Глава 11. Теория деволюции: ведическая концепция
⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 55
Итак, давайте подведем итоги. Все факты, описанные в «Неизвестной истории человечества», говорят о том, что такие же люди, как мы, существовали на нашей планете уже около двух миллиардов лет назад, то есть столько, сколько длится день Брахмы. И археологические находки, и данные генетики противоречат современному представлению о происхождении человека и заставляют нас искать новые объяснения. Мы решили, что прежде чем пытаться понять, откуда произошел человек, нужно попробовать разобраться, что вообще такое человек. Большинство современных ученых считают, что человек – всего лишь определенная биологическая структура. Однако, по нашему мнению, гораздо более правдоподобным выглядит предположение, что человек состоит из грубой материи, тонкой материи в виде ума и сознания. Если принять такую версию, будет естественно предположить, что космос делится на несколько областей с различным соотношением этих трех субстанций. Также можно предположить, что в каждой области обитают разумные сущности с различными способностями и силами, адаптированные для жизни именно в этой области. И теперь все эти отдельные базовые предположения нужно интегрировать в одну теорию, которую я назвал теорией деволюции. Чтобы читателю было проще понять ведическую теорию, мы решили не подниматься выше материи; скорее даже, спустились с уровня духовного сознания на уровень материи. Большинство людей склонны отдавать предпочтение наиболее простым теориям происхождения человека. Они больше верят либо дарвиновской теории эволюции, либо креационной теории, либо теории внешнего вмешательства. В ведической же концепции есть элементы всех этих теорий. Главная роль в создании жизни здесь отводится Творцу, Богу. Но есть и некоторые идеи, схожие с теорией эволюции. Дарвин под эволюцией подразумевал воспроизводство с некоторыми изменениями. Древние индусы также знали о своего рода «генной инженерии», которая контролируется свыше. По их представлениям, жизнь начинается на высших, тонких уровнях, без видимой материи, и постепенно спускается в более простые миры и принимает видимые, достаточно простые формы. И третья теория также отражена в Ведах – теория внешнего вмешательства. В ведической традиции существуют различные версии на этот счет, но все они схожи как между собой, так и с теориями разных древних культур о внешнем вмешательстве в происхождение человека.
Само по себе сознание существует на уровне чистого сознания, пребывая в Боге, у которого на санскрите много имен, – в том числе и Кришна, что означает «всепривлекающий». Пока единица сознания находится в высшем сознании – она пребывает в вечном блаженстве. Если единица сознания отделяется от высшего сознания, она переходит на уровень материальных энергий. Мотивацией такого перехода, как правило, является желание стать независимым существом, отделиться от единого высшего сознания. На уровне чистого сознания это невозможно, поэтому единица сознания или душа, спускается на уровень материальных энергий. Здесь она попадает в физическое тело и начинает жить по законам физического мира. Материальные энергии бывают двух видов: тонкие и грубые. Души, единицы сознания, существуют в тонком мире, их тела состоят из тонкой материи, это ум (манас), интеллект (буддхи), и ложное эго (аханкара). При этом душа живет в физическом теле, принадлежащем миру грубой, плотной энергии, в котором есть земля (бхуми), вода (апа), огонь (агни), воздух (вайю) и эфир (кхам). Господь (Кришна) не занимается созданием материальных вселенных, в которые могут спуститься души, пожелавшие отделиться от высшего сознания. Для этого есть Маха Вишну, одно из проявлений Господа Кришны, покоящийся на волнах Причинного Океана. Из пор Маха Вишну рождаются все вселенные. Одним взглядом Маха Вишну вдыхает жизнь в каждую вселенную, населяя ее разумными существами. Маха Вишну распространяет себя в каждую вселенную в форме Гарбходакашайи Вишну. Гарбходакашайи Вишну рождает Брахму, первое живое существо в каждой вселенной. Брахме поручено создание всех существ. Он создает материальные тела как сосуды для жизни душ.
Брахма существует в самом высшем мире материальной вселенной. Его обитель называется Брахмалока. Тело Брахмы состоит из тонких энергий. В комментариях к Чайтанья‑чаритамрите (Ади‑лила. 5.22) Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет: «Существа, населяющие Брахмалоку, избавлены от грубых материальных тел и цепи рождений, – их тонкие тела преобразуются в духовные тела, и они попадают в высшие миры». Разум Брахмы рождает Сынов Разума, на санскрите их называют манасапутры, один из них – мудрец Кардама Муни. Из тела Брахмы рождаются и другие мудрецы и первая супружеская пара – Свайамбхува Ману и Шатарупа. Свайамбхува на санкрите означает «создавший сам себя». У Свайамбхува Ману и Шатарупы родились дети. Дочерей отдали в жены Сынам Разума Брахмы, и от них берут начало династии полубогов и полубогинь, которые существуют в высших мирах вселенной. Когда душам приходит время воплотиться в грубом материальном теле, этим занимаются полубоги и полубогини. Для этого они используют семена, биджи. В этих семенах содержатся формы материальных тел. Современные биологи пока не могут объяснить процесс развития живых существ. Каждое растение, каждое животное начинает развиваться с одной клетки путем ее деления. В каждой клетке одинаковый набор ДНК. Поэтому нелегко объяснить, как и почему в процессе деления нескольких клеток на миллионы (и триллионы в случае человеческого развития) клетки становятся разными и складываются в разные сложные организмы. Я предполагаю, что с каждой материальной формой связаны не только ДНК, но и эти семена, биджи, в которых содержится информация о форме каждого конкретного организма.
