Мифологическая концепция власти
Французский политолог Л. Дюги в "Курсе конституционного права", обосновывая закономерность деления общества на "правящих" и "управляемых", "сильных" и "слабых", отстаивал идею естественного происхождения власти. Обладание властью одних людей он связывал с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целей. Таким образом, естественное деление людей на "сильных" и "слабых" обусловило их право на власть. Для придания законности (легитимности), своим властным притязаниям "сильные" использовали мифы о божественном характере власти и об "общественной воле", воплощенной в институтах власти. Социологический подход к определению политики ориентирует на исследования власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования, с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода неоднозначно. Структурно-функцнональная концепция власти ( ocнoватель - Т. Парсонс) - власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых) При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип,.характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемом) им положению в обществе (статусу). Подобная трактовка власти вытекает из общей теории действия. Т Парсон рассматривал общество как структурно расчлененную целостность (систему), в которой каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности. Интеграция различных элементов системы осуществляется с помощью социального действия. Поэтому концепцию Т Парсонса часто называют теорией социального действия. Направленность действий обусловливаются господствующими в обществе правилами, нормами и ценностями. Следуя функциональному принципу деятельности, власть, по Т. Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.
Конфликтологическая теория власти ( К. Маркс, Ф. Энгельс, В И. Ленин) - власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данною господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Дуалистическая концепция власти Согласно этой концепции власть следует отличать от господства. М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: а) материальное принуждение, б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Источниками осуществления власти служат насилие и верования субъектов политического процесса, прежде всею их вера в необходимость власти вообще и вера в ее легитимность (законность, справедливость). Двойственность власти (не случайно М. Дюверже образно называет ее двуликим Янусом) выражается в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага.
Будучи социальной по своей сущности, власть проходит вместе с обществом сложный путь изменений - в примитивных обществах власть была анонимной «распыленной» среди членов рода, племени. Она проявлялась в совокупности веровании и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Усложненность социальных потребностей и появление новых видов деятельности для их удовлетворения заметно повысили интенсивность взаимодействий индивидов. Это потребовало концентpaции власти в руках вождей. Таким образом, анонимная форма власти уступила место индивидуализированной. Процесс нарастания социальною неравенства обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация власти. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, партий и других организаций. Власть как общественное явление имеет ряд черт: 1) она выражается в функционировании определенных институтов; 2) связана с деятельностью лидеров, элит, масс (т. е. проявляется в действиях); 3) опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти); 4) ей свойственны изменения (например, снижение или повышение легитимности, эффективности; изменение соотношения функций законодательных и исполнительных органов); 5) результаты (последствия) реализации власти.
Ресурсы власти Власть как способность и возможность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению других основа на использовании различных методов и средств, к которым относятся влияние, авторитет, закон, прямое насилие и т. д. Совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект, называется ресурсами власти. В примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя (вождя, военачальника и т. д), переход к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила. Поведение подданных все более основывалось на страхе перед властью, на вере в ее справедливость и божественный характер, на традиции, привычке подчиняться ей. В тот период власть отождествлялась с господством.
В индустриальных обществах преобладающим ресурсом властвования становится организация: бюрократия, партии, движения. В современных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто обладает информацией, которая, при сохранении роли других ресурсов, становится важнейшим средством властвования. Типология ресурсов власти Классификация (типология) ресурсов аластвования может осуществляться по различным основаниям (критериям). Одна из наиболее ранних систем типологий - антропологическая. В ней типы властвования различаются устойчивыми мотивами, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти. По Конфуцию, ресурсами власти правителя являются его личный пример и следование моральным принципам - справедливости, гуманности, заботе о благе народа, чувству долга, мудрости. Поданные должны уважать правителя и выполнять свои обязанности. Н. Макиавелли положил в основу классификации типов властвования иные мотивы человеческого поведения - любовь и страх. Оба ресурса различаются способом воздействия. Страх прочнее и тверже, любовь же очень тонка, она держится на - человеческой благодарности. Помимо страха и любви в качестве ресурса власти Н. Макиавелли рассматривал человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность). В более поздних классификациях к страху, на котором власть всегда держалась, добавились убеждение (особенно в период развития средств массовой информации) и интерес. Одна из наиболее современных типологий ресурсов власти, в которой используются смешанные критерии, представлена американским социологом О. Тоффлером (р. 1928). В истории человечества власть, по О. Тоффлеру, опиралась на три ресурса - силу, богатство и знания. В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования. Если власть основана на силе, то она представляет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с богатством. Наконец, власть высшего качества основана на знаниях. Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества, основанного на силе, к власти высшего качества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|