Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размышления о «чувстве слова»

Текст 8

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.

 

1. Однажды я присутствовала на концерте в Донецкой филармонии. До сих пор не могу забыть игру на скрипке молоденького скрипача с огромными синими глазами...

Когда он вышел на сцену и ударил смычком по струнам, как будто яркие лучи солнца заполнили все вокруг, чудесные птицы, разговаривая с цветами, запели нежные песни; затем я услышала шум ветра, который сменился небольшими каплями дождя, и, наконец, молнии разорвали шум в клочья... Скрипач закончил играть – зал взорвался шквалом аплодисментов. Я тоже была восхищена игрой виртуоза и задумалась о чудодейственной силе музыкального искусства.

Герой произведения А.П. Чехова “Скрипка Ротшильда” благодаря музыке обретает известность и признание в последние дни своей жизни. Песня любима и понятна всем, потому что передает людям самое сокровенное. Его музыка – это символ души, которая при помощи любимой скрипки раскрывается всем. Передав скрипку Ротшильду, освободившись от предрассудков, Яков обретает житейскую мудрость и душевное спокойствие. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой, как наследство, он оставляет память о себе, тем самым подтверждая идею бессмертия человеческой души. 161 слово

 

2. Однажды я присутствовала на концерте в Донецкой филармонии. До сих пор не могу забыть игру на скрипке молоденького скрипача с огромными синими глазами...

Когда он вышел на сцену и ударил смычком по струнам, как будто яркие лучи солнца заполнили все вокруг, чудесные птицы, разговаривая с цветами, запели нежные песни; затем я услышала шум ветра, который сменился небольшими каплями дождя, и, наконец, молнии разорвали зал в клочья... Скрипач закончил играть - зал взорвался шквалом аплодисментов. Я тоже была восхищена игрой виртуоза и впервые задумалась о чудодейственной силе музыкального искусства.

Я вспомнила, что игра на скрипке (особенно виртуозная, связанная с изощренной техникой левой руки) раскрывает в человеке творческие способности и ускоряет протекающие в мозгу процессы. Неслучайно мой любимый литературный герой Шерлок Холмс, обдумывая непростое решение задачи, играл на скрипке... Доктор Ватсон, герой рассказа Конан Дойла «Этюд в багровых тонах», пишет: «Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам. Иногда раздавались звучные, печальные аккорды. Другой раз неслись звуки, в которых слышалось неистовое веселье. Очевидно, они соответствовали его настроению, но то ли звуки рождали это настроение, то ли они сами были порождением каких-то причудливых мыслей или просто прихоти, этого я никак не мог понять». 200 слов

 

3. Тема музыки в литературных произведениях

Музыка и литература находят своё выражение в разных языковых формах, но между ними много общего. Важным стержнем родства этих видов искусств является интонация. Ласковые, печальные, радостные, тревожные, торжественные и взволнованные интонации встречаются и в литературных, и в музыкальных произведениях.

В соединении слова и музыки рождаются песни и романсы, в которых, кроме словесного выражения эмоций, душевное состояние передаётся посредством музыкальной выразительности. Ритм, мелодика, аккомпанемент создают неповторимые художественные образы.

Всем известно, что музыка и без слов, одними только сочетаниями звуков, способна вызывать в слушателях самые разные ассоциации и внутренние волнения. «Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает её разум», - утверждал французский писатель Ромен Роллан.

Но у музыки, способной тонко и волнующе выразить состояние души человека, всё же ограниченные возможности. При её бесспорном богатстве на эмоции, она лишена конкретики — чтобы до конца увидеть образ, посылаемый композитором, слушатель должен «включить» фантазию. Да мало того, в одной печальной мелодии разный слушатель «увидит» различные образы — осенний дождливый лес или прощание на перроне влюбленных.

Вот почему для обретения большей наглядности, этот вид искусства вступает в симбиозы с другими искусствами. И, чаще всего, с литературой. Зачем авторы — поэты и прозаики — так часто касаются темы музыки в литературных произведениях? Что даёт читателю образ музыки между строк?