В Бхагавад‑гите (14.4) Кришна говорит: «Я отец, дающий семя». Там же (7.10) сказано: «Я изначальное семя всего живущего». Здесь используется слово биджа. Оно может означать и атма (самоосознание), которое исходит от Кришны. Тела есть вместилища душ, и без души тело не может быть живым. Но присутствие сознания также не объясняет формы конкретного тела. Согласно Ведам, в каждом теле есть сознание, включая животных и растения. Но каждая частичка сознания чем‑то схожа со всеми остальными. Если сознание во всех телах одинаково, то как объяснить различия между телами? Здесь нужно задуматься об еще одном значении слова биджа, или семя. В комментариях к Чайтанья‑чаритамрите (Мадхья‑лила. 19.152), Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит: «У всего есть изначальное семя или причина. Любая программа, план, вещь сначала появляются в форме идеи, и это называется биджа или семя». Я считаю, что развитие материального тела тоже предполагает наличие такого семени, кроме наличия души. В этом семени заключается вся информация о будущем теле. Комментируя Шримад‑Бхагаватам (3.10.7), Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, что в начале «все живые существа существовали в виде семени, рожденного Верховной Личностью Бога, а Брахма должен был распространить эти семена по всей вселенной». Отсюда можно понять, что семена были даны полубогам, полубогиням, мудрецам, которые использовали их, чтобы создать различные формы живых организмов. Тела живых существ проявляются в циклах рождений и гибели вселенных и планет в них. Главной единицей измерения в Ведах считается День Брахмы. Он длится 4 320 000 000 лет, за ним идет ночь Брахмы, которая также длится 4 320 000 000 лет. Когда наступает ночь Брахмы, все отдельные души погружаются в Гарбходакашайи Вишну в каждой вселенной и остаются там, пока не наступит следующий день Брахмы. Каждый день Брахмы делится на 14 манвантар, каждая из которых имеет продолжительность около 300 000 000 лет. Между манвантарами обычно наступает процесс частичного разрушения. Планеты высших полубогов остаются во вселенной, но земная планетарная система разрушается. После каждой манвантары полубоги должны заново создавать материальные тела для душ. Сейчас мы живем в период седьмой манвантары. Это значит, что уже шесть раз наша планета опустошалась, и после каждого раза опять населялась. Весьма интересно, что согласно данным палеонтологов, в истории земли было шесть крупных катаклизмов, через примерно такие же промежутки времени, которым равны манвантары.
Четвертая глава шестой песни Шримад‑Бхагаватам описывает, как вновь появлялась жизнь в начале шестой манвантары. За население планеты отвечал Праджапати Дакша (прародитель человечества). В Шримад‑Бхагаватам (6.4.19–6.4.20) сказано: «Праджапати Дакша создал всех полубогов, демонов, людей, птиц, животных, рыб и т. д. Но потом Праджапати Дакша увидел, что допустил ошибки в создании живых существ, и удалился в горы Виндхья для суровой аскезы». После этого у Дакши и его супруги Асикни родились шестьдесят дочерей, которых выдали замуж за полубогов и мудрецов. Семнадцать дочерей стали женами мудреца Кашьяпы. В Шримад‑Бхагаватам (6.6.24–6.6.26) Шукадева Госвами говорит царю Парикшиту: «О царь Парикшит, позволь мне назвать тебе имена жен Кашьяпы, от которых произошло все население вселенной. Они стали матерями практически всему живому во вселенной, и их имена очень полезно знать. Их зовут Адити, Дити, Дану, Каштха, Аришта, Сураса, Ила, Муни, Кродхавахса, Тамра, Сурабхи, Сарама и Тими». Некоторые жены Кашьяпы родили полубогов, некоторые дали жизнь разным животным, говорится в Шримад‑Бхагаватам (6.6.26–6.6.31): «Из чрева Тими произошли все обитатели моря, а из чрева Сарамы – хищные животные, львы и тигры. Сурабхи родила быка, корову и других парнокопытных, а Тамра дала жизнь орлам, грифам и другим большим птицам. Кродхаваса родила всех змей и насекомых. Все ползучие растения и деревья рождены из чрева Илы, а непарнокопытные животные, такие, как лошади, появились от Кастхи». Одной из жен Кашьяпы была Адити, она родила ему сына Арьяму. В Шримад‑Бхагаватам (6.6.42) сказано: «Из чрева Матрки, жены Арьямы, появилось много мудрецов. Брахма наделил многих из них способностями к рассуждению». Как именно полубоги создавали различные формы жизни в Шримад‑Бхагаватам не уточняется. Но в других местах в ведической литературе можно найти некоторые намеки на это. В «Махабхарате» (Ади‑парва. 118) рассказывается, как однажды мудрец Киндама и его супруга превратились в оленей, чтобы зачать детей. Не зная о том, кто они на самом деле, царь Панду убил их и был проклят. В семнадцатой главе Рамаяны Валмики можно прочитать, что разные полубоги принимали образ обезьян и в таком виде размножались, чтобы породить обезьян с разумом, близким к человеческому. Поэтому, вполне возможно, что полубоги, принимая форму определенного вида жизни, использовали семя, биджа, данное Богом, для зарождения существ этого вида, который в дальнейшем плодился сам. Однако были и случаи, когда рождались дети от простых смертных и полубогов. Например, у Арджуны, героя Бхагавад‑гиты, была земная мать Кунти и небесный отец, громовержец Индра.
