безымянные, которые местные жители называют просто лиманами.

Безымянным озерцам, именуемым и лиманами, и солонцами, и солончаками, несть числа. Вода в под стать морской. Недаром и развернулись на здешней почве соляные промыслы бог весть когда. Не одни работные люди, присланные из России, обретались на солеварнях, а стекались сюда и беглые крестьяне-украинцы — от них-то и приняли наименования украинский оттенок. Да еще и украинские казаки с Днепра — «черкасы».

Вокруг холмистое степное раздолье, изрезанное буераками, балками и оврагами с меловыми обрывами и осыпями, по буграм щетинится любящий зной полынок, подувает сухой, теплый ветерок, преимущественно с юго-востока. Ну, точь-в-точь, как на приморских прибрежьях. Невидаль да и только!

Издавна их называют Торскими — по племени торков, кочевавших наравне с хазарами, печенегами и половцами по здешнему краю. Как и реку Торец с ее притоками — Сухим и Кривым. Что означает в переводе на русский язык «быстрый», либо «источник».

Название это поминается еще в Ипатьевской летописи, поведавшей так же, как и Боян в «Слове о полке Игореве», о трагический событиях, какие разыгрались на Диком Поле еще в 1185 году, при битве на реке Каяла. Игорь попал в плен на реке Тор или был привезен сюда с более южной стороны. Об этом самом месте ведется речь в «Слове...»: «В полночь Овлур (половец, бежавший на Русь вместе с Игорем) свистнул коня за рекою; велит князю не дремать».

Более того, в той же летописи записано, что воины князя Игоря, сдерживая натиск врагов, изнывали от жажды, но не могли пить и поить лошадей, так как вода в реке была соленой. Та ли была это река, поименованная Каялой, или другая, но место пребывания Игоря в плену обозначено Тором. И, стало быть, даже если он и был пленен в другом безлюдье дикой степи, то побег совершил именно отсюда. Однако ж соль в воде поминается. Значит, все наверняка так и происходило, из этих мест Игорь бежал на близкий Северский Донец, к которому впоследствии обращался с благодарными словами: «О, Донче!...»

Озеро, поименованное Червленым. Оно же и Червонное, а попросту Червоне. Потому что по его берегам росла вроде бы странная на вид трава — красного, будто кровавого, цвета. Она и поныне тут растет, солончаковая, сочная, хрупкая и красная с виду — солянка, или солонка.

От Тора осталось только новоявленное название Соляной. Или Соленый. Он-то, собственно, и стал прообразом нынешнего Славянска. Тогда же его исключили из фортификационных сооружений. И определили ему статус уездного городка Екатеринославского наместничества и дали теперешнее имя.

С первой половины XIX века Торские озера зажили иной, курортной жизнью — не менее хлопотной, суетной, зато бойкой и веселой, даже праздной.

В 1827 году штабс-лекарь Яковлев, ознакомившись с лечением на Одесских лиманах, стал успешно применять купания в Репном озере и натирания грязью оного больных солдат. На подмогу его усилиям пришел и харьковский профессор Гордиенко, сделавший изначальные химические анализы и минеральных вод, и тех же грязей.

Слава о целебных свойствах славянских грязей и вод быстро разнеслась по окрестным селам и городам. И вот уж отовсюду ринулся сюда недужный люд — «слабогрудые», с накожными заболеваниями, с покрученными болезнями руками и ногами. И лечились кто как попало, невзирая на запреты местных властей.

Однако приток людей на самолечение не прекращался. А тем более, что с постройкой в 1867—1869 годах Курско-Харьковско-Азовской железной дороги вблизи Славянска, курорт и вовсе стал доступен многим желающим попасть на Торские озера уже и из более отдаленных краев.

Упорядочился приплыв лишь после того, как курорт был передан в собственность города и началось строительство частных санаториев.

