Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический аспект




 

Из трех аспектов извлечения знаний психологический — А1 — является ведущим, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с основным источником знаний — экспертом-профессионалом. Психологический аспект выделяется еще и потому, что извлечение знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения разработчиков системы. А в общении психология является доминантной.

Общение, или коммуникация (от лат. communicatio — связь), — это междисциплинарное понятие, обозначающее все формы непосредственных контактов между людьми — от дружеских до деловых. Оно широко исследуется в психологии, философии, социологии, этологии, лингвистике, семиотике и других науках. Существует несколько десятков теорий общения, и единственное, в чем сходятся все авторы, — это сложность, многоплановость процедуры общения. Подчеркивается, что общение — не просто однонаправленный процесс передачи сообщений и не двухтактный обмен порциями сведений, а нерасчлененный процесс циркуляции информации, то есть совместный поиск истины [Каган, 1988] (рис. 3.8).

Рис. 3.8.Структура процесса общения

Итак, общение есть процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. И хотя общение — первый вид деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе, по-настоящему владеют культурой и наукой общения единицы.

Можно выделить четыре основных уровня-общения [Сагатовский, 1980].

1. Уровень манипулирования, когда один субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности.

2. Уровень «рефлексивной игры», когда в процессе своей деятельности человек учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признает за ним самоценность и стремится к «выигрышу», к реализации своего проекта.

3. Уровень правового общения, когда субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга и пытаются согласовать их хотя бы внешне.

4. Уровень нравственного общения, когда субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности.

Стремление и умение общаться на высшем, четвертом, уровне может характеризовать степень профессионализма инженера по знаниям. Извлечение знаний — это особый вид общения, который можно отнести к духовно-информационному типу. Согласно работе [Каган, 1988] общение делится на материально-практическое; духовно-информационное; практически-духовное. При этом информационный аспект общения для инженера по знаниям с прагматической точки зрения важнейший.

Известно, что потери информации при разговорном общении велики [Мицич, 1987] (рис. 3.9).

 

Рис. 3.9.Потери информации при разговорном общении

 

В связи с этим рассмотрим проблему увеличения информативности общения аналитика и эксперта за счет использования психологических знаний. Можно выделить такие структурные компоненты модели общения при извлечении знаний:

• участники общения (партнеры);

• средства общения (процедура);

• предмет общения (знания).

В соответствии с этой структурой выделим три «слоя» психологических проблем, возникающих при извлечении знаний (рис. 3.10):

Al = {S11, S12, S13 } = (контактный, процедурный, когнитивный).

 

 

Рис. 3.10.Психологический аспект извлечения знаний

Контактный слой (S11)

Практически все психологи отмечают, что на любой коллективный процесс влияет атмосфера, возникающая в группе участников. Существуют эксперименты, результаты которых неоспоримо говорят, что часто дружеская атмосфера в коллективе больше влияет на результат, чем индивидуальные способности отдельных членов группы [Немов, 1984]. Особенно важно, чтобы в коллективе разработчиков складывались кооперативные, а не конкурентные отношения. Для кооперации характерна атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности в успехах друг друга, то есть уровень нравственного общения, а для отношений конкурентного типа — атмосфера индивидуализма и межличностного соперничества (более низкий уровень общения).

В настоящее время прогнозировать совместимость в общении со 100%-й гарантией невозможно. Однако можно выделить ряд факторов и черт личности, характера и других особенностей участников общения, несомненно, оказывающих влияние на эффективность процедуры.

Разработка проблематики контактного слоя позволила выявить следующие параметры партнеров, влияющие на результаты процедуры извлечения знаний: S11 = {s11_i} = {пол, возраст, личность, темперамент, мотивация и др.}, часть из которых впоследствии вошли в формирование модели пользователя. Значения параметров пола (s11_1) и возраста (s11_2) хотя и влияют на эффективность контакта, но не являются критическими. В литературе [Иванов, 1986] отмечается, что хорошие результаты дают гетерогенные пары (мужчина/женщина) и соотношение:

20 > (Вэ – Ва) > 5,

где Вэ, — возраст эксперта; Ва — возраст аналитика.

Под личностью (s11_3) обычно понимается устойчивая система психологичест ких черт, характеризующая индивидуальность человека. Рекомендуемые компоненты s11_3 исследованы в работе [Гаврилова, 1990] и дополнены качествами из руководства для журналистов в работе [Schouksmith G., 1978]. S11_3 = (доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость).

Со времен Галена и Гиппократа, выделивших четыре классических типа темперамента (s11_4), вошли в научную терминологию понятия s11_4 = (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).

Известно, что флегматики и меланхолики медленнее усваивают информацию [Лунева, Хорошилова, 1987]. И для обеспечения психологического контакта с ними не следует задавать беседе слишком быстрый темп, торопить их с ответом. Зато они гораздо лучше усваивают новое, в отличие от холериков, для которых свойственно поверхностное усваивание информации. Последних следует специально наводить на размышление и рефлексию. У меланхоликов часто занижена самооценка, они застенчивы и в беседе их надо подбадривать. Таким образом, наиболее успешными в рамках слоя S11 являются сангвиники и холерики. На эффективность коллективного решения задач влияет также и мотивация (s11_5), то есть стремление к успеху. Инженер по знаниям в зависимости от условий разработки должен изыскивать разнообразные стимулы для экспертов (включая, разумеется, и материальные). Эксперт передает аналитику один из самых дорогих в мире продуктов — знания. И если одни люди делятся опытом добровольно и с удовольствием, то другие весьма неохотно приоткрывают свои профессиональные тайны. Иногда полезно оказывается возбудить в эксперте дух соперничества, конкуренции (не нарушая, естественно, обстановки кооперативности в коллективе).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...