Под деволюцией я понимаю именно тот процесс, когда душа спускается в материальный мир и поселяется в физическом теле. Но здесь есть и другой смысл. Душа может получить любое тело, в зависимости от уровня своего развития. Человеческое тело получают наиболее развитые души, поскольку в человеческом теле душа может понять разницу между духом и телом и может после смерти тела вернуться обратно в высший мир, в свой изначальный дом. Однако, если душа злоупотребляет телом, после его смерти она переродится на более низком уровне, не настолько подходящем для самореализации – в животном или растении. Если это случится, душе придется пройти еще несколько перерождений, чтобы снова получить человеческое тело. Это можно назвать своеобразной эволюцией духа. Есть, однако, и еще один смысл понятия деволюции. Общие человеческие качества и характеристики могут регрессировать за цикл юг. Каждый день Брахмы состоит из тысячи циклов юг. Каждый такой цикл длится 4 320 000 лет и состоит из четырех юг: Сатья‑юга, Двапара‑юга, Трета‑юга и Кали‑юга. По мере смены эпох физические, ментальные и духовные способности человека снижаются. Сейчас мы находимся в Кали‑юге одного из циклов. Эта эпоха началась около 5000 лет назад. В Шримад‑Бхагаватам, записанной примерно в то же время, содержатся некоторые предсказания относительно Кали‑юги. Например, там сказано(1.1.10): «В железную эпоху Кали‑юги жизнь человеческая будет очень короткой. Люди будут вздорными, ленивыми, неудачливыми и всегда неспокойными». Более подробно читаем в двенадцатой песне Шримад‑Бхагаватам (12.2.1–12.2.22): «Шукадева Госвами сказал: О Царь, религии, истина, чистота, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память будут ухудшаться день ото дня, таково будет влияние Кали. В Кали‑югу только богатство будет главным признаком благополучия, правильного поведения и наличия нужных качеств. Закон и правосудие будут всегда на стороне сильного. Мужчины и женщины будут жить вместе только из‑за физического притяжения, а успеха в делах можно будет достичь только нечестным путем. Женственность и мужественность будут выражаться сексуальным опытом… Духовное развитие человека будет определяться по внешним признакам… Добропорядочность человека будет под большим вопросом, если человек не будет в состоянии обеспечить себя материально. Ученым будет считаться тот, у кого будет лучше подвешен язык. Человек, не имеющий денег, будет считаться нечистым, изгоем; лицемерие станет добродетелью, а красота человека будет зависеть от того, как у него уложены волосы. Насыщение станет целью жизни, а дерзость будет приниматься за правдивость… Все население земли станет развращенным, и самый сильный будет обладать политической властью… Из‑за голода и нищеты люди станут употреблять в пищу листья, корни, мясо, дикий мед, фрукты, цветущие растения и злаки. Засуха будет разорять их. Люди будут страдать от холода, ветра, жары, дождей и снега. Их поразят войны, голод, эпидемии и они будут постоянно находиться в состоянии тревоги и беспокойства. Максимальная продолжительность человеческой жизни в эпоху Кали‑юги будет пятьдесят лет. Путь, о котором говорят Веды, будет полностью забыт людьми, а так называемые религии будут в основном атеистичными. Цари станут ворами, все люди будут воровать, лгать, совершать насилие без нужды, и все социальные классы опустятся на самый низкий уровень… семейные связи будут ограничиваться непосредственно браком. Большинство растений и трав станут маленькими, а деревья будут как карликовые. Тучи будут полны молний, в домах исчезнет благочестие, и все люди станут как ослы. В это время на землю придет Верховное Божество и возродит вечную религию… После этого все правители‑мошенники будут убиты, жители городов почувствуют священные ароматы сандала и других атрибутов Господа Васудевы, и их сознание очистится. Когда Господь Васудева, Верховная Личность Бога, придет в их сердца в своей трансцендентальной форме, люди опять начнут размножаться и населять землю». Это случится через 427 000 лет. И это будет началом эпохи Сатья‑юги. Среди различных толкований теории деволюции для нашей книги очень важно одно, связанное с происхождением человека. Хотя я и использовал последние научно доказанные факты, чтобы привлечь внимание читателей к ведической теории, я не пытался с их помощью доказывать ее. Ведическая концепция, как любое божественное откровение, не нуждается в доказательствах. Более того, ведическая концепция, если принять ее как она есть, может помочь нам оценить противоречивые факты, с которыми сталкивается материалистическая наука, и оценить исторические процессы, с помощью которых определенным фактам уделялось больше внимания, чем остальным. Оказывается, на всю массу научных фактов и свидетельств о происхождении человека можно посмотреть и так, что они не будут противоречить ведической теории, а, напротив, будут вполне согласованы с ней. Когда я писал эту книгу, я думал, что если ведическая теория о происхождении человека – правда, то между ней и существующими фактами должны быть соответствия, которые сможет увидеть любой человек. Я постарался показать, что эти соответствия существуют, и очень надеюсь, что моя работа вызовет интерес к ведической литературе у многих ученых и широкого круга читателей. Если мы согласимся с Ведами, что человек и все живое в процессе деволюции появились из высшего мира чистого сознания, отделились от единого разума, от Бога, то мы должны будем задуматься над процессом повторной эволюции, то есть о возвращении в это изначальное состояние. В ведической литературе есть масса способов и методов для трансформации сознания с такой целью. Сегодня одна из самых лучших техник – это медитация и чтение мантр, в частности, мантр с именами Бога. Почти в любой религиозной традиции есть мантры (молитвы), которые рекомендуются верующим. Такие медитации лучше делать под руководством духовного учителя (гуру). Я сам начал практиковать мантру Харе Кришна с именами Бога на санскрите под руководством моего духовного наставника Бхактиведанты Свами Прабхупады. Мои исследования происхождения человека побудили меня к реализации настоящей цели человеческого существования, трансформации материалистического сознания в чистое божественное сознание, которое находится в гармонии с Единым Сознанием, Кришной, источником всеобъемлющего блаженства. Ом Тат Сат
