Архаический период или эпоха великой греческой колонизации ( VIII - VI вв. до н.э.)
Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) или «темные века». Начало «железного века»
После дорийского вторжения наступает хозяйственный упадок и общественный регресс. Разрушены ахейские города, исчезли знаменитые царские династии. На несколько веков забыто искусство письма (отсюда название «темные», т.е. безграмотные века.). Типичные поселения – маленькие городки с древесно-глиняными строениями. Дома царей и знати напоминают не дворцы, а большие усадьбы. Господствующий социальный слой эпохи – знать, басилеи. Из однородной массы выделяется один главный басилей – царь, являющийся военным предводителем своего народа. В то же время с XI в. до н.э. в обиход входят железные орудия, а с IX в. – сталь. В конце «темных веков» жил великий поэт-певец Гомер. Главный источник по «темным векам» - поэма Гомера «Одиссея».
Архаический период или эпоха великой греческой колонизации (VIII - VI вв. до н.э.) Архэ – по-гречески означает «начало». В течение 3-х веков закладывались новые начала греческой цивилизации, совершались многие изобретения и открытия. С середины VIII века до н.э. греки начинают плавать по далеким морям и основывают в чужеземных странах десятки городов-колоний. Главные районы колонизации – Италия и Сицилия на западе и берега Черного моря на севере. На морях греки сталкиваются с древними искусными моряками – купцами и пиратами - финикийцами и заимствуют у них буквенное письмо. С 776 г. до н.э. греки начинают записывать имена победителей на Олимпийских играх. В VII в. до н.э. греки и лидийцы одновременно изобрели монету. В VII-VI в. до н.э. отстраиваются греческие города, в них появляются каменные храмы и статуи. В VI в. греческие архитекторы уже сооружали огромные мраморные строения - храмы богини Геры на острове Самосе и Артемиды в малоазийском городе Эфесе. В это же столетие скульпторы научились отливать статуи из бронзы.
В VIII в. до н,э. поэты Гомер (как автор двух великих поэм и гимнов разным богам) и Гесиод (как автор «Теогонии» – поэмы о происхождении богов) систематизировали народные представления о богах и стали учителями греков в сфере языческой религии. Благодаря им устоялся пантеон олимпийских богов, окончательно сформировались мифы о царстве богов на горе Олимп. В честь главных богов начинают устраиваться общегреческие спортивные и музыкально-поэтические состязания: Олимпийские (в честь Зевса), Истмийские (в честь Посейдона), Пифийские (в честь Аполлона) игры. В Афинах на празднествах, посвященных богу Дионису, возникают первые театральные представления (VI в.). Главным священным центром Греции становится оракул (прорицалище) Аполлона в Дельфах. Через культ Аполлона греки приобщались к идеалам красоты и мудрости. В Ионии (область на побережье Малой Азии, где были колонии греков ионийского племени) появляются первые философы и историки, которые записывают свои сочинения на папирусе. Древние эпические песни Гомера и Гесиода тоже были записаны, но рождается и господствует новый вид поэзии – лирические стихотворения-песни. Самые замечательные произведения греческой лирики созданы в VII-VI вв. до н.э. В эпоху архаики утверждается представление о кровном единстве всех греческих племен - потомков мифического царя Эллина. Повсеместно распространяются наименования Эллада (Греция) и эллины (греки). В VII-VI вв. до н.э. многие полисы (города-государства) становятся ареной борьбы демоса (народа) и аристократии. Иногда временно власть в том или ином городе захватывают тираны – вожди народа (Писистрат а Афинах, Периандр в Коринфе, Поликрат на острове Самосе и т.д.). При установлении тирании на аристократов (знать) обрушивались репрессии. В иных случаях до тирании дело не доходило, общественные противоречия смягчали мирные посредники-законодатели (Ликург в Спарте, Солон в Афинах и т.д.).