По мнению Кристофа Глюка, знаменитого венского композитора, «музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок». А для Стефана Малларме, теоретика символизма, музыка — это дополнительный объём, дарующий читателю более яркие, выпуклые изображения реалий жизни.

Разные языки воспроизведения и способы восприятия этих видов искусств делают их непохожими, далекими друг от друга. Но цель, как у любого языка, одна — донести информацию от одного человека до другого. Слово, в первую очередь, обращено к разуму и лишь потом к чувствам. Но ко всему и не всегда можно подобрать словесное описание. В такие полные волнения минуты на помощь приходит музыка. Так она проигрывает слову в конкретике, но побеждает в эмоциональных окрасках. Вместе же слово и музыка почти всесильны.

А некоторые писатели и сами сочиняли музыку. Мало кто знает, что один из самых известных русских вальсов написал А. Грибоедов, знаменитый автор пьесы «Горе от ума». Поэт Б. Пастернак был близким другом А. Скрябина и сам мечтал стать композитором.

Мелодии, «звучащие» в контексте романов, рассказов и повестей включены в эти произведения не случайно. Они несут в себе дополнительную информацию, выполняют определенные функции:
• Музыкальная тема как сюжетный стержень произведения литературы (тема музыки в литературных произведениях Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната», «После бала»).
• Использование музыкальных образов для более объёмного изображения психологической характеристики литературных героев («Крейцерова соната» — музыка, как «двойник» персонажа)
• Авторская идея литератора основана на образе музыканта, его представлений о жизни, музыке, окружающих людях (как в произведении «Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича Пушкина).
• Создание литературного произведения по структуре музыкального («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина структурно схож с «Реквиемом», последним шедевром гениального композитора, стихотворения Афанасия Фета напоминают романс, а некоторые стихотворенияБориса Пастернака — музыкальную импровизацию).
Тема музыки в литературных произведениях чувствуется и в активном использовании средств создания образов. Повторы, звукопись, образы-лейтмотивы — всё это пришло в литературу из музыки.

 

Текст 9

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Напишите письмо на тему текста виртуальному адресату из прошлого или будущего, включив в текст размышления о времени и о себе:

«В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!»

1. Доброта... Как часто мы бессознательно ищем ее. Стараемся быть ближе к людям, от которых исходят теплые волны доброты. Доброта – это целый комплекс качеств, она не существует в одиночестве. Непременным качеством доброго человека является любовь. Любовь безусловная, ничего не требующая взамен.

Кто они, добрые люди? Какие они? Где найти их? Изначально – Иисус Христос. Люди, причисленные к рангу святых. Они — носители безусловной любви и доброты. Все мамы на Земле. Те, что несут добро своим детям. Другой миропорядок неприемлем. Равновесие будет нарушено, если не исполняется этот закон.

А если хорошо подумать, то люди не рождаются злыми, это потом они меняются в силу разных причин. И если мы хотим сделать мир добрее, нужно начинать с добрых дел своими руками. И тогда добро, приумноженное, к нам вернется.

 

2. Моя мама—добрейший в мире человек.. Я удивляюсь ее терпению, умению выслушать и понять, незаметно подсказать решение совсем не решаемой проблемы, удивительным образом успокоить и разрушить страхи. Она учитель и доктор одновременно: головная боль и усталость уходят от ее ласкового слова и добрых рук. Мама прощает все мои промахи и ошибки, а на прорывающуюся резкость смотрит с пониманием и юмором. Поэтому мамочка – самый добрый и любимый человек, и она всегда в моей жизни.

 

3. Выдающийся российский артист цирка, киноактёр Юрий Никулин говорил: «Я буду счастлив, если обо мне потом скажут: он был добрый человек. Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта — на первом месте.» Наверное, таких людей, для которых на первом месте доброта, и можно назвать добрыми людьми. Но что же такое доброта? По – моему, это нежное и заботливое отношение к другим людям, стремление сделать для них что –то хорошее, помочь им. Доброта – это то, что делает нашу жизнь светлее и радостнее. «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром,» – призывает нас народная пословица.