Библиография
HRAF Human Relations Area File. – Картотека человеческих отношений.
***
Adler T. (1995) Lineage of Y Chromosome boosts Eve theory // Science News. 147. P. 326. Agnellet Michel (1958) I Accept These Facts: The Lourdes Cures Examined. – London, Max Parrish, 1958. Alberts B., Bray D., Lewis J., Raff M., Roberts R., Watson J.D. (1994) Molecular Biology of the Cell. – 3rd edition. – New York, Garland, 1994. Ameghino Florentine (1909) Le Diprothomo platensis, un precurseur de l’homme du pliocene inferieur de Buenos Aires // Anales del Museo Nacionalde Historia Natural de Buenos Aires. 1909. 19. Pp. 107–209. [11] Anderson Robert Van Vleck (1927) Tertiary stratigraphy and orogeny of the northern Punjab // Bulletin of the Geological Society of America.1927. 38. Pp. 665–720. Anderson S., Bankier A.T., Barrell B.G., Bruijn de M.H.L., Coulson A.R., Drouin J., Eperson I.C, Nierlich D.P., Roe B.A., Sanger, F., Schreier P.H., Smith A.J.H., Staden R, Young I.G. (1981) Sequence and organization of the human mitochondrial genome // Nature. 1981. 290. Pp. 457–465. Anyon R., Ferguson T.J., Jackson L., Lane L. (1996) Native American oral traditions and archaeology // American Archaeological Bulletin. 1996. 14 (2): Pp. 14–16. Arthur W. (1987) Theories of Life. – London, Pelican, 1987. Asimov Isaac (1982) Asimov’s Biographical Encyclopedia of Science and Technology. 2nd revised edition. – Garden City, New Jersey, Doubleday, 1982. Astin, John A., Harkness, Elaine and Ernst, Edzard (2000) The efficacy of «Distant Healing»: A systematic review of randomized trials // Annals of Internal Medicine, 2000. 132 (11) (June 6). Pp. 903–911. Ayres W.O. (1882) The ancient man of Calaveras // American Naturalist. 1882. 25 (2): Pp. 845–854. Baker D.M., Lillie R.J., Yeats R.S., Johnson G.D., Yousuf M., Zamin A.S.H. (1988) Development of the Himalayan frontal thrust zone: Salt Range, Pakistan // Geology. 1988. 16. Pp. 3–7. Ballou W.H. (1922) Mystery of the petrified ‘shoe sole’ 5,000,000 years old // New York Sunday American. 1922. October 8. P. 2. (American Weekly). Barrett William F. (1918) On the Threshold of the Unseen. – New York, E.P. Button, 1918. Barrow John D., Tipler Frank J. (1996) The Cosmological Anthropic Principle. – Oxford, Oxford University Press, 1996. Barry J. (1968) General and comparative study of the psychokinetic effect on a fungus culture // Journal of Parapsychology. 1968. 32. Pp. 237–243. Barth G. (1853) Adolphe Didier’s clairvoyance // The Zoist. 1853. X (January). Pp. 405–410. Batchelor John (1927) Ainu Life and Lore; Echoes of a Departing Race. – Tokyo, Kyobunkwan, 1927. HRAF AB6 Ainu No. 7. P. 115. Beam Alex (1995) Harvard takes ‘no adverse action’ on UFO researcher // The Boston Globe. August 3. Pp. 1, 22. Becker George F. (1891) Antiquities from under Tuolumne Table Mountain in California // Bulletin of the Geological Society of America. 1891. 2. Pp. 189–200. Behe Michael (1994) Experimental support for regarding functional classes of proteins to be highly isolated from each other // In Buell J., Hearn G., eds. Darwinism: Science or Philosophy. – Dallas, Foundation for Thought and Ethics, 1994. Pp. 60–71. Behe Michael (1996) Darwin’s Black Box: The Biochemical Challenge to Evolution. – New York, Free Press, 1996. Behe Michael J. (1998) Intelligent design theory as a tool for analyzing biochemical systems // Dembski William A., ed. Mere Creation: Science, Faith, and Intelligent Design. – Downers Grove, Illinois, Intervarsity Press. Pp. 177–194. Beloff J. (1993) Parapsychology: A Concise History. – London, Athlone Press, 1993. Bern D.J. (1996) The ganzfeld: A procedure for obtaining replicable evidence for an anomalous process of information transfer // Consciousness Research Abstracts. Toward A Science of Consciousness 1996 «Tucson II». 1996. Pp. 163–164. Benor D. (1990) Survey of spiritual healing research // Complementary Medical Research. 1990. 4. Pp. 9–33. Berger Arthur S. (1991) The Encyclopedia of Parapsychology and Psychical Research. – New York, Paragon House, 1991. Berglund Axel‑Ivar (1976) Zulu Thought: Patterns and Symbolism. – Uppsala, Sweden, Swedish Institute of Missionary Research in Cooperation with David Philip, Publisher, 1976. HRAF FX20 Zulu, Doc # 8. Bertrand P.M.E. (1868) Crane et ossements trouves dans une carriere de l’avenue de Clichy // Bulletins de la Societe d’Anthropologie de Paris. 1868. (Series 2). 3. Pp. 329–335.[12] Bertrin Georges (1908) Lourdes:A History of Its Apparitions and Cures / Translated by Mrs. Philip Gibbs. Vol. 13. International Catholic Library, xv. – London, K. Paul, Trench, Trubner & Co, 1908. Bhagavad‑gita As It Is (1986) Sanskrit text, Roman transliteration, English equivalents; translated with elaborate purports by Bhaktivedanta Swami Prabhupada. – Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust, 1986. Bhaktivinoda Thakura (1987) Sri Chaitanya Mahaprabhu: His Life and Precepts. – New York, Gaudiya Press, 1987. Bishop Isabella Lucy (Bird) (1898) Korea and Her Neighbors: A Narrative of Travel, with an Account of the Recent Vicissitudes and Present Position of the Country. – New York, F.H. Revell, 1898. HRAF AA1 Korea, No. 46. P. 421. Blackmore Susan J. (1982) Beyond the Body: An Investigation of Out‑of‑Body Experiences. – Chicago, Academy Chicago Publishers, 1982. Blackmore Susan J. (1993) Dying to Live: Near‑Death Experiences. – Buffalo, Prometheus Books, 1993. Bodenstein W.A., Raum Otto F. (1960) A present day Zulu philosopher // Africa. 1960. 30. Pp. 66–180. HRAF FX20 Zulu, Doc # 27. Boissarie Prosper Gustave (1933) Healing at Lourdes; From the French of Dr. Boissarie. – Baltimore, The John Murphy Company, 1933. Boman Eric (1921) Los vestigios de industria humana encontrados en Miramar (Republica Argentina) y attribuidos a la epoca terciaria // Revista Chilena de Historia y Geografia. 