Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Татьяна Виноградова. Думы о доме и дом для думы.

В 1998 году на Большой Покровской улице появилась ещё одна мемориальная доска — на здании Дворца труда:

Благотворительный дом… На ум сразу же приходят словосочетания: вдовий дом, дом трудолюбия, сиротский дом… Но как странно: величественное здание, ставшее символом Нижнего, которое по праву называют дворцом, — и богадельня. А может быть, это подарок, жест благотворительности купца-миллионера Николая Александровича Бугрова? Но хоть он был и очень богат, с трудом верится, что он мог подарить городу такой дворец. Давайте вместе попробуем разобраться, что это за дом и почему его можно назвать благотворительным.

Ещё в середине прошлого века на этом месте стоял неприметный деревянный двухэтажный дом. В 1851 году его приобрёл дед Н.А.Бугрова Пётр Егорович, купив его у наследников купца В. Брылина. Пётр Бугров — личность легендарная. Был он талантлив и предприимчив. В своё время о нём много и доброжелательно писал Владимир Иванович Даль. Удельный крестьянин, начавший свой путь с тяжелого бурлацкого промысла, к концу жизни Пётр Егорович владел миллионным состоянием.

Брылинский дом он снёс и очень быстро, уже в 1854 году, по проекту архитектора Н.И.Ужумедского-Грицевича построил великолепный 3-этажный каменный дом. Историк Н.И.Храмцовский так писал об этом особняке:

«Самое лучшее здание площади, и даже всего города, есть дом Бугрова, выходящий также, кроме площади, на Покровку и Зеленскую Террасу: он в три этажа, с двумя балконами, из которых один в сторону Покровки, другой со сторо­ны площади, и под последним устроен подъезд. Оба балкона и подъезд украшены бронзовыми решётками. Архитектура этого дома чрезвычайно легка и грациозна, она напоминает манеру графа Растрелли»[1].

И мы с вами можем судить, каким был тот дом, — он на снимке из «Художественного альбома» Василия Ивановича Виноградова, изданного в Нижнем Новгороде в 1896 году. Под снимком в альбоме подпись: «Большая Покровская улица и старый городской театр».

Выходит, Пётр Егорович строил дом не для того, чтобы в нём поселиться. Бугровы в то время жили в своём доме на Нижневолжской набережной, том самом, который стоит рядом с отделением милиции Нижегородского района. В новом доме на Благовещенской площади (ныне площадь Минина и Пожарского) расположился городской театр. Старое деревянное здание театра на Большой Печёрке, построенное князем Н.Г.Шаховским ещё в XVIII веке, незадолго до этого сгорело. Бугров сдал дом в аренду театральной администрации за 2500 рублей серебром в год.

Деньги платились неисправно, и в 1862 году уже сын Петра Бугрова, Александр Петрович, решает дом продать. Крупный помещик, бывший в то время предводителем дворянства, А.А.Турчанинов, мечтая жить в лучшем в городе доме, оформляет покупку, но неожиданно умирает, и дом переходит в собственность к московскому купцу А.Ф.Александрову, который сохраняет за театром право на аренду.

Так и прожил театр здесь до 1896 года. Ко Всероссийской промышленно-художественной выставке построили для него новое здание.

Итак, театр уехал, и дом опустел. Заметим, что в то время он вновь принадлежал Бугрову, но уже Николаю Александровичу — внуку Петра Егоровича. Вот он-то, в то время гласный думы, и дарит дом городу, дарит с условием, что «доходы с него будут поступать в особый фонд для раздачи беднейшим жителям». Те­перь уже городские власти думают, что будет здесь. Решают разместить городскую библиотеку, зал для об­щественных собраний (так называ­емую народную аудиторию) и си­ротский суд. И хоть «дарёному коню в зубы не смотрят», всё-таки снача­ла решили дом осмотреть глазами профессионалов — инженеров и ар­хитекторов. Выяснилось, что здание является «слабым от разного рода предшествующих в нём поврежде­ний, частью от тех неоднократных переломов и переделок, которым оно подвергалось в течение с лишком 40-летнего существования своего, частью от неправильно проведённых каменных работ и частью от пожаров, когда всё здание выгорело до основания». В итоге решили бугровский подарок разобрать и на его месте построить здание городской думы, разместив в нём, кроме зала заседаний, городскую управу и сиротский суд, а в первом этаже той части здания, что фасадом выходит на Большую Покровку, должны были быть шикарные магазины, от которых, а точнее — от их арендной платы, и надеялись получать доход.

Здание городской думы должно было украсить город, поэтому для разработки проекта решили объявить конкурс. 29 марта 1899 года городской голова Александр Михайлович Меморский направляет в Петербург письмо известному в России архитектору – академику Владимиру Петровичу Цейдлеру. Его знали в Нижнем как главного производителя строительных работ на Всероссийской промышленно-художественной выставке, а в 1896 году по его проекту был построен на Рождественской улице Волжско-Камский банк (ныне — Японский центр в Нижнем Новгороде), заказчиком которого являлся Н. А. Бугров.

ИЗ ПИСЬМА ЦЕЙДЛЕРУ: «Милостивый государь! Пользуясь тем прекрасным воспоминанием, которое оставили вы в памяти о себе как художник и зодчий, я обращаюсь к вам со следующим предложением. На месте бывшего театра на Благовещенской площади, подаренного Н. А. Бугровым городу, предполагается возвести новое здание городской думы. Так как сооружение это капитальное и главное в городе, то остановились мы на мнении возвести его по проекту, который будет составлен по конкурсу…».

То есть Цейдлеру предлагалось принять участие в разработке программы конкурса и оценке проектов. В ответном письме городскому голове Меморскому он предложил сам разработать проект, объясняя это тем, что в то время все именитые архитекторы были заняты собственным строительством и конкурс мог привлечь лишь молодежь и оказаться неэффективным.

