Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место России в мировом производстве продукции машиностроения




По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 15 % экспорта России. Но если взять Японию и Германию, то экспорт их машиностроения составляет:

Таблица 3.

Производство машиностроительной продукции в отдельных странах мира

(начало 90-х).

Страна Доля машиностроения в стоимости обрабатывающей промышленности, % Доля машиностроения в экспорте страны, %
США    
Япония    
Германия    
Франция    
Великобритания    
Италия    
Китай    
Канада    
Бразилия    
Испания    

Источник: сайт Госкомстата www.gks.ru

В настоящее время машиностроительный комплекс РФ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами. К первым относят разрушение предметной специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

К внутренним факторам относят низкую, по сравнению с зарубежными аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Вместе с тем в номенклатуре машиностроения есть конкурентоспособные виды оборудования и техники, пользующиеся спросом на внутреннем и на внешних рынках. В экспорте России, преобладает продукция оборонной промышленности и тяжелого энергетического и транспортного машиностроения.

Российское оружие обладает прекрасными боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но несмотря на это, потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и военной техникой очень сильно подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.

Несмотря на завершение перевооружения армий стран Ближнего и Среднего Востока, этот регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия. Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ закономерно ушли в США, Великобританию и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов

Продажи вооружения в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны США. Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым могут последовать осложнения, ограничивается $350-400 млн. для «недестабилизирующих» систем вооружений. В случае попытки поставить в Иран тактические ракеты, истребители МиГ-29 последних модификаций или современные системы ПВО осложнения в российско-американских отношениях последуют незамедлительно.

У России есть возможность поставлять вооружение в Сирию, Алжир и Египет, но потенциал импорта этих стран далек от емких рынков аравийских импортеров.

Более благоприятные перспективы наращивания российского экспорта вооружений в - Индию и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них $0,6-1 млрд.[16]

Ограничен и европейский рынок. Бывшие соцстраны ориентируются на закупки западного вооружения, хотя экономическая реальность и вынуждает их поддерживать связи с Россией. В 1997 году по крайней мере три европейские страны фигурировали в первой десятке покупателей российского вооружения- Финляндия, Кипр и Венгрия. Всего они получили вооружений на сумму $300-350 млн., но поставки в Финляндию и Венгрию шли в счет погашения долга. В последние годы был зафиксирован динамичный рост военных закупок странами Латинской Америки. Однако из-за противодействия США Россия в лучшем случае может довести среднегодовой объем экспорта в этот регион до $300 млн.[13]

Экспорт тяжелого машиностроения идет главным образом за счет энергетического и металлургического оборудования. Деятельность по расширению географии и номенклатуры экспорта осуществляется через рабочие группы со многими зарубежными странами: Румынией, Болгарией, Словакией, Венгрией, Кубой, КНР, Вьетнамом и многими другими. В тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении конкурентоспособны горная техника, железнодорожные локомотивы, дизельные двигатели, а основное энергетическое оборудование для тепловых и гидростанций соответствует по техническим показателям лучшим мировым образцам.[6]

В станкостроении выделяются модели машин, оборудования и инструмента, которые отвечают основным критериям конкурентоспособности и могут служить базой для расширения экспортных поставок на мировой рынок и закупок на внутреннем рынке. К ним относятся токарно-леворверный модуль Алапаевского завода, сверлильно-фрейзерный станок Куйбышевского СПО, некоторые станки высокой сложности Клинского станкозавода, обрабатывающий центр Коломенского завода тяжелого станкостроения, алмазный порошок производства АО «МПО алмазного инструмента «Томал».[12]

Из выпускаемой строительно-дорожной техники конкурентоспособными являются: асфальтоукладчик «ДС-181» и дорожный каток АО «Раскат», кран на автомобильном ходу АО «Автокран», шагающий экскаватор АО «Уралмаш», гидрооборудование АО «Пневмостроймашина».

Отдельные виды продукции химического и нефтяного машиностроения имеют высокий технический уровень, конкурентоспособны и не уступают зарубежным аналогам. Это крупнотоннажные установки для производства жидких и газообразных криогенных продуктов, емкостное оборудование для хранения и транспортировки жидких криогенных продуктов производства АО «Криогенмаш», а также изделия АО «Гелиймаш». Свыше 50% данного оборудования экспортируется.

Конкурентоспособны и не уступают мировому уровню буровые установки АО «Уралмаш», вагоны метрополитена АО «Метровагонмаш», погрузочная шахтная машина Красногорского машиностроительного завода, магистральный пассажирский тепловоз и дизели холдинговой компании «Коломинский завод».

