Опасности, вредные и травмирующие факторы
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Федеральное агентство по образованию ______ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Приоритетный национальный проект «Образование» Инновационная образовательная программа Санкт-Петербургского государственного политехнического университета С.В. Ефремов
Безопасность Жизнедеятельности Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета
Федеральное агентство по образованию ______ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Приоритетный национальный проект «Образование» Инновационная образовательная программа Санкт-Петербургского государственного политехнического университета С.В. Ефремов
Безопасность
жизнедеятельности
Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета УДК 614.8.085 ББК М
Рецензенты заведующая кафедрой БЖД Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета доктор биологических наук, профессор А. П. Новожилова Профессор кафедры УЗЧС Санкт-Петербургского государственного политехнического университета доктор технических наук, профессор В.В. Яковлев.
Ефремов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов. Учеб. Пособие / С.В.Ефремов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 136 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины безопасность жизнедеятельности. В учебном пособии рассматриваются основы взаимодействия человека и окружающей среды, влияние на деятельность человека микроклимата, освещенности, вибрации, шума, электромагнитных излучений, химических и радиоактивных веществ, приводятся основы электробезопасности и молниезащиты, электромагнитной, пожарной и взрывной безопасности, защиты от вибраций и шума, анализируются средства коллективной и индивидуальной защиты.
В книге кратко рассмотрены система охраны труда, система охраны окружающей среды и система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, освещены вопросы, связанные с охраной труда в строительстве.
Табл. 8. Ил. 18. Библиогр.: 15 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
© Ефремов С.В., 2008 Оглавление
Список сокращений
ВВЕДЕНИЕ
«Безопасность жизнедеятельности» является общепрофессиональной дисциплиной, предназначенной для подготовки студента к решению задач по обеспечению техносферной безопасности на производстве. Она формирует знания, умения и навыки необходимые для оценки опасных и вредных производственных факторов, организации на производстве мероприятий по охране труда и окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия персонала и населения. Объектом изучения дисциплины является производственная деятельность. Предметом изучения дисциплины являются техносферная безопасность. Научными основами дисциплины являются: теория труда, физиология, психология и гигиена труда, физика, химия и экология. Целями обучения являются: ознакомление с теоретическими и медико-биологическими основами безопасности жизнедеятельности; изучение опасных и вредных факторов влияющих на жизнедеятельность; формирование умений по обеспечению гигиены труда и техники безопасности в производственных условиях; получение первичных навыков по организации безопасности труда на производстве; воспитание чувства высокой личной ответственности за организацию и руководство охраной труда на порученном участке работы. Толковые словари русского языка рассматривают жизнедеятельность как способность человека к жизненным отправлениям, при этом под отправлениями понимается деятельность организма. В Учебнике «Безопасность жизнедеятельности» под редакцией профессора Белова С.В. [4] жизнедеятельность определяется как «повседневная деятельность и отдых, способ существования человека». А есть ли другие способы существования человека? Вероятно, нет. Вероятно, жизнедеятельность единственный способ существования человека. Существует этим способом человек в трех сферах: бытовой, производственной и природной. Кроме сфер жизнедеятельности есть еще и режимы. Основных режимов два – повседневный режим и режим чрезвычайной ситуации. Во всех этих сферах и режимах на человека действуют позитивные силы и негативные силы. Часто эти силы называют факторами. Способность человека противостоять негативным факторам получило название «безопасность».
Из приведенных посылок можно сделать вывод о том, что дисциплина с названием «Безопасность жизнедеятельности» должна изучать методы, способы, средства и организацию снижения уровня негативных факторов с которыми сталкивается человек при своем существовании в трех сферах и двух режимах. Предлагаемое пособие разрабатывалось не с целью «объять необъя-тное», а с целью сосредоточить внимание только на четырех аспектах: взаимодействие человека и среда обитания; гигиена жизнедеятельности и техника безопасности понятия и организация охраны труда, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. основы охраны труда в строительстве. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций рассмотрены нами в кратком курсе «Защита населения и территорий в мирное и военное время», а также в учебном пособии «Радиационная, химическая и биологическая защита населения и спасателей». Безопасность жизнедеятельности при наличии опасных производств и отражение этих вопросов в проектной документации подробно разобраны в двух наших книгах: «Опасные технологии и производства» [13]; «Декларирование опасных производств» [12]. Вопросам экологической безопасности посвящено пособие «Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и сертификация» [11]. Библиография на все приведенные источники дана в списке литературы в конце книги. Но это будет потом, а сейчас Вы открыли книгу, в которой пять разделов. В первом разделе рассмотрены основы взаимодействия человека и окружающей среды. Во втором разделе оценено влияние на деятельность человека микроклимата, освещенности, вибрации, шума, электромагнитных излучений, химических и радиоактивных веществ. В третьем разделе даны основы обеспечения комфортных условий, защиты от вибраций и шума и электромагнитных полей. В четвертом разделе даны основы электробезопасности и молниезащиты, пожарной и взрывной безопасности, проанализированы средства коллективной и индивидуальной защиты используемые строителями. Пятый раздел посвящен системам охраны труда, охраны окружающей среды, системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом разделе кратко рассмотрены вопросы, связанные с охраной труда в строительстве. Учебное пособие написано на основе опыта чтения лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов Инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке учебного пособия к изданию ассистенту кафедры «Безопасность жизнедеятельности» СПбГПУ Румянцевой Нине Вячеславовне. Раздел 1 Человек и среда обитания Глава 1. Основные положения и принципы обеспечения безопасности Взаимодействие человека и окружающей среды. Комфортность и безопасность среды обитания. Методы защиты. 1.1. Взаимодействие человека и окружающей среды
Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом действует Закон сохранения жизни Ю.Н. Куражковского. Закон сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации» (рис.1.1).
Рис. 1.1. Закон сохранения жизни
Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»: комфортное (оптимальное) состояние; допустимое состояние; опасное состояние; чрезвычайно опасное состояние. 1. Комфортное состояние - все потоки гарантируют сохранение здоровья человека и целостности ОПС. 2. Допустимое состояние - потоки не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности. 3. Опасное состояние - потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды; 4. Чрезвычайно опасное состояние - потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде. Опасности, вредные и травмирующие факторы Для характеристики негативных результатов введено понятие «опасность». Опасность – свойство объекта, выраженное в его способности причинить ущерб себе и другим объектам. В результате реализации опасности формируются два типа негативных факторов – вредные и травмирующие факторы. Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Травмирующий фактор (опасный – по ГОСТу ) – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или гибели. Безопасность – состояние объекта, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Обеспечение безопасности при воздействии вредных факторов носит название «Производственная санитария». Обеспечение безопасности при воздействии травмирующих факторов носит название «Техника безопасности».
1.2. Комфортность и безопасность среды обитания
Наилучшие показатели работоспособности и отдыха достигаются при комфортном состоянии среды обитания и при рациональных режимах труда и отдыха (эргономика). Комфорт — оптимальное сочетание параметров микроклимата и уюта в зонах деятельности и отдыха человека. Конкретные значения ПДК и ПДУ устанавливаются нормативными актами Государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|