1921. 49 (43). Pp. 330–352. Bonnette Dennis (2001) Origin of the Human Species // Studies in the History of Western Philosophy. Value Inquiry Book Series, no. 106. Edited by Peter A. Redpath. Amsterdam‑Atlanta, Georgia, Editions Rodopi, 2001. Bourguignon Erika, ed. (1973) Religion, Altered States of Consciousness,and Social Change. – Columbus, Ohio State University Press, 1973. Bower Bruce (1994) Scientists peer into mind’s psi // Science News, 1994. 145 (5). P. 68. Bower Bruce (2000a) ‘Y guy’ steps into human‑evolution debate // Science News. 2000a. 158. P. 295. Bower Bruce (2000b) Salvaged DNA adds to Neandertals’ mystique // Science News. 2000b. 157. P. 213. Bower Bruce (2000c) Gene test probes Neandertal origins // Science News. 2000c. 158. P. 21. Bower Bruce (2001) Gene, fossil data back diverse human roots // Science News. 2001. 159. P. 21. Bradley Walter L. (1998) Nature: Designed or designoid // Dembski William A., ed. Mere Creation: Science, Faith, and Intelligent Design. – Downers Grove, Illinois, Intervarsity Press, 1998. Pp. 33–50. Breguet G., Butler R., Butler‑Briunner E., Sanchez‑Mazas A. (1990) A worldwide population study of the Ag‑system haplotypes, a genetic polymorphism of a human low‑density lipoprotein // American Journal of Human Genetics, 1990. 46. Pp. 502–517. Brooks Rodney (2001) The relationship between matter and life // Nature. 2001. 409 (January 18). Pp. 409–411. Broughton Richard (1991) Parapsychology: The Controversial Science. – New York, Ballantine Books, 1991. Brown F., Harris J., Leakey R., Walker A. (1985) Early Homoerectus skeleton from west Lake Turkana, Kenya//Nature. 1985. 316. Pp. 788–793. Brydon J. (1886) Maternal impressions // British Medical Journal. 1886. i. P. 670. Burkhardt Valentine Rodolphe (1954) Сhinese Creeds and Customs. – Hong Kong, South China Morning Post, 1954. HRAF API China, Doc # 55. Burt Harold (2000) Flying Saucers 101. – Los Angeles, UFO Magazine, 2000. Butler R.W.H., Coward M.P., Harwood G.M., Knipe R.J. (1987) Salt control on thrust geometry, structural style and gravitational collapse along the Himalayan Mountain Front in the Salt Range of Northern Pakistan // Lerche L, O’Brian J.J., eds. Dynamical Geology of Salt and Related Structures. – Orlando, Academic Press. Pp. 339–418. Callaway Henry (1870) The Religious System of the Amazulu. Izinyanga Zokubula; or Divination as Existing Among the Amazulu, in Their Own Words. – London, Trubner & Co., 1870. HRAF FX20 Zulu, Doc # 12. Cann R.L., Stoneking M., Wilson A.C. (1987) Mitochondrial DNA and human evolution // Nature. 1987. 325. Pp. 31–36. Carrington Hereward (1931) The Story of Psychic Science. – New York, Ives Washburn, 1931. Carter Brandon (1974) Large number coincidences and the anthropic principle in cosmology // M.S. Longair, ed. Confrontation of Cosmological Theories with Observational Data. – Dordrecht, Reidel, 1974. Pp. 291–298. Chaitanya Charitamrita – see Sri Caitanya‑caritamrta. Chamberlain D.B. (1988) Babies Remember Birth: And Other Extraordinary Scientific Discoveries About the Mind and Personality of Your Newborn. – Los Angeles, Tarcher, 1988. Chamberlain D.B. (1990) The expanding boundaries of memory // Pre– and Peri‑Natal Psychology Journal. 1990. 4 (3). Pp. 171–189. Chen Jian (1990) Australopithecus in China//China Today. 1990. 39 (8). Pp. 17–18. Choffat Paul (1884) Excursion a Otta//Congres International d’Anthropologie et d’Archaeologie Prehistoriques. Lisbon. 1880. Compte Rendu. Pp. 61–67.[13] Christie W.A.K. (1914) Notes on the salt deposits of the Cis‑Indus Salt Range//Records of the Geological Survey of India. 1914. 44. Pp. 241–264. Clark Charles Allen (1932) Religions of Old Korea. – New York, Fleming H. Revell, 1932. HRAF All Korea. Clark Jerome (1998) The UFO Encyclopedia: 2 vols. – 2nd edition. – Detroit, Omnigraphics, 1998. Clark Kimberly (1982) Clinical interventions with near‑death experiences // Gregson B., Flynn C.P., eds. The Near Death Experience. – Springfield, Illinois, Charles C. Thomas, 1982. Pp. 242–255. Coates J., Crookshank H., Gee E.R., Ghost P.K., Lehner E., Pinfold E. S. (1945) Age of the Saline Series in the Punjab Salt Range // Nature. 1945. 155. Pp. 266–277. Cobo Bernabe (1893) Historia del Nuevo Mundo [History of the New World]. Vol. 4 /Edited by Don Marcos Jimenez de la Espada. – Sevilla, Sociedad de Bibliofilos Andaluces, 1893. HRAF SE13 Inca, Doc # 4. Coelho Ray Galvao de Andrade (1955) The Black Carib of Honduras: A Study in Acculturation. – Ann Arbor, University Microfilms [0013076,1989 copy]. HRAF SA12 Garifuna, Doc # 8. COMETA (1999) UFOs and Defense: What Should We Prepare For? – Levallois‑Perret, G. S. Presse Communication, 1999. Condon Edward U. (1969) Scientific Study of Unidentified Flying Objects / Edited by D.S. Gillmor. – New York, E.P. Dutton, 1969. Conroy Ed (1989) Report on Communion. – New York, William Morrow, 1989. Conversations with Srila Prabhupada (1988–1991) – Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust, 1988–1991. Cornet B. (1989) The reproductive morphology and biology of Sanmiguela lewisii, and its bearing on angiosperm evolution in the Late Triassic // Evolutionary Trends in Plants. 1989. 3 (1). Pp. 25–51. Cornet B. (1993) Dicot‑like leaf and flowers from the Late Triassic Tropical Newark Supergroup Rift Zone, U.S.A // Modem Geology. 1993. 19. Pp. 81–99. Corso Colonel Gregory (1997) The Day After Roswell. – New York, Simon and Schuster, 1997. Cotter G. de P. (1931) Some recent advances in the geology of North‑West India. Presidential address, section of geology // Proceedings of the Eighteenth Indian Science Congress, Nagpur, 1931. (Third Circuit). Calcutta, Asiatic Society of Bengal. 1931. Pp. 293–306. Cotter G. de P. (1933) The geology of the part of the Attock District west of longitude 72° 45‘ east // Memoirs of the Geological Survey of India. Calcutta, Geological Survey of India. 