К концу XIX века вышел царский указ о том, что Славянские минеральные источники возведены в ранг общественно значимых. Не прошло и десяти лет, как на Международной бальнеологической выставке в бельгийском городе Спаа за высокое лечебное свойство представленных туда экспонатов торских грязей Славянский курорт был удостоен наивысшей награды — Большой Золотой Медали и премии Гран-при.

Вот тебе и Торские озера!

Елена Мотыжева «Сказки, мифы и легенды Примиусья»

Легенда о реке Бахмутке

Существует легенда о дочери половецкого предводителя Бахмета, которая безоглядно полюбила местного пастуха. Но отец воспротивился этой любви, послал бедного пастуха со своей дружиной завоевывать тот же мир, о ладе и покое которого не однажды пел пастух. В одной из стычек пастух погиб. И тогда дочь Бахмета прокляла отца, послав­шего его суженого на верную гибель, а сама бросилась в без­донный яр, заросший до темени лесом. Бахмут-хан так и не отыскал ее.

Прошло какое-то время после разыгравшейся здесь тра­гедии, и в том яру проклюнулся солеродоный родник — вода в нем была солона от слез дочери хана, которая и там, в подзе­мелье, неутешно оплакивала своего любимого горькими, со­леными слезами.

Оттого-то и прозвали-де народившуюся речушку Бахмуткою, а отсюда и — Бахмут.

Кто ж теперь дознается в точности, как оно на самом деле было? В чью честь или память нарекли сим именем речку?

Так или иначе, а прижились на донецкой земле, искони славянской, эти нездешние названия — и Тор, и Бахмутка с прадавних пор. И стали неотъемлемыми, неотторжимыми от нашей древней истории. В том числе и истории солеварения в Донецком крае.

 

Текст 33

БЕРЁЗА

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дополните текст изложения описанием берёзы; поразмышляйте о том, нужно ли человеку знать легенды собственного народа.

 

Берёзу относят к роду листопадных деревьев и кустарников семейства берёзовых, в состав которого входит около 120 видов. Дерево широко распространено по всему Северному полушарию, а потому его можно увидеть не только в Евразии, но и на территории Северной Америки, в тёплых странах с песчаным грунтом и даже за полярным кругом. Такой широкий ареал распространения объясняется тем, что белая берёза нетребовательна, великолепно переносит как жару, так и вечную мерзлоту, приживается на любой почве. Свое название береза получила, как производное от имени древнеславянской богини Берегини, которую считали покровительницей добрых начинаний и помыслов.

Береза белая – лиственное дерево с гладкой, пергаментно-белой корой, поверхность имеет характерные темные линии, вырастает в высоту до 25 м. Стебли молодых ветвей красно-бурого цвета. Листья очередные, ромбовидные или треугольно-яйцевидные. Корневая система мочковатая, состоящая из нетолстых и недлинных корней. Это не позволяет березе расти на сухих песчаных почвах.

Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения, потому что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.
Цветки берёзы распускаются одновременно с листьями. Крупные мужские соцветия сережки видны всем. А мелкие, невзрачные женские почти незаметны на фоне благоухающей молодой листвы. Ветер раскачивает ветки дерева вместе с длинными мужскими серёжками, и иногда становится видным облачко пыльцы.

В конце лета и в начале осени огромное количество мелких плодов разносится ветром. Плод берёзы - маленький орех с двумя прозрачными крыльями. Если условия благоприятны, если почва влажная, он немедленно прорастает. Если осень холодная, то семена в состоянии покоя пролежат до весны. Из такого семени вырастает стройное дерево. Ветвями берёзы православные украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.

Ценится в декоративном садоводстве за красоту кроны и ажурную листву. Береза – отличное средство, обладающее обезболивающим, противовоспалительным действием. Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти. В пчеловодстве берёза важна как пыльценос. Берёзовая лучина применялась в старину для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти. Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.

