Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Почему И. А. Гончаров утверждал: «Едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия»?
Обратитесь к статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и приведите аргументы критика, подтверждающие вечность сюжета и героя комедии «Горе от ума», мысль о том, что каждая новая эпоха воскрешает тень Чацкого.
Подкрепите своё мнение суждениями других литераторов и критиков о герое (В.Г.Белинского – «крикун, фразёр, идеальный шут», А.С.Пушкина – «не умный», мечущий бисер перед свиньями). Рассмотрите характер дискуссии вокруг образа Чацкого (герой, воплощающий комедийные амплуа «неудачливого жениха» и «злого умника», или обличитель, резонёр, проповедник; «умный безумец», Дон Кихот, борющийся за истину, или «лишний» человек; революционер-демократ).
Подводя итоги, отметьте сочетание конкретно-исторического и всечеловеческого содержания в характере грибоедовского героя.
(материал ЕГЭ)
Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума» А .С. Грибоедова «построены таким образом, что комическое становится средством выражения трагического, а сама комедия – одной из форм воплощения современной трагедии» (Е. В. Юсим)? — В начале своего рассуждения отметьте, что произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» дало повод критикам и читателям поразмышлять над проблемой его жанра. Рассмотрите, как в этой пьесе соединились и комедия положений (вспомним диалог Фамусова и Лизаньки, падение с лошади Молчалина), и комедия характеров (колоритные фигуры Скалозуба, Фамусова), и трагедия главных героев (Чацкого — от ума, а Софьи — от чувства).
— Укажите, что комедия помимо авторской воли стала восприниматься как трагикомедия. Сам герой подвёл итоги своего пребывания в Москве: «мильон терзаний». Назвав так же свою статью о комедии Грибоедова, И.А. Гончаров показал не только драматизм произведения, но и многообразие его жанровых интерпретаций: «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира».
— Охарактеризуйте то, как объектами беспощадной иронии главного героя стали Максим Петрович, французик из Бордо, Хлёстова и многие другие завсегдатаи московских гостиных, что сформировало собственно сатирический пласт произведения. При этом сам Чацкий — резонёр, но этим амплуа не исчерпывается его суть.
(материал ЕГЭ)
— В качестве аргументов приведите мнения современников Грибоедова. Так, В.Г. Белинский назвал грибоедовского героя «крикуном, фразёром, идеальным шутом», который профанирует всё святое, о чём говорит. А.С. Пушкин усмотрел в Чацком комедийного героя, отказав ему в уме: «Негоже метать бисер перед Репетиловым».
— Подчеркните, что нам история Чацкого представляется скорее трагедией сильной, но непонятой личности. Четвёртое действие пьесы становится одновременно комедийной и трагической сценой, где гости бала представляют светский мир Москвы, где разыгрывается драма Софьи — обманувшего себя человека. Участь Молчалина и Лизы также безрадостна: изгнание,
одиночество, крах надежд. Судьба Чацкого, потерпевшего неудачу на любовном фронте и общественном поприще, оборачивается трагедией страны, изгоняющей из Москвы лучшие умы.
— Подводя итоги, отметьте, что сложная жанровая природа пьесы А.С. Грибоедова не позволяет в ней чётко разграничить комическое и трагическое, что даёт нам право согласиться с мнением критика-литературоведа. 2. — В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
— Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Это и доброе имя, почет, уважение. Существуют долг чести, дело чести, суд чести.
— Бесчестье – оскорбление, нанесенное самолюбию, принимаемое всерьез и переживаемое как трагедия, бесславие, обида, позор.
бесчестии
— Всякому своя честь дорога (русская пословица)
— Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь (русская пословица)
— Спесь губит достоинство (лакская пословица)
— Лучше быть плохим у хорошего, чем хорошим у плохого (русская пословица)
— Не кусок пирога, а честь дорога (русская пословица)
— Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе (ассирийская пословица)
— Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица)
— Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер
— Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.
Б. Франклин
— Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.
У. Шекспир
— Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме.
Л. Фейхтвангер
— Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.
Теофраст
— Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
П. Корнель
— Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.
Г. Гегель
— Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.
Р. Ролан
— В деле чести непригоден Астрологии язык.
Лопе де Вега
— Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства.
У. Шекспир
— Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека или организации людей.
Б. Франклин
— Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.
— Цецилий
— Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.
Г. Гегель
— Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей?
Цицерон
—
—...Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее — любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй.
Ф. Ницше
— Лишать чести другого — значит лишаться своей.
Публий
— Честь у мужчин одна, возлюбленных так много! Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.
П. Корнель
— Каждому свою честь воздаст потомство.
Тацит
— Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.
Апулей
— Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.
П. Корнель
— Истинная честь не может терпеть неправду.
Г. Филдинг
— «Чести своей никому не отдам»
— «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.
— Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?
— «Честь – это бриллиант на руке добродетели» (Вольтер)
— «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
— «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
— «Отцы и дети» И. С. Тургенева
— «Война и мир» Л. Н. Толстого
— «Дуэль» А. П. Чехова
— «Поединок» А. И. Куприна
— «Белая гвардия» М. А. Булгакова
— Честь дворянина, купца, воина… В былые времена бесчестьем считалось малейшее оскорбление человеческого достоинства. Дуэлянты отстаивали свои принципы в поединках, защищали честь своей семьи. Из-за обид или сомнений в чьих-то моральных качествах начинались войны, разыгрывались драмы кровавой мести. Даже целые народы вставали друг против друга, чтобы никто не усомнился в их храбрости.
— Вспомним героев русской литературы: Гринева, который вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, Степана Парамоновича Калашникова, сразившегося с посягнувшим на честь его жены опричником Кирибеевичем, Пьера Безухова, отстоявшего свое достоинство в поединке с Долоховым.
— Кажется, что может быть благороднее? Но часто такие ситуации приводят к печальным последствиям. Вспомним несчастного Ленского. Он погибает от руки бывшего друга, защищая благородное имя своей невесты.
— Тема чести принадлежит к числу самых популярных в испанской литературе XVI—XVII вв. Вокруг нее шла острая идейная борьба между разными направлениями этической мысли и социологии. От средневековья в XVI—XVII столетия перешла идея чести, как «дара крови», принадлежащего дворянству от рождения и отгораживающего его от низших сословий.
В противовес этому узкосословному толкованию чести испанские гуманисты, в их числе Сервантес и Лопе де Вега, объявляют благородство и честь не наследственными дарами, а проявлениями человеческого достоинства, которое находит выражение в высоко нравственных поступках. Формулу этого гуманистического истолкования идеи чести Сервантес вложил в уста своего героя Дон Кихота: «Каждый — сын своих дел». Разделяя эту концепцию чести, Лопе де Вега в некоторых своих народно-героических драмах («Фуэнте Овехуна» и др.) идет дальше: он утверждает идеал «крестьянской чести» как чувство человеческого достоинства, присущего крестьянину в отличие от насильника-феодала и определяющего нравственное превосходство человека из народа. Кальдерон же в своих «драмах чести» нередко отдает дань сословно-дворянским представлениям. Это особенно ощущается в пьесах, посвященных супружеской чести («Врач своей чести», 1633—1635; «За тайное оскорбление — тайное мщение», 1635 и др.). Честь в этих пьесах уподобляется хрупкому сосуду, который «от малейшего движения может разбиться». *** ....законы чести суровы и, как всякий закон, должны неукоснительно соблюдаться. «Dura lex sed lex» (лат. Суров закон, но закон) — не раз сетует герой Кальдерона.
(материалы ЕГЭ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|