1933. 55 (2). Coxwell C. Fillingham (1925) Siberian and Other Folk‑tales. – London, C. W. Daniel, 1925. HRAF RX2 Gilyak, Doc #10. Cranston Ruth (1955) The Miracle of Lourdes. – New York, McGraw‑Hill, 1955. Creighton Gordon (1967) Three more Brazilian cases // Flying Saucer Review. 1967. 13 (3) (May/June). Pp. 5–8. Creighton Gordon (1969) The amazing case of Antonio Villas Boas // Michel Aime. The Humanoids / Edited by Charles Bowen. – Chicago, Henry Company, 1969. Pp. 200–238. Cremo Michael A., Thompson Richard L. (1993) Forbidden Archeology: The Hidden History of the Human Race. – San Diego, Govardhan Hill Publishing, 1993. Crookes William (1871a) Experimental investigation of a new force//Quarterly Journal of Science. 1871a. July 1. Crookes William (1871b) Some further investigations on psychic force // Quarterly Journal of Science. 1871b. Oct. 1. Crookes William (1874) Researches in the Phenomena of Spiritualism. – London, J. Burns, 1874. Crookes William (1889) Notes of seances with D.D. Home // Proceedings of the Society for Psychical Research. 1889. VI. Pp. 98–127. Culotta E. (1999) A new human ancestor?//Science. 1999. 284. Pp. 572–573. Dabney W. C. (1890) Maternal impressions//Keating J. M., ed. Cyclopaedia of the Diseases of Children: Vol. 1. – Philadelphia, J. B. Lippincott, 1890. Pp. 191–216. D’Arcy Kim (2001) Research body will shed more light on near death experiences // sotONLINE [daily electronic news and events service] Southampton, University of Southampton, 2001 [cited 16 February 2001]. Available: http://www.soton.ac.uk/~pubaffrs/0128.htm. Darrah W. C. (1937) Spores of Cambrian plants // Science. 1937. 86. Pp. 154–155. Darwin Charles R. (1936) On the Origin of Species. – Reprint. – New York, Modern Library; (1859) – London, John Murray, 1859. Darwin Charles R. (1988) The Origin of Species. – 6th edition. – New York, New York University Press, 1988. P. 151; (1872) – London, John Murray, 1872. Darwin Francis, ed. (1887) Life and Letters of Charles Darwin: Vol. II. – London, John Murray, 1887. Davidson Eric (1991) Spatial mechanisms of gene regulation in metazoanembryos // Development, 1991. 113. Pp. 1–26. Dawkins Richard (1986) The Blind Watchmaker. – New York, Norton, 1986. Day Clarence Burton (1940) Chinese Peasant Cults. – Shanghai, Kelly and Walsh, 1940. HRAF AF1 China, Doc. # 27. Day M.H., Molleson T. (1973) The Trinil femora//Symposia of the Society for the Study of Human Biology. 1973. 2. Pp. 127–154. De Groot, Jan Jakob Maria (1912) Religion in China; Universism: A Key to the Study of Taoism and Confucianism. – New York, Putnam, 1912. HRAF API China, Doc. # 11. De Laguna Frederica (1954) Tlingit ideas about the individual//Southwestern Journal of Anthropology, 1954. 10. Pp. 172–191. HRAF NA12 Tlingit, Doc # 5. De Laguna Frederica (1972) Under Mount Saint Elias: The History and Culture of the Yakutat Tlingit. – Washington, Smithsonian Institution Press, 1972. De Molina Christoval (1873) The fables and rites of the Yncas//Markham Clements R., trans, and ed. Narratives of the Rites and Laws of the Yncas. – London, Hakluyt Society, 1873. Pp. 1–64. HRAF SE13 Inca, Doc # 8. De Mortillet G. (1883) Le Prehistorique. – Paris, C. Reinwald, 1883.[14] Deo Gratias, Rev. [D. Perrando] (1873) Sur l’homme tertiaire de Savone // Congres International d’Anthropologie et d’Archeologie Prehistoriques, Bologna 1871, Compte Rendu. 1873. Pp. 417–420.[15] Devlin T. M. (1992) Textbook of Biochemistry. – New York, Wiley‑Liss, 1992. Pp. 938–954. Didier Alexis (1856) Le Sommeil Magnetique Explique par le Somnambule Alexis en I’Etat de Lucidite. – Paris, 1856. Dimroth E., Kimberley M. M. (1976) Pre‑Cambrian atmospheric oxygen: Evidence in sedimentary distribution of carbon, sulfur, uranium, and iron // Canadian Journal of Earth Sciences. 1976. 13. Pp. 1161–1185. Dingwall EricJ.,ed. (1961) Abnormal Hypnotic Phenomena: A Survey of Nineteenth Century Cases. Vol I. – France, J. & A. Churchill, 1961. Disraeli Benjamin (1852) Lord George Bentinck: A Political Biography. – 2nd edition. – London, Colburn, 1852. Disraeli Benjamin (1927) Tancred. – Bradenham edition. – London, Peter Davies, 1927. (Novels and Tales of Benjamin Disraeli, 1st Earl of Beaconsfield. Vol. 10); (1847) Philadelphia, Carey & Hart, 1847. Dobyns York H. (1996) Selection versus influence revisited. New methods and conclusions // Journal of Scientific Exploration. 1996. 10 (2). Pp. 253–268. Dobzhansky Theodosius (1972) Darwinian evolution and the problem of extraterrestrial life // Perspectives in Biology and Medicine, 1972. 15 (2): Pp. 157–175. Dockstader Frederick J. (1985) The Kachina and the White Man: The Influences of White Culture on the Hopi Kachina Cult. – Albuquerque, University of New Mexico Press, 1985. Dore Henry (1922) Researches into Chinese Superstitions / Translated by M. Kennelly. – Shanghai’, Usewei Printing Press, 1922. 10 Vols. Dossey Larry (1993) Healing Words: The Power of Prayer and the Practice of Medicine. – San Francisco, Harper‑San Francisco, 1993. Dyson Freeman (1985) Origins of Life. – Cambridge, Cambridge University Press, 1985. Eigen Manfred, Schuster P. (1977) The hypercycle: A principle of natural self‑organization. Part A: Emergence of the hypercycle // Naturwissenschaften, 1977. 64. Pp. 541–565. Eigen Manfred, Schuster P. (1978a) The hypercycle: A principle of natural self‑organization. Part B: The abstract hypercycle // Naturwissenschaften. 65. Pp. 7–41. Eigen Manfred, Schuster P. (1978b) The hypercycle: A principle of natural self‑organization. Part C: The realistic hypercycle // Naturwissenschaften. 1978b. 65. Pp. 341–369. Eisenberg D. M., Davis R. B., Ettner S. L., Appel S., Wilkey S., Van Rompay M. et al. (1998) Trends in alternative medicine use in the United States, 1990–1997: Results of a follow‑up national survey // Journal of the American Medical Association, 1998. 