В эпоху архаики благодаря законам Ликурга Спарта стала самым сильным греческим государством. Спартанцы считались лучшими воинами Эллады. Они не занимались физическим трудом, не пользовались деньгами, не употребляли предметов роскоши. Их единственным занятием была война и подготовка к ней. С детства спартанские мальчики получали суровую воинскую закалку. На поле боя спартанский воин или побеждал, или умирал.
Классическая эпоха (V-IV вв. до н.э.) Классика – период наивысшего расцвета греческих городов-государств (полисов). Ведущую роль в эти столетия играли Афины и Спарта. Афины имели демократическое устройство (демократия – власть народа), Спарта – олигархическое (олигархия – власть немногих). С VI в. до н.э. Спарта возглавляла союз олигархических городов Пелопоннеса – Пелопоннесский союз. Во время Греко-персидских войн Афины возглавили, а затем подчинили себе союз приморских греческих городов – Афинский морской союз. В городах афинских союзников насаждалось народовластие. Таким образом, в классическую эпоху весь греческий мир раскололся на два враждебных лагеря – союз демократических и союз олигархических полисов. В V в. до н.э. Афины переживали период наивысшего расцвета демократии. Самыми могущественными органами власти этого полиса были народное собрание (экклесия) и народный суд (гелиэя). Бедняки судили богачей. Через «суд черепков», путем голосования, простой народ отправлял в изгнание самых знатных и знаменитых государственных лидеров. В 50-40-е гг. V века авторитетнейшим афинским политиком был Перикл – аристократ, но убежденный сторонник народовластия. Пятнадцать раз подряд народ вручал ему высшее звание стратега. Годы правления Перикла – время наивысшего расцвета Афинского государства и афинской демократии. В V-IV вв. до н.э. демократические Афины доминировали в области культуры. V в. до н.э. – столетие великих мастеров архитектуры и скульптуры. После замирения с персами, при Перикле, создан замечательный архитектурный ансамбль афинского Акрополя (кремля). Среди его строений – знаменитейший Парфенон, храм девы (богини Афины). Его украсила скульптура великого мастера Фидия. На весь свет прославились такие творения Фидия как статуя Афины-девы в Парфеноне и статуя Зевса Олимпийского в храме этого бога в Олимпии (оба шедевра не сохранились).
В V в. до н.э. жил Сократ – великий праведник и хитроумец, учитель знаменитых философов. В IV в. создали крупнейшие философские школы Платон – ученик Сократа и Аристотель – ученик Платона. В литературе в V в. до н.э. на первое место выдвигается драматургический жанр: создаются замечательные трагедии и комедии. Самые великие трагические поэты жили и творили в Афинах – Эсхил, Софокл, Еврипид. Афинянином был и знаменитейший комедиограф Аристофан. В IV в. жил великий афинский оратор Демосфен. Он был ярым врагом македонского царя Филиппа и произнес против него знаменитые речи – «филиппики». С самого начала классической эпохи, с 500 г. до н.э. на протяжении 50 лет шли греко-персидские войны. В 490 г. до н.э. при персидском царе Дарии огромный персидский морской десант был разбит афинянами у прибрежной афинской деревушки Марафон. В 480 г. афиняне, спартанцы и другие греки общими усилиями отразили миллионную армию царя Ксеркса. Бессмертной славой покрыли себя спартанский царь Леонид и 300 его воинов, оборонявшие узкий Фермопильский проход. Решающее значение имела победа греческого (в основном, афинского) флота над персидской эскадрой в проливе у острова Саламин. Организатор саламинской победы, афинский стратег Фемистокл, стал героем всей Эллады. После этого успеха флот Афинского морского союза на протяжении 30 лет освобождал от персов прибрежные греческие полисы. В конце греко-персидских войн по мирному договору 449 года до н.э. персидские корабли покинули Эгейское море. Во второй половине V века до н.э. внутри греческого мира между Афинами и Спартой разразилась 27-летняя Пелопоннесская война (431 – 404 гг. до н.э.). Победила Спарта, которая около 30 последующих лет командовала всеми греческими полисами. Афины сохранили независимость, но потеряли былое могущество, так как их морской союз был распущен.