Экспорт тракторов составляет 20% от объема их производства. Поэтому необходим поиск новых рынков для расширения сбыта сельскохозяйственных машин, соответствующих по своим параметрам мировому уровню. Среди них - тракторы Владимировского, Липецкого, Алтайского тракторных заводов, зерноуборочные комбайны Красноярского комбайнового завода, «Дон 1200» и «Дон 1500» ПО «Ростсельмаш», измельчитель кормов «Волгарь 5» завода «Сызраньсельмаш», грабли-ворошилки завода «Соль-Илецкмаш».[3]

Ряд изделий электротехнической промышленности и приборостроения по техническому уровню и основным параметрам также не уступают аналогам зарубежных фирм. Это турбо- и гидрогенераторы, трансформаторы, крупные электрические машины, электродвигатели, кабели. Но расширение экспортных поставок электротехнической и приборостроительной продукции сдерживается из-за высокой насыщенности ею зарубежных рынков.

Машиностроительные предприятия по отдельности не в состоянии обеспечить комплексную конкурентоспособность своей продукции. Так как понятие конкурентоспособности любого товара, а тем более дорогого и служащего длительный период, включает не только цены и основные технические характеристики, но и многие другие параметры. Всесторонняя оценка конкурентоспособности техники предполагает учет:

n показатели качества продукции - технический уровень, надежность, адаптация к местным условиям, уровень сервиса, ремонтнопригодность, эргономические характеристики, дизайн, а также имидж фирмы-производителя и продавца. Часто предприятия не способны удовлетворить всю совокупность таких требований;

n ценовых показателей - цена, возможность приобретения в кредит, наличие скидок, поддержка государством выпуска дорогой наукоемкой продукции с длительным сроком окупаемости затрат. Здесь приходится учитывать, что западный производитель кредитуется своими банками нередко под гарантии российских правительственных структур. У наших предприятий при острой нехватке оборотных средств, высоких налогах такая возможность отсутствует;

n показатели сбыта - наличие дилерской сети и представительств, охват рынка. Такие функции доступны лишь эффективным производствам;

n продвижение продукции - радио- и телереклама, пресса, прямая реклама, выставки, сувенирная реклама.[2]

Большинство предприятий не может обеспечить комплекс необходимых характеристик конкурентоспособности своей продукции. Но этого часто и не требуется, так как в рыночной экономике немалую часть таких характеристик достигают крупные стратегические посредники. Они признаны занять ту нишу, которую ранее занимала государственная система материально-технического обеспечения. Следовательно, формирование и поддержка таких посредников может считаться одним из основных элементов государственной политики в области повышения конкурентоспособности предприятий машиностроения.

За 1996 год импорт превысил экспорт на 177,3% Причем превышение наблюдается и со странами СНГ (106,6), и с дальним зарубежьем (210,7%). Но в целом за 1996 год наметилась тенденция снижения доли импорта. Эта тенденция сохранилась и в 1997 году, и поэтому возможны положительные сдвиги в развитии отечественного машиностроения. Подтверждает это и показатели доли импорта в объеме продаж на российском рынке некоторых важнейших видов машиностроительной продукции.[4]

Специалисты МВЭС констатируют, что товарная структура внешней торговли РФ в начале 1998 года не претерпела кардинальных изменений. В экспорте преобладали топливно-энергетические товары, на долю которых пришлось более 50% всех поставок, а также черные и цветные металлы (17%); в импорте - продукция машиностроения (35,3%), продовольствие и товары широкого потребления.[6]

Рисунок 2.

Внешнеэкономический оборот машиностроительной продукции

за 1991 –1999 год (млн. долл.)

 

                   
Экспорт                  
Импорт                  


Рисунок 3.

                   
Уд. вес в общем объеме экспорта, % 10,2   4,9 8,4   9,3 9,6 10,8 10,6
Уд. вес в общем объеме импорта, % 33,3 37,7 33,8 35,4 25,8 24,2 23,9 34,9  

По данным журналов «РИСК» 1997 №3-4,

«Внешняя торговля» 1999 №3,

БИКИ №23 29.02.00.

 

Рисунок 4.

ДОЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В ЭКСПОРТЕ США      
                 
                 
Экспорт в млрд. долл. 393,6 416,9 440,4 456,8 502,5 575,9 612,1 686,1
Импорт в млрд. долл.     536,5 589,4 668,6 749,4 803,2 876,1
Уд.вес машиностр. в экспорте США 150,44 166,8 176,16 187,3 175,9 190,1 222,5 274,4
                           
                           

Источники:

1. США: экономика, политика, идеология.,1998,№2,№9.

2. МЭиМО.,1998,№8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...