280. Pp. 1569–1575. Eliade Mircea (1967) From Primitives to Zen: A Thematic Sourcebook of the History of Religion. – New York, Harper and Row, 1967. Elinson Richard (1987) Changes in developmental patterns: Embryos of amphibians with large eggs // Raff R. A., Raff E. C., eds. Development as an Evolutionary Process. – New York, Alan Liss, 1987. Pp. 1–21. Elkin A. P. (1964) The Australian Aborigines. – Garden City, New York, Anchor Books, 1964. Emmons George Thornton (1991) The Tlingit Indians. – Seattle, University of Washington Press, 1991. Eschenmoser Albert (1999) Chemical etiology of nucleic acid structure // Science, 1999. 284. Pp. 2118–2124. Esdaile James (1846) Mesmerism in India, and Its Practical Application in Surgery and Medicine. – London, Longman, Brown, Green, and Longmans, 1846. Esdaile James (1852) Natural and Mesmeric Clairvoyance, With the Practical Application of Mesmerism in Surgery and Medicine. – London, H. Bailliere, 1852. Estrade Jean Baptiste (1958) The Appearances of the Blessed Virgin Mary at the Grotto of Lourdes / Translated by J. H. Le Breton Girolestone. – Lourdes, Imprimerie de la Grotte, 1958. Ewing Katherine P. (1994) Dreams from a saint: Anthropological atheism and the temptation to believe // American Anthropologist. 1994. 94 (3). Pp. 571–583. Feder K. (1994) Forbidden Archeology. Book review // Geoarchaeology. 1994. 9 (4). Pp. 337–340. Fermor L. L. (1935) General report of the Geological Survey of India for the year 1934//Records of the Geological Survey of India. 1935. 69 (1). Pp. 1–108. Flammarion Camille (1909) Mysterious Psychic Forces: An Account of the Author’s Investigations in Psychical Research, Together with Those of Other European Savants. – Boston, Small, Maynard and Company, 1909. Flammarion Camille (1922) “Doubles;” Phenomena of Occultism / Translated by Latrobe Carroll. – New York, The Century Co, 1922. (Death and Its Mystery: At the Moment of Death – Manifestations and Apparitions of the Dying; Vol. II) Flammarion Camille (1923) The Soul after Death / Translated by Latrobe Carroll. – New York, The Century Co, 1923. (Death and Its Mystery: After Death – Manifestations and Apparitions of the Dead; Vol. III). Foote Michael, Gould Stephen J. (1992) Cambrian and recent morphological disparity//Science. 1992. 258. P. 1816. Fos M., Dominguez M. A., Latorre A., Moya M. (1990) Mitochondrial DNA evolution in experimental populations of Drosophila subobscura//Proceedings of the National Academy of Sciences, USA. 1990. 87. Pp. 4198–4201. Foster Byron (1986) Heart Drum: Spirit Possession in the Communities of Belize. – Belize, Cubola Productions, 1986. HRAF SA12 Garifuna, Doc # 6. Fowler Raymond (1979) The Andreasson Affair. – Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice Hall, 1979. Fowler Raymond (1981) Casebook of a UFO Investigator. – Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice Hall, 1981. Fowler Raymond (1990) The Watchers. – New York, Bantam Books, 1990. Fox Cyril S. (1928) A contribution to the geology of the Punjab Salt Range//Records of the Geological Survey of India. 1928. (2). Pp. 147–179. Franzen J. L. (1985) Asian australopithecines?//Delson E., ed. Hominid Evolution: Past, Present and Future. – New York, Alan R. Liss, 1985. Pp. 253–263. Frayer David W., Wolpoff Milford H., Thome Alan G., Smith Fred H., Pope Geoffrey G. (1993) Theories of modern human origins: The paleontological test // American Anthropologist, 1993. 95 (1). Pp. 14–50. Gallup George H., Jr., Newport Frank (1990) The paranormal: Belief in psychic and paranormal phenomena widespread among Americans.// The Gallup Poll News Service. 1990. 55 (13) (Monday, August 6). Pp. 1–7. Garcilaso de la Vega, el Inca (1869–1871) First Part of the Royal Commentaries of the Yncas: 2 vols / Translated and edited by Clements R. Markham. – London, Hakluyt Society. HRAF SE13 Inca, Doc # 3. Gauld Alan (1968) The Founders of Psychical Research. – London, Routledge & Kegan Paul. Gauld Alan, Cornell A.D. (1979) Poltergeists. – London, Routledge & Kegan Paul. Gee E.R. (1934) The Saline Series of North‑western India // Current Science. 2. Pp. 460–463. Gee E.R. (1945) The age of the Saline Series of the Punjab and of Kohat // Proceedings of the National Academy of Sciences, India. Section B. 14. Pp. 269–310. Ghosh A.K, Bose A. (1947) Occurrence of microflora in the Salt Pseudomorph Beds, Salt Range, Punjab // Nature. 160. Pp. 796–797. Ghosh A. K., Bose, A. (1950a) Microfossils from the Cambrian strata of the Salt Range, Punjab//Transactions of the Bose Research Institute Calcutta. 18. Pp. 71–78. Ghosh A.K., Bose A. (1950b) Microfossils from the Vindhyans//Science and Culture. 15. Pp. 330–331. Ghosh A.K., Bose A. (1951a) Recovery of vascular flora from the Cambrian of Kashmir // Proceedings of the Indian Science Congress, Part III. Pp. 127–128. Ghosh A.K., Bose A. (1951b) Evidence bearing on the age of the Saline Series in the Salt Range of the Punjab // Geological Magazine. 88. Pp. 129–132. Ghosh A.K., Bose A. (1952) Spores and tracheids from the Cambrian of Kashmir // Nature. 169. Pp. 1056–1057. Ghosh A.K., Sen J., Bose A. (1948) Age of the Saline Series in the Salt Range of the Punjab//Proceedings of the Indian Science Congress. Part III. P. 145. Gibbons Ann (2001) Modern men trace ancestry to African migrants//Science. 