В начале IV в. до н.э. в области Беотия (по соседству с Афинами) возродился старинный союз беотийских городов во главе с полисом Фивы. В 371 г. до н.э. в битве при беотийской деревушке Левктра фиванский полководец Эпаминонд разбил непобедимых спартанцев. Совершив несколько походов в Пелопоннес, Эпаминонд развалил Пелопоннесский союз и отторг от Спарты плодородную область Мессению, где находилась основная часть спартанских полей. После этого мощь Спарты рухнула навсегда, она превратилась во второстепенное государство. Как раз в это время, к середине IV века до н.э., на севере Балканского полуострова окрепло Македонское царство. Энергичный македонский царь Филипп II ввел свое войско в Грецию. В 338 г. до н.э. при беотийском городе Херонея объединенная греческая армия, главную силу которой представляли афиняне и фиванцы, вступила в бой за свободу Эллады и проиграла сражение. Греческие города-государства подчинились Македонии, Филипп собрал греческое и македонское войско для похода на Восток, против Персии. После внезапный гибели Филиппа это мероприятие возглавил его сын Александр. Такими событиями заканчивается классическая эпоха – два столетия существования независимых и сильных греческих полисов.
Эллинистическая эпоха (III-I вв. до н.э.) Эллинизм – это эпоха от Александра Македонского до римского завоевания средиземноморских стран. Это время существования независимых греко-восточных царств, образовавшихся после распада империи Александра. 334 – 324 гг. до н.э. – поход Александра на Восток. Завоевана вся Персидская держава, области Средней Азии и северная Индия. Июнь 323 г. – смерть Александра в Вавилоне. После 20 лет ожесточенных распрей полководцы - соратники Александра поделили его державу. Возникли Греко - восточные царства: Сирия или царство (династии) Селевкидов (главные его области – Сирия и Вавилония, столица – Антиохия сирийская), Египет или царство (династии) Птолемеев (главный город – Александрия египетская), Пергам или царство (династии) Атталидов (на побережье Малой Азии). В Македонии после гибели наследников Александра (его сына и сводного брата) воцарилась новая династия, произошедшая от полководца Антигона Одноглазого – династия Антигонидов. Греческие полисы постепенно освободились от власти Македонии, но вели постоянные войны с македонскими царями, посягавшими на их свободу. Главную роль в Греции эллинистической эпохи играл Ахейский союз – объединение городов северного Пелопоннеса (Коринф, Аргос, Сикион и т.д.).
В III в. до н.э. многие греки переселились на восток, в основанные здесь греческие города. Во всех эллинистических царствах господствовала греческая культура. Греческий язык стал международным языком населения Средиземноморья. Иудеи, проживавшие в городах эллинистических стран, говорили на греческом языке, их называли эллинистами. В III в. до н.э. для евреев Александрии была переведена на греческий язык Библия (этот перевод называется Септуагинта, т.е. перевод 70-ти толковников). Некоторые апокрифические книги Библии написаны по-гречески во II в. до н.э. Главные культурные центры эллинистической эпохи – Александрия и Пергам. Здесь находились две самые крупные библиотеки древнего мира. В Александрии был оборудован городок ученых – Музейон. В нем работали и преподавали знаменитые математики, физики, литераторы, врачи, астрономы. Главные философские школы, как и во времена классики, находились в Афинах. Во II в. до н.э. римляне постепенно завоевывали восточное Средиземноморье. В 148 г. до н.э. римской провинцией стала Македония, в 146 г. – Греция (под именем провинция Ахайя), в 133 г. – Пергам (провинция Асия), в 64 г. – Сирия, в 30 г. до н.э - Египет.
Древний Рим
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|