Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Почему И. А. Гончаров утверждал: «Едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия»?
Обратитесь к статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и приведите аргументы критика, подтверждающие вечность сюжета и героя комедии «Горе от ума», мысль о том, что каждая новая эпоха воскрешает тень Чацкого.
Подкрепите своё мнение суждениями других литераторов и критиков о герое (В.Г.Белинского – «крикун, фразёр, идеальный шут», А.С.Пушкина – «не умный», мечущий бисер перед свиньями). Рассмотрите характер дискуссии вокруг образа Чацкого (герой, воплощающий комедийные амплуа «неудачливого жениха» и «злого умника», или обличитель, резонёр, проповедник; «умный безумец», Дон Кихот, борющийся за истину, или «лишний» человек; революционер-демократ).
Подводя итоги, отметьте сочетание конкретно-исторического и всечеловеческого содержания в характере грибоедовского героя. Литературные аргументы (материал ЕГЭ)
Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума» А .С. Грибоедова «построены таким образом, что комическое становится средством выражения трагического, а сама комедия – одной из форм воплощения современной трагедии» (Е. В. Юсим)? В начале своего рассуждения отметьте, что произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» дало повод критикам и читателям поразмышлять над проблемой его жанра. Рассмотрите, как в этой пьесе соединились и комедия положений (вспомним диалог Фамусова и Лизаньки, падение с лошади Молчалина), и комедия характеров (колоритные фигуры Скалозуба, Фамусова), и трагедия главных героев (Чацкого — от ума, а Софьи — от чувства).
Укажите, что комедия помимо авторской воли стала восприниматься как трагикомедия. Сам герой подвёл итоги своего пребывания в Москве: «мильон терзаний». Назвав так же свою статью о комедии Грибоедова, И.А. Гончаров показал не только драматизм произведения, но и многообразие его жанровых интерпретаций: «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира».
Охарактеризуйте то, как объектами беспощадной иронии главного героя стали Максим Петрович, французик из Бордо, Хлёстова и многие другие завсегдатаи московских гостиных, что сформировало собственно сатирический пласт произведения. При этом сам Чацкий — резонёр, но этим амплуа не исчерпывается его суть. Литературные аргументы (материал ЕГЭ)
В качестве аргументов приведите мнения современников Грибоедова. Так, В.Г. Белинский назвал грибоедовского героя «крикуном, фразёром, идеальным шутом», который профанирует всё святое, о чём говорит. А.С. Пушкин усмотрел в Чацком комедийного героя, отказав ему в уме: «Негоже метать бисер перед Репетиловым».
Подчеркните, что нам история Чацкого представляется скорее трагедией сильной, но непонятой личности. Четвёртое действие пьесы становится одновременно комедийной и трагической сценой, где гости бала представляют светский мир Москвы, где разыгрывается драма Софьи — обманувшего себя человека. Участь Молчалина и Лизы также безрадостна: изгнание,
одиночество, крах надежд. Судьба Чацкого, потерпевшего неудачу на любовном фронте и общественном поприще, оборачивается трагедией страны, изгоняющей из Москвы лучшие умы.
Подводя итоги, отметьте, что сложная жанровая природа пьесы А.С. Грибоедова не позволяет в ней чётко разграничить комическое и трагическое, что даёт нам право согласиться с мнением критика-литературоведа. 2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Толкование понятий
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Это и доброе имя, почет, уважение. Существуют долг чести, дело чести, суд чести.
Бесчестье – оскорбление, нанесенное самолюбию, принимаемое всерьез и переживаемое как трагедия, бесславие, обида, позор. Пословицы и поговорки о чести и бесчестии
Всякому своя честь дорога (русская пословица)
Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь (русская пословица)
Спесь губит достоинство (лакская пословица)
Лучше быть плохим у хорошего, чем хорошим у плохого (русская пословица)
Не кусок пирога, а честь дорога (русская пословица)
Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе (ассирийская пословица)
Береги платье снову, а честь смолоду (русская пословица) Высказывания о чести и бесчестии
Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер
Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.