292. Pp. 1051–1052. Gilbert S. (1991) Developmental Biology. – 3rd edition. – Sunderland, Mass., Sinauer. Gingerich P. (1985) Nonlinear molecular clocks and ape‑human divergence times // Tobias P.V., ed. Hominid Evolution: Past, Present, and Future. – New York, Alan R. Liss. Pp. 411–416. Griffin David Ray (1997) Parapsychology, Philosophy and Spirituality: A Postmodern Exploration. – Albany, State University of New York Press. Griffis William Elliot (1882) Corea: The Hermit Nation. – New York, Charles Scribner’s Sons. HRAF AA1 Korea. Grinager Patricia (1999) Uncommon Lives: My Lifelong Friendship with Margaret Mead. – New York, Rowman & Littlefield Publishers, Inc. Grof S. (1985) Beyond the Brain: Birth, Death and Transcendence in Psychotherapy. – Albany, State University of New York Press. Gurney Edmund, Myers Frederic W. H., Podmore Frank. (1886) Phantasms of the Living. Vol. 1. – 1st edition. – London, Rooms of the Society for Psychical Research, Trubner and Co. Haeckel Ernst (1866) Generelle Morphologic des Organismen. Vol. 1. – Berlin, G. Reimer. Haeckel Ernst (1892) The History of Creation / Translated by E.R. Lankester. – London, Trubner and Co., 1892. Haeckel Ernst (1905) The Wonder of Life / Translated by J. McCabe. – London, Watts. Haffent John (1961) Meet the Witnesses. – Washington, New Jersey, Ave Maria Institute. Halder G., Callaerts P., Gehring W.J. (1995) Induction of ectopic eyes by targeted expression of eyeless gene in Drosophilia // Science. 267. Pp. 1788–1792. Hall Richard H., ed. (1964) The UFO Evidence. – Washington, D.C., National Investigating Committee on Aerial Phenomena. Hallowell A. Irving (1955) Culture and Experience. – Philadelphia, University of Pennsylvania Press.– HRAF NG6 Ojibwa, Doc # 21. Hammer M.F., Spurdle A.B., Karafet T., Bonner M.R., Wood, E.T., Novelletto A., Malaspina P., Mitchell R.J., Horal S.Jenkins, T. et al. (1997) The geographic distribution of human Y chromosome variation // Genetics. 145 (3). Pp. 787–805. Hammer M. F., Karafet T., Rasayanagam. A., Wood E. T., Jenkins T., Griffiths R. C., Templeton A. R., Zegura S. L. (1998) Out of Africa and back again: Nested cladistic analysis of human Y chromosome variation // Molecular Biology and Evolution. 15 (4). Pp. 427–441. Hammond W.A. (1868) On the influence of the maternal mind over the offspring during pregnancy and lactation // Quarterly Journal of Psychological Medicine and Medical Jurisprudence. 2. Pp. 1–28. Hancock Ann Marie (1998) Be A Light: Miracles at Medjugorje. – Westchester, Pennsylvania, Whitford Press. Handy E.S. Craighill (1927) Polynesian Religion. – Honolulu, Bernice P. Bishop Museum, Bulletin 34. Haraldsson Erlendur, Stevenson Ian (1975a) A communicator of the ‘drop‑in’ type in Iceland. The case of Runolfur Runolfsson // Journal of the American Society for Psychical Research. 69. Pp. 33–59. Haraldsson Erlendur, Stevenson Ian (1975b) A communicator of the ‘drop‑in’ type in Iceland. The case of Gudni Magnusson //Journal of the American Society for Psychical Research. 69. Pp. 245–261. Harrison Edward R. (1928) Harrison of lghtham. – London, Oxford University Press. Hart Hornell (1954) ESP projection: Spontaneous cases and the experimental method // Journal of the American Society for Psychical Research. 48 (4) (October). Pp. 121–146. Hawes Charles H. (1903) In the Uttermost East. – London, Harper and Brothers. HRAF RX2 Gilyak, Doc # 9. Henderson Richard Neal (1972) The King in Every Man; Evolutionary Trends in Onitsha Ibo Society and Culture. – New Haven, Yale University Press. HRAF FF26 Igbo, Doc # 22. Henry Richard C. (1988) UFOs and NASA // Journal of Scientific Explanation. 2 (2): Pp. 93–142. Hodder Ian (1997) Always momentary, fluid, and flexible: Toward a reflexive excavation methodology // Antiquity. 71. Pp. 691–700. Holland T.H. (1903) General Report on the Work Carried Out by the Geological Survey of India for the Year 1902/03. – Calcutta, Geological Survey of India. Holmes William H. (1899) Review of the evidence relating to auriferous gravel man in California // Smithsonian Institution Annual Report 1898–1899. Pp. 419–472. Home D.D. (1879) Lights and Shadows of Spiritualism. – New York, G. W. Carleton. Honorton C. (1985) Meta‑analysis of psi ganzfeld research: A response to Hyman // Journal of Parapsychology. 49. Pp. 51–91. Honorton C., Schechter E.I. (1987) Gainzfeld target retrieval with an automated testing system: Model for initial ganzfeld success // Weiner D. B., Nelson R. D. Research in Parapsychology. 1986. – Metuchen, New Jersey, Scarecrow Press. Pp. 36–39. Honorton C., Berger R.E., Vargolis M.P., Quant M., Derr P., Schechter E.I., Ferrari D.C. (1990) Psi communication in the ganzfeld. Experiments with an automated testing system and a comparison with a meta‑analysis of earlier studies//Journal of Parapsychology. 54. Pp. 99–139. Hopkins Budd (1981) Missing Time. – New York, Ballantine Books. Hopkins Budd (1987) Intruders. – New York, Ballantine Books. Howard Jane (1984) Margaret Mead: A Life. – New York, Simon and Schuster. Hrdlicka Ales (1912) Early Man in South America. – Washington D.C., Sinithsonian Institution. Hulbert Homer B. (1906) The Passing of Korea. – New York, Doubleday. HRAF AA1 Korea. Hultkrantz Ake (1953) Conceptions of the Soul among North American Indians. – Stockholm, The Ethnographical Museum of Sweden. – (Monograph Series, 1). Hurwic Anna (1995) Pierre Curie / Translated by Lilananda Dasa and Joseph Cudnik. – Paris, Flammarion. Huxley Thomas H. (1869) On the physical basis of life // The Fortnightly Review. 5. 129–145. Hyman Ray (1985a) Parapsychological research: A tutorial review and critical appraisal // Proceedings of the IEEE. 74. Pp. 823–849. Hyman Ray (1985b) The ganzfeld psi experiment: A critical appraisal // Journal of Parapsychology. 49. Pp. 3–49. Hyman Ray, Honorton C. (1986) A joint communique: The psi ganzfeld controversy // Journal of Parapsychology. 50. Pp. 351–364. Hyman Ray (1991) Comment // Statistical Science. 6. Pp. 389–392. Hyman Ray (1996) Evaluation of a program on anomalous mental phenomena // Journal of Scientific Exploration. 10. Pp. 31–58. Hynek J. Allen (1972a) The UFO Experience. – Chicago, Henry Regnery Company. Hynek J. Allen (1972b) Twenty‑one years of UFO reports //Sagan Carl, Page Thornton, eds. UFOs – A Scientific Debate. – Ithaca, Cornell University Press. Pp. 37–51. Hynek J. Allen (1978) UFOs as a space‑time singularity //Andrus Walter H., Jr., ed. MUFON 1978 UFO Symposium Proceedings. – Sequin, Texas, Mutual UFO Network. Pp. 113–120. Issel Arthur (1868) Resume des recherches concernant Panciennete de 1’homme en Ligurie // Congres International d
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|