Глава 2. Формы государственного устройства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Кафедра государственного, муниципального и экономического управления Итоговая контрольная работа Дисциплина: «Основы права»
Тема: «Форма государства»
Выполнила: Гордеева Т. В. Группа 8101 Дата____________
Проверила: Салова А.И.
Новосибирск – 2015 Содержание Введение...........................................................................................................................3 Глава 1. Формы правления.............................................................................................5 1.1 Монархия.................................................................................................................5 1.2 Республика...............................................................................................................7 Глава 2. Формы государственного устройства.........................................................10 2.1 Унитарное государство...........................................................................................10 2.2 Федерация.................................................................................................................11 2.3 Конфедерация..........................................................................................................12 Глава 3. Политический режим.....................................................................................14 3.1 Демократический режим........................................................................................14 3.2 Антидемократический режим................................................................................15 Заключение....................................................................................................................17 Список использованной литературы...........................................................................19 Введение «Территория», «население», «власть» представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства»[1].
Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти. Форма государства зависит от его содержания и определяется им. Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания и др. Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства. Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства. Различаются две формы правления – монархия и республика. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой. Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация). Политический (государственный) режим отражает систему приемов и способов осуществления власти. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы – демократические и авторитарные[2]. Глава 1. Формы правления Монархия
Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя функции главы государства, функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление[3]. Различают абсолютную и конституционную монархию.
В условиях абсолютной монархии принцип представительного правления не используется. Абсолютной является монархия, в которой глава государства выступает единственным субъектом суверенитета. Других носителей права на власть в этих государствах не существует; нет разделения властей, монарх (реальный глава государства) сосредотачивает в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является высшим законодателем – только по его волеизъявлению нормативные акты могут приобретать силу закона. Монарх является верховным судьей, от его имени творится правосудие, он обладает правом помилования. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он пожелает им подчиняться. В этом отношении абсолютная монархия противостоит республике, где все должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом. Таким образом, если для реальной республики характерна законность, власть законов, для реальной монархии (абсолютной монархии) характерно правление людей. В настоящее время безконституционная монархия сохранилась лишь в отдельных странах (например, в султанате Оман). Многие государства с этой формой правления приняли конституции (Непал) и создали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.). Однако по существу такие монархии продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции этих стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер[4]. Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом или парламентом. Причем такое ограничение фиксировано в конституции, или основном законе страны, который монарх не вправе изменить. В принципе, основные ценности и установки конституционной монархии мало чем отличаются от парламентской формы правления. Главное отличие состоит лишь в том, что пост главы государства передается по наследству. В настоящее время конституционная монархия существует в таких странах, как Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция[5]. В зависимости от степени ограничения власти монарха парламентом выделяют два виду конституционной монархии: парламентарную и дуалистическую.
При дуалистической (двойственной) монархии власть юридически и фактически разделена между парламентом, который осуществляет законодательную власть, и монархом, формирующим правительство, ответственное перед ним, и тем самым осуществляющим исполнительную власть. Дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии, Эфиопии, Иране. Наиболее распространенным видом монархии в настоящее время является парламентарная монархия. Правительство формируется парламентским большинством, подотчетно парламенту, а не монарху. Лидер партии, получившей большинство депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха ограничена в сфере законодательной и исполнительной власти. Примером таких монархий являются многие современные государства Европы и Азии: Великобритания, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.[6]
Республика
Республика – форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок[7]. В качестве источника власти выступает народ. В настоящее время из 190 государств мира более 140 – это республики. Основные признаки республики: - коллегиальное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов; - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; - власть производна от избирателей или общенационального представительного органа; - представитель органов власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок; - высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом. Выделяют три основные разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.
Отличительной чертой президентской республики является четкое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Парламент может ограничивать действия президента только при помощи законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы. Классический пример президентской республики 0 Соединенные Штаты Америки, где была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы президентская республика не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Применительно к некоторым странам Латинской Америки, Африки, а также постсоветского пространства используется термин «суперпрезидентская республика». Конституции этих государств предусматривают большее количество полномочий главы государства, чем в традиционных президентских республиках (установление пожизненного президентства, возможность роспуска парламента, высшая юридическая сила президентских указов). В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что при определенных условиях влечет отставку правительства. Глава государства (премьер-министр, канцлер) избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др. Выделяют также смешанную республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Франции и др.[8].
Глава 2. Формы государственного устройства
Читайте также: A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|