Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

музыкального руководителя и учителя-логопеда.

И учителя-логопеда в образовательной работе»

 

 

Составили:

Учитель-логопед Захарова Р.Ш.,

Музыкальный руководитель

Высшей кв. категории Павлова М.Е.

 

 

Г.

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1 коррекционно-развивающее;

2 информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны:

• учитывать структуру речевого нарушения;

• осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

• всесторонне развивать личность дошкольника.

 

И логопед, и музыкальный руководитель строят совместные занятия по следующим принципам.

Единые принципы построения совместных занятий:

1 занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической

работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;

2 занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников

формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;

3 принцип всестороннего воздействия;

4 принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические

приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются

дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых

нарушений;

5 принцип наглядности;

6 принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным

руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные.

Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку.

Образовательно-воспитательные.

Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать навыки и умения к восприятию музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Коррекционные.

Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

• постановка диафрагмально-речевого дыхания;

• укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического

массажа;

• формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых

звуков;

• коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

• обучение умению связно выражать свои мысли;

• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

• развитие психологической базы речи;

• совершенствование мелкой моторики;

• логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие:

• слухового внимания и слуховой памяти;

• оптико-пространственных представлений;

• зрительной ориентировки на собеседника;

• координации движений;

• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

 

Формирование:

• темпа и ритма дыхания и речи;

• орального праксиса;

• просодики;

• фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

 

Формы и виды взаимодействия

музыкального руководителя и учителя-логопеда.

· План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.

· Журнал взаимодействия.

· Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

· Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

· Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

· Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и др. для профилактики нарушений речи.

· Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен.

 

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи.

Развитие мелкой моторики (Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо.)

Развитие мимики (Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией. Развитие выразительности в пении и танце)

Развитие речевого дыхания (Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания. Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце)

Развитие голоса (Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба.

Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение)

Развитие фонематического слуха (Чтение стихотворений с выделением фонем.

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Музыкально-ритмические движения)

Развитие артикуляции (Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием)

Развитие грамматического строя речи (Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр)

Развитие словаря (Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.)

Развитие диалогической речи (Формирование навыков составления диалога.

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи. Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен)

Развитие коммуникативных навыков (Психологические этюды и коммуникативные игры. Участие детей в музыкальных представлениях).

Литература

 

1 Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

2 Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

3 Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.

4 Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

5 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М., 1985.

6 Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

7 Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.

8 Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

9 Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.

10 Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.

11 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

12 Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.

13 Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.

14 Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

15 Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.

16 Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

17 Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.

18 Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...