Говоря о доброте, невозможно не вспомнить о Матери Терезе Калькуттской. Она посвятила жизнь людям, следуя зову своего сердца. Пожалуй, невозможно назвать другого человека, который бы привнес в наш мир столько добра и милосердия. Мать Тереза была всюду, где была нужна ее помощь. Она всегда находила необходимые лекарства, одежду, еду и помещение, чтобы помогать больным, бедным и нуждающимся.

Уходя в бессмертие, Мать Тереза оставила свое послание миру, в котором завещала творить добро везде и всегда.

Я уверенна, что ее последовательницей можно назвать и Доктора Лизу (Елизавету Глинку). Для нее тоже не было чужих бед, она помогала тем, у кого уже почти не оставалось надежды на помощь — бездомным, тяжело больным, одиноким; она вывозила наших донбасских детей на лечение в Россию, всегда проявляла самоотверженность и сострадание, призывала сказать "нет" войне.

Встречались ли на моем жизненном пути добрые люди? Конечно. И довольно много, но расскажу я о самом родном человеке – моей маме. Когда – то я услышала фразу, что если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, было направленно на всех окружающих, то все зло на свете погибло. Моя мама – школьная учительница. Она приветливая, нежная, ласковая и жизнерадостная. У неё тёмно-карие глаза с удивительно добрым и теплым взглядом. Мама всегда поможет в беде и пожалеет в трудную минуту, никогда не кричит на учеников, никогда не накажет без причины и не откажет в помощи. Своих воспитанников она учит добру и справедливости, ведь добро – это дар, который не лежит на дороге, а передается от человека к человеку.

И в заключение мне хочется процитировать строки из стихотворения Евгения Асадова, которые стали для меня своеобразным жизненным ориентиром:

И, чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

 

 

Текст 10

РАЗМЫШЛЕНИЯ О «ЧУВСТВЕ СЛОВА»

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Подберите и изложите аргументацию к тезису, содержащемуся в последнем абзаце:

«И становится очевидным, что чувство слова – одно из важнейших и очень редких качеств человека, который умеет создавать, который видит то, что сокрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить собеседнику или удивить его яркой мыслью или неповторимой строкой. Умение грамотно писать. Умение быть творцом. Остроумие. Возможность относиться к слову так, как дети: уважительно, удивлённо и восхищённо».

1. Чувство слова – это человеческое качество, проявляющееся в невозможности ни писать, ни говорить неправильно. Врожденная грамотность – это врожденная интуитивная способность не делать ошибок в написании слов, предложений, текстов, писать грамотно, даже не зная правил! Таким образом «врожденная грамотность» есть неотъемлемая составляющая «чувства слова».

Ученые, постфактум изучая письменное наследие, приписывают врожденную грамотность Пушкину, Чехову, Катаеву, Грину. Затем они находят слова, подтверждающие выдвинутые теории, записи в дневниках и другие сведения. И уже мы расстраиваемся, опускаем руки, понимая, что «он Пушкин, ему можно…». Но может быть все несколько иначе, чем видят ученые-языковеды? Да, чувство слова Пушкина может объясняться не только влиянием русских и французских форм, но и тем, что информационная нагрузка на Александра Сергеевича в десятки раз была меньше, чем на нашего современника.

Словесный и терминологический шум создает прецеденты, когда слово родной речи трансформируется в некую универсальную словоформу, засоряя восприятие и не способствуя правильности. Слова-двойняшки: гОнит, стОнет, тОнет, клОнит, но ЗвонИт – проблемы с ударением… А ведь есть еще ШвЭция, рЕзетка, мамЫны, швЭдка – слова, которые режут слух и необратимо трансформируют обиходный язык… В подобном языковом пространстве русскую речь учит ребенок, которому даже при знании всего многообразия и взаимовлияния моделей родной речи, правильно использовать свое знание достаточно сложно.

