Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование рынка труда




В современной западной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяют два главных направления: неоклассическое и кейисиапское. Разработанные в рамках данных школ методы и инструменты по регулированию рынка труда предлагается широко использовать странам не только с развитой рыночной экономикой, но и с переходной экономикой.

Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрбчном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.

Представители неокейнсианского направления считают, что рынок труда может достичь равновесного состояния даже при высоком уровне безработицы, но для этого необходимо государственное вмешательство и макрорегулирование рынка труда. Суть их рекомендаций сводилась к тому, что если основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования расширения платежеспособного спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощрение государством инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение национализированного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля за расходованием бюджетных средств.

Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возникает проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции.

Попытка решить данную проблему была предпринята английским экономистом

А.Филлипсом в 50-е годы. В своем исследовании "Связь между безработицей и темпами изменения 1861 — 1957 гг." он показал, что на протяжении изучаемого периода в Англии темпы роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы находились в обратной зависимости, т.е. чем выше были темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то в модифицированном виде кривая Филлипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен Р (инфляцией) и уровнем безработицы U. Кривая Филлипса в краткосрочном периоде Fs представлена на рис. 24.7.

Выведенные Филлипсом закономерности долгое время составляли основу при проведении макроэкономической политики большинства правительств на Западе: для снижения инфляции правительство допускало увеличение уровня безработицы, и, наоборот, рост занятости требовал ослабления контроля над инфляцией. Однако продолжавшийся рост безработицы в 70—80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данные методы борьбы с безработицей стали неэффективными. Возникла потребность в разработке нового подхода к проблеме регулирования рынка труда.

Такой альтернативной концепцией стала теория "естественного" уровня безработицы, предложенная американским экономистом М.Фридменом. Она стала теоретическим обоснованием для проведения практической политики дерегулирования рынка труда.

В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде, когда рост инфляции, вызванный государственной стабилизационной политикой достижения полной занятости, является совершенно неожиданным для наемных рабочих и предпринимателей. Так как работающее население недооценивает фактор роста цен, а темпы реальной инфляции оказываются выше ожидаемых, то номинальная заработная плата отстает от роста инфляции. В такой ситуации предприниматели расширяют производство и занятость, поскольку издержки производства растут медленнее цен.

В краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса, обратная связь между инфляцией и безработицей вполне подтверждается. Но в долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценки предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Предприниматели, в свою очередь, могут изменить свое поведение на рынке труда и скорректировать спрос на труд. Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство ни стремилось снизить "естественный" уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. В долгосрочном периоде кривая Филлипса FL является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости.

Государство может проводить на рынке труда политику двух типов — пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика главным образом проводится на сегодняшний день в России.
Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя — потенциального работодателя. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.

Объектом воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организации труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы, тем самым стимулируя спрос на труд и частично решая проблему занятости. По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и предложение на персонал, отражающиеся на структуре спроса и структуре предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия.


По форме воздействия различают:

- прямые методы регулирования (государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии);

- косвенные методы регулирования (регулирование демографической ситуации, увеличение государственных закупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и др., т.е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны находится на спаде).


По характеру воздействия регулирующие меры делятся на:

- поощрительные,

-запретительные,

-ограничительные

- защитные.

К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению.


По содержанию регулирующие меры подразделяются на:

1) экономические, включающие в себя организацию общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций;

2) административные — направленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий);

3) смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т.е. включающие в себя элементы финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и других видов государственной политики;

4) социально-психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения.

12. Сущность, условия, причины, виды инфляции. Антиинфляционная политика государства.

Инфляция- процесс устойчивого роста цен в экономике, приводящих к обесцениванию денежной единицы (снижению покупательской способности денег).

Инфляция-такое обесценивание денег, которое сопровождается нарушением законов денежного обращения и утратой деньгами всех или части своих основных функций.

Дефляция - это падение общего уровня цен в экономике.

Дезинфляция - процесс замедления роста цен в экономике.

Стагфляция - ситуация, при которой наряду с инфляцией имеет месть и безработица.

В зависимости от темпов роста цен в экономике различают следующие виды инфляции:

Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год.

Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год

Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц.

В зависимости от механизма действия различают следующие виды инфляции:

Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

Инфляцию спроса

Инфляцию издержек

В зависимости от продолжительности различают краткосрочную и долгосрочную инфляцию

В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционные процессы различают контролируемую и неконтролируемую инфляцию.

