Диссидентское движение и нелегальная журналистика 1960–80-х годов
Диссидентство возникает в Советском Союзе в середине 60-х гг. как реакция определенных кругов интеллигенции на окончание хрущевской «оттепели» и консервативный поворот в государственной политике с приходом к власти Л.И. Брежнева. 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади проходит первая (за многие десятилетия, начиная с 1920-х гг.) не санкционированная властями демонстрация. Ее организовали московские студенты (около 200 участников) в знак протеста против ареста писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Заметно активизируется деятельность диссидентов в 1968 г., после ввода советских войск в Чехословакию и подавления «пражской весны» (манифестация на Красной площади в Москве 25 августа 1968, выпуск «самиздатовских» листовок и др. формы протеста). Начавшееся оппозиционное движение не было массовым, но, раз возникнув, непрерывно продолжалось все 70-е и 80-е годы. Основные центры советского диссидентства – Москва, Ленинград и республики Прибалтики. Наиболее ярким проявлением диссидентского движения 1960–80-х гг. стала правозащитная деятельность. В ряды противников политики Л.И. Брежнева и его окружения становились представители довольно разных общественных убеждений. Диссиденты различались радикализмом своих взглядов и политических требований. Менее радикальная, умеренная часть диссидентов (историк Рой Медведев, писатель Алексей Костерин, бывший генерал Советской армии Петр Григоренко и др.) выступала за некоторые преобразования в рамках существовавшего социалистического (коммунистического) строя, без его отмены. Это были приверженцы т. наз. идеи «социализма с человеческим лицом» – некоего либерализованного, гуманизированного варианта коммунистической системы. «Умеренные» пытались совмещать свое инакомыслие с членством в правящей коммунистической партии и обычно не выходили из КПСС, пока сама партия их не исключала. Эти деятели резко критиковали сталинское идейное наследие в партийной жизни и общественной мысли, но положительно оценивали личность В.И. Ленина и феномен большевизма 1900–1920-х гг.
Среди диссидентов – радикальных противников советской власти с самого начала наблюдалось более или менее четко выраженное деление на «западников» (Андрей Сахаров, Владимир Буковский, Валерия Новодворская, Анатолий (Натан) Щаранский и др.) и «почвенников» (Александр Солженицын, Игорь Шафаревич, Леонид Бородин и др.). Разногласия «западников» и «почвенников» касались вопроса о путях дальнейшего развития общества после ликвидации коммунистической системы. Главным приоритетом в политической «программе» «западников» было формирование в стране демократических институтов при максимальном использовании западноевропейского опыта. При этом некоторые западники, в т.ч. А.Д. Сахаров, видели определенные положительные стороны и в советском наследии и не спешили отвергать его целиком. Академик Сахаров долгое время выступал с идеей «конвергенции» (взаимного сближения) двух общественных систем – капитализма и социализма. Диссиденты-«почвенники» не принимали доктрину социализма в принципе. Их идеология значительно отличалась от типично советского, атеистического мировоззрения и имела четкую религиозную окраску. Общественные идеи диссидентов-«почвенников» восходили к программным положениям правокадетского сборника «Вехи» (1909), вообще к идеям русской социальной философии начала ХХ в. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, П.А. Флоренский и др.). Представления А.И. Солженицына, И.Р. Шафаревича и др. о социальном строе, необходимом России и Советскому Союзу, не сводились ни к коммунизму, ни к капитализму западного образца – «почвенники» выступали за особый, самобытный путь развития для России (идея «третьего пути»).
