Крупные корпорации и малый инновационный бизнес (МИБ)
История инновационного развития мировой экономики ü Инновационность существовала всегда и во всех сферах жизни ü Разнообразные виды инноваций (технические, технологические, управленческие, организационные, финансовые, отношения собственности) и т.д. ü Система технологических укладов (волны Н.Кондратьева) ü Теория Й.Шумпетера. Инвенция (изобретение) – инновация (внедрение) – имитация (тиражирование) – адаптация (приспособление) 2 подхода: - Давление спроса - Технологический прорыв Инновационная экономика (ИА) ü Тип хозяйственной деятельности, основанный на применении достижений науки и техники в производстве и распределении товаров и услуг. ü Основным (базовым) ресурсом в ИЭ являются не материальные факторы производства, как в индустриальной экономике, а трудовые, в структуре которых резко повышается удельный вес интеллектуального труда исследователей и разработчиков. ü Конкурентное преимущество стран, развивающие ИЭ заключается в том, что интеллектуальные продукты являются товарами повышенного спроса
Вопросы к теме: 1. Что является определяющим признаком ИЭ? 2. Начало ИА относят к середине 50-х г.г. ХХ века. Когда в США … 3. В чем конкурентное преимущество ИЭ в развитых странах? 4. Какие факторы влияют на производство человеческого капитала высокого качества? Ответы: 1. замещение традиционного материального и природного капитала человеческим, 2. когда численность производственных рабочих в США стала меньше численности других категорий работников. 3., что интеллектуальные продукты (результаты исследований и разработок) являются товарами повышенного спроса. Со стороны кого?
4. Высокий базовый уровень развития образования, и его совершенствование в сфере исследований и разработок.
Принципиальное условие развития ИЭ Предложения во всех элементах ИЭ (знаний, идей, разработок, патентов, компаний, предпринимателей). . Избыточность предложений: 1. формирует конкурентные инновационные рынки соответствующих объектов; 2. позволяет инвесторам диверсифицировать свои вложения и снизить инвестиционные риски.
Как показывает мировой опыт ИЭ делится на 2 сектора:
ü Малый (новый) сектор характеризуется тем, что из малых инновационных компаний, продвигающих на рынок новые товары, вырастают крупные высокотехнологичные корпорации. Этот процесс осуществляется на основе применения новых производственных, экономических и управленческих отношений, главным носителем которых является механизм венчурного инвестирования. Примером тому могут служить Microsoft, Intel,Hewlett Packard, Oracle, Sun Microsystems, Yahoo, Cisco Systems и т.д Крупные корпорации и малый инновационный бизнес (МИБ) Тенденция ü МИБ становится инструментом повышения конкурентоспособности крупных корпораций в конкурентной борьбе на мировых рынках ü Крупные корпорации усиливают взаимодействие с МИБ (Microsoft, Intel, IBM, Shell, Shevron и т.д.) Причина: Отдельные малые инновационные компании, обладая уникальными технологиями, продуктами, быстро растут и меняют рынок (Cisco sistems, Yahoo, Coogle и др.), становятся новыми лидерами мировой экономики, теснят нынешних лидеров Инноватика- отрасль знаний,охватывающаяширокий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение (диффузию) новшеств. Новация, новшество (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы. Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией) (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство, «инвестицию в новацию», «введение новшества».
С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком. Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. Открытие отличается от инновации по следующим признакам: 1. Открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка. 2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта. 3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии. 4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования. Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950 года) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии: 1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства 2. внедрение продукции с новыми свойствами 3. использование нового сырья 4. изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении 5. появление новых рынков сбыта Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Согласно И. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «…прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «…без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». В Казахстане официальным термином инновации является термин, используемый в Законе « Предпринимательский Кодекс РК)», принятый в 2016 году: Инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок. Инновационный процесс – непрерывный процесс развития предприятия, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях. Инновационный цикл – выполнение комплекса работ по одной инновации. Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Исходя из этого, можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции: Функций инноваций: ü воспроизводственную; ü инвестиционную; ü стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса и может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности, что и составляет содержание воспроизводственной функции инновации.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций, что и составляет содержание инвестиционной функции инновации. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.), что составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|