Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Формы государственного устройства




Кафедра государственного, муниципального и экономического управления

Итоговая контрольная работа

Дисциплина: «Основы права»

 

Тема:

«Форма государства»

 

 

Выполнила:

Гордеева Т. В.

Группа 8101

Дата____________

 

Проверила:

Салова А.И.

 

 

Новосибирск – 2015

Содержание

Введение...........................................................................................................................3

Глава 1. Формы правления.............................................................................................5

1.1 Монархия.................................................................................................................5

1.2 Республика...............................................................................................................7

Глава 2. Формы государственного устройства.........................................................10

2.1 Унитарное государство...........................................................................................10

2.2 Федерация.................................................................................................................11

2.3 Конфедерация..........................................................................................................12

Глава 3. Политический режим.....................................................................................14

3.1 Демократический режим........................................................................................14

3.2 Антидемократический режим................................................................................15

Заключение....................................................................................................................17

Список использованной литературы...........................................................................19

Введение

«Территория», «население», «власть» представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства»[1].

Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от его содержания и определяется им. Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания и др.

Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства.

Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства. Различаются две формы правления – монархия и республика.

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой. Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация).

Политический (государственный) режим отражает систему приемов и способов осуществления власти. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы – демократические и авторитарные[2].

Глава 1. Формы правления

Монархия

 

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя функции главы государства, функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление[3].

Различают абсолютную и конституционную монархию.

В условиях абсолютной монархии принцип представительного правления не используется. Абсолютной является монархия, в которой глава государства выступает единственным субъектом суверенитета. Других носителей права на власть в этих государствах не существует; нет разделения властей, монарх (реальный глава государства) сосредотачивает в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является высшим законодателем – только по его волеизъявлению нормативные акты могут приобретать силу закона.

Монарх является верховным судьей, от его имени творится правосудие, он обладает правом помилования. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он пожелает им подчиняться. В этом отношении абсолютная монархия противостоит республике, где все должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом. Таким образом, если для реальной республики характерна законность, власть законов, для реальной монархии (абсолютной монархии) характерно правление людей.

В настоящее время безконституционная монархия сохранилась лишь в отдельных странах (например, в султанате Оман). Многие государства с этой формой правления приняли конституции (Непал) и создали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.). Однако по существу такие монархии продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции этих стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер[4].

Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом или парламентом. Причем такое ограничение фиксировано в конституции, или основном законе страны, который монарх не вправе изменить. В принципе, основные ценности и установки конституционной монархии мало чем отличаются от парламентской формы правления. Главное отличие состоит лишь в том, что пост главы государства передается по наследству. В настоящее время конституционная монархия существует в таких странах, как Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция[5].

В зависимости от степени ограничения власти монарха парламентом выделяют два виду конституционной монархии: парламентарную и дуалистическую.

При дуалистической (двойственной) монархии власть юридически и фактически разделена между парламентом, который осуществляет законодательную власть, и монархом, формирующим правительство, ответственное перед ним, и тем самым осуществляющим исполнительную власть. Дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии, Эфиопии, Иране.

Наиболее распространенным видом монархии в настоящее время является парламентарная монархия. Правительство формируется парламентским большинством, подотчетно парламенту, а не монарху. Лидер партии, получившей большинство депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха ограничена в сфере законодательной и исполнительной власти. Примером таких монархий являются многие современные государства Европы и Азии: Великобритания, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.[6]

 

Республика

 

Республика – форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок[7].

В качестве источника власти выступает народ. В настоящее время из 190 государств мира более 140 – это республики.

Основные признаки республики:

- коллегиальное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов;

- принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- власть производна от избирателей или общенационального представительного органа;

- представитель органов власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

- высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Выделяют три основные разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является четкое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Парламент может ограничивать действия президента только при помощи законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы. Классический пример президентской республики 0 Соединенные Штаты Америки, где была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы президентская республика не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.).

Применительно к некоторым странам Латинской Америки, Африки, а также постсоветского пространства используется термин «суперпрезидентская республика». Конституции этих государств предусматривают большее количество полномочий главы государства, чем в традиционных президентских республиках (установление пожизненного президентства, возможность роспуска парламента, высшая юридическая сила президентских указов).

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что при определенных условиях влечет отставку правительства. Глава государства (премьер-министр, канцлер) избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.

Выделяют также смешанную республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Франции и др.[8].

 

Глава 2. Формы государственного устройства

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...