21 апреля 1899 года архитектор Цейдлер прибыл в Нижний Новгород. В результате переговоров он взял на себя не только составление проекта и строительных чертежей, но и разработку сметы, а также техническое руководство постройкой здания. «Ни на один день не оставлять стройку без личного наблюдения или осо­бо приглашенных специалистов» — так было записано в договоре.

Цейдлер получил разработанную городской управой программу, в которой излагались все пожелания и требования относительно будущего здания думы. В этом документе, в частности, говорилось, что необходимо спроектировать большой зал с хорами на 200 — 300 человек и аванзал для совещаний гласных думы. В первом этаже заказывалось разместить магазины (пять-шесть торговых заведений в той части здания, которая пойдёт вдоль Большой Покровской). У них должны быть подвалы и чёрные ходы.

Стены и фундаменты предписывалось выложить из кирпича, для отделки фасадов использовать касимовский камень, все подвалы и архивные помещения перекрыть сводами — коренными или по железным балкам.

Программа заканчивалась пожеланием, чтобы здание думы «по наружному виду было грациозно и действительно было украшением города».

Летом 1899 года начали разборку старого здания. Подряд на эти работы по конкурсу получил крестьянин Балахнинского уезда П.И.Дёмин. Технический надзор осуществлял инженер барон Л.Н.Соловьев. Весь кирпич аккуратно очищали от раствора и складывали клетками. Предполагалось кирпич от разобранного здания использовать вторично, сэкономив при этом на материале 30 тысяч рублей. (В результате разборки было получено 1 232 750 шт. кирпича, из них цельного — 743 630 шт.)

К осени 1899 года старое строение разобрали, место расчистили и подготовили под будущее здание городской думы. В это время Цейдлер представил на рассмотрение первый вариант проекта: в начале Большой Покровки поместил вычурный объём высокой башни, большие окна Главного зала располагались вдоль улицы, а на площадь смотрели сильно «размельчённые» формы торцового фасада. Дума настояла, чтобы проект был переработан. Автор предлагал ещё три варианта проекта, и каждый из них гласные думы находили неудачным.

В конце ноября состоялось экстренное заседание городской думы, на котором в присутствии Цейдлера рассматривался уже 5-й вариант. На этом обсуждении было сделано несколько замечаний по внутренней планировке здания. В результате постановили, что «проект г. Цейдлера признаётся соответствующим… тем целям, для которых здание возводится, то есть размещение думы и управы и обеспечение доходности здания торговыми помещениями».

Согласно утверждённому варианту проекта здание думы имело, при первоначальном эклектичном характере архитектуры, более монументальную композицию. Главный фасад с большим залом заседаний и большими окнами теперь обращён был лицом на площадь. Здание стало играть в ансамбле площади организующую роль наряду с Дмитровской башней кремля. Перед началом строительства городская дума решила вопрос с правительством о переносе «красной линии» площади. Дело в том, что новое здание согласно проекту выдвинулось за этот рубеж, высочайше утверждённый ранее, заняв дополнительно 54 кв. сажени (250 кв. м) площади.

Закладка фундаментов состоялась 12 сентября 1901 года, а в 1902-м здание было вчерне готово и покрыто железной кровлей. В 1903 — 1904 гг. под надзором архитектора Н. М. Вешнякова велась отделка интерьеров.

Мы познакомились с историей одного из лучших домов в Нижнем. Но при чём же здесь Бугров, спросите вы. Ведь его подарок не пригодился. Начнём с того, что кирпич старого дома пошёл на новое строительство. А когда Николай Александрович узнал, что строиться будет здание думы — самое важное в городе, он пожертвовал на это дело 50 тысяч рублей. 31 марта 1899 года из Нижнего в Петербург, где в то время был Бугров, была отправлена телеграмма, подписанная городским головой Меморским:

«С глубочайшей сердечной признательностью принимаем новое ваше пожертвование на переустройство подаренного Вами городу дома. Городская дума поручила мне немедлен­но принести вам глубочайшую благодарность».

Пятьдесят тысяч — по тем временам деньги огромные, но их явно не хватало на строительство здания думы. Только по предварительной смете требовалось более 300 тысяч. Бугров же поставил условием, чтобы ни копейки на строительство не брали из городского бюджета. Он рассчитал так: пожертвованная им сумма пойдет на разборку старого дома и закупку строительных материалов. А далее дума берет кредит в городском Николаевском банке (под 5 процентов годовых) и возвращает его, внося ежегодно 7—10 тысяч, которые будут поступать от магазинов за аренду помещения.

Такова судьба «благотворительного дома Н.А.Бугрова». Почти столетие прошло с тех пор, и мы с вами вновь благодарно вспоминаем об этом человеке.

 

// Нижегородский рабочий. – 1998. – 17 апреля. – Большая Покровка. – №5. – С. 16.
Нижегородский рабочий. – 1998. – 24 апреля. – Большая Покровка. – №6. – С. 16.


[1] Эти слова краеведа Н. И. Храмцовского, без сомнения, относится к первому снимку. Фасад, обращённый на пл. Благовещенскую (современная пл. Минина), действительно, напоминает Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Дом реконструировался и к концу XIX века пришёл в аварийное состояние. Помимо перепланировок сыграл свою роль и пожар 27 января 1898 года, после которого дом восстановлению не подлежал. См.: «Дворец труда» — бугровский дар // А. В. Седов. Кержаки. История трёх поколений купцов Бугровых. — 2-е изд., стереотип. — Нижний Новгород: НОВО, 2010. — с. 169-172. (прим. Ивана Богомолова).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...