Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории возникновения книги




Творческое задание. Напишите подробное изложение. Порассуждайте над проблемой, поставленной автором в тексте: какой будет книга будущего? Какую книгу читали бы с удовольствием вы?

1. «Чтение книг, - как говорит российский философ Александр Секацкий, - самое достойное из занятий человека». Нельзя с этим не согласиться. Ведь книга несёт и соединяет в себе множество разнообразных функций. Это и фиксация слова с последующим воспроизведением, и прививание моральных принципов личности, и формирование идеологии, и самая простая – познавательная.

Универсальность книги обусловила её использование ещё с древних времён и до наших дней. Постоянно меняя форму и концепцию выражения информации, трудно предугадать какой станет книга в будущем. Может, она будет функционировать в режиме аудио? Но как же тогда справляться глухим людям? Или же книга станет электронной? Можно сказать наверняка, что она будет представлять собой сложное сочетание текста, видеороликов, фото и звукозаписи. Я думаю, книга станет максимально комфортной для продуктивного восприятия.

С удовольствием я читала бы бумажную, такую привычную по виду книгу. Этот запах краски, бумаги, хрустящие новые листы. Всё это вызывает во мне трепетное чувство познания нового. Но такая форма стала дорогим удовольствием. Книга будущего, безусловно, изменится, станет кардинально отличающейся от имеющихся видов. И какой она будет, зависит только от нас.

 

2. Книга существует уже очень давно, являясь древнейшим носителем информации. Первобытные люди передавали такую информацию посредством наскальных рисунков. Чуть позже перешли на бересту. Были и глиняные таблички, и папирусные свитки. Затем китайцы изобрели бумагу. Еще позже придумали буквы, стали переписывать книги вручную, пока не изобрели печатный станок. В результате мы имеем современную книгу - непериодическое издание, состоящее из бумажных листов, на которых типографским или рукописным способом нанесена текстовая и графическая информация.

Но мир не стоит на месте. Все мы являемся свидетелями огромного прорыва в сфере информационных технологий. Это касается и книг. Например, появились электронные книги. Это позволяет решить вопрос хранения больших объемов информации и отказаться от дорогостоящей бумаги. Думаю, что в скором времени книга, как таковая, полностью перейдет на электронные носители. Мне бы хотелось, чтобы при этом увеличилась ее информативность и наглядность. Очень интересно было бы почитать книгу о приключениях с «живыми», анимированными иллюстрациями.

Человек будет нуждаться в новой информации всегда. И какой будет книга будущего, не важно. Главное, чтобы ее читали!

 

3. Книги являются наиболее исчерпывающим и полным источниками знаний из ныне существующих. Конечно, информационные технологии постоянно развиваются, для многих людей книги в настоящее время заменяются интернетом. Тем не менее, ни для кого не секрет, что существует множество книг, которых в интернете не найти. Кроме того, само чтение бумажной книги являет собой своеобразную культуру, которая имеет мало общего с обычным просиживанием в интернете. Впрочем, развитие информационных технологий вытесняет книги, кто бы что ни говорил. Именно поэтому чрезвычайно интересно задуматься, какой будет книга будущего. Какие такие идеи она должна содержать, чтобы быть конкурентной и оставаться наравне с другими источниками знаний?

Как мне кажется, книга будущего, о каком бы жанре произведений ни шла речь, должна быть чем-то похожей на современные энциклопедии. То есть, она должна включать как можно больше знаний, но при этом придавать им завершенную форму. Проблемой конкурента книг – интернета – является то, что здесь вряд ли можно чему-то научиться. В интернете слишком много различных соблазнов, всплывающих окон и тому подобного, что может отвлечь человека от того, чем он занимается. Напротив, в книге такого нет. В книге будущего будет, безусловно, полезная информация. Вряд ли книга сможет стать более развлекающей, чем интернет, именно по этой причине она должна стать полезной, именно в конкретной пользе должно заключаться ее основное преимущество. Прочитав определенную книгу, человек должен будет почувствовать, что он стал намного умнее, эффективнее и может применить свои знания на практике сразу же после прочтения. Это могут быть как профессиональные знания, так и знания другого порядка. В любом случае, они должны уже вскоре после получения улучшать жизнь человека. Лишь в таком случае такой формат получения информации, как книга, выживает и будет востребован среди людей будущего.