Б. Франклин
Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.
У. Шекспир
Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме.
Л. Фейхтвангер
Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.
Теофраст
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
П. Корнель
Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.
Г. Гегель Высказывания о чести и бесчестии
Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.
Р. Ролан
В деле чести непригоден Астрологии язык.
Лопе де Вега
Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства.
У. Шекспир
Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека или организации людей.
Б. Франклин
Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.
Цецилий
Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.
Г. Гегель
Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей?
Цицерон
...Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее — любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй.
Ф. Ницше
Лишать чести другого — значит лишаться своей.
Публий
Честь у мужчин одна, возлюбленных так много! Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.
П. Корнель
Каждому свою честь воздаст потомство.
Тацит
Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.
Апулей
Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.
П. Корнель
Истинная честь не может терпеть неправду.
Г. Филдинг Примерные темы
«Чести своей никому не отдам»
«Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.
Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?
«Честь – это бриллиант на руке добродетели» (Вольтер) Рекомендуемые произведения
«Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
«Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
«Отцы и дети» И. С. Тургенева
«Война и мир» Л. Н. Толстого
«Дуэль» А. П. Чехова
«Поединок» А. И. Куприна
«Белая гвардия» М. А. Булгакова
Вариант вступления
Честь дворянина, купца, воина… В былые времена бесчестьем считалось малейшее оскорбление человеческого достоинства. Дуэлянты отстаивали свои принципы в поединках, защищали честь своей семьи. Из-за обид или сомнений в чьих-то моральных качествах начинались войны, разыгрывались драмы кровавой мести. Даже целые народы вставали друг против друга, чтобы никто не усомнился в их храбрости.
Вспомним героев русской литературы: Гринева, который вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, Степана Парамоновича Калашникова, сразившегося с посягнувшим на честь его жены опричником Кирибеевичем, Пьера Безухова, отстоявшего свое достоинство в поединке с Долоховым.
Кажется, что может быть благороднее? Но часто такие ситуации приводят к печальным последствиям. Вспомним несчастного Ленского. Он погибает от руки бывшего друга, защищая благородное имя своей невесты. Из истории
Тема чести принадлежит к числу самых популярных в испанской литературе XVI—XVII вв. Вокруг нее шла острая идейная борьба между разными направлениями этической мысли и социологии. От средневековья в XVI—XVII столетия перешла идея чести, как «дара крови», принадлежащего дворянству от рождения и отгораживающего его от низших сословий.
В противовес этому узкосословному толкованию чести испанские гуманисты, в их числе Сервантес и Лопе де Вега, объявляют благородство и честь не наследственными дарами, а проявлениями человеческого достоинства, которое находит выражение в высоко нравственных поступках. Формулу этого гуманистического истолкования идеи чести Сервантес вложил в уста своего героя Дон Кихота: «Каждый — сын своих дел». Разделяя эту концепцию чести, Лопе де Вега в некоторых своих народно-героических драмах («Фуэнте Овехуна» и др.) идет дальше: он утверждает идеал «крестьянской чести» как чувство человеческого достоинства, присущего крестьянину в отличие от насильника-феодала и определяющего нравственное превосходство человека из народа. Кальдерон же в своих «драмах чести» нередко отдает дань сословно-дворянским представлениям. Это особенно ощущается в пьесах, посвященных супружеской чести («Врач своей чести», 1633—1635; «За тайное оскорбление — тайное мщение», 1635 и др.). Честь в этих пьесах уподобляется хрупкому сосуду, который «от малейшего движения может разбиться». *** ....законы чести суровы и, как всякий закон, должны неукоснительно соблюдаться. «Dura lex sed lex» (лат. Суров закон, но закон) — не раз сетует герой Кальдерона. Литературные аргументы
(материалы ЕГЭ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|