Использование методов и приемов
Карта анализа урока в соответствии с ФГОС основного общего образования Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП (системно – деятельностного подхода)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отсутствует | Цель формулирует учитель | Совместно с учащимися | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
критерий | балл | уровень | оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
формулируется содержательная цель урока(формирование системы ценностей по данному предмету) | 1-2 | низкий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулируют (ся) содержательную и развивающую цели урока | 3-4 | средний |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четко формулирует (ся), чему должен научиться ученик на данном уроке и как он это делает сам | 5-6 | выше среднего |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулирует (ся) как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)
| 7-8 | хороший |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулирует (ся) как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) | 9-10 | высокий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нельзя измерить, продиагностировать | Диагностичны, измеряемы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПОЛЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отсутствует | На этапе целеполагания | На отдельных этапах урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
критерий | балл | уровень | оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. | 1-2 | Низкий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся | 3-4 | Средний |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием | 5-6 | Выше среднего |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества | 7-8 | Хороший |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. | 9-10 | Высокий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нет связи с жизнью, практической деятельностью. | Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. | Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) | балл | уровень | оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока | 1-2 | Низкий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией | 3-4 | Средний
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение)представлена обучающимся наглядно | 5-6 | Выше среднего |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО | 7-8 | Хороший |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение)не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата | 9-10 | Высокий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неактивные | Активные | Интерактивные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальные | Групповые | Парные | Индивидуальные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работает с классом фронтально на всех этапах урока | 1-2 | Низкий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи | 3-4 | Средний |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе | 5-6 | Выше среднего |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета | 7-8 | Хороший |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний | 9-10 | Высокий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные | Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные
| Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный | Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения | 1-2 | Низкий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график, диаграмму) | 3-4 | Средний |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам | 5-6 | Выше среднего |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию | 7-8 | Хороший |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления | 9-10 | Высокий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемного обучения | Диалоговые | Развивающего обучения | Урок - мастерская | Игровые | Урок - конференция | Квест | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностно ориентированные | Информационно-коммуникационные | Проектныго обучения | Исследовательские | Обучение в сотрудничестве | Здоровьесберегающие | Систем инновационной оценки «портфолио» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разноуровневого обучения | Лекционно-семинарская система обучения | Дебаты |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕФЛЕКСИЯ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отсутствует | Эмоциональная рефлексия | Оценка деятельности | Оценка результата | Рефлексия учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся | 1-3 | Низкий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) | 3-4 | Средний |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно,чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать | 5-6 | Выше среднего |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) | 7-8 | Хороший |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке | 9-10 | Высокий |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результативность урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат не достигнут или достигнут учителем
| Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися. – ориентир на самооценку обучающегося, Побуждение к самооценке в форме описания продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели Выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе
| Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата. - формирование адекватной самооценки; – выполнение намеченного плана урока Ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения заданий Прогностическая оценка учащимися своих возможностей
| Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие); Результат достигнут каждым учащимся. – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). Работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1-3 | 4-6 | 7- 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
10 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. | Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. | Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. | Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы. | Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планирование задания на дом: . | – объем, характер материала, его посильность;
| – наличие и характер инструктажа;
| – дифференцированность задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОЦЕНИВАНИЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Традиционное, по 5-бальной шкале
| Иное
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы _1. Урок соответствует (частично соответствует, не соответствует требованиям ФГОС.
2. Деятельность обучаюшихся направлена на формирование УУД (указать каких) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._Применение __________________________-технологий помогает (не дает возможности, только частично дает возможность) обучающимся включиться в процесс сотрудничества.4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мнение учителя об уроке
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________ /_______________________________________/ ____________________________
Должность проверяющего подпись расшифровка
Анализ урока проведен «_____» ____________20____ г
С выводами и рекомендациями ознакомлен (а) _______________________ / ____________________
подпись расшифровка
|
|