В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию.

Прочие виды инфляции:

Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обычно рассчитывается государственными органами статистики.

Неожидаемая

Причины инфляции:

1. Денежная масса непокрытая товарной массой;

2. Дефицит гос. бюджета;

3. Чрезмерная милитаризация экономики (высокая доля военнопромышленного комплекса);

4. Монополизм предприятий;

5. Налогообложение.

В связи с тем, что инфляция приводит к значительным социально-экономическим издержкам, государство вынуждено проводить соответствующую антиинфляционную политику.

 

Антиинфляционная политика – это деятельность государства направленная на ограничение и сдерживание роста общего уровня цен в национальной экономике.

Антиинфляционная государственная политика может формироваться под воздействием либо кейнсианского, либо неоклассического теоретических взглядов.

 

Кейнсианский подход: активная бюджетная политика - изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос. При избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но при этом ограничивается рост производства, что вызывает рост безработицы. Рост безработицы вызывает сокращение спроса и теперь уже необходимо стимулировать покупательскую способность предпринимателей и потребителей. Если спрос недостаточен, бюджетная политика действует в противоположном направлении: растут государственные инвестиции в производство и снижаются налоги. Все эти меры повышают спрос, но, одновременно, вызывают рост инфляции. При таком подходе правительство вынужденно постоянно балансировать между инфляцией и безработицей.

 

Неоклассический подход предписывает денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономическую ситуацию. Обычно для преодоления инфляции государство (центральный банк) проводит ограничительную денежную политику, сжимая денежную массу и поднимая ставку процента. Это достигается путём продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, повышением учётной ставки или нормы резервирования. Однако, эти меры могут оказаться недостаточными. Более того, они могут вызвать спад производства и колебания обменного курса национальной валюты. Фирмы, в частности, могут перекладывать рост своих издержек на потребителя. Поэтому эффективная борьба с инфляцией требует совершенствования существующей структуры национальной экономики и в первую очередь структуры производства.

13. Денежная система и теоретическая модель денежного рынка.

Денежный рынок представляет собой сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги и денежные активы.

Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги и предложение денег определяют процентную ставку (или уровень процентных ставок).

Предложение денег – агрегированная величина, представляющая собой денежную массу, находящуюся в обращении.

Включает в себя денежные агрегаты:

1.Мо – наличные деньги в обращении (бумажные деньги и разменные монеты);

2. М1 = Мо +счета до востребования и текущие счета предприятий;

3. М2 =М1 + срочные депозиты и счета взаимных фондов;

4. М3 =М2 + финансовые дериваты (срочные ценные бумаги);

5. М4 (L)= М3 +драгоценные металлы, исторические ценности и т.д.

Предложение денег зависит от:

1. Политики центрального банка;

2. Поведения населения (спрос на деньги)

Предложение денег может быть эластичным, абсолютно эластичным и абсолютно неэластичным.

1.В случае, если центральный банк проводит ограничительную политику предложение абсолютно неэластично. Эта политика используется при необходимости сдержать экономический рост с целью недопущения перегрева экономики.

r

 

 

Sм м

2.Если центробанк осуществляет стимулирующую политику (кредитная экспансия), то предложение денег будет абсолютно эластичным. К такому виду политики государство прибегает с целью осуществления подъема экономики

 

r

rE Sм

м

3.Если центробанк проводит стабилизационную политику, то предложение эластично.

r Sм

r2

r3

м1 м2 м

Спрос на деньги – количество денежных средств, которые население и фирмы хотят держать в наиболее ликвидной форме.

Спрос на деньги связан с функцией денег как средство обращения и накопления.

Мотивы формирования спроса на деньги:

1. Деньги для сделок;

2. Мотив предосторожности;

3. Спекулятивный мотив (т.к. деньги имеют альтернативную стоимость хранения – упущенная выгода в виде неполученного процента, который мог быть получен, если деньги хранить в наименее ликвидной, но наиболее высокодоходной форме (в форме финансовых активов: акции, облигации).

В основе трансакционного спрос на деньги лежат 2 мотива:

1. Хранение денег для сделок

2. Мотив предосторожности

r dм

 

 

м1 м

Спекулятивный спрос эластичен по отношению к изменению процентной ставки

r

 
 


r1

 

r2 dм

 

м1 м2 м

 

Общий спрос на деньги представляет собой сумму спекулятивного и трансакционного спроса на деньги.