Н. Пришвин. Фацелия
БЕРЕЗЫ

Сквозь прелые листья и соломины пробивается зелень, лист жил, трава жила, и теперь, пожив хорошо, как удобрение переходят в новую зеленую жизнь. Страшно представить себя вместе с ними: понять ценность свою в таком обращении природы. Стоит мне что-нибудь выбрать, облюбовать, будь это лист, трава или вот эти две небольшие сестры-березки, как все, избранное мною, так же как и я сам, не совпадает в моем представлении с удобрительной ценностью их предшественников.
Избранные мною сестры-березки небольшие еще, в рост человека, они растут рядом, как одно дерево. Пока не распустились еще листья и надутые почки, как бусинки, на фоне неба видна вся тончайшая сеть веточек этих двух сплетенных берез. Несколько лет подряд во время движения березового сока я любуюсь этой изящной сетью живых веточек, замечаю, сколько прибавилось новых, вникаю в историю жизни сложнейшего существа дерева, похожего на целое государство, объединенное одной державой ствола. Много чудесного вижу я в этих березах и часто думаю о дереве, существующем независимо от меня и даже расширяющем мою собственную душу при сближении.

Сегодня вечер холодный, и я немного расстроен. Мне сегодня мои прежние догадки о «душе» березы представляются эстетическим бредом: это я, лично я, поэтизирую березки и открываю в них душу. На самом же деле нет ничего...
И вдруг при совершенно безоблачном небе на лицо мое сверху капнуло. Я подумал о пролетевшей птице какой-нибудь, поднял голову вверх: птицы нигде не было, а на лицо с безоблачного неба снова капнуло. Тогда я увидел, что на березе, под которой стоял я, высоко надо мной был поломан сучок и с него капал на меня березовый сок.

Тогда я, опять оживленный, вернулся мыслью к моим березкам, вспоминая друга, который в своей возлюбленной видел Мадонну; когда же с ней ближе сошелся, разочаровался и назвал свое чувство абстракцией половой любви. Много раз по-разному я думал об этом, и теперь березовый сок дал новое направление мысли о друге и его Мадонне.
«Бывает,– думал я,– человек не как мой друг поступает, бывает, человек, как я сам, вовсе не расстается со своей Фацелией и носит ее в себе, делая что-нибудь вместе со всеми, а любовь скрывая от всех. Но ведь где любовь, там и «душа»; и у возлюбленной и у березы».

И опять в этот вечер, под влиянием дождя березового сока, я видел, что у моих двух сестер-березок есть своя «душа».

 

 

Текст 34

«БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Если бы вы были художником, задумавшим историческую картину, то о чём и о ком бы она была? Аргументируйте свой выбор.

 

1. Я полностью согласна с автором текста в том, что «художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие». Именно поэтому моя картина была бы о советских воинах, которые ранним утром 4 сентября 1941 года освободили мой родной город. Мы, горловчане, свято чтим память об этом великом событии в истории нашего города. Каждый год на уроках мужества, которые проходят в историческом музее или возле обелисков и памятников, мы вновь и вновь с трепетом и благодарностью вспоминаем о героях, которым обязаны жизнью.

В сквере возле городского автовокзала на высоком холме установлен танк Т-34. Каждый житель города знает, что памятник символически объединяет два героических эпизода горловского освобождения: прорыв вражеской обороны танкистами и трагическую гибель экипажа одной из тридцати четверок в бою около машиностроительного завода. На моей картине был бы изображен один из этих эпизодов.

Далекий сорок третий год. Перед отступлением немцы облили керосином и подожгли террикон шахты "Кочегарка. Этот гигантский факел пылал несколько суток, наводя ужас на мирных жителей. Но дьявольский огонь, конечно, не мог остановить освободителей.

Прорвав оборону врага, танк бывшего горловского шахтера, сына знатного забойщика шахты "Кочегарка", Александра Негурицы достиг высоты господствующей над городом. Несмотря на ураган артиллерийский огонь противника экипаж вёл ожесточённый бой, уничтожив три противотанковых орудия и до ста гитлеровских солдат. Борьба продолжалась и после того, как машина была подбита. Отважные танкисты исправили повреждения и одними из первых ворвались на улицы родной Горловки. В моем воображении вновь и вновь возникает картина: на переднем плане – советский танк Т – 34, одна гусеница объята пламенем, справа – дымятся противотанковые орудия противника, в панике немецкие солдаты пытаются спастись бегством, их лица искажены ужасом, а на заднем плане – символ донецкого края – террикон, охваченный языками пламени, слева худенькая фигурка девочки – подростка с букетиком полевых цветов, собранных наспех, это Женя Федотова, очевидица тех событий, в те далекие годы – моя ровесница.