Ученые считают, что «чувство слова» формируется за счет активной работы:

- над книгой (осознанный, поступательный, логический анализ содержания, структуры и смысла текста);
- над эстрадными миниатюрами (предложение вызывает нужные ассоциации);
- над политическими выступлениями (речь формирует необходимые эмоции и желания);
- над текстом лекций (в ограниченный временной интервал требуется вложить необходимый и достаточный, на взгляд лектора, объем информации);
- во время написания сочинений и изложений в школе!

Человек должен понимать, что слово ВСЕГДА несет в себе заряд энергии, которая в разных ситуациях, проявляет себя по-разному. Слово – это то, что, по мнению человека, качественно отличает его от животных. Слово создает миры вокруг нас и в наших душах, и важно уметь им пользоваться. Слово есть часть суждения, а суждение есть признак наличия мысли, результат мышления. Кто как мыслит, такие слова и использует! И мысль материальна! Этому есть множество подтверждений.

Максим Горький, описывая страдания Клима Самгина («Жизнь Клима Самгина»), так вошел в образ своего героя, что у писателя появились раны на руках, синяки, полученные литературным героем во время пыток, потерял сознание. Гоголь в периоды депрессий писал юмористические рассказы, тем самым поднимая себе настроение. Байрон написал за четверо суток «Абидосскую поэму», стремясь прогнать слезливую меланхолию, в чем и преуспел. Леся Украинка, проецировала свою физическую боль на бумагу, тем самым облегчая свое существование.

Они стали великими, их помнят именно благодаря чувству слова, которое проявлялось в умении выразить метания души, потаенные мысли и чувства, в создании ощущения присутствия. Язык управляет миром. Язык управляет и Homo Sapiens. Но управляет опосредованно через вербальные возможности человека. Какие возможности носителя языка, таков и мир, окружающий данного индивида. Слово – образ – проекция мира внутреннего на мир внешний. Ученые изучают литераторов, но в настоящее время телевидение оказывает большее воздействие на формирование личности, чем книги. Через экран телевизора формируется новое культурное сообщество, и этот процесс тем эффективнее, чем правильнее используются слова…

Чувство юмора – это внешнее проявления чувства слова. Именно поэтому так феерически веселы И. Ургант и А. Цекало, скорость мысли которых совпадает со скоростью словообразования. Игра словами этих телеведущих настолько ювелирна, что абсолютно безразлично – экспромт или авторская заготовка слетает с их уст.

Умение сочинять каламбуры, шутки для КВН, стихи на спор – это одно из немногих проявлений чувства слова. И именно из-за «дефицита» людей этим чувством обладающих, капитанские конкурсы и конкурсы импровизации в КВН наиболее трудны для команд. Умение своевременно создавать шутку-образ, попадающую в цель, – это неотъемлемое свойство людей-носителей данной способности. Чувство легкости слова было присуще многим представителям народного (крестьянского быта), частушки и припевки, побасенки, загадки.... А. Масляков, И. Угольников, Д. Нагиев, Г. Мартиросян, И. Ургант, П. Бормор – вот неполный список наших современников, чувство юмора которых проявляется в неповторимо-точной вербализации мысли. Людей, слушая которых, понимаешь, насколько скуден твой язык и как много есть прекрасных слов и словоформ, которые отсутствуют в твоем повседневном лексиконе.

Очевидно, что чувство слова – это достаточно редкое человеческое качество. Способность, создающая конкурентное преимущество во многих профессиях, не ограничивается грамотностью. Остроумие, своевременность, точность, умение выразить словами то, что скрыто от остальных, умение облачить в слово яркие мысли и сделать это неповторимо… Быть творцом. Относиться к словам бережно, как маленьким детям – трепетно, нежно, уважительно. Восхищаться и направлять… Все это делает человека интересным собеседником, романтичным партнером, мудрым приятелем, желанным гостем – и это лишь малая часть преимуществ людей обладающих чувством слова…

 

2. Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным. Чувство слова - это, во-первых, знание языковых законов и системных связей, благодаря которым человек не умеет делать ошибки, пишет и говорит правильно. Вспоминается пушкинское: "Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки..." Обычно говорят: "Он Пушкин, ему можно", В лицее его звали Французом потому, что по-французски он заговорил раньше, чем по-русски, и даже первые стихи его были на французском языке! Невозможность представить французской речи без ошибки для пушкина объясняется не только контаминацией, влиянием форм - в данном случае русских и французских, но прежде всего тем же чувством слова, прямо-таки заставляющим нас делать ошибки там, где сами правила противоречат грамматическим моделям. Прислушаемся: многие говорят "звОнит " - не грамматическая, но все же ошибка. Между тем влияние данного процесса переноса ударения на основу очевидно: гОнит, стОнет, тОнет, клОнит и т.д. То же проявляется и на письме... Даже при знании многочисленных моделей русского языка, их взаимовлияния без чувства слова выбрать необходимую ох как непросто! Чувство слова... оно формируется активной работой над книгой, над речью, над эстрадными миниатюрами, над политическими выступлениями, над текстом лекции в институте. Но развивается оно и в процессе создания школьного сочинения. Приступая к написанию, всегда необходимо помнить о том, что в разных ситуациях одно и то же слово может звучать по-разному, что слово - не только феномен, отличающий человека от животного мира, но и сила, данная ему, и важно умело ею воспользоваться. Слово полклвлдца определяет участь срадений народов. Слово оратора начинало и кончало столкновения между государствами. Слово может ранить, и не метафорически... Горький, писавший "Жизнь Матвея Кожемякина", так ясно увидел внутренним взорм рану героя, что сам рухнул без сознания, а тонкая струйка крови сочилась из груди писателя, образуя темное пятно на рубашке... Гоголь писал смешные рассказы, чтобы развеселить себя, когда случалась депрессия. А байрон за четыре ночи написал поэму "Абидосская невеста", чтобы отогнать душившие гео слезы. Написал - и понял, что настроение изменилось, что горечь и приступы самобичевания передались бумаге, на которой темнели строки законченной поэмы... Для Тараса Шевченко самым страшным наказанием оказался запрет "писаьт и рисовать", наложенний на него Николаем 1. Власть человека над языком,умение выразить тончайшие колебания души и самые заветные мысли - это и есть "чувство слова". Язык управляет миром. Язык управляет человеком. Но управляет он им не как тиран, а предлагает систему суждений и ориентиров в мире, исполненном непознанных вещей, не сделанных открытий, не созданных образов. Слво- -само образ. И, если с ним что-то ассоциируется, слово создает эту ассоциацию, которая вступает в права абсолютного и безоговорочного владения личностью. Умение создавать каламбуры, как и умение сочинять стихи "на спор", а то и перед зрительным залом, не медля ни минуты, безусловное проявление "чувства слова". Н. Богословкий - не только известный композитор, но и обладавший этим чувством мастер остроумных розыгрышей, содержавших шутку, а иногда и насмешку. Вот фразы Богословского, доказывающие его удивительное чувстов слова, умение видеть за обычными звуками, за обычной "мелочишкой суффиксов и флексий" то, что скрыто от поверхностного взгляда: Притворная дама; Чистой воды коньяк!; Забравшись в чужой космический корабль, инопланетяне чувствоавали себя не в своей тарелке; Правительство объявило голодовку многим гражданам; Хирургия бывает сердечной, а бывает бессердечной; Выдающаяся певица. Вернее, выдающаяся прдюсером за таковую. И становится очевидным, что чувство слова - одно из важнейших и очень редких качесвт человека, который умеет создавать, который видит то, что скрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить или удивить собеседника яркой мыслью или неповторимой строкой. Умение грамотно писать... Умение быть творцом... Остроумие... Возможность относиться к слову так, как дети, - уважительно, удивительно и восхищенно... Все это и составляеи "чувство слова", делающее человека интересным и желанным, мудрым и романтичным...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...