 

Общий спрос на деньги зависит от:

1. Изменения процентной ставки

2. Состояния экономики

3. Ожиданий населения

4. Дохода населения

Механизмом установления равновесия на денежном рынке является механизм колебания процентной ставки.

Равновесие на рынке денег означает равенство количества денег, которое хозяйственные агенты хотят сохранить в форме М-1, количеству денег, предлагаемому центральным банком.

 

Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках точно 150 млрд руб. лишь при процентной ставке равной 7%. При других ставках процента равновесие невозможно. При более низкой процентной норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым толкая вниз цены на ценные бумаги, а норму процента вверх, достигая тем самым равновесия, и наоборот.

А сейчас попробуем оценить влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Предположим, что предложение денег увеличилось со 150 млрд руб. до

200 млрд. руб. (рис. 3.3).

Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшении ставки процента с 7% до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд руб. Излишек предложения в 50 млрд руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшится, и население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов.

При ставке процента, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будет равно

200 млрд руб.

Проанализируем последствие изменения в спросе на деньги. Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е1 при номинальной ставке процента, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение Dм2.

При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм в соответствии с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.

14. Кредитно – банковская система. Денежно – кредитная политика государства.

Кредитная система (функциональный подход) – совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования.

Кредитная система (институциональный подход) – совокупность кредитно-финансовых организаций, аккумулирующих свободные денежные средства на рынке ссудных капиталов и предоставляющих им ссуду.

Функции кредитной системы:

1. Управление развитием денежных рынков;

2. Формирование капитала и организация его перелива из одних секторов экономики в другие;

3. Создание и определение инвестиционного климата в стране;

4. Определение правил игры в денежно – кредитном обращении и платежном обороте.

Банк – особый экономический институт, образующий основную группу кредитных учреждений и реализующий функции аккумуляции денежных средств, предоставления кредитов, осуществления денежных расчетов, эмиссии кредитных средств обращения и выпуска ценных бумаг.

2 уровня банковской системы:

- центральный эмиссионный банк;

- совокупность коммерческих банков, небанковские финансовые институты (инвестиционные компании, страховые компании, почта).

Функции центрального банка:

1. Осуществляет эмиссию кредитных денег (осуществляется под гарантией правительства)

2. Хранит золотовалютные резервы страны

3. Осуществляет регулирование экономики посредством инструментов денежно – кредитной политики;

4. Регулирует деятельность коммерческих банков:

–защита вкладчиков от возможных потерь;

–поддержание стабильности на финансовом рынке.

5. Организует платежно – расчетные операции на территории страны;

6. Осуществляет регулирование валютного курса (посредством валютных интервенций).

Услуги коммерческих банков:

1. По переносу денег (денежные переводы, инкассация векселей, чеков и кредитных карт, осуществление платежей, операции факторинга, ведение текущих счетов и фондовых операций);

2. Услуги по хранению (ценные бумаги, вклады, иное ценное имущество);

3. Предоставление кредита;

4. Прочие финансовые операции (информационная деятельность, посредничество, консультация и т. д).

 

Денежно – кредитная политика – совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, на изменение объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

2 направления денежно – кредитной политики:

1. Стимулирующая (кредитная экспансия) – цель: оживление конъюнктуры рынка в условиях падения производства;

2. Ограничительная (кредитная рестрикция) - цель: сдерживание экономического роста.

Классификация инструментов кредитно - денежной политики:

1. По форме воздействия: прямые и косвенные;

2. По объектам воздействия: инструменты, воздействующие на предложение и на спрос;

3. По характеру параметров, которые установились в результате регулирования: количественные и качественные.

Виды инструментов:

1. Установление минимальных резервных требований;

2. Процентная или дисконтная политика;

3. Рефинансирование коммерческих банков;

4. Операции на открытом рынке;

5. Таргетирование.

1) Цели установления минимальных резервных требований:

1.Поддержание объема денежной массы в заданных параметрах (при увеличении нормы обязательных резервов предложение денег сокращается, так как сокращается способность коммерческих банков к кредитованию);

2. Регулирование ликвидности коммерческих банков;

3. Снижение темпов инфляции.

Минимальные резервы – обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке, которая устанавливается в законодательном порядке и определяется как процент от общей суммы вкладов в коммерческих банках.

Минимальные резервы зависят от:

1. Видов банков;

2. Видов вкладов;

3. Географического положения банков;

4. Состояния кредитного рынка в целом.

