музыкального руководителя и учителя-логопеда.
И учителя-логопеда в образовательной работе»
Составили: Учитель-логопед Захарова Р.Ш., Музыкальный руководитель Высшей кв. категории Павлова М.Е.
Г. Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: 1 коррекционно-развивающее; 2 информационно-консультативное. Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны: • учитывать структуру речевого нарушения; • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; • всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель строят совместные занятия по следующим принципам. Единые принципы построения совместных занятий: 1 занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии; 2 занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы; 3 принцип всестороннего воздействия; 4 принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений; 5 принцип наглядности; 6 принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий. Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи. Оздоровительные. Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. Образовательно-воспитательные. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать навыки и умения к восприятию музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Коррекционные. Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед: • постановка диафрагмально-речевого дыхания; • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; • совершенствование лексико-грамматической стороны речи; • обучение умению связно выражать свои мысли; • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; • развитие психологической базы речи; • совершенствование мелкой моторики; • логопедизация занятий и режимных моментов. Музыкальный руководитель: Развитие: • слухового внимания и слуховой памяти; • оптико-пространственных представлений; • зрительной ориентировки на собеседника; • координации движений; • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Формирование: • темпа и ритма дыхания и речи; • орального праксиса; • просодики; • фонематического слуха. Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда. · План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. · Журнал взаимодействия. · Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. · Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. · Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д. · Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и др. для профилактики нарушений речи. · Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен.
Координационный план проведения совместных занятий Педагогические задачи. Развитие мелкой моторики (Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо.) Развитие мимики (Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией. Развитие выразительности в пении и танце) Развитие речевого дыхания (Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания. Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце) Развитие голоса (Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба. Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение) Развитие фонематического слуха (Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Музыкально-ритмические движения) Развитие артикуляции (Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием) Развитие грамматического строя речи (Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр) Развитие словаря (Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.)
Развитие диалогической речи (Формирование навыков составления диалога. Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли. Развитие монологической речи. Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен) Развитие коммуникативных навыков (Психологические этюды и коммуникативные игры. Участие детей в музыкальных представлениях). Литература
1 Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001. 2 Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010. 3 Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999. 4 Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997. 5 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М., 1985. 6 Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006. 7 Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005. 8 Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006. 9 Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998. 10 Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002. 11 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007. 12 Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010. 13 Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996. 14 Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997. 15 Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008. 16 Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006. 17 Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000. 18 Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|