Этот день навечно будет вписан в историю Горловки, кровью тех, кто отдал свои жизни за освобождение родного города от фашизма. Война и Победа – не только факт истории, они факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнявших свой священный долг. А наш долг – свято хранить память о героях и передавать из поколения в поколение.

 

2. История любого государства и всего человечества складывается из массовых эпохальных событий и судеб отдельных людей. И мне кажется, что зрителю проще понять крупное историческое событие, увидев его глазами рядового участника. Поэтому в центре моей картины были судьбы и образы простых людей.

Если бы я создал, подобно Илье Глазунову, цикл «На поле Куликовом», то центральными персонажами сделал бы не русских князей, и даже не их дружинников, а простых крестьян-ратников, бросивших недопаханные поля, чтобы защитить родную землю от врагов.

Если писал бы Бородинское сражение, то центральным персонажем сделал вот того «дядю» из стихотворения М.Ю. Лермонтова, который под командованием бравого полковника поклялся «умереть под Москвой» ради защиты отечества.

Героями картин о Великой Отечественной войне я бы сделал обычного солдата, медсестру, партизана, штрафбатника, ведь смерть за родину делает равными и равно достойными всех!

А еще я мог бы написать картину о сегодняшнем будничном дне моей Республики, люди которой стоят на защите ее рубежей, работают, учатся, отстаивая свою независимость и личное человеческое достоинство.

3. Термин «историческая живопись» применяется к любой картине, в основе сюжета которой лежат темы из истории, литературы или мифологии. Есть пять основных категорий направления:

  • Религиозное. Название говорит само за себя: сюда относятся любые картины, основанные на различных верованиях. Большое количество работ на христианскую тему – сюжеты «Снятия Иисуса с креста», «Авиньонской Пьеты». Леонардо да Винчи создает фреску «Тайная вечеря», ставшую одной из самых известных работ христианского исторического искусства.
  • Мифологическое. Относится к картинам, в основе которых лежит иллюстрирование сюжета из мифологии, басни или легенды. В качестве примеров можно привести картины с изображением греческих и римских богов (Зевсом, Герой, Гефестом, Афродитой, Венерой, Юпитером и т.д.) или историй о похищении сабинянок, самоубийстве Лукреции, Давиде и Голиафе и прочие. Среди величайших живописцев раннего Возрождения можно выделить Мазаччо и Боттичелли, чьи знаменитые работы (фрески Капеллы Бранкаччи, картина «Весна») основывались на мифологических сюжетах.
  • Аллегорическое. К этому направлению следует отнести произведения, в которых содержится скрытый смысл, ряд отсылок и метафор. Символизм используется в картинах «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, «Буря» Джорджоне, «Аллегории хорошего и плохого правительства» Лоренцетти и так далее.
  • Литературное. Более узкая категория, которая иногда интерпретируется как мифологическая живопись. Состоит из повествовательных картин на темы, взятые из литературы. В качестве примера можно привести работы, основанные на путешествиях Данте из «Божественной комедии», шекспировских пьесах и других произведениях.
  • Историческое. Самая простая категория, включившая в себя изображения реальных событий, моментов истории, исторических фигур. Отнести к направлению можно картины «Сдача Бреды» Веласкеса, «Третье мая 1808» Гойи, «Афинская школа» Рафаэля и массу других произведений.

 

В своем трактате «О живописи» итальянский мастер эпохи Возрождения Альберти говорит об исторической живописи как об изображении святых, библейских персонажей, мифологических героях и исторических личностях, несущих позитивные идеи и правила морали.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...