Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме учащихся:

Анализ графических ошибок при письме.

Причины, способы их предупреждения и исправления

Показателями (критериями) графического навыка являются:

Графическая грамотность;

Каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв и их соединений;

Связанность (безотрывность)

Скорость письма.

ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо выполнение ВСЕХ показателей графического навыка. Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Причины возникновения графических ошибок:

1. Недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения

2. Несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих оп

ределенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант.

КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ ЧЕТКОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПИСЬМА

Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона – 650. ширина букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв она в 1,5 раза больше чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой (“в линейку”) высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается прежним.

При разграничении понятий графическая и каллиграфическая ошибки нужно учитывать характер и пределы искажения буквенного знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а именно: заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество элементов; одна графема полностью заменяется другой, сходной по начертательной или акустической характеристике, то подобного типа ошибки следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к каллиграфическим ошибкам, которые связаны с изменением или полным исчезновением определенного смысла изображенного слова.

Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста. Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и так далее.

Анализируя четкость и устойчивость письма, необходимо обратить внимание на следующие каллиграфические характеристики формирующегося почерка:

1) как часто ученик не доводит отдельные элементы буквы или букву до верхней (нижней) линейки строки или выходит за ее пределы;

2) соблюдает ли ученик правильный (650) и единообразный угол наклона при письме, или наклон элементов и букв зависит от его позы, положения тетради на столе (парте) и от места начертания графических комплексов на строке (начало, середина, конец);

3) есть ли определенная соразмерность в выполнении интервалов между элементами букв, буквами в словах и ловами в предложениях и тексте в целом.

графические ошибки:

1) несоблюдение интервал между буквами в словах, неравномерное расставляние слова на строке;

2) письмо букв слишком размашистое или слишком узкое;

3) разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

4) несоблюдение расположения букв по линии строки, то есть нет линейность при письме;

5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

6) ломаность, вычурность письма;

7) имеет место “заборность”, условность письма;

8) несоблюдение связанности букв при письме;

9) полная неразборчивость почерка, “каша”.

СВЯЗАННОСТЬ ПИСЬМА.

Связанность письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов.

Для улучшения этого критерия учитель может использовать методику письма вслепую. Детям предлагает воспроизвести букву, слог или слово, контролируя себя лишь на основе двигательных ощущений.

Изучение связности письма проводится следующим образом. Учитель просит учащихся сесть правильно, сделать упор ручкой на том месте нелинованного листа бумаги, откуда надо начинать писать, посмотреть на какой-либо предмет, расположенный над классной доской, то есть выше линии глаз, а лишь затем написать заданную букву, слог или слов. Потом ученики переводят взгляд на лист бумаги, чтобы определить место для следующего задания.

Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный предмет, дети повторяют написанное. Это же задание можно выполнять и в третий раз, но уже в ускоренном темпе.

При проведении: 1) не сообщать детям истинной цели задания; 2) провести его на основе соревновательной мотивировки “посмотрим, как вы научились писать вслепую”; 3) обязательно предупредить детей о том, что нельзя исправлять написанное, например, зачеркивать, дописывать, продолжать (дотягивать) соединительные линии и так далее. Иначе учитель не сможет зафиксировать те трудности, которые испытывает ученик, и своевременно помочь ему.

Результаты письма при обычных условиях не позволяют увидеть, где ребенок останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том, сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-третьих, какова степень связности его письма. Все это становится очевидным при письме вслепую.

Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме учащихся:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...