Каждой форме отведен определенный срок существования. С одной стороны, книга существует уже очень давно, она занимает важное место в жизни каждого человека. С другой стороны, все мы являемся свидетелями огромного прорыва в сфере информационных технологий. К примеру, появились электронные книги, после чего необходимость книг бумажных резко снизилась. В любом случае, человек будет нуждаться в новой информации всегда. Книга будущего должна давать эффективные и конкретные идеи относительно того, как сделать жизнь человека лучше.

 

4. Образ книги в произведениях русской литературы.

«Книга — источник знаний» — это знает каждый. Издревле в почете были образованные люди, знающие толк в книгах. В дошедших до наших дней сведениях о митрополите Иларионе, внесшем грандиозный вклад в развитие русской политической и духовной мысли своим трактатом «Слово о Законе и Благодати», сказано: «Ларион муж благ, постник и книжен». Да, именно «книжен» — то самое меткое и емкое слово, которое наиточнейшим образом характеризует все достоинства образованного человека. Именно с книги начинается нелегкий и тернистый путь от Пещеры Невежества, символично изображенной древнегреческим философом Платоном в своей работе «Государство», к Мудрости. Из книг черпали густой и ароматный кисель познания все великие Герои и Злодеи человечества. Книга помогает ответить на любой вопрос, если только на него вообще имеется ответ. Книга позволяет сделать невозможное, если это возможно.
Конечно же, многие писатели и поэты «золотого века», рисуя словесные портреты своих героев, прибегали к упоминанию тех или иных литературных произведений, имен и фамилий своих коллег по перу, которыми бредили, восхищались или коих лениво почитывали время от времени художественные персонажи.

В зависимости от качества героя освещались и его книжные пристрастия, отношение к процессу чтения и образования вообще. Вот лишь некоторые примеры того, что и как читали герои русской классики.

На заре русского классицизма и русского реалистического театра, во второй половине XVIII столетия, свет увидела комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой писатель высмеивал недалекость помещичьего класса, незатейливость его жизненных идеалов. Центральная тема произведения была озвучена главным его героем, собственно недорослем Мит-рофаном Простаковым: «Не хочу учиться, хочу жениться!» И пока Митрофан мучительно и безрезультатно пытается по настоянию учителя Цыфиркина разделить 300 рублей на троих, его избранница Софья занимается самообразованием посредством чтения:

Софья: Я вас дожидалась, дядюшка. Читала теперь книжку.
Стародум: Какую?
Софья: Французскую, Фенелона, о воспитании девиц.
Стародум: Фенелона? Автора «Телемака? Хорошо. Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал «Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то,что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки да воротят с корню добродетель.

Отношение к чтению и книгам сопровождает читателя на всем протяжении комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. «Самый знаменитый москвич всей русской литературы», Павел Афанасьевич Фамусов, весьма критичен в своих оценках. Узнав, что его дочь Софья «…всё по-французски, вслух, читает запершись», он говорит:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтенъи прок-то невелик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

А причину сумасшествия Чацкого он видит исключительно в ученье и книгах:

…Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!

Сам же Александр Андреевич Чацкий читает исключительно прогрессивную западную литературу и полностью отрицает уважаемых в московском обществе авторов:

Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых…

В «энциклопедии русской жизни» — романе «Евгений Онегин» — А. С. Пушкин, описывая своих героев по мере знакомства их с читателем, уделяет непременное внимание их литературным пристрастиям. Главный герой был «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «по-французски совершенно мог изъясняться и писал», то есть получил блестящее по европейским меркам образование:

Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграммы разбирать,
Потолковать о Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха…

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом…

Деревенский сосед Онегина, молодой помещик Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», привез «учености плоды» из Германии, где воспитывался на трудах представителей немецкой классической философии. Наиболее сильно взволновали ум молодого человека размышления о Долге и Справедливости, а также теория Категорического Императива Иммануила Канта.

Любимая же героиня Пушкина, «милая Татьяна», воспитывалась в духе своего времени и сообразно собственной романтической натуре:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.

Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души», знакомя нас с главным героем, ничего не говорит о его литературных пристрастиях. Скорее всего, таковых у коллежского советника Павла Ивановича Чичикова не было вовсе, ибо он был «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод»: господин средней руки. Но вот о первом из помещиков, к которому направился за мертвыми душами Чичиков, Манилове, известно, что «…в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

Торжество и гибель «обломовщины» как ограниченного и уютного мира Ильи Ильича Обломова, на фоне метаморфоз которого бьет неуемным ключом активная жизнь Андрея Штольца, осветил в своем романе И. А. Гончаров. Безусловно, разница в переоценке жизненных ценностей двух героев откладывает свой отпечаток и на их отношение к чтению и книгам. Штольц со свойственным ему немецким упорством проявлял активное желание читать и учиться еще в детстве: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака»«. Процессу чтения Обломова как главного героя И. А. Гончаров уделяет особенное место в романе:

Что ж он делал дома? Читал? Писал? Учился?
Да: если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет.

Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него появится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и, если принесут скоро, он примется за нее, у него начинает формироваться идея о предмете; еще шаг — ион овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая…

Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен. Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него…

Как ни интересно было место, на котором он останавливался, но, если на этом месте заставал его час обеда или сна, он клал книгу переплетом вверх и шел обедать или гасил свечу и ложился спать…

Если давали ему первый том, он по прочтении не просил второго, а приносили — он медленно прочитывал…

Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удавалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам. Зато поэты задели его за живое…

Апогеем начитанности героев литературного произведения является, без сомнения, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Страницы просто пестрят именами, фамилиями, названиями. Здесь есть Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг Гёте, которых уважает Павел Петрович Кирсанов. Николаю Петровичу вместо Пушкина «дети» дают «Stoff und Kraft» Людвига Бюхнера. Матвей Ильич Колязин, «готовясь идти на вечер к г-же Свечиной, жившей тогда в Петербурге, прочитывал поутру страницу из Кандильяка». А Евдоксия Кук-шина прямо-таки блещет эрудицией и начитанностью в беседе с Базаровым:

Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санд. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном? Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем. Она, я уверена, и не слыхивала об эмбриологии, а в наше время — как вы хотите без этого? Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич…

 

 

  1. Безусловно, охватить литературные пристрастия всех героев русской классики невозможно. Они крайне многочисленны и разнообразны. Одни персонажи восхищают своей оригинальностью и изысканным вкусом; другие вполне предсказуемы и строго следят за книжной модой. Книга в книге как зеркало, отраженное в зеркале напротив, помогает составить истинное представление о том или ином герое, о его образованности, о его уме. В свою же очередь, именно персонажи подают достойный пример, обращая внимание читателя на те или иные столпы мировой литературы, пробуждая интерес и желание обязательно обратиться к ним, учиться с помощью их всю жизнь. Воистину говорят: «Ученье — свет, не ученье — тьма».
  2. В известном романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров застает Николая Петровича с томиком Пушкина. Это становится причиной его насмешек. Евгений советует «что-нибудь дельное почитать» и кладет ему брошюру немецкого естествоиспытателя. Эта сцена характеризует нам два полярных мира, один традиционный и соборный, а другой новый и передовой. Также важно отметить, что в романе многие герои читают. Мать Базарова — Дюкре «Дюмениль Алексис, или Хижина в лесу». Тургенев отмечает, что она «не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу»». Отец Базарова — Горация, так как любит античность. Ситников — романы Жорж Санд. Таким образом, роль книги в их жизни очень важна: литература определяет их мировоззрение.
  3. Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И. Гончарова, говорил, что книги — это «…роскошь. То дело, без которого легко и обойтись можно. Вещь, назначенная для развлечения». Это еще один способ раскрыть его характер. Также в школе о нем говорилось, что он не читал книг «больше положенного», а значит, не особо ими интересовался и в детстве. Данный факт, несомненно, отразился на развитии личности героя. Пренебрегая чтением, он так и остался маленьким несамостоятельным Илюшей, который боится взрослой жизни и не может ориентироваться в ней.
  4. У Ф. М. Достоевского в произведении «Бедные люди» главный герой, Макар Девушкин, глубоко сочувствует Гоголевскому Акакию Акакиевичу из «Шинели». «Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться», — пишет он Вареньке. И герой убежден, что о подобном писать нельзя, неприлично. Макар способен сочувствовать не только живым людям, но и вымышленным. Интересно, что раньше, до знакомства с Варей, он читал бульварные и низкопробные книжки, и лишь с ее подачи стал интересоваться серьезной литературой. Эта перемена сказывается на развитии Макара: его стиль письма становится более изящным, у него расширяется лексический запас. Он даже чувствует более тонко, задумываясь о вещах, прежде не ведомых ему.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...