С выходом в Париже в 1974 г. публицистического сборника «Из-под глыб» (материалы издания были подготовлены в СССР) два радикальных течения в советском диссидентстве окончательно разделились. Сборник содержал статьи «почвенников», направленные против советской идеологической доктрины и общественной практики, но одновременно полемически затрагивавшие «западничество» и его представителей (А.Д. Сахарова, Г.С. Померанца и др.). Наконец, кроме умеренного направления в диссидентстве и антикоммунистических доктрин «западников» и «почвенников», в особый разряд следует выделить национальную оппозицию советской системе в союзных республиках (Украина, Литва, Эстония, Армения и т.д.) и вообще в среде национальных меньшинств (напр., у крымских татар). У представителей этого, национального направления в диссидентстве (Вячеслав Черновил – лидер западноукраинских националистов и др.) были свои, совершенно самостоятельные цели и задачи1. Печатные произведения диссидентов по способу публикации делились на т. наз. «самиздат» (публикации, сделанные нелегально подручными средствами, – фотокопии, машинопись и др.) и «тамиздат» (материалы, тайно переданные за границу, там опубликованные и затем нелегально ввозимые и распространяемые в Советском Союзе в принтном варианте или фотокопиях). По типу печатного произведения различаются: 1) отдельные публикации «сам-» и «тамиздата», в т.ч. листовки, брошюры; 2) непериодические сборники и 3) периодика диссидентов. 1. Примеры отдельных «самиздатовских» публикаций: – Листовки. Обычно распространялись в ответ на те или иные неправомерные действия советских властей: оккупация Чехословакии в 1968 г., арест правозащитника Петра Григоренко в 1969 г. и др. – Статьи. А. Сахаров, «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» – распространялась в июне 1968. А. Амальрик, «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» – написана и распространена в 1969 г. (И др.). – Открытые письма. В мае 1967 г. А. Солженицын распространил открытое письмо делегатам IV Всесоюзного съезда писателей, в котором высказался за отмену цензуры. Требование «честной и полной гласности» содержалось и в открытом письме А. Солженицына Секретариату Союза писателей РСФСР (1969 г.). А. Сахаров, В. Турчин и Р. Медведев в 1970 г. отдали в «самиздат» свое письмо руководителям КПСС и советского правительства Л.И. Брежневу, А.Н. Косыгину и Н.В. Подгорному; в письме говорилось об экономическом и научно-техническом отставании СССР от развитых капиталистических стран и излагалась программа демократизации советского общества. В июне 1972 г. А. Сахаров опубликовал «Памятную записку» генсеку ЦК КПСС Л.И. Брежневу.
– Мемуарные и документальные произведения (прежде всего, воспоминания узников сталинских и вообще советских лагерей) – мемуары Дмитрия Витковского «Полжизни», «Воспоминания» Екатерины Олицкой, «Мои показания» Анатолия Марченко (о лагерях 1950–60-х гг.) и мн. др. – Книги, запрещенные в СССР: «Технология власти» А. Авторханова, сочинения русских религиозных философов 1-й половины ХХ в. (Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков и др.), художественные произведения («В круге первом» и «Раковый корпус» А. Солженицына, «Слепящая тьма» А. Кёстлера, «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Реквием» А. Ахматовой и т.д.). 2. Публицистические и документальные сборники. «Белая книга» – сборник документов о процессе А. Синявского и Ю. Даниэля. Издан за границей в 1967 г., составители – Юрий Галансков и Александр Гинзбург. По примеру этого издания в дальнейшем составлялись «Белые книги» о других процессах над диссидентами. «Феникс–66» – «самиздатовский» сборник, составитель – Ю. Галансков. «Из-под глыб» (Париж, YMCA–PRESS, 1974) – статьи А.И. Солженицына, М.С. Агурского, И.Р. Шафаревича и др. авторов. Основные темы книги – социализм как идеология и общественно-экономическая система, национальный вопрос, положение церкви в СССР. 3. Периодические издания. Журнал «Хроника текущих событий». Нелегально издавался в Москве группой диссидентов с апреля 1968 г., содержал оперативную информацию о преследовании инакомыслящих, положении политзаключенных в СССР, их протестах. В журнале имелся отдел «Новости самиздата». До ноября 1971 г. вышло 20 номеров издания.
«Хроника...» была не первым нелегальным журналом в СССР. С конца 1964 г. Рой Медведев начал выпускать машинописный бюллетень без названия (вместо него на первой странице указывался месяц выхода номера). Тираж бюллетеня Р.А. Медведева составлял всего 10–12 экземпляров. По примеру «Хроники текущих событий» в конце 60-х – начале 70-х годов в Москве и других городах СССР возникли подобные издания. Позднее выходила «Хроника защиты прав человека». Продолжением диссидентской «самиздатовской» периодики в годы перестройки стала пресса неформальных организаций. К августу 1988 г. в Советском Союзе (Москва, Ленинград, Урал, Прибалтика и др. регионы) выходило 64 «самиздатовских» журнала, из них наибольший тираж имели «Благовест», «Референдум», «Российские ведомости», «Демократическая оппозиция» и «Экспресс-хроника». Эта печать была предшественницей первых легальных негосударственных изданий в СССР, возникших во 2-й половине 1990 года. 1 Данная классификация, разумеется, схематична и не включает в себя все оттенки диссидентской мысли в СССР. Отдельно стоит упомянуть программу «этического социализма» (наиболее видный представитель в 60-е гг. – Григорий Померанц), религиозное правозащитное движение (священники Глеб Якунин, Дмитрий Дудко, писатель Анатолий Краснов-Левитин и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|