Метод репертуарных решеток
Основные понятия
Среди методов когнитивной психологии — науки, изучающей то, как человек познает и воспринимает мир, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека, особое место занимает такой метод личностной психодиагностики, как метод репертуарных решеток («repertory grid»). Впервые метод был сформулирован автором теории личностных конструктов Джорджем Келли в 1955 г. Чем шире набор личностных конструктов у сз'бъекта, тем более многомерным, дифференцированным является образ мира, человека, других явлений и предметов, то есть тем выше его когнитивная сложность [Гаврилова, 1988]. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцу матрицы соответствует определенная группа объектов, или, иначе, элементов. В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета — все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты — биполярные признаки, параметры, шкалы, альтернативные противоположные отношения или способы поведения. Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. Вводя понятие конструкта, Келли объединяет две функции: функцию обобщения (установления сходства) и функцию противопоставления. Он предлагает несколько определений понятия «конструкт». Одно из них: Например, выделение из трех предметов «диван, кресло, стул» двух «диван и кресло» выявляет конструкт «мягкость мебели». Келли в своих работах подчеркивает биполярность конструктов. Он считает, что, утверждая что-нибудь, мы всегда одновременно что-то отрицаем. Именно биполярность конструктов делает возможным построение репертуарной решетки. Например, север — юг — это референтная ось: элементы, которые в одном контексте являются «севером», в другом становятся «югом».
Возможности конструкта ограничены. Они могут быть применены только к некоторым объектам. Это нашло свое отражение в понятии «диапазона пригодности» конструкта. Английские психологи Франселла и Баннистер [Франселла, Баннистер, 1987] считают правило «диапазона пригодности» отличительной чертой техники репертуарных решеток. Под диапазоном пригодности можно понимать область представлений человека о мире, понятия которой можно соотнести с конкретной референтной осью выделяемого крнструкта. Психологически осмысленный результат получится только в том случае, если элементы, используемые в репертуарной решетке, будут попадать в «диапазон пригодности» конструктов испытуемого. Конструкты — не изолированные образования. Они взаимодействуют друг с другом, причем характер этого взаимодействия не случаен, а носит целостный системный характер. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по определенным правилам так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разных уровней общности и относящихся к разным системам. При переводе с английского языка термин матрица не используется, поскольку репертуарная решетка не всегда является матрицей в строгом смысле этого термина: в ней на пересечении строк и столбцов не обязательно стоят числа, не всегда выдерживается прямоугольный формат, строки могут быть разной длины.
Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций, репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своих знакомых людей или конкретные предметы, если в качестве элементов заданы названия предметов. По всей видимости, репертуарные решетки лучше считать специфической разновидностью структурированного интервью. Обычно мы исследуем систему конструктов другого человека в ходе разговора с ним. В процессе беседы мы постепенно начинаем понимать, как он видит мир, что с чем связано, что из чего следует, что для чего важно, а что нет, как он оценивает других людей, события и ситуации. Решетка формализует этот процесс и дает математическое обоснование связей между конструктами данного человека, позволяет более детально изучить отдельные подсистемы конструктов, подметить индивидуальное, специфическое в структуре и содержании мировоззрения человека. Важное положение техники репертуарных решеток: ориентация на выявление собственных конструктов испытуемого, а не навязывание их ему извне. Гибкость и эффективность репертуарных решеток, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач. Методики этого типа используются в различных областях практической деятельности: в педагогике и социологии, в медицине, рекламе и дизайне. Репертуарные решетки оказались методом, идеально приспособленным для реализации в виде диалоговых программ на компьютере, что также способствовало их широкому распространению. Достоинства и преимущества данного метода полностью раскрываются тогда, когда есть возможность, проведя исследование, быстро обработать результаты и проанализировать их с тем, чтобы уже при следующей встрече с испытуемым можно было уточнить и проверить возникшие предположения, составить и провести репертуарную решетку другого тина, а если это необходимо, и дополнить прежнюю, изменив репертуар элементов или выборку конструктов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|