2) процентная политика центрального банка – условия, на которых центральный банк покупает векселя коммерческих банков (прямой метод регулирования). В результате устанавливается стоимость банковского кредита.

Предоставляя коммерческим банкам кредиты, центральный банк удерживает в свою пользу определенный процент, т.е. учетную ставку, которая является единой учетной ставкой, определяющей низшую границу учетной ставки коммерческих банков.

Центральный банк регулирует уровень процентной ставки двумя способами:

1. Через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов;

2. Через контроль над ставками кредитных учреждений.

3) Рефинансирование коммерческих банков – предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также организации кредитных аукционов.

4) Операции на открытом рынке: центральный банк осуществляет купле – продажу государственных ценных бумаг.

Если центральный банк покупает гос. ценные бумаги, то предложение денег увеличивается, т.к. центр. банк снижает норму обязательных резервов в коммерческих банках, которые продают гос. ценные бумаги.

5) Таргетирование – установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов её увеличения на определенный период времени.

15. Бюджетно – налоговая политика государства: цели, задачи, механизмы.

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

Госбюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции:

-обеспечение создания общественных благ;

-создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств;

-формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Функции гос. бюджета:

- распределительная(процессы перераспределения национального дохода и т. д.);

- контрольная (объективно отражает экономические процессы в соответствующих показателях).

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Различают активный и пассивный бюджетный дефицит.

Активный – возникает в результате превышения расходов над доходами.

Пассивный – возникает в связи с сокращением налоговых и прочих поступлений.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

1. Циклические спады в экономике;

2. Сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

3. Увеличение государственных расходов на социальную сферу экономики;

4. Неудовлетворительная организация налогообложения;

5. Спад в традиционных отраслях производства.

Способы финансирования государственного дефицита:

1. Монетизация экономики

Эффект Сеньораж – доход государства от печатания денег, является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпами роста реального ВВП, растет средний уровень цен. В результате экономические агенты платят инфляционный налог.

Инфляционный налог – прибыль, которую может иметь государство при определенных темпах инфляции и которая равняется потере капитала собственниками денежных средств.

Эффект Ганзи – представляет собой сознательное затягивание налогоплательщиком срока внесения налоговых отчислений в гос. бюджет.

2. Отсроченные платежи;

3. Внешнее льготное долговое финансирование - получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения.

4. Внутреннее долговое финансирование - выпуск правительством облигаций гос. займа.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Функции налогов:

-экономическая;

-стимулирующая;

-распределительная;

-фискальная.

Виды налогов:

-по платежеспособности и виду взимания: прямые (непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком) и косвенные (включены в цену товара или услуги);

-по использованию: общие (поступающие в общую доходную часть бюджета) и специальные (целевые);

-в соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой: федеральные и местные.

Виды налоговых ставок:

- твердые (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку,партию товара));

- пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины);

- прогрессивные (предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода);

- регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода (для выхода из теневой экономики)).

Принципы налогообложения (А.Смит):

- нейтральность налоговой системы - заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков;

- принцип справедливости - обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему;

- принцип простоты – предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения.

Принципы налогообложения:

– сочетание прямых и косвенных налогов;

– универсальность налогообложения;

– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

– однократность налогообложения;

– использование системы налоговых льгот;

– стремление к стабильности условий налогообложения;

– запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

16. Теоретические модели экономического роста.

 

Под экономическим ростом понимаются долговременное увеличение реального объема национального производства, связанное с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале.

 

Если все факторы производства используются полностью и с наибольшей эффективностью, т.е. экономика находится на границе своих производственных возможностей, то реальный объем производства достигает своего максимального значения. Это так называемый потенциальный экономический рост. Если производственные ресурсы используются недостаточно эффективно или не в полном объеме, то фактическое значение реального объема производства будет меньше потенциального.

 

В краткосрочном периоде можно увеличить выпуск до потенциального уровня, если обществу удастся вовлечь в производство все имеющиеся у него неиспользованные ресурсы. Однако задача экономики не исчерпывается достижением полной занятости, поскольку такая занятость еще не гарантирует поступательного роста экономики. Если проблема занятости ресурсов решена, возникает вопрос о том, как увеличить объем национального производства в этих условиях, т. е. при полной занятости. Это основной вопрос теории экономического роста.

 

Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешается это противоречие двумя основными способами: во-первых, за счет увеличени

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...