Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг




Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за год, представляющий собой основной финансовый план страны.

Основные источники доходов государства:

- Налоги (включая взносы на социальное страхование);

- Доходы от внешнеэкономической деятельности;

- Сеньораж (доход от эмиссии денег);

- Доходы от ценных бумаг;

- Доходы государственных предприятий и других объектов государственной собственности;

- Доходы от приватизации государственного имущества.

Расходы государства по целям:

1. На политические цели:

- расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, суда, прокуратуры и т.п.;

- расходы на содержание аппарата управления государством.

2. На экономические цели:

- расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,

- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

3. На социальные цели:

- расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);

- расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Дефицит госбюджета – превышение расходов бюджета над его доходами, сальдо бюджета отрицательное.

Профицит госбюджета – это превышение доходов бюджета над расходами.

Сбалансированный бюджет - когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место).

Тема 15. ФИСКАЛЬНАЯПОЛИТИКА

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) представляет собой меры, которые предпринимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Мультипликатор государственных закупок – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) совокупный доход при увеличении (сокращении) государственных закупок на единицу.

Мультипликатор автономных налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) пособие по безработице.

Виды дискреционной фискальной политики: 1) стимулирующая; 2) сдерживающая.

Кривая Лаффера показывает воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет.

Эффект вытеснения: рост госрасходов приводит к росту ставок процента и к сокращению инвестиций.

 

Тема 16. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

 

Кредитно-денежная политика (КДП) – воздействие на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег, находящихся в обращении.

Важнейшие инструменты КДП, дающие возможность центральному банку контролировать величину денежной массы:

• изменение учетной ставки;

• изменение резервной нормы;

операции на открытом рынке.

Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке это покупка или продажа Центробанком государственных облигаций на вторичных рынках ценных бумаг. Покупая государственные облигации, Центральный банк добивается увеличения резервов коммерческих банков, что позволяет увеличить кредитование, то есть создавать деньги. Продавая облигации, Центральный банк стремится уменьшить банковские резервы и, следовательно, уменьшить создание новых денег.

Политика «дешевых» денег (стимулирующая монетарная политика) проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Мероприятия политики дешевых денег:

1) снижение нормы резервных требований,

2) снижение учетной ставки процента

3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Политика «дорогих» денег (сдерживающая монетарная политика) проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Суть проведения данной политики заключается в том, чтобы ограничить возможности банковской системы для вливания денежной массы в экономику.

Мероприятия Центробанка:

1) повышение нормы резервных требований,

2) повышение учетной ставки процента

3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг

 

Тема 19. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

Социальная политика – совокупность мер государства, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Социальная политика государства направлена на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Рыночный подход к социальной политике – общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности. Государство свободно от социальной ответственности.

Социально ориентированный подход – общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения как минимум таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Государство обеспечивает устойчивость и социальный мир, создает условия для развития способностей как основы для инновационной деятельности человека.

Система индикаторов благосостояния общества: занятость и безработица; условия и оплата труда; здоровье и образование; жилищные условия, состояние среды обитания; безопасность личности, преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболеваемость, алкоголизм, наркоманию, разводы и т.д.

Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами, исходя из сложившихся потребностей.

Качество жизни в широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

«Потребительская корзина» - включает научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, складывающихся в стране, и реальных возможностей экономики.

Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности». Все граждане (семьи), отнесенные к категории бедных, имеют право на государственную социальную помощь.

Минимальная заработная плата – это гарантированный минимум заработной платы, устанавливаемой государством в законодательном порядке, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих.

Доходы – это общая сумма денежных (и натуральных) поступлений субъекта из всех источников в течение данного периода времени.

Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Другими словами, реальный доход — это располагаемый доход с учетом уровня цен и инфляции.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.

Кривая Лоренца - отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.

Социальная защита понимается как определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции

Выплаты из социальных общественных фондов потребления - пенсии, стипендии и различные пособия.

Тема 19. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЙ КУРС

Малая открытая экономика - экономика страны, на которую оказывают большое влияние экономики других стран, но которая практически не оказывает влияния на экономическое развитие других стран. При этом величину ставки процента данной страны определяет величина мировой ставки процента, на которую изменение внутренней ставки процента не влияет.

Большая открытая экономика– это экономика, которая оказывает существенное влияние на развитие экономик других стран, определяя уровень мировой ставки процента и обеспечивая значительную долю международных торговых и финансовых операций.

Платежный баланс представляет собой итоговую запись всех экономических сделок между данной страной и другими странами в течение года. Он характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые данная страна производит другим странам.

Торговый баланс - разница между экспортом и импортом товаров.

Баланс официальных расчетов - сумма сальдо баланса текущих операций и сальдо счета движения капиталов.

Изменение официальных резервов включает изменение запасов иностранной валюты, золота и международных расчетных средств, таких, например, как СДР (специальные права заимствования).

Валютный курс – это цена национальной денежной единицы одной страны, выраженная в национальных денежных единицах другой страны.

Фиксированный валютный курс – валютный курс, устанавливаемыйи поддерживаемый центральным банком в определенном жестком соотношении. Основной способ поддержания фиксированного валютного курса – валютные интервенции центрального банка.

Валютная интервенция - это операции по покупке и продаже иностранной валюты в обмен на национальную валюту с целью поддержания валютного курса национальной денежной единицы на неизменном уровне.

Ревальвация - официальное повышение валютного курса национальной денежной единицы центральным банком при режиме фиксированных валютных курсов.

Девальвация - официальное снижение валютного курса национальной денежной единицы центральным банком при режиме фиксированных валютных курсов.

Плавающий (гибкий) валютный курс - валютный курс, свободно устанавливающийся на рынке и изменяющийся под влиянием спроса и предложения валют.

Удорожание валюты - рост валютного курса при режиме плавающих валютных курсов.

Обесценение валюты - с нижение валютного курса при режиме плавающих валютных курсов.

 

Тема 21. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

 

Переходная (транзитивная) экономика - характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.

Основные варианты перехода от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике:

1. «Градуализм» - эволюционный путь постепенного создания экономических институтов (Китай и в немалой степени - Венгрия). Движение происходит медленно, постепенно. Устанавливаются целевые ориентиры конкретных макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень инфляции).

2. Шоковая терапия - ускоренная экономическая либерализация и параллельно производимая экономическая стабилизация, применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и в большинстве стран Восточной Европы (в классической форме - в Польше).

Главные задачи переходной экономики:

1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни с целью дать простор для самостоятельного развития экономики.

2. Макроэкономическая стабилизация предполагает снижение темпов инфляции после либерализации, стабилизацию курса национальной валюты. Она включает в себя:

3. Приватизация – передача объектов государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

4. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды: создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.), государственный контроль над деятельностью естественных монополий, разработка и практическое применение антимонопольного законодательства.

5. Структурные преобразования – меры, направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей.

6. Формирование сильной системы социальной защиты населения - переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения, облегчение приспособления населения к условиям рыночной экономики.

7. Институциональные преобразования: создание частного сектора, формирование рыночной инфраструктуры, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, налоговая реформа, создание системы коммерческих банков и двухуровневой банковской системы, первичного и вторичного рынка ценных бумаг, а также рынка рабочей силы с отменой государственной системы регулирования оплаты труда.

8. Интеграция экономики страны в систему мирохозяйственных связей: либерализация внешней торговли, отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, ликвидация различных торговых барьеров.

Основные черты модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь:

• сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

• равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства. Исходя из этого, приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;

• многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, прежде всего экономических